Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Расширение границ на востокеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В 1547 г. идея «Москва - Третий Рим» воплощается в том, что Иван IV Васильевич принимает титул «царя». Молодой правитель, опираясь на своих сподвижников из «Избранной Рады», проводит ряд реформ, в том числе изменяя порядок службы поместного войска. Формируются стрелецкие и казацкие войска, на службу принимаются иностранные офицеры. Тогда же было упорядочено управление вооруженными силами, в дополнение к Разрядному и Поместному приказами, созданы Стрелецкий, Пушкарский, Бронный, Каменных дел и другие приказы. Располагая более многочисленной и лучше организованной армией, правительство приступило к покорению Северного и Нижнего Поволжья, Северного Кавказа и Западной Сибири.[130] Помимо военной подготовки, религиозные деятели русской православной церкви поддерживали завоевательные походы на Восток, с одной стороны опираясь на идею «Москва – третий Рим», с другой помня иго Орды. Вот как говорит об этой ситуации М.Г. Худяков: «Духовенство, бывшее самой образованной частью русского общества, тяжелее всего переживало гнет татарского ига и больше всего скорбело о нем в проповедях, поучениях, летописях, житиях и прочих произведениях своей мысли, несмотря на то, что в материальном отношении духовенству жилось при татарах легко, сравнительно с остальной частью народа. Для духовенства казанцы были теми же ненавистными «безбожными», «погаными» татарами, которые наложили на русских татарское иго, и как только русский народ почувствовал свою силу, в среде духовенства возникла мысль о мести и о борьбе с иноверцами-мусульманами».[131] Некоторые историки считают, что с 1542 по 1553 все важные государственные дела в стране решались с позволения высшего церковного духовенства, во главе с Макарием. Так перед походом 1550 года царь «совет сотворяет со отцем своим Макарием митрополитом»: перед началом похода «Макарей митрополит да владыка Крутицкий Савва с своим собором приехали в Володимер, и царя великого князя Ивана Васильевича митрополит благословил на земское дело итти, на клятвопреступников казанцев»; перед армией митрополит произносит речи — «поучает и благословляет митрополит бояр и воевод я князей всех людей воинства царева».[132] Летом 1552 г. начался третий поход русского войска на Казань. Во главе войска встал Иван IV Грозный. В августе 1552 г. началась осада города. В подкрепление к русским войскам под осажденную Казань прибыла армия донских казаков, военно-служилого сословия Приазовья, стороживших южные границы Русского государства. Город был захвачен в октябре 1552 г.
Перед генеральным штурмом Казани, намеченным на воскресенье 2 октября, Иван IV еще раз предложил жителям города сдаться. На что они ответили: «Не бьем челом! На стенах Русь, на башне Русь – ничего: мы другую стену поставим и все помрем или отсидимся».[133] Было потно, что без кровопролития не обойдется. Иван обратился к воинам со словами: «Я с вами сам пришел. Лучше мне здесь умереть, нежели жить и видеть за свои грехи Христа хулимого и поруганных мне от Бога христиан, мучимых от безбожных казанцев».[134] После страшная бойни 2 октября Казань была взята. Иван IV приказал брать в плен брать только женщин и детей, а всех мужчин уничтожить. Все высшие сановники страны поздравляли Ивана IV, в том числе князь Владимир Андреевич говорил: «Радуйся, царь православный, божиею благодатию победивший супостатов! Будь здоров на многие лета на Богом дарованном тебе царстве Казанском! Ты по Боге наш заступник от безбожных агарян; тобою теперь бедные христиане освобождаются навеки и нечестивое место освящается благодатию».[135] Последний казанский хан Ядигар-Магмет был крещен и получил имя Симеон Касаевич. Он стал хорошим верноподданным Ивана IV Грозного, получив во владении Звенигород, и воевал на стороне России против Запада. Еще одним из итогов штурма Казани было освобождение множества русских пленников, которые получили свободу. Победа над Казанским ханством была воплощена и в архитектуре. В 1561 г. русские мастера Барма и Постник возвели Покровский собор более известный как храм Василия Блаженного в Москве. В течение пяти лет Русскому государству пришлось подавлять остатки сопротивления в Казанском ханстве. Затем последовало присоединение Башкирии, а в 1556 г. – и Астрахани. Астраханское ханство было слабым из-за внутренних противоречий. В нем существовало две партии: одни тяготели к Москве, возглавляемые князем Исмаилом, другие во главе с ханом Дервиш-Али, тяготели к крымскому ханству. После того как сторонники крымского хана выгнали из Астрахани русского посла, Иван Грозный послал туда стрельцов и казаков. Серьезного противостояния русскому царю, как Казанское ханство, Астрахань дать не могла. После этого события Ногайская орда, перемещавшаяся в Заволжье, признала Ивана Грозного своим правителем.
