Общая классификация методов оптимизации ФС 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая классификация методов оптимизации ФС



 

Организация работы по борьбе со стрессом в условиях повседневной психологической практики может принимать самые разные формы. В публикациях последних лет они чаще всего представлены в виде различных программ стресс-менеджмента, комплексов превентивно-оздоровительных мероприятий, тренингов по устранению поведенческих риск-факторов (курения, алкоголизма, агрессивности), техник тайм-менеджмента и др. (Гринберг, 2004; Никифоров, 2005; Quick  et al., 1997; Schabracq  et al. (eds.), 1996 и др.). Однако в содержание каждой из названных психологических практик в качестве одной из главных составных частей входят приемы и методы воздействия на состояние человека.

Существует множество способов улучшения или нормализации состояния человека. При этом на одном полюсе сосредоточен обширный класс сугубо рационалистичных методов «усовершенствования» объективных характеристик деятельности, традиционно разрабатываемых в эргономике и других науках о «человеческом факторе» – таких, как дизайн рабочих мест и технических средств деятельности, оптимизация режимов труда и отдыха, специальное обучение и профессиональная подготовка, нормализация условий среды обитания (Зараковский, Павлов, 1987; Справочник по инженерной психологии, 1982; Мунипов, Зинченко,2001; Человеческий фактор, 1991; Стрелков, 2001). К другому полюсу относятся различные эзотерические способы  воздействия на человека, например, техники изменения состояний сознания, взятые из различных философско-религиозных учений: йоги, дзен-буддизма, суфизма и др. (Бродов, 1967; Гройсман, 2002; Эверли, Розенфельд, 1985).

Между этими полярными и фактически непересекающимися сферами человеко-ориентированных практик лежит весьма разнообразный спектр других способов оказания воздействия на состояние человека. По отношению к некоторым из них в среде специалистов уже сложилось мнение о правомерности и целесообразности применения в реальных жизненных ситуациях, а для других этот вопрос пока остается дискуссионным. Нам представляется, что для профессионального психолога важно иметь детализированное представление о существующих общих направлениях и конкретных методах воздействия на состояние человека, получая при этом возможность критически отнестись к их теоретической и практической ценности. Без этого он оказывается «безоружным» перед лицом решения серьезных прикладных задач.

Научная литература, в которой можно найти более или менее подробную характеристику основных направлений психопрофилактической работы, весьма обширна[2]. Так, например, опубликованы сотни работ, посвященных методу аутогенной тренировки в его различных модификациях (см. разделы 2.6 и 2.7). В то же время, интенсивная разработка многих методов и средств воздействия на состояние человека проводилась в рамках разных научных дисциплин – прежде всего в медицине, физиологии, психотерапии и психокоррекции. Долгое время они не имели прямого отношения к проблеме оптимизации ФС человека, не отягощенного грузом серьезных психологических проблем и нарушений здоровья. Существуют также и успешные попытки анализа и систематизации профилактических средств по отношению к отдельным сферам человеческой деятельности, связанным с повышенной напряженностью и ответственностью – спорту, особым условиям операторского труда, обучению в высшей школе (Габдреева,1983; Дикая, 2003; Дикая, Гримак и др., 1983; Кузнецова, 1993; Марищук, Евдокимов, 2001; Семикин, 1986).

 

Рис. 1. Основные парадигмы проведения психологических работ по оптимизации состояния человека

 

Вместе с тем, для «обычных», или массовых, видов профессий эта задача еще ждет своего решения, хотя и они давно стали напряженными и высоко ответственными. Об этом свидетельствуют данные о проявлениях стресса в деятельности врачей, учителей, менеджеров, офисных служащих и др. (Величковская, 2005; Водопьянова, Старченкова, 2006; Качина, 2006; Кузнецова, 1993; Купер, Маршалл, 1995). Начать детальное обсуждение вопроса о средствах воздействия на ФС работающего человека, по-видимому, следует с выделения общих оснований для классификации существующих оптимизационных мероприятий.

Нам представляется, что наиболее четкими и логически обоснованными критериями для создания такой классификации являются разграничение типов направленности  оказываемого влияния и определение влияния на состояние человека с учетом той позиции, которую занимает субъект воздействия. Обобщая сведения о доминирующей целевой ориентации различных способов оптимизации состояния, можно выделить принципиально отличающиеся парадигмы проведения такой работы (см. рисунок 1). Оптимизирующие воздействия могут быть направлены на устранение объективно существующих источников неблагополучия в той ситуации, в которой живет и действует человек. В этом случае изменение состояния достигается опосредованным путем, т.е. за счет устранения причин и факторов, провоцирующих его негативную динамику. В других случаях целью оптимизации выступает непосредственно переживаемое человеком состояние, т.е.воздействие прямо ориентировано  на изменение его характеристик в нужную сторону. При этом позиция субъекта может варьировать. Он либо выступает в роли пассивного «потребителя»  (слушает музыку, принимает таблетки, подвергается внушению), либо же активно участвует  в процессе целенаправленного изменения собственного состояния (учится «работать над собой»). Ниже мы более подробно остановимся на характеристике выделенных классов воздействий для того, чтобы содержательно наполнить и обосновать предложенную классификацию методов оптимизации состояний человека.

