Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Устойчивость овладения навыками пср ( по данным группы операторов прецизионных производств )

Поиск

 

Диагностика отсроченных эффектов  – важный завершающий этап работы по оценке эффективности занятий в КПР. Он позволяет определить, насколько стабильны достигнутые позитивные результаты и возможен ли перенос приобретенных навыков ПСРна другие сферы жизнедеятельности человека. Этот этап реализуется через достаточно продолжительное время после завершения курса обучения (от нескольких недель до нескольких месяцев) и проводится в привычных рабочих условиях. В качестве примера, иллюстрирующего способы и процедуры анализа отсроченных эффектов, мы приведем данные, полученные на группе операторов-микроскопистов, занятых на прецизионных операциях по сборке интегральных схем (Леонова  и др., 1988а; Родина, 2003; Широкая, 2006). Группа профессионалов указанного профиля проходила достаточно продолжительный курс обучения навыкам ПСРв КПР, который был организован на производстве по заказу администрации предприятия. Помимо диагностики актуальных и пролонгированных эффектов сеансов ПСР, в этой группе проводилась детализированная оценка показателей производительности труда и основных профессионально-важных функций в форме, отражающей динамику работоспособности операторов в течение обычной рабочей смены.

Основным содержанием деятельности операторов-микроскопистов является многократное выполнение точечных операций по распайке интегральных схем под микроскопом (в среднем изготовляется до 600 – 700 единиц продукции за смену). Поэтому данный вид труда характеризуется высокими темпом работы, повышенной зрительной напряженностью и интенсивными когнитивными нагрузками на процессы переработки информации в оперативной памяти. Для данной профессии типичны сдельные формы оплаты труда, что приводит к повышенной эмоциональной напряженности, особенно в конце рабочей смены при формировании состояния «конечного порыва». В соответствии с названными особенностями были отобраны следующие методики для оценки внутрисменной динамики работоспособности:

•хронометраж основных рабочих операций (показатель производительности труда, определялось среднее время выполнения единицы продукции за 5 мин.);

•определение критической частоты слияния мельканий (стандартный тест КЧСМ);

•точность оперативного запоминания (тест «Оперативная память»);

•текущий уровень эмоциональной напряженности («Шкала ситуативной тревожности» Ч. Спилбергера).

Замеры по всему комплексу методик проводились 4 раза в течение смены с равными интервалами, непосредственно на рабочих местах операторов. Для того, чтобы устранить различия в единицах измерения по разным методикам и иметь возможность сопоставлять данные о динамике показателей в рамках единообразной шкалы, использовалась процедура перевода «сырых» тестовых оценок в унифицированный относительный показатель. Для этого применялся ранее апробированный показатель  g (Леонова, 1984, 1988а; Рыжов, 2001), рассчитываемый по формуле:

g = (Xi  − Xфон) / (Xmax  − Хфон), где

Xi  – значение показателя по отдельной методике в конкретном замере;

Xmax  – максимально благоприятное значение показателя по отдельной методике,

Хфон  – принятое за «точку отсчета» значение показателя по отдельной методике; для этого в данном случае мы использовали оценки показателей по каждой из методик, полученных во втором замере, который соответствовал наиболее благополучному периоду рабочей смены у этой категории профессионалов.

Обучение навыкам ПСР проводилось в специально организованном кабинете, расположенном в непосредственной близости от рабочих мест (см. главу 4, а также: Леонова  и др., 1988б). Занятия проводились с небольшими группами операторов (по 6 человек в каждой) под непосредственным руководством психолога. Реализация программы включала не менее 24 сеансов ПСР, проводившихся в каждой группе на протяжении 8 недель. Полный курс обучения прошли 18 человек – женщины в возрасте от 20 до 42 лет, ранее не владевшие техниками ПСР.

Для оценки отсроченных эффектов релаксационных воздействий сравнивались данные по всей выборке операторов-микроскопистов, полученные в исходном тестовом замере  (до начала занятий в КПР) и через 3 месяца  после окончания цикла обучения. Достоверность обнаруженных сдвигов определялась с помощью однофакторного дисперсионного анализа.

В целом, полученные результаты убедительно свидетельствуют о наличии стойких отсроченных эффектов, проявляющихся в заметном улучшении практически по всем показателям работоспособности через достаточно продолжительное время после окончания занятий в КПР (см. таблицу 22). Суммируя оценки показателей по каждой из методик за всю смену, в целом можно охарактеризовать позитивные сдвиги следующим образом. В отсроченных замерах существенно возрастает производительность труда – скорость выполнения основных рабочих операций повышается в среднем на 10,5 %. Улучшаются показатели профессионально-важных функций: дифференциальная зрительная чувствительность (методика КЧСМ) возрастает на 11,3 %, а точность оперативного запоминания – на 18,8 %. Несколько слабее выражена тенденция к нормализации уровня эмоциональной напряженности – снижение уровня ситуативной тревожности составляет в среднем 3,2 %. Однако в последнем случае за этим небольшим по величине усредненным сдвигом скрывается существенное уменьшение разброса в значениях показателя ситуативной тревожности в разные периоды смены (см. ниже).

