Историография становления российской государственности В XV - XVII вв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Историография становления российской государственности В XV - XVII вв.



  Важным направлением в изучении закономерностей и случайностей эволюции российской государственности является вопрос становления и трансформации монархии в России. История русской насчитывает более ста правителей от великих князей до императоров. На протяжении тысячелетней российской государственности властодержателями были представители  всего трех династии: Рюриковичи, Годуновы и Романовы. Родственных связей между этими были непрямые, поэтому восшествие на царствование Романовых  стало возможным лишь в связи со смутой начала XVII в. Для XVI-XVII вв. характерны Земские соборы, являющиеся высшими сословно-представительными органами при российских царях. У Земских соборов, кроме обсуждения и принятия законов, была еще одна важнейшая функция – выборы монархов. Предшественниками Романовых были Борис Годунов и Василий Шуйский, которые не смогли удержать свою династию у власти. Одним из выборных царей был первый монарх из династии Романовых — Михаил Федорович, который удержал власть и передал ее своим потомкам.

В монографиях различных исследователей тип власти, сложившийся в России в XVII в., рассматривается как трансформирующееся явление, не прекращающийся процесс эволюции. Дать однозначное определение этапов этого процесса сложно. Часть исследователей считают что, XVII столетие развивает и завершает те властные формы, которые сложились в XVI столетии. Другая часть исследователей обращают внимание на то, что  в XVII столетии особенно во второй его половине, начинается новый этап развития власти, которому будет суждено продолжиться в XVIII столетии и позднее. Исходя из этого, можно говорить об узких и широких хронологических рамках настоящей работы. Узкие рамки, в первую очередь, определены тем источниковым материалом, который нам предстоит проанализировать. Он относится к двум династиям— Рюриковичи и Романовы. Нижняя хронологическая граница широких рамок опустится до начала XV столетия, адресовав нас к концептам официальной идеологии, которые будут развиваться при Василии II, Иване III и Василии III, то есть периода объединения Московского государства. Важнейшая точка отсчета — принятие русскими великими князьями царского титула при Иване IV Грозном. Середину XVI в. в качестве начала нового этапа в развитии российской государственной власти рассматривают многие исследователи. Главным новшеством данного этапа является созыв Земского собора и появление представительных учреждений местного уровня. Верхняя хронологическая граница широких рамок  поднимается и до конца XVII столетия, когда начинается трансформация российского государства в империю при Петре I.

Давая характеристику монархии, которая развивалась при последних Рюриковичах и продолжила формирование при первых Романовых, нельзя не учитывать факторы, определяющие развитие самого государства. С территориальным расширением российского государства, расширялась и разрасталась система органов власти. Геополитические особенности российской цивилизации влияли на трансформацию монархии XVI-XVII вв. Ее признаками были не только совокупность характеристик правителя, но и разветвленного государственного аппарата.

Процесс объединения русских земель вокруг Москвы завершился в первой половине XVI в. при Иване III Великом и Василии III. Раннее централизованное российское государство было связано с реформами Избранной рады Ивана IV Грозного. В ходе централизации влияние  власти на общество через политическую идеологизацию становилось все более ощутимым и прочным. С другой стороны, общество влияло на государство в виде сословно-представительных органов, через вхождение общественного элемента в систему властно-управленческих отношений. В перспективе сословно-представительная система формировались на двух уровнях: на местах -  губные и земские избы, в центре  - земские соборы. Данная система   возникла в середине XVI в. и существовала весь XVII в.

Появление сословно-представительной системы повлияло на тип российской монархии. В русской исторической школе дискуссия о типе монархии второй половины XVI-XVII вв. привела к созданию нескольких концепций.

Историк Н. П. Павловов-Сильванский в конце XIX- начале XX в. создал концепцию, так называемого, сословного государства.  Концепция Павлова-Сильванского определила период XVI — середины XIX в.  - как сословное государство со следующими этапами развития: этап московской сословной монархии с XVI по XVII вв. и этап петербургского абсолютизма с XVIII по середину XIX вв., в рамках которого прошли реформы Петра I, не изменившие сущность российской государственности. От сословного строя и абсолютизма российское государство перешло к новому свободному гражданскому порядку и буржуазно-правовой монархии, в связи с отменой крепостного права в России в 1861 году и Великими реформами правления Александра II.[1]

В первой половине XX в. историки Ф. В. Тарановский и М. В. Шахматов, которые эмигрировали за границу,  поделили исторические типы монархии на следующие виды: абсолютную, конституционную и умеренную (среднюю между абсолютной и конституционной). Русская сословная монархию XVI-XVII вв. была определена данными историками как умеренная монархия. Для Шахматова и Тарановского было характерно говорить о XVII в. как о времени перехода от сословной монархии[2] к самодержавно-бюрократическому периоду.[3]

В российской  историографии XX в. закрепилось  определение «сословно-представительная монархия», введенное С.В.Юшковым[4]. Разные понимания историками роли и функций земских соборов привела к  дискуссии, которая перешла к размышлениям о значении  сословного представительства в российском государстве XVII в.. В монографии  Л. В. Черепнина[5] было высказано  мнение о том, что Земский собор 1653 г. стал последним полнокуриальным, то есть работал из представителей всех сословий, и принял важнейшее решение о включении Украины в состав Московского государства.