Известно, что радикальным путем устранения любого нежелательного явления служит искоренение причин его возникновения. В ситуациях профессиональной деятельности практически любая форма оптимизации труда, будь то нормализация условий среды обитания, рациональная организация рабочего пространства, эргономическое проектирование новых технических устройств с целью облегчения выполнения рабочих заданий, может рассматриваться как важная профилактическая мера, поскольку в ходе нее устраняются многие риск-факторы для развития негативных ФС. Так, например, приведение характеристик среды обитания и интенсивности нагрузок в соответствие с известными нормами – основной путь к предотвращению развития состояний острого физического стресса и сопутствующих проявлений повышенной эмоциональной напряженности (Купер, Маршалл, 1995; Ломов, 1982; Poulton, 1978). Подчеркнем, что в этих случаях в качестве основного способа профилактики стресса и нормализации ФС выступает объективное изменение содержательного контекста и условий реализации деятельности.

Такой подход к проблеме разработки оптимизационных мероприятий традиционен и широко представлен в многочисленных разработках по психологии труда, инженерной психологии, эргономике. Его реализация осуществляется в рамках следующих основных направлений:

•рациональная организация процесса труда с точки зрения составления оптимальных алгоритмов работы, типологизации схем решения трудовых задач, обеспечения оптимального распределения временных ресурсов и т.д.;

•усовершенствование орудий и средств технической поддержки деятельности в соответствии с психофизиологическими особенностями человека, направленное на облегчение выполнения наиболее трудоемких операций;

•рациональная организация рабочих мест (и/или рабочих зон) и формирование оптимальной рабочей позы;

•разработка оптимальных режимов труда и отдыха для компенсации своевременным и полноценным отдыхом истощения внутренних ресурсов человека в течение одного рабочего цикла;

•использование рациональных форм чередования различных заданий и обогащение содержания труда для снижения однообразия нагрузок и перенапряжения в работе отдельных психофизиологических систем;

•нормализация условий работы в соответствии с естественными для человека характеристиками среды обитания;

•создание благоприятного социально-психологического климата в группе, повышение материальной и моральной заинтересованности в результатах труда, формирование навыков поддержания трудовой дисциплины, культуры безопасного труда и др.

Действенность такого подхода, основанного на опосредованном устранении источников развития стресса, доказана многочисленными научно-прикладными разработками. Он широко используется в разных сферах практической деятельности – и при модернизации традиционных форм профессиональной активности, и в процессе массового внедрения новых технологий[3]. Однако во многих случаях применимость таких объектно-ориентированных оптимизационных мероприятий имеет существенные ограничения или оказывается просто невозможной.

Подобные ограничения возникают вследствие недостаточного развития существующих технологий, в силу определенных организационных причин или же наличия непреодолимых внешних затруднений (например, работа в условиях высокогорья, жаркого климата, в ситуациях вынужденной длительной изоляции, при участии в ликвидации последствий природных катастроф, военных конфликтах и т.п.). Кроме того, значительное число профессий изначально относятся к категории «опасных», или «экстремальных», – такова содержательная специфика труда в авиации, космонавтике, деятельности военнослужащих, пожарных, спасателей, моряков, работников добывающей промышленности и др.

Более того, при выполнении любого дела человек с неизбежностью сталкивается с разнообразными трудностями, неожиданными ситуациями, необходимостью работать интенсивно и без перерыва в течение слишком длительного времени. Поэтому вряд ли целесообразно стремиться к оптимизации ФС только на основе полной элиминации всех осложняющих деятельность факторов, тем более что это практически никогда полностью недостижимо. Не менее важно использовать и возможности оказания непосредственного, или прямого,  воздействия на состояние человека в целях управления ходом его развития. Такой подход к проблеме оптимизации состояния человека нельзя реализовать без учета психологических особенностей субъекта воздействия, поэтомуего в узком смысле слова следует обозначить как психопрофилактический.

Существует несколько классификаций методов непосредственного управления и регуляции состояний человека (Габдреева,1983; Дикая, Гримак, 1983; Некрасов  и др., 1985; De Keyser  & Leonova  (eds.), 2001). Основу одной из них составляет направленность воздействий на определенный уровень функционирования психофизиологических систем (Дикая, Гримак, 1983). В этом случае все способы и приемы классифицируются на основании того, с помощью каких активизирующих и/или регулирующих систем организма они реализуются: неспецифических, специфических, когнитивно-мотивационных и др., т.е. по механизму  осуществляемого воздействия. Другие авторы (Некрасов и др., 1985) основное внимание уделяют методическим особенностям  использования разных процедур. Так, выделяются вербальные и невербальные методики управления состоянием, аппаратурные и неаппаратурные техники (в частности, применение психофизиологических индикаторов состояния по методу биологической обратной связи (БОС) и др.).

По нашему мнению, при разработке обобщенной классификации данного класса методов следует в первую очередь учесть, в какой позиции находится человек по отношению к оказываемому воздействию. Он может либо просто испытывать или «переживать» поступающие извне влияния (при этом совсем не обязательно без его желания), либо же активно участвовать в процессе изменения своего состояния. В последнем случае говорят о процессе самоуправления, или саморегуляции,  состояния, в ходе которого субъектом используются уже существующие или формируются новые внутренние навыки «совладания» с собой. Поэтому, с некоторой долей условности, можно подразделить методы прямого или непосредственного воздействия на состояние человека на две основные группы: (1) внешней (пассивный субъект) и (2) активной внутренней вовлеченности (активный субъект).

В обобщенном виде предложенная классификация методов профилактики стресса и оптимизации состояний человека представлена в таблице 1. Группа методов опосредованного воздействия, направленных на устранение причин развития негативных состояний, была рассмотрена выше. Поэтому более подробно будут проанализированы методы прямого воздействия, которые составляют основное содержание психопрофилактической работы.

 

Таблица 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.248.208 (0.012 с.)