В итоге все Среднее Поволжье было присоединено к России. Волга стала русской рекой, что повлекло за особой развитие экономических связей со странами Востока. Начинается продвижение России за Урал в Сибирь, а так же начинается сближение с народами Кавказа. Так в 1558 г. правители Кабарды признали власть российского царя, и на Тереке стало формироваться казачье войско Российское государство стало развиваться как многонациональное государство, где в основном мирным способом, через переселенцев распространялось православие, русская культура, традиции и быт. Начинается воплощение идеи «Москва – Третий Рим» на Востоке. Следующим этапом продвижение России на Восток стало покорение Сибири. Обычно этот сюжет связывают с Ермаком Тимофеевичем, но покорение Ермака Сибирского ханства не было первым военным походом за Урал. Самые первые сведения о военном походе русских в Сибирь относятся к 1384 году, когда новгородский отряд прошел на Печору, и далее, северным походом через Урал, на Обь. 6 апреля 1579 г., большой отряд волжских казаков, был нанят на службу крупнейшими русскими солепромышленниками Строгановыми. Большинство современных ученых вслед за владычным дьяком Саввой Есиповым, сочинившим «летопись Сибирское царство и княжение, и о взятии, и Тоболске граде» (1636 г.), определяет численность «дружины» Ермака в 540 человек.[136] Владения Строгоновых, располагавшихся на востоке, периодически грабили сибирские татары, ханты и манси. Казачье войско, во главе с Ермаком Тимофеевичем, Строгановы на завоевание. Количество нанятых купцами казаков было (оно заметно превосходило число, например, всех гребенских и терских казаков), однако Строгановы еще больше увеличили его за счет собственных отрядов. 1 сентября 1581 г. в поход за Уральские горы выступило около 1500 воинов, вооруженных самым современным для того времени оружием, в том числе семипяденными пищалями и испанскими аркебузами. Кроме Ермака казачью армию возглавляли атаманы Иван Кольцо, Яков Михайлов, Никита Пан, Матвей Мещеряк. [137] Первая встреча казаков и подданных Кучума произошла на территории современной Свердловской области. Казаки были встречены стрелами из луков, в ответ полетели ядра из пушек. Была захвачена столица в нынешней Тюменской области. Во главе Сибирского ханства находился Кучум, власть в совей стране он поддерживал жестокими методами. Поэтому многие местные народы и в том числе сами татары переходили под власть Ермака и русского царя добровольно. Закаленное в боях с ногайцами, казачье войско сравнительно легко сломило сопротивление сибирских татар и разгромило Орду Кучума. На завоеванных в Западной Сибири территориях стали возникать русские города и остроги, гарнизоны которых состояли преимущественно из служилых казаков. Первой столицей русской Сибири стал Тобольск, где в 1638 г. было 102 конных и 525 пеших казаков, а в 1651 г. 109 конных и 368 пеших казаков, не считая казаков так называемого «литовского списка», которые несли службу вместе с иноземцами. [138]
Продвижение Ермака в Сибирь привело к успешным для Московского царства результатам. Войска Кучума были разбиты, его столица занята. Кучум бежал и долгое время пытался безуспешно вернуть себе власть. Подчинявшиеся ранее ханству племена ханты и манси принесли присягу царю и стали давать «ясак» новой власти. Ермак в 1582 г. отправил послов к царю во главе с доверенным лицом Иваном Кольцо. Доехавший через год посол рассказал Ивану Грозному о покорении Сибири. В помощь казакам был послан князь Болховский с дружиной в триста воинов.[139] Отряд добрался до Ермака только в ноябре 1584 г. по разным причинам (холод отсутствие продовольствия, постоянные стычки с кучумцами) к весне 1585 г. отряд Ермака сократился вдвое. 3 августа 1585 г. атаман Ермак погибает с полусотней бойцов на речке Вагае. После получения сведений о смерти Ермака остатки казаков собрались вместе и решили вернуться в родные края, под руководством атамана Мещеряка. После этого пода началось заселение Сибири русскими первопроходцами, которые несли не только русскую культуру и быт, но и религиозные воззрения о распространении православия на Восток. В результате появились новые остроги: в 1619 г. Енисейский, в 1628 г., Красноярский и в 1632 г. Саянский. В центре острогов всегда стояла церковь которая несла и распространяла все духовные идеи православия. К концу XVII в. русская цивилизация столкнулось с иной конфуцианно-китайской