Вторая половина XVII столетия характеризуется перерастанием сословно-представительной монархии в абсолютную, а взаимовлияние монарха и общества в лице выборных представителей на центральном уровне — как совещания с сословными комиссиями. Советская историография определила, что становление и утверждение абсолютизма в России связано реформами Петра I.

 Современная  отечественная историография в лице большинства историков выделяют два типа монархии для российской государственности: «сословно-представительная монархия» и «абсолютная монархия». В ряде исследований период российского сословного представительства называется земским государством — стадией, переходной от удельно-вотчинного к абсолютному государству. Абсолютистское государство, приходящее на смену земскому государству, характеризуется как административно-сословно-служилое[6].

Становление и развитие российской государственности всегда шло параллельно с утверждением различных законодательных актов (Русская правда 1015 года,  Судебник Ивана III 1497 года и Судебник Ивана IV 1550 года). Трансформацию сословно-представительной монархии середины XVII в. отражает новый сборник законов — Соборное уложение 1649 года, принятое Земским собором после восстания 1648 года. Данный законодательный акт предполагал иерархическую систему управления во главе с монархом. Высшими государственными органами были приказы, а на местах предполагалось сочетание выборных учреждений (губных и земских изб) и назначаемых высшей властью - воевод.  

В России XVII в. нельзя было встретить ни понятие «сословное представительство» ни «абсолютизма», поэтому в Соборном уложении и в других документах мы встречаем следующий перечень в официальном титуле русского монарха: «Великий князь», «государь», «царь», «самодержец». Только этот  перечень своего рода формул был известен и официально и неофициально у современников XVII в.  Параллельно, с поступательным восхождением русской монархии к более высокому статусу, шло и признание российских царей на международной арене, что было очень важно после смутного времени и иностранной интервенции. Вершиной развития властных отношений в XVII в. стало установление самодержавия, то есть сосредоточение всей полноты власти у царя и ослабления влияния сословного представительства.

Ключевым событием, ставшим основой становления и развития самодержавия, стало принятие русским великим князем Иваном IV в 1547 г. царского титула. Венчание или помазание на царство было проведено митрополитом Макарием когда Ивану IV исполнилось 17 семнадцать лет. Данный ритуал имел как внешнеполитическое, так и внутриполитическое значение. В XVI в. титул царя возвысил Ивана IV над всеми боярскими родами внутри страны и приравнял его к титулу император Священной Римской империи. В дальнейшем царский титул стал неотъемлемой характеристикой всех русских монархов. Величаться царем стало исключительным правом монарха. Титулы всех правителей до 1547 г.  с таким правом связаны не были. Титул Великого князя предполагал сочетание высшей судебной власти и верховного управления, руководство финансовой системой страны и главным собственником земли в государстве. Но практика титулования великим князем предполагала, что подобный титул может быть и у других лиц, например, холопы могли называть государем своего хозяина. Титул царя получал только один человек в государстве и  за соблюдением данного положения строго следили законы. В документах XVII в. мы находим свидетельства тому, как курьезный на первый взгляд случай послужил поводом для специального разбирательства и именного царского указа -  «Об урезании языка Проньке Козулину, если по розыску окажется, что он называл Демку Прокофьева царем Ивашки Татаринова».[7] Это на первый современный  взгляд, совсем незначительное правонарушение, несущее серьезное  наказание. Таким образом, даже  в обиходном языке нельзя никого было назвать царем, за это было пострадать от властей.

Титул «самодержец» появился в России в XV в. при Иване III Великом, в период Смуты начала XVII в. из-за слабости государственной власти, общество перестало признавать титул самодержца. Пришедшие к власти  в 1613 г. Романовы  попытались восстановить значимость титул самодержца. Для этого им пришлось выстраивать свою власть таким образом, что бы ее характер соответствовал самодержавному статусу.

