Необходимые ресурсы, способы снижения рисков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Необходимые ресурсы, способы снижения рисков



В целях реализации модели необходимо проанализировать имеющиеся ресурсы школы и создать условия для получения, организации недостающего ресурса. Предусмотреть возможные риски и найти пути их преодоления.

 

Таблица 6. Ресурсное обеспечение модели

Ресурсы Содержание
Организационные Внесение изменений в Положение о стимулировании педагогов, в локальные акты о промежуточной аттестации детей-мигрантов в период адаптации, в должностные обязанности; проведение родительских собраний, издание приказов по основной деятельности и других распорядительных документов
Информационные Размещение необходимой информации для обучающихся и родителей (законных представителей) на русском и языке мигрантов
Кадровые Наличие педагогического потенциала ОУ (классные руководители, педагог–психолог, логопед), обучающиеся ОУ, привлеченные по договору специалисты по работе с детьми-мигрантами (волонтеры, учителя русского языка, специалисты-модераторы); Повышение квалификации, подготовка специальной литературы для педагогов, работа по распространению успешного опыта
Материально-технические Обеспечение доступа в сеть Internet; Наличие учебных кабинетов для проведения занятий и внеурочной работы, лингафонного кабинета, учебников и методических пособий, электронных образовательных ресурсов
Финансовые Использование бюджетных и внебюджетных средств, включая платные образовательные услуги, привлечение средств грантов и спонсоров

Таблица 7. Способы минимизации рисков

Риски

Способы снижения рисков

Кадровые

Отсутствие узких специалистов Привлечение специалистов, обучение педагогов
Недостаточная компетентность работников Повышение квалификации сотрудников общеобразовательного учреждения в области адаптации и интеграции детей-мигрантов
Слабая мотивация педагогов в работе с детьми-мигрантами Разработка системы мер по стимулированию сотрудников ОУ

Матери-альные

Недостаточное учебно-методическое обеспечение Пополнение библиотечного фонда
Недостаточное информационно-техническое обеспечение Приобретение самых необходимых информационно-технических средств обучения

Социальные

Низкая заинтересованность родителей детей-мигрантов в адаптации их детей Проведение информационно-разъяснительной работы с родителями, вовлечение в родительские общественные органы управления (советы класса, школы) отцов детей-мигрантов
Наличие негативных стереотипов родительского сообщества по отношению к мигрантам  Проведение систематической пропедевтической работы с детьми и их родителями, активизация клубной деятельности по интересам
Отсутствие положительной динамики адаптации ребенка-мигранта Привлечение специалистов из муниципальных психолого-педагогических центров, методических служб, организация дистанционного консультирования педагогов со стороны научных работников ПГНИУ и ПГГПУ, коррекция ИОМ и ИПС

Процедурные

Отказ ребенка-мигранта от предложенных дополнительных занятий или от участия в мероприятиях Привлечение специалистов из муниципальных психолого-педагогических центров, методических служб, организация дистанционного консультирования педагогов со стороны научных работников ПГНИУ и ПГГПУ, коррекция ИОМ и ИПС
Отказ одноклассников от волонтерской помощи Привлечения волонтеров из благотворительных организаций, общественных организаций, спортивных и культурных учреждений
Отсутствие учителя для организации дополнительных занятий по русскому языку Привлечение специалистов со стороны, организация дистанционного обучения (консультирования), повышение квалификации педагога.

 

Основным же риском представляется опасность «имитации» деятельности педагогов по таким линиям, как общение и культурное обогащение.

В результате  реализации модели будут достигнуты следующие результаты:

- создание условий для адаптации и интеграции детей-мигрантов в учебно-воспитательный процесс образовательной организации;

- качественное улучшение результативности обучения детей-мигрантов;

- снижение риска возникновения фактов правонарушений.

Заключение

Организационно-управленческая модель адаптации детей-мигрантов в образовательном учреждении   полностью соответствует Федеральному закону № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральному государственному образовательному стандарту  начального общего, основного общего, среднего общего образования в части  обеспечения единства образовательного пространства Российской Федерации и доступности получения качественного общего образования.  Модель позволяет решать задачи по успешной адаптации детей-мигрантов, связанные с повышением  социального  статуса  ребенка-мигранта в новой территориальной и культурной среде, овладением русским языком, снижением  социальной  напряжённости.