цивилизацией на Амуре. В 1651 г. первопроходец Хабаров основывает на Амуре крепость, а в 1689 г. был заключен первый русско-китайский Нерчинский договор. Последующее освоение Дальнего Востока проходило в XVII в. В итоге к концу XVII в. одним из проявлений идеи «Москва – Третий Рим» стало распространение власти православного царя на Восток и включение территории Сибири в сферу влияния православия. Местные народы стали знакомиться с русской культурой, бытом, ценностями и верой. Русская православная церковь так же стала осваивать эти территории строя здесь церкви, монастыри и скиты, распространяя в основном мирными способами элементы русской цивилизации, заложенной идей «Москва – Третий Рим»
Заключение На основании представленных нами фактов можно сделать вывод, о том, что в связи с изменениями общественного сознания и политического развития историческая наука нашей страны стала проявлять повышенный интерес к теме идеологии московского царства. Современная ситуация требует четкого формулирования новой идеологии России.
Развитие общественного сознания и главенство политической сферы направили историческую науку нашей страны на изучение проблемы «Москва- Третий Рим». Развитие общественно-политической мысли и ее влияние на развитие государственности, становится главной темой в изучении истории русского средневековья. Историографические работы по проблематике общественной мысли до XX века являются чрезвычайно редкими, единичными. Изучение отечественной историографией влияния идеи «Москва-третий Рим» более активно начинает осуществляется с XX века. В российской историографии существуют множество определений словосочетания «Москва - третий Рим»: идея, теория, концепция. Все эти данные понятия применимые к концу XV-начала XVII вв. Теория особого избрания Богом народа или страны для защиты веры или даже для продвижения религиозного учения другим нациям, была глубоко распространена с древности. С принятием христианства Древней Русь в 988 г. стали проникать и развиваться идеи об особом положении русского народа в мире, как народа, одаренного православной веры. Духовные потомки византийцев – православные славяне, воспринявшие идею о продолжающейся священной истории с правом перемещения ее центра, пришли к итогу, что после падения двух Римов - Третий Рим – Москва – будет стоять до кончины века как новое продолжение всемирной империи. В 1523 г. Псковский старец Филофей пишет свое послание Василию III, где было впервые сформулированы основные идеи теории «Москва – третий Рим». Эта мысль укоренилась и развилась на русской почве в силу нескольких объективно сложившихся условий и значимых, ключевых исторических событий: собирание русских земель вокруг Москвы с XIV в., освобождение от ордынского ига в 1480г., Флорентийской унии в 1439 г. и падения Константинополя в 1453 г. Процесс окончательного закрепления автокефалии русской церкви, начавшийся в 1448 г. был завершен учреждением патриаршества в 1589 году при Федоре Иоановиче. Начинается этап трансформации идеи «Москва – третий Рим» от резкого отрицания византийского влияния к мысли, что русская православная церковь является легитимной правопреемницей Римско-Византийского наследия. На протяжении XVI в. идея «Москва – третий Рим» воплощалась как в расширении территории государства, так и в утверждении и признании царского титула другими государствами. Следующим этапом ее существования, будет двуединство правления царя и патриарха. С приходом к власти Романовых начинается новый этап взаимоотношений церкви и государства, как одно из проявлений идеи «Москва – третий Рим». Тогда же в Московском царстве и появилось понятие «симфония властей». Центральное место в «симфонии власти» занимают русский государь и русский патриарх, которые объединяются для совместного построения государственно-церковного механизма и укоренения его в рамках русской цивилизации, ярким примером этого было правление царя Михаила Романова совместно со своим отцом патриархом Филаретом. Вместе с идеей «Москва - третий Рим» в XVII веке появились теории, внешне её напоминавшие, но несущие другой смысл. Например: концепция славянского единства. Данная концепция отражает изменения во внешней политике того времени: объяснение главенство Русского государства и Москвы в православном мире, обоснование переноса духовного наследия христианского Востока в Москву, сохранения христианских святынь и чистоты православной веры.