Все составляющие титулатуры русских монархов от первых русских князей до первых Романовых являлись терминами отечественного происхождения.[8] Постепенно цари добавляли еще титулы, например, Василий III добавляет титул «Государь Псковский» в 1509 г. и «великий князь Смоленский» в 1514 г.[9] Иван IV добавляет в большой государев титул: «Государь Ливонския земли» (или «Государь Лифляндский»), «Царь Сибирский», «Великий князь Смоленский и Полоцкий» и начинает титуловать себя «Царь».[10]

Как отмечали современники самодержца царя Алексея Михайловича, сравнивая разницу его власти от власти царей Смутного времени, отличия состояло в том что «выборные» государи давали на себя ограничительные записи. Чиновник XVII в. Г. К. Котошихин писал: «Как прежние цари после царя Ивана Васильевича обираны на царство, и на них были иманы писма, что им быть не жестким и непалчивым, без суда и без вины никого не казнити ни за что и мыслити о всяких делах з бояры и з думными людми сопча, а без ведомости их тайно и явно никаких дел не делати».[11] Таким образом, подданные считали, что самодержец Алексей Михайлович является  божьим наместником, полновластным правителем своего независимого государства, который может казнить любого. Главным отличием   самодержца от правителей, прежних эпох, является, то, что он не ограничен Боярской думы и имеет необходимый государственный аппарат для реализации своих личных решений. Изучая сочинение Г. К. Котошихина, характеризующее царя Алексея Михайловича, можно отметить несколько важных особенностей его правления. Первая — приказ Тайных дел, устроенный специально «для того, чтоб его царская мысль и дела исполнилися все по его хотению, а бояре б и думные люди о том ни о чем не ведали»,[12] вторая — создание Ближней думы с ближними боярами и ближними окольничими, в которую «иные бояре и околничие, и думные люди ни для каких нибуди дел не ходят, развее царь укажет»[13]. Все эти изменения характеризуют усиление и укрепление самодержавия после Смутного времени.

Политико-социальные идеи Аристотеля, в качестве основы для философских осмыслений были основными  как для Европы с эпохи Ренессанса,  так и для России XVI-XVII вв. Одним из первых исследователей трудов и идей Аристотеля был Ф. Карповов, проанализировавший трактат философа «Никомахова этика», описывающий добродетель справедливости в ее различных проявлениях.[14] Всеобщая справедливость — безусловная добродетель в отношениях с другими и состоящая в полном исполнении закона, если сам закон установлен правильно,  - для русской социально-политической мысли данный тезис был очень близок. Но еще чаще, чем к «Этике», современники первых Романовых обращались к аристотелевской «Политике», так как в данном сочинении указано, что монархия является правильной формой правления. К правильным формам правления Аристотель так же относил аристократию и политию, а к неправильным относил тиранию, олигархию и демократию.[15] Таким образом, многие российские политические идеи XVI-XVII вв. опирались на Аристотелевскую традицию.

 Иностранные путешественники, которые посещали Россию, а так же иностранные специалисты, жившие и работавшие в ней, по другому интерпретировали идеи Аристотеля  в описании политико-государственной системы России, в отличии от русских деятелей. Представитель голштинского посольства к царю Михаилу Федоровичу А. Олеарий, описывая тип власти, увиденный им в России, отмечал, что царь обращался со своими подданными, как с холопами и рабами, как хозяин со своими слугами. А. Олеарий  писал: «Этот род управления очень похож на тот, который Аристотелем изображен в следующих словах: «Есть и иной вид монархии, вроде того, как у некоторых варваров имеются царства, по значению своему стоящие ближе всего к тирании».[16] Здесь мы видим расхождения в трактовке идей Аристотеля.

Аристотелевскую традицию применял и хорватский философ - богослов XVII в. Ю. Крижанич. Крижанич отмечал что, «Монархия (самовладство) противостояла тирании (людодерству), единоличной власти, нацеленной на достижение выгод одного правителя. Самодержец (самовладец) опирается на закон, а не на произвол, защищает государство и подданных от внешней опасности, правит на благо себе самому и подданным, устанавливает законы, способные предотвращать несправедливые подати, торговые пошлины, откупа».[17]

С одной стороны поддерживая самодержавия, как главную форму власти, Крижанич ставил под сомнения царское титулование русских правителей, предлагая принять королевский титул как в Европе. С другой стороны параллельно он критиковал  еще один оплот русской идеологии XVII в., а именно идею «Третьего Рима». Концепция «Москва – Третий Рим», появившееся в XV в.  развивавшаяся в России в XVI-XVII вв., включала в себя тезисы о происхождении рода российских государей от римского императора Августа и о поднесении византийским императором Константином Мономахом царских регалий великому князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху. Распространение данной идеи на Руси Крижанич относил к периоду Ивана Грозного и обвинял царя в том, что «Иван <...> честь, дарованную ему Богом, стал искать у людей. <...> показалось ему, что он бы еще больше прославился благодаря чужому римскому происхождению, и титулу, и регалиям, чем благодаря своему русскому роду».[18] Таким образом, Крижанич считал, что не надо обращаться к западным традициям, а надо опираться на свои, отечественные.