Внедряемая модель предусматривает, что дети-мигранты и их родители (законные представители) являются согражданами многонационального и поликультурного российского социума. В связи с этим образовательные задачи дополняются необходимостью их включения в социальное и культурное пространство, целенаправленное воспитание установок законопослушания и уважения к традициям страны проживания, обеспечения возможности участия в жизни местного сообщества.

 

Перечень сокращений

ГБОУ – государственное бюджетное образовательное учреждение

ВПО – высшее профессиональное образование

ДПО – дополнительное профессиональное образование

МАОУ – муниципальное автономное образовательное учреждение

СОШ – средняя общеобразовательная школа

ООН – организация объединенных наций

ПГГПУ – Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет

ПГНИУ – Пермский государственный научно-исследовательский университет

ИОМ – индивидуальный образовательный маршрут

ИПС – индивидуальный план (программа) сопровождения

ОУ – образовательное учреждение

СМИ – средства массовой информации

ШСП – школьная служба примирения

ПМПК - Психолого-медико педагогическая комиссия

Глоссарий

Адаптация – это интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности восприятия окружающей действительности и собственного организма; системы отношений и общения с окружающими, способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха; изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.

Ассимиляция (assimilatio — уподобление, лат.) — процесс усвоения представителями различных этносов (или целыми этносами) языка, культуры, обычаев и традиций той среды, в которой они оказались. В результате утраты своего языка и культурных особенностей происходит изменение этнического самосознания, «слияние» с более крупной этнической общностью.

Беженцы — люди, вынужденные покинуть постоянные места жительства в результате социальных или экологических потрясений (войн, преследований, стихийных бедствий). Проблема беженцев имеет международный характер. При ООН действует Верховный комиссар по делам беженцев. В 1989 г. СССР ратифицировал Международную конвенцию о беженцах. Важнейшей проблемой является обеспечение беженцев жильем, работой, материальной помощью, медицинским обслуживанием и др. Эти обязательства берет на себя государство, предоставившее гражданину статус беженца.

Блог (англ. blog, от web log — интернет-журнал событий, интернет-дневник, онлайн-дневник) - веб-сайт, основное содержимое которого - регулярно добавляемые записи (посты), содержащие текст, изображения или мультимедиа. Под блогами понимаются персональные сайты, которые состоят в основном из личных записей владельца блога и комментариев пользователей к этим записям.

Гражданство — политико-правовая принадлежность личности к государству, в силу которой на нее распространяются законы этого государства, гражданские права и обязанности. Возникает по рождению, в результате приема в гражданство и по др. законным основаниям. Основы гражданства определяются действующей Конституцией государства.

Диаспора (diaspora — рассеяние, греч.) — часть этнической общности, проживающая вне страны своего происхождения, образующаяся обычно в результате вынужденной или добровольной эмиграции.. Членам диаспоры свойственно сохранение памяти о единстве своего происхождения и стремление к консервации стабильных групповых характеристик, отличающих их от остального населения.

Идентичность (identicus — тождественный, одинаковый, лат.) — тождественность, принадлежность кого-то к чем-то, в частности, принадлежность индивида к социальной, этнической, языковой, расовой, конфессиональной и т. п. группе.

Индивидуальная программа сопровождения – индивидуальный план совокупных действий и мероприятий для достижения определенной цели, направленный на одного человека и учитывающий его индивидуальные особенности.

Индивидуальный образовательный маршрут – это движение в образовательном пространстве, создаваемом для ребёнка и его семьи при осуществлении образовательного и психолого-педагогического сопровождения в конкретном образовательном округе.

Интеграция национальная (от integer — целый, лат.) — процесс сближения и объединения людей на основе их этнонациональной принадлежности, вплоть до появления определенной культурной, духовной, социально-экономической общности. В итоге может привести к созданию национального государства либо автономного образования в рамках государства.

Компромисс — соглашение, при котором все участвующие в нем стороны идут на определенные уступки. Достижение компромиссов является одним из важнейших механизмов в урегулировании конфликтов.

Контакты культур — взаимодействия носителей разных культур: прямые и опосредованные, индивидуальные и групповые, пограничные и в зонах смешанного расселения и т. п.