К середине XVII в. для русской теологической мысли, было намечено продвижение провиденциалистской идеи в основу, уже практически, имперской идеологии и политики. В итоге, ко времени начала царствовании Алексея Михайловича Романова, идея «Москва – третий Рим» стала превращаться из религиозго-историософской в официальную геополитическую доктрину. Одним из итогов вмешательства государства в дела церкви, стал раскол середины XVII в. С конца XV в. процесс собирания русских земель вокруг Москвы практически завершился, и православные правители обратили свой взор на западные земли, когда-то потерянные предками. Иван III Великий поставил задачу присоединить все восточнославянские земли, опираясь на духовно-политическую идею «Москва – Третий Рим». Все русское общество, и внутри Московского государства и за его пределами, разными способами поддерживали эту цель. В итоге всех действий московских правителей к середине XVI века в соответствии с идей «Москва – Третий Рим», разными способами, в том числе опираясь на единство веры, присоединили территории бывшей Древней Руси в одно православное единое централизованное государство во главе с царем. После этого начался этап расширения Московского государства на Восток и юг, в ходе которого пришлось бороться с осколками Золотой орды. В итоге продвижения русского царства на Восток все Среднее Поволжье было присоединено к России. Российское государство стало развиваться как многонациональное государство, где в основном мирным способом, через переселенцев распространялось православие, русская культура, традиции и быт. Начинается воплощение идеи «Москва – Третий Рим» на Востоке, которое продолжилось в ходе покорения Сибири. К концу XVII в. одним из проявлений идеи «Москва – Третий Рим» стало распространение власти православного царя на Восток и включение территории Сибири в сферу влияния православия. Местные народы стали знакомиться с русской культурой, бытом, ценностями и верой. Русская православная церковь так же стала осваивать эти территории строя здесь церкви, монастыри и скиты, распространяя в основном мирными способами элементы русской цивилизации, заложенной идей «Москва – Третий Рим»
Список источников 1. Аристотель. Соч: В 4 т. Т. 4. - М.: Мысль, 1983. - 830 с. 2. Временник Ивана Тимофеева / Подгот. к печати, пер. и коммент. O.A. Державиной; Под ред. В.П. Адриановой-Перетц; Ред. изд-ва Е.Б. Томсинская. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1951 г. - 521 с. 3. Государственная печать // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. 4. Деяния Великого Московского Собора 1666-67 года. 5. Крижанич Ю. Политика. — М., 1965. - 735 с. 6. Олеарий А. «Чтениях Московского Общества Истории и Древностей Российских», 1996г. - 386 с. 7. Олеарий А. Описание путешествия в Московию / Пер. с нем. А. М. Ловягина. — М.: Российские семена, 1996. — 480 с. 8. Книга пророка Даниила. 11:44. 9. Повесть временных лет». Москва – Ленинград, 1950. Том 1-й. 10. Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. Т. I. 1649—1825 годы. – 1071 с. 11. Российский государственный архив древних актов. Ф. 32. Сношение России с Австрией и Германской империй. Оп.3. № 4. Л. 1. 12. Русская социально-политическая мысль. XI - XVII вв. Хрестоматия / Под ред. А.А. Ширинянца, С.В. Перевезенцева. – М.: Издательство Московского университета, 2011. — 728 с. 13. Пересветов И. Соч. М.; Л., 1956; 14. Послание старца Филофея великому князю Василию III о содомском блуде// Библиотека литературы Древней Руси. Т. 9. Конец XV – первая половина XVI века. – СПб.: Наука, 2006. — 566 с. 15. Царский и Императорский титул // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. М.: Терра, 2001. — 40 726 с. 16. Чин наречения и поставления на патриаршеский российский престол преосвященного Филарета Никитича, Ростовского митрополита // Древняя российская вивлиофика. — Изд. 2-е. — М.: 1788. — Т. 6.