Политико-идеологические расхождения Европы и России показала смута. Российский трон стал целью иностранных монархов, и к внутренним гражданским противоречиям добавилась иностранная интервенция. В 1610 г. после пострижения Василия Шуйского в монахи, а власть в стране захватила Семибоярщина. Московское правительство  заключило с польским королем Сигизмундом III, который осаждал Смоленск, договор по которому его сын Владислав, приняв православие, становится русским царем. Владислав отказался принять православие, но Семибоярщина, как правительство королевича Владислава было сброшено только в октябре 1612 г., не смотря на это,  Владислав IV титуловал себя великим князем московским и отказался от претензий на русский престол и титул лишь после подписания Поляновского мира 1634 г.

Для укрепления новой династии и предотвращений последствий смуты официальные идеологи в лице церкви, решая целый ряд важных задач, главной из которых было международное признание России, должны были обращаться к единому общеевропейскому источнику Римской империи. Чтобы приравнять  царя Алексея Михайловича с Европейскими монархами, было восстановлено в дипломатической переписке титулование русского царя «Величеством». Политико-идеологические представления средневековой  Европы гласили, что единственным государством является Священная Римская империя, символ всего христианского мира, во главе с папой римским и императором. Титул «Величество» мог носить только император. Остальные короли и цари могли  титуловаться  лишь как «Пресветлейшество». Поэтому официальные русские идеологи и настояли на титулования русского царя «Величество». Кроме того менялся не только царский титул, но и другие государственные регалии. Так, по мере развития Московского царства менялась и большая государственная печать. Печать русских государей, начиная с печати Ивана III Великого, стала источником развития Русской геральдики, которая расцвела  при  Алексее Михайловиче. Интересно, что на ней две головы орла изображены с закрытыми клювами, а вот на печатях начиная с Василия III — с раскрытыми, из которых высовываются язычки.[19]

Участник голштинского посольства к царю Михаилу Федоровичу А. Олеарий, несколько раз посещавший Россию с 1634 по 1643 г., писал, что русский царь «подобно его величеству римскому императору, имеет в государственном гербе и печати изображение двуглавого орла, хотя и с опущенными крыльями; над головами орла раньше изображалась одна, теперь же — три короны, в обозначение, помимо русского царства, еще двух татарских: Астрахани и Казани; на груди орла висит щит, дающий изображение всадника, вонзающего копье в дракона».[20] Описывая изображение герба, Олеарий, к сожалению, допустил ряд ошибок, а также неверно полагал, что «орел» был введен «тираном Иваном Васильевичем». Другие иностранцы определили, что русские цари «хвалятся» своим происхождением «от крови римских императоров». Как известно 12 ноября 1472 года Иван III венчался с Софьей Палеолог, племянницы последнего византийского императора. После этого события в 1497 г. двуглавый византийский орел появился на русских документах.

На протяжении столетий детали и вид герба менялся. При последних Рюриковичах на щите изображался личный символ царя, например единорог при Иване Грозном. Другие династии вносили свои изменения. Щит на груди орла с изображением Георгия Победоносца — один из символов  герба рода Романовых.

После окончания русско-польской войны и подписания в 1667 г. Андрусовского перемирия, царь Алексей Михайлович, закрепляя внешнеполитические успехи, издал указ, в котором была дана детальная характеристика большой государственной печати: «Орел двоеглавый есть герб державный, великаго государя, царя и великаго князя Алексея Михайловича, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца, его царскаго величества Российскаго царствия, на котором три коруны изображены, знаменующия три великия, Казанское, Астраханское, Сибирское, славныя царства, пока-ряющиеся Богом хранимому и высочайшей его царскаго величества милостивейшаго государя державе и повелению; на правой стороне орла три грады суть; а по описании в титле, Великия и Малыя и Белыя России, на левой стороне орла три грады своими писаньми образуют восточных и западных и северных; под орлом знак отчича и дедича; на персех изображение наследника; в пазноктех скипетр и яблоко, и являют мило-стивейшаго государя, его царского величества самодержца и обладателя».[21] Орел Романовых в отличие от орла Рюриковичей в своих лапах держал скипетр и державу, крылья орла, ранее опущенные, теперь были подняты вверх и полностью раскрыты. На изменения герба повлияло укрепление Московского государства в XVII в. Вхождение Украины в Россию и другие внешнеполитические успехи определили  Московское царство признанной державой и активным участником важнейших европейских процессов, что сказалось и на развитие русской геральдике.