Конфессия (confessio — признание, исповедание, лат.) — вероисповедание. Первоначально термин употреблялся в отношении различных течений протестантизма, сейчас так называют любые религиозные направления, вплоть до мировых религий.

Конфликт (conflictus — столкновение, лат.) вооруженный (насильственный) — политический, социальный или межэтнический конфликт, сопровождающийся применением вооруженной силы со стороны государств или отдельных групп людей.

Конфликт «замороженный» — неурегулированный конфликт, прошедший уже фазу наибольшего обострения и не сопровождающийся масштабным противостоянием сторон.

Конфликт межэтнический (этнический, межнациональный) — форма межгруппового конфликта, противоборствующие стороны в котором определяются и мобилизуются по этническому критерию. Источником конфликта могут быть социальные, политические, экономические противоречия между этническими общностями.

Коренной этнос — этническая общность, сложившаяся в ходе этногенеза на определенной территории и продолжающая жить на этой территории.

Ксенофобия (xenos — чужой, phobos — страх, греч.) — нетерпимость, страх или враждебность ко всему незнакомому, чужому, в частности, к иным этническим (языковым, культурным) или расовым группам. Ксенофобия имеет естественные психологические корни, связанные с атавистическим инстинктом самосохранения человека. Распространенные формы ксенофобии — антисемитизм, кавказофобия, исламофобия, расизм.

Миграция (migratio — переселение, лат.) — перемещение людей или групп людей на другое место жительства, постоянное или временное, на территории своей страны или за ее пределами. Если группа включает лиц одной этнической принадлежности, такие миграции называются этническими. Миграции в зависимости от их причин можно разделить на социально-экономические (переезд в поисках работы, в надежде на улучшение жизни), религиозные (уход от религиозных гонений), семейно-бытовые (в связи с заключением брака или изменением каких-либо семейных обстоятельств), военные (завоевание) и др. Миграции могут быть также добровольными, вынужденными (переезд, вызванный обстоятельствами, но все-таки произошедший в результате решения, принятого самими мигрантами) и принудительными (переезд, осуществленный по распоряжению властей). Кроме того, в зависимости от длительности миграции могут разделяться на временные и постоянные.

Мотивация — активные состояния человека или групп людей, побуждающие их к совершению действий, направленных на удовлетворение индивидуальных или групповых потребностей. В ее основе — мотив, который движет человеком, будь то потребности, инстинкты, эмоции или идеи. От того, каким мотивом побуждается деятельность, нередко зависят ее эффективность и особенности.

Национализм (nationalisme, франц.) — идеология, в основе которой лежит приверженность людей интересам своей нации, ее культурным ценностям, трактовка нации как высшей формы общности. Может иметь самые различные проявления и политическую направленность, от демократической до фашистской. В своих крайних формах представляет собой проповедь национальной исключительности и превосходства, обоснование враждебности по отношению к другим народам.

Национальная политика — система законодательных, идеологических и организационных мер государства, направленных на регулирование межэтнических отношений в стране.

Национальность — принадлежность лица к определенному этносу, то есть устойчивой общности людей, характеризующейся особенностями культуры, психологии, традиций.

Нация (natio — племя, народ, лат.) — высшая форма этнической общности, сложное общественное явление, о сущности которого ведутся дискуссии начиная с ХIХ в., основные трактовки сводятся к следующему: 1) это совокупность людей с общей исторической судьбой, психологическими особенностями и самосознанием: 2) это общность людей, объединенных языком, территорией, экономическими связями, культурой, на зрелой стадии формирования — стремлением к образованию собственного государства; 3) граждане одного государства, вне зависимости от их этнического происхождения и других характеристик.

Полиэтничность (poly — много, греч.; ethnos — народ, лат.) — многочисленность этносов, народов, в частности, внутри одного социума, государства.

Самоидентификация (identificare — отождествлять, лат.) — 1) уподобление себя, подражание «значимому другому»; посредством механизма самоидентификации формируются многие черты личности, поведенческие стереотипы, ценностные ориентации; 2) отождествление себя с какой-либо (большой или малой) социальной группой или общностью, принятие ее целей и ценностей, осознание себя членом этой группы или общности.

Самосознание этническое — осознание и ощущение человеком своей принадлежности к определенному этносу.

Социализация — процесс присвоения человеком социального выработанного опыта, прежде всего системы социальных ролей.

Социетальный уровень - уровень общества в целом, совокупности институтов общества.

Социум – коллектив людей, характеризующийся общностью социальной, экономической и культурной жизни.

Толерантность (tolerantia — терпение, лат.) — 1) терпимость, снисходительность к кому или чему-либо; 2) в социальном аспекте — готовность прислушиваться к мнению оппонента, с должным вниманием относиться к его интересам, совместно искать пути примирения, согласия и мира. Толерантность требует определенного самоограничения. Она базируется на твердых принципах о необходимости урегулирования социальных конфликтов, снятия напряженности в отношениях людей, наций, народов, способствуя равенству, взаимопониманию и взаимному сотрудничеству.

Эмиграция (emigro — выселяюсь, лат.) — выезд граждан из своей страны в другую страну на постоянное жительство по политическим, экономическим, личным и иным причинам.

Этническая идентичность (национальность) — определение человека по принадлежности к определенному этносу.

Этнический стереотип — относительно устойчивые, упрощенные представления о моральных, умственных, физических качествах, присущих представителям других народов, сложившиеся главным образом на уровне обыденного сознания и передаваемые следующему поколению, нередко в виде однозначных характеристик.

Этнос (этническая группа, общность) (ethnos - народ, греч.) - исторически сложившаяся устойчивая общность людей, определяемая единством языка, культуры, самосознания.

Этнофобия (phobos — страх, греч.) — психологическое состояние, идеологическая и политическая ориентация и социальная практика, выражающиеся в культивировании ненависти, враждебности в отношении других этнических общностей. Чаще возникает на массовом уровне, может существовать в скрытой форме, время от времени переходя в активную.

Нормативно правовые акты

Международные:

- Конвенция ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования от
14 декабря 1960 г.;

- Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.;

Российские:                         

- Конституция Российской Федерации;

- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;

- Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года (статьи 3, 4, 5, 67, 105, 106, 107);

- Закон Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации» от 25 октября 1991 г. № 1807-1 (в редакции от 12.03.2014);

- Закон Российской Федерации от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»  (ст. 10, 31);

- Закон Российской Федерации «О государственном языке Российской Федерации» от 01 июня 2005 г. № 53-ФЗ (в редакции от 02.07.2013);

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643);

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644);

- - приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645);

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 января 2014 г. № 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 08-548 «О приеме в общеобразовательные учреждения»;

- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2013 № ВК-844/07 «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации»;

- Письмо Министерства образования и науки РФ от 06.02.2014 № 09-148  «О направлении материалов» – «Модельный кодекс профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».

Литература

1. Адаптация детей мигрантов в школе. Центр молодежных исследований. ВШЭ. Г.Санкт-Петербург. http://youth.hse.spb.ru/adaptaciya-detey-migrantov-v-shkole

2.  Бойко В.В. Методика диагностики общей коммуникативной толерантности, http://gigabaza.ru/doc/35831.html.

3. Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. – СПб., 2002. С.113

4. Кадочникова Г.А. Адаптация подростков-мигрантов в социокультурном пространстве школы уральского промышленного города. г.Челябинск, ФГОУ ВПО «Уральский государственный университет им. А.М.Горького», 2010.

5. Кун М., Макпартленд Т. Кто я?. Модификация Румянцевой Т.В.,http://www.gurutestov.ru/test/18.

6. Макаров А.Я., Социокультурная адаптация детей мигрантов в образовательной среде. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/sotsiokulturnaya-adaptatsiya-detei-migrantov-v-obrazovatelnoi-srede#ixzz3E2UeCNl0

7. Методические рекомендации по организации работы адаптационных групп для детей мигрантов в дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях Новгородской области;

8. Методические рекомендации по социокультурной адаптации мигрантов (иммигрантов) и принимающего общества в образовательной среде Республики Корелии. http://do.gendocs.ru/docs/index-384574.html

9. Печатникова Л. Обучение детей-мигрантов: французский опыт.// «Первое сентября, № 2, 2014, стр. 27-28.

10. Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности. Под ред. Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой и др., М.:МГУ им. М.В. Ломоносова, 2003.

11. Спилберг Ч.Д., Ханина Ю.Л. Шкала самооценки уровня тревожности, http://www.oksanochka.com/.

 


Приложение 1



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.1 (0.06 с.)