Список литературы 1. Баталов А.Л. Гроб Господен в замысле «святая святых» Бориса Годунова // Иерусалим в русской культуре. М., 1994 г. – 171 с. 2. Бердяев. Н.А. Царство Божие и царство кесаря // Путь. — 1925. — № 1. — 31-52 с. 3. Бердяев. Н.А. 4. Волков В. А. Войны и войска Московского государства (конец XV — первая половина XVII вв.). — М.: Эксмо, 2004. — 572 с. 5. Гухман С.Н. Сказания о даре шаха Аббаса России: Автореф. дис.... канд. филол. наук. АН СССР. ИРЛИ. — Л., 1973. — 18 с. 6. Гольдберг А.Л. Три «послания Филофея» (Опыт текстологического анализа) 1974 г. - 29 с. 7. Гольдберг А.Л. Идея «Москва — Третий Рим» в цикле сочинений первой половины XVIв. Л., 1983. Т. 37. - 11 с. 8. Державина О.А. Дьяк Иван Тимофеев и его «Временник» // Временник Ивана Тимофеева. М.; Л., 1951. – 466 с. 9. Дмитриева Р.П. Сказание о князьях владимирских. М.; Л., 1955г. - 115 с. 10. Дмитриева Р.П. О текстологической зависимости между разными видами рассказа о потомках Августа и о дарах Мономаха // ТОДРЛ. Т. 30. – 14 с. 11. Дьяконов М. А. Власть московских государей: Очерк из истории политических идей древней Руси до конца XVI в. СПб., 1889; 12. Живов В. М. «Круглый стол: 1000-летие христианизации Руси». «Советское славяноведение». №6, 1988.
13. Зеньковский В. В. История русской философии / Вступ. ст., подгот. и примеч. В. В. Сербиненко. — М., 2001. — 880 с. 14. Зернов Н. Москва — третий Рим // Лондон. Путь. 1936 г. No 51. 13-18 с. 15. Зимин А.А. «Сказание о князьях владимирских» М.; Л., 1955 // Исторический архив. 1956 г. – 215 с. 16. Зимин А.А. Россия на пороге нового времени (Очерки политической истории первой трети XVI в.). М., 1972 г. – 497 с. 17. Зимин А.А Россия на рубеже XV—XVI столетий. М., 1982 г. - 333 с. 18. Зимин А.А., Хорошкевич А.Л. Россия времени Ивана Грозного. М., 1982 г. – 194 с. 19. Золотухина Н.М. Развитие русской средневековой политико-правовой мысли. М., 1985. – 200 с. 20. Золотухина Н.М. Политико-правовая мысль периода сословно-представительной монархии (середина XVI— середина XVII в.) // История политических и право-вых учений: Средние века и Возрождение. М., 1986 г. - 33 с. 21. Золтан А. К предыстории русск. «государь» // Из истории русской культуры. Киевская и Московская Русь / Сост. А. Ф. Литвина, Ф. Б. Успенский. — М.: Языки славянской культуры, 2002. — Т. II. Кн. 1. 590 с. 22. Иванов А.Б. Третий Рим: Русь в XIV—XVII веках. М., 1996 г. – 126 с. 23. Ильин В. В. Российская государственность: истоки, традиции, перспективы. — М.: Изд-во МГУ, 1997. – 384 с. 24. Каган М.Д. Сказания о даре шаха Аббаса // СПб., 1998. Вып. 3. Ч. 3. 25. Казакова Н.А. Максим Грек в советской историографии // ВИ. 1973. No 5. – 9 с. 26. Казакова Н.А. Проблемы русской общественной мысли конца XV— первой трети XVI в. в советской историографии. 1987 г. No 1. – 9 с. 27. Каптерев Н. Ф. Характер отношений России к православному Востоку в XVI и XVII столетиях. 2-е изд. Сергиев Посад, 1914; 28. Карташев А. «Православие в его отношении к историческому процессу». «Церковь. История. Россия». Издательство «Пробел», М. 1996 г. 301 с. 29. Каравашкин А.В. Мифы московской Руси: жизнь и борьба идей в XVI веке // Россия XXI. 1998. No 11—12; 30. Каравашкин А.В. Московская Русь и «Ромейское царство». 1999 г. No 3; 31. Карташев А. «Судьбы Святой Руси». «Церковь. История. Россия». Издательство «Пробел», М., 1996. 32. Кириллов И.