Геральдические изменения повлияли и на книгопечатание, в частности Московской Библии изданная в 1663 г. Книга имеет титульный лист с рамкой с изображениями святых и пророков. На фронтисписе — Бог Саваоф в облаках и сцены из Ветхого и Нового Заветов. Они обрамляют Российский герб — двуглавого орла, на груди которого вместо Георгия Победоносца — царь Алексей Михайлович. Чтобы не осталось сомнений в том, кто же собственно изображен, вокруг голов орла размещена запись— Великий Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович; вокруг лап орла запись — Всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержец».[22]

Правителям династии Рюриковичей всегда  было важно подчеркнуть преемственность своей власти от Римской и Византийской империй, для новой династии Романовых, идея Третьего Рима была важна, но и не менее важным было показать правомерность перехода власти от династии Рюриковичей к Романовым, и обоснования  передачи власти внутри своей династии. Первый царь из династии  Романовых, Михаил Федорович был избран  на престол Земским собором 1613 г.  Второй представитель семейства Романовых Алексей Михайлович уже сам утверждал права своим потомкам на власть, опираясь на государственную официальную идеологию. Создавались особо пышные церемонии объявления наследника, издавались царские указы, предписывавшие должностным лицам писать различные документы на имя самого царя и его наследника, обращаться к наследнику во время отсутствия государя в столице.[23] Такая практика возникла в 1655-1656 гг., вскоре после рождения ребенка, сделав его символом власти и династии, и продлилась вплоть до смерти Алексея Михайловича в 1676 г. В 1667 г. после завершения тринадцатилетней войны, наследник престола, царевич  Алексей Алексеевич (1654-1669 гг.) отметил свое совершеннолетие. Изображение наследника должны были разместить на груди российского двуглавого орла, но через 2 года он умер.

Изменения в изображении российского герба, появившиеся при Алексее Михайловиче, критиковались теми высшими чинами российской политической сферы, которые считали себя пострадавшими от усиливавшегося самодержавия. Главным критиком такого герба  был бывший патриарх Никон, когда-то ближайший друг и наставник Алексея Михайловича. Низложенному патриарху Никону не понравилось изображение герба в Библии 1663 г. Никон посчитал что «царское величество  на самого Бога возгорде широтою орла».[24]

Не смотря на наличия политических противников,восстания и крестьянские войны  XVII в., борьбу Милославских и Нарышкиных  за власть  после смерти Федора Алексеевича, а так же  внешнеполитических противников, российское государство продолжило свое поступательное развитие. Династия  Романовых, которую избрал Земский Собор, выполнила одну из главнейших задач - утвердились на российском престоле, при этом увеличив территорию Московского царства после Смуты начала XVII в.  Российскому государству конца XVII в. оставался один шаг до создания империи.

От сословно-представительной монархии Романовы перешли к самодержавию. Постепенно функция Земских соборов стала слабеть, и самодержавная власть монарха стала трансформироваться во власть императорскую.

Часть исследователей считают, что самодержавие было одной из нижних  ступеней перехода к абсолютизму. Необходимо отметить что, власть монарха в XVII в. нельзя отождествить с понятием абсолютизм, только для характеристики политической системы XVIII в. можно понятие «самодержавие» и «абсолютизм» определить как синонимы.

Среди философов и политических деятелей XVII в. существует разное представление  о самодержавии как «правильной» (в аристотелевской традиции) форме правления. С одной стороны самодержец мог быть тираном, творящим произвол, с другой стороны справедливым правителем, власть которого  опирается на закон. Мнение о том, что самодержец является тираном среди современников в XVII в., было последствием эпохи Ивана IV Грозного. Кроме того, в 1649 г. Соборное уложение окончательно утверждает крепостное право в России, как один из символов тирании. В передовых странах Западной Европы становление абсолютизма предшествовала отмена крепостного права, в России же установление абсолютизма шло параллельно с усиление крепостничества, это противоречило западноевропейской системе ценностей. Необходимо отметить что, геополитические условия формирования российской цивилизации привели именно к такому образцу самодержавия, которое большинство современников рассматривали как прогрессивное явление, способствующее устойчивому развития Российского государства.

Представители династии Романовых воспринимали самодержавие  как форму полновластия в своем государстве,  гарантию передачи власти по наследству и развитию независимости их державы. Подчеркнуть независимость страