Принципы и подходы к формированию формирования Программы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы и подходы к формированию формирования Программы



Содержание

1. Целевой раздел  
1.1. Пояснительная записка  
1.1.1. Цели и задачи реализации Программы  
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы  
1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики  
1.2 Планируемые результаты освоения Программы  
2. Содержательный раздел  
2.1 Образовательная деятельность в соответствии с образовательной областью «Познавательное развитие»  
2.1.1.  Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов  
2.1.2. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик  
2.1.3. Способы и направления поддержки детской инициативы  
2.2. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников  
2.3.   Учебно-тематический план    
2.4. Мониторинг по образовательной области «Познавательное развитие»  
2.5. Описание реализуемой технологии  
3. Организационный раздел  
3.1. Материально-техническое обеспечение Программы  
3.1.1. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания  
3.1.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды    
3.2. Распорядок и режим дня  
3.3. Традиционные события, праздники и мероприятия  

 

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

Рабочая программа (далее - Программа) по образовательной области «Познавательное развитие» для детей средней группы Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 36» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан.

Программа обеспечивает развитие детей в возрасте 4-5 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по образовательной области «Познавательное развитие».

 

Цели и задачи Программы

Цель реализации Программы:

– развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

– формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;

– формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Задачи реализации Программы:

1. Развивать самостоятельность, инициативу, творчество в познавательно-исследовательской деятельности, поддерживать проявления индивидуальности в исследовательском поведении ребенка, избирательность детских интересов.

2. Совершенствовать познавательные умения: замечать противоречия, формулировать познавательную задачу, использовать разные способы проверки предположений, использовать вариативные способы сравнения, с опорой на систему сенсорных эталонов, упорядочивать, классифицировать объекты действительности, применять результаты познания в разных видах детской деятельности.

3. Развивать умение включаться в коллективное исследование, обсуждать его ход, договариваться о совместных продуктивных действиях, выдвигать и доказывать свои предположения, представлять совместные результаты познания.

4. Воспитывать гуманно-ценностное отношение к миру на основе осознания ребенком некоторых связей и зависимостей в мире, места человека в нем.

5. Обогащать представления о людях, их нравственных качествах, гендерных отличиях, социальных и профессиональных ролях, правилах взаимоотношений взрослых и детей.

6. Способствовать развитию уверенности детей в себе, осознания роста своих достижений, чувства собственного достоинства.

7. Развивать самоконтроль и ответственность за свои действия и поступки.

8. Обогащать представления о родном городе и стране, развивать гражданско-патриотические чувства.

9. Формировать представления о многообразии стран и народов мира, некоторых национальных особенностях людей.

10. Развивать интерес к отдельным фактам истории и культуры родной страны, формировать начала гражданственности.

11. Развивать толерантность по отношению к людям разных национальностей.

Планируемые результаты освоение программы

Целевые ориентиры в рабочей программе определены по образовательной области «Познавательное развитие» для детей дошкольного возраста.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Общие положения

В содержательном разделе представлены:

– описание модулей образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в одной образовательной области: познавательное развитие, с учетом используемых вариативных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;

– описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей, мотивов и интересов.

В соответствии с положениями Стандарта и принципами Программы Организации предоставлено право выбора способов реализации образовательной деятельности в зависимости от конкретных условий, предпочтений педагогического коллектива Организации и других участников образовательных отношений, а также с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их индивидуальных потребностей и интересов. При организации образовательной деятельности по направлениям, обозначенным образовательными областями, ДОУ следует принципам Программы, в частности принципам поддержки разнообразия детства, индивидуализации дошкольного образования, возрастной адекватности образования и другим. Определяя содержание образовательной деятельности в соответствии с этими принципами, принимается во внимание разнообразие интересов и мотивов детей, значительные индивидуальные различия между детьми, неравномерность формирования разных способностей у ребенка, а также особенности социокультурной среды, в которой проживают семьи воспитанников, и особенности места расположения Организации.

Формы работы

Возрастная группа Совместная деятельность Самостоятельная деятельность
6-7 лет, подготовит. к школе группа Наблюдение. Труд в уголке природы, огороде, цветнике. Экологический акции. Экспериментирование, опыты. Моделирование. Беседа. Рассказ. Создание коллекций, музейных экспозиций. . Проблемные ситуации. Экологические досуги, праздники, развлечения. Игры с правилами. Рассматривание. Наблюдение. Экспериментирование. Исследовательская деятельность. Развивающие игры. Моделирование. Деятельность в уголке природы.  

Формы работы

Возрастная группа Совместная деятельность Режимные моменты Самостоятельная деятельность
5-8 лет, подготовит. к школе группа Наблюдение. Беседа. Экскурсии. Экспериментирование. Проектная деятельность. Ребусы. Экскурсии. Наблюдения на прогулке и в уголке природы. Труд в уголке природы. Игры-экспериментирования. Проблемные ситуации.   Игры с природным материалом. Дидактические игры. Наблюдения. Опыты и эксперименты. Интегрированная детская деятельность.

Подготовительная группа

Переход в подготовительную группу связан с изменением статуса дошкольников в детском саду. В общей семье воспитанников детского сада они становятся самыми старшими. Воспитатель помогает детям осознать и эмоционально прочувствовать свое новое положение в детском саду. Такие мотивы, как: «Мы заботимся о малышах», «Мы - помощники воспитателя», «Мы хотим узнать новое о мире и многому научиться», «Мы готовимся к школе», направляют активность старших дошкольников на решение новых, значимых для их развития задач.

Опираясь на характерную для детей седьмого года жизни потребность в самоутверждении и признании со стороны взрослых, воспитатель обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества.

Особо подчеркивает воспитатель роль книги как источника новых знаний. Он показывает детям, как из книги можно получить ответы на самые интересные и сложные вопросы. В «трудных» случаях воспитатель специально обращается к книгам, вместе с детьми находит в книгах решение проблем. Хорошо иллюстрированная книга становится источником новых интересов дошкольников и пробуждает в них стремление к овладению чтением. Для развития детской инициативы и творчества воспитатель проводит отдельные дни необычно – как «День волшебных превращений», «День лесных обитателей». В такие дни виды деятельности и режимные процессы организуются в соответствии с выбранным тематическим замыслом и принятыми ролями: «космонавты» готовят космический корабль, снаряжение, готовят космический завтрак, расшифровывают послания инопланетян, отправляются в путешествие по незнакомой планете и пр. В общей игровой, интересной, совместной деятельности решаются многие важные образовательные задачи.

С семьями воспитанников

Взаимодействие педагога с родителями подготовительной группы.

Воспитатель активно вовлекает родителей в совместные с детьми виды деятельности, помогает устанавливать партнерские взаимоотношения, поощряет активность и самостоятельность детей. В процессе организации разных форм детско-родительского взаимодействия воспитатель способствует развитию родительской уверенности, радости и удовлетворения от общения со своими детьми.

Ориентировать родителей на развитие познавательной деятельности ребенка, обогащение его кругозора, развитие произвольных психических процессов, элементов логического мышления в ходе игр, общения со взрослыми и самостоятельной детской деятельности. Помочь родителям создать условия для развитию организованности, ответственности дошкольника, умений взаимодействия со взрослыми и детьми, способствовать развитию начал социальной активности в совместной с родителями деятельности.

Педагогическая поддержка.

В завершающий период дошкольного образования воспитатель убеждает родителей, в том что подготовка ребенка к школе тесно связана с его социально-личностным развитием, формированием отношения к себе, развитием умений общения и взаимодействия со сверстниками. Для этого воспитатель проводит беседу с родителями «Наши достижения за год», в которой обсуждает с ними успехи детей, учит видеть достижения каждого ребенка, знакомит родителей со способами развития уверенности ребенка в своих силах, чувства самоуважения. Для развития этих умений у родителей педагог организует детско-родительский тренинг «Дай мне сделать самому», в котором помогает родителям анализировать мотивы и поступки детей в ходе совместной деятельности, строить партнерские взаимоотношения со своим ребенком, поощрять его инициативу. Педагогу очень важно в этот период продолжать организацию совместных с родителями творческих и исследовательских проектов дошкольников «Город чудес», «Все мы такие разные» (создание альбома о разных народах мира, их жилищах, занятиях, народных промыслах, любимых играх, сказках), «Птицы нашего края», «Вместе создаем мультфильм». Такие проекты помогут показать детям возможности совместного поиска информации по теме в литературе, Интернет - источниках, возможность воплотить совместные идеи, проявить инициативу и творчество.

2.3. Учебно-тематический план.

месяц Недели Вид НОД Подготовительная группа
сентябрь 3 неделя 14.09.-18.09. занятие «Каков уход – таков и плод»

Октябрь

1 неделя 05.10.-09.10. занятие «Край родной,  на век любимый» 3 неделя 19.10.-23.10. досуг «Разноцветная планета» 4 неделя 26.10.-30.10. занятие «Дружат люди всей земли»

Ноябрь

1 неделя 02.11.-06.11. занятие «Моя родина – Россия» 4 неделя 23.11.-27.11. занятие «Домашние и дикие животные»

Декабрь

1 неделя 30.11.-04.12. занятие «Ёлочка – зеленая иголочка!» 2 неделя 08.02.-12.02. занятие «Зелёные пылесосы» 3 неделя 15.02.-19.02. досуг «Стихии мира» 5 неделя 28.03.-01.04. занятие «Что за прелесть эти сказки. Сказки мира»

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Режим дня и распорядок

Ежедневная организация жизни и деятельности детей в ДОУ осуществляется с учетом:

– построения образовательного процесса в соответствующих возрасту формах работы с детьми: основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра;

– решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

– режим дня в ДОУ соответствует возрастным особенностям детей и способствует их гармоничному развитию. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 4-5 лет составляет 5,5-6 часов.

Самостоятельная деятельность детей 4-5 лет (игры, подготовка к занятиям, личная гигиена) занимает в режиме дня не менее 3-4 часов.

Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая ОД по дополнительному образованию, для детей дошкольного возраста составляет: в средней (дети пятого года жизни) - 12 ОД.

Максимально допустимое количество ОД в первой половине дня в средней группе не превышает двух ОД.

Продолжительность ОД для детей 4-го года жизни - не более 15 минут, для детей 5-го года жизни - не более 20 минут.

ДОУ работает 5 дней в неделю;

- выходные дни - суббота, воскресенье и праздничные дни;

- длительность пребывания детей в ДОУ– 12 часов (с 7.30 до 19.30).

ДОУ имеет четыре режима: теплый период года, холодный период года, каникулярный режим.

Содержание

1. Целевой раздел  
1.1. Пояснительная записка  
1.1.1. Цели и задачи реализации Программы  
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы  
1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики  
1.2 Планируемые результаты освоения Программы  
2. Содержательный раздел  
2.1 Образовательная деятельность в соответствии с образовательной областью «Познавательное развитие»  
2.1.1.  Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов  
2.1.2. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик  
2.1.3. Способы и направления поддержки детской инициативы  
2.2. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников  
2.3.   Учебно-тематический план    
2.4. Мониторинг по образовательной области «Познавательное развитие»  
2.5. Описание реализуемой технологии  
3. Организационный раздел  
3.1. Материально-техническое обеспечение Программы  
3.1.1. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания  
3.1.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды    
3.2. Распорядок и режим дня  
3.3. Традиционные события, праздники и мероприятия  

 

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

Рабочая программа (далее - Программа) по образовательной области «Познавательное развитие» для детей средней группы Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 36» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан.

Программа обеспечивает развитие детей в возрасте 4-5 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по образовательной области «Познавательное развитие».

 

Цели и задачи Программы

Цель реализации Программы:

– развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

– формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;

– формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Задачи реализации Программы:

1. Развивать самостоятельность, инициативу, творчество в познавательно-исследовательской деятельности, поддерживать проявления индивидуальности в исследовательском поведении ребенка, избирательность детских интересов.

2. Совершенствовать познавательные умения: замечать противоречия, формулировать познавательную задачу, использовать разные способы проверки предположений, использовать вариативные способы сравнения, с опорой на систему сенсорных эталонов, упорядочивать, классифицировать объекты действительности, применять результаты познания в разных видах детской деятельности.

3. Развивать умение включаться в коллективное исследование, обсуждать его ход, договариваться о совместных продуктивных действиях, выдвигать и доказывать свои предположения, представлять совместные результаты познания.

4. Воспитывать гуманно-ценностное отношение к миру на основе осознания ребенком некоторых связей и зависимостей в мире, места человека в нем.

5. Обогащать представления о людях, их нравственных качествах, гендерных отличиях, социальных и профессиональных ролях, правилах взаимоотношений взрослых и детей.

6. Способствовать развитию уверенности детей в себе, осознания роста своих достижений, чувства собственного достоинства.

7. Развивать самоконтроль и ответственность за свои действия и поступки.

8. Обогащать представления о родном городе и стране, развивать гражданско-патриотические чувства.

9. Формировать представления о многообразии стран и народов мира, некоторых национальных особенностях людей.

10. Развивать интерес к отдельным фактам истории и культуры родной страны, формировать начала гражданственности.

11. Развивать толерантность по отношению к людям разных национальностей.

Принципы и подходы к формированию формирования Программы

Реализация образовательной программы осуществляется на основе следующих принципов:

1. Поддержка разнообразия детства.

2. Сохранение уникальности и самоценности детства.

3. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей.

4. Уважение личности ребенка.

5. Возрастная адекватность образования.

6. Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития.

7. Индивидуализация дошкольного образования.

8. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.

9. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

10. Сотрудничество с семьей.

11. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

12. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

13. Учет этнокультурной ситуации развития детей

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.81.240 (0.057 с.)