А. Третий Рим: Очерк исторического развития идеи русского мессианизма. М., 1914. - 100 с. 33. Котошихин Г. К. О России в царствование Алексея Михайловича / Пред. Г. А. Леонтьевой. — М., 2000г. – 260 с. 34. Кудрявцев М.П. Москва — Третий Рим: Историко-градостроительное исследование. М., 1994 г. - 256 с. 35. Кудрявцев М.П. Третий Рим // Три Рима / Сост. Н.Н.Лисовой, Т.А.Соколова. М., 2001 г. 463 с. 36. Кузьмин А.Г. Публицистика и общественная мысль // Очерки русской культуры XVI в. М., 1977. Ч. 2. – 448 с. 37. Карташев А. «Православие в его отношении к историческому процессу». «Церковь. История. Россия». Издательство «Пробел», М., 1996. 38. Лакиер А. Б. История титула государей России // Журнал Министерства народного просвещения. — СПб., 1847. — Т. LVI, № 11. – 314 с. 39. Левшун Л. В. «История восточнославянского книжного слова 11 – 17 вв.». Минск: «Экономпресс», 2001. 40. Лихачев Д.С. К вопросу о теории Русского государства в конце XV и в XVIв. // Исторический журнал. 1944 г. No 7—8. - 31-38 с. 41. Лихачев Д.С. Национальное самосознание древней Руси: Очерки из области русской литературы IX—XVII вв. М.; Л., 1945. – 119 с. 42. Лихачев Д.С. Литература «государственного устроения» (середина XVI века) // Памятники литературы Древней Руси: Cередина XVI века. М., 1985. – 5-16 с. 43. Лурье Я.С. Вопросы внешней и внутренней политики в посланиях Ивана Грозного // Послания Ивана Грозного. М.; Л., 1951. - 522 с. 44. Лурье Я.С. От Древнего Рима до России XX в.: преемственность имперской традиции // Общественные науки и современность. 1997. No 4. 123-133 с. 45. Малинин В. Н. Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания. К., 1901; 46. Неволин Ю.А. Влияние идеи «Москва — третий Рим» на традиции древнерусского изобразительного искусства // Искусство христианского мира. М., 1996. Вып. 1. - 15 с. 47. Нечкина М.В. Очерки истории исторической науки в СССР / Под ред. М.Н.Тихомирова, М.А.Алпатова, А.Л.Сидорова. М., 1955. Т. 1. - 689 с. 48. Опарина Т.А. Просветитель Литовский — неизвестный памятник идеологической борьбы XVII в. // Литература и классовая борьба эпохи позднего феодализма в России. Новосибирск, 1987; 49. Павлов-Сильванский Н.П.. Феодализм в удельной Руси, 1910. – 700 с. 50. Перевезенцев С.В. Русская религиозно-философская мысль IX—XVII вв. М., 1999. 51. Питолина Р.П. К вопросу об официальных политических идеях русского централизованного государства («Сказание о князьях владимирских»): Автореф. дис.... канд. филол. наук. Л., 1953 г. – 15 с. 52. Плюханова М.Б. Сюжеты и символы Московского царства. СПб., 1995. – 336 с. 53. Поздеева И.В. Русские литургические тексты как источник русской государственной идеологии XVII в. (к постановке вопроса) // Исследования по истории общественного сознания эпохи феодализма в России. Новосибирск, 1984. - 13 с. 54. Поздеева И.В. Историко-культурное значение деятельности Московского Печатного двора в первой половине XVII века // Поздеева И.В., Пушков В.П., Дадыкин А.В., Московский Печатный двор — факт и фактор русской культуры 1618—1652 гг. – М., 200. - 40 с. 55. Поздеева И.В. Московский Печатный двор — факт и фактор русской культуры 1618—1652 гг.: От восстановления после гибели в Смутное время до патриарха Никона: Исследования и публикации. М., 2001; 56. Пушкарев Л.Н. Повесть о зачале Москвы // Материалы по истории СССР. М., 1955. Вып. 2. – 36 с.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.239.189 (0.016 с.) |