 

Таблица 22

Отсроченные эффекты обучения ПСР (усредненные данные по всей группе занимавшихся)

* В таблице приведены абсолютные значения по каждому показателю.

 

Рис. 12. Отсроченные эффекты обучения навыкам саморегуляции состояний: динамика работоспособности в течение рабочей смены у операторов прецизионных производств

 

Еще в более отчетливом виде оптимизирующий характер обучения навыкам ПСР проявляется в данных об изменении сменной динамики работоспособности,  наблюдаемой при проведении отсроченного тестирования. Произошедшие изменения кривой работоспособности, как в кумулятивной форме, так и со стороны ее основных компонентов, легко проследить по графикам, представленным на рисунке 12.

В показателях фонового тестирования, проведенного до начала занятий в КПР, прослеживается типичная для данного вида труда неоптимальная картина динамики работоспособности в течение рабочей смены (Леонова, 1988а, Широкая, 2006). Для нее характерно следующее: слишком продолжительный период врабатывания, короткий и нестабильный период оптимальной работоспособности, быстрое развитие выраженных степеней острого утомления, плохо компенсируемого в конце рабочего дня даже при наличии высокой мотивации на «выполнение нормы». Наиболее выраженными негативными проявлениями этой динамики можно считать заметные колебания производительности труда и нарастание ситуативной тревожности в течение всей рабочей смены, достигающей максимальных степеней в конце дня.

В результатах, полученных через 3 месяца после завершения занятий в КПР, четко проявляется нормализация кривой работоспособности в течение всего дня. Во-первых, значения показателей по всем методикам, выполняемым на протяжении рабочей смены, смещаются в зону более оптимальных значений по сравнению с исходным уровнем. Кроме того, менее выраженной становится разница между отдельными замерами, что говорит о стабилизации уровня функционирования психофизиологических и когнитивных систем, обеспечивающих выполнение деятельности. В большей степени проявляется согласованность в протекании сенсорных и когнитивных процессов – показатели методики КЧСМ и оперативной памяти тесно связаны между собой (коэффициент корреляции Спирмена r=0,652, p≤0,05). Их изменения в целом совпадают с динамикой производительности труда. Кардинальным образом меняется характер мотивационной стимуляции деятельности за счет привлечения дополнительных эмоциональных ресурсов. В данных исходного тестирования можно проследить в буквальном смысле слова «обвальное» нарастание показателя ситуативной тревожности от начала к концу рабочего дня. Эта картина резко меняется при проведении отсроченного тестирования. Оценки ситуативной тревожности «зафиксированы» на относительно постоянном уровне на протяжении всей рабочей смены и находятся в диапазоне умеренных значений, что вполне соответствуют интенсивности рабочих нагрузок у данной категории профессионалов.

В целом, наиболее существенные черты отсроченного влияния занятий в КПР на независимые показатели успешности деятельности и, в интегрированном виде, на особенности сменной динамики работоспособности сводятся к следующему:

•становится менее выраженным и сглаживается протекание периода врабатывания, который фактически не затрагивает показатели производительности труда;

•замедляется рост симптоматики некомпенсируемого утомления со стороны зрительного напряжения и истощения когнитивных ресурсов на протяжении второй половины смены;

•стабилизируется уровень эмоциональной напряженности, характеризующийся умеренной степенью переживаний ситуативной тревожности в течение всего рабочего дня.

Таким образом, основным вектором в проявлениях отсроченного влияния курса занятий в КПР является нормализация  сменной динамики работоспособности, что прямо не связано с характером релаксационных воздействий. Поэтому в данном случае можно говорить о достаточно глубоком освоении навыков ПСР,что позволяет использовать их в более широком спектре жизненных ситуаций, например, для снижения напряженности и профилактики накопления утомления в повседневной профессиональной деятельности.

Кроме того, подобная генерализация навыков ПСР способствует устойчивому снижению симптоматики накопления острого утомления и перенапряжения. Так, параллельно с оценкой сменной динамики работоспособности у части обследованной группы операторов-микроскопистов (11 человек) проводилась диагностика степени выраженности хронического утомления. Результаты сравнения данных, полученных в исходном тестировании и через 3 месяца после окончания занятий в КПР, указывают на достоверное уменьшение проявлений этого негативного состояния как в количественном, так и в качественном отношении (см. таблицу 23).

 

Таблица 23



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.164.100 (0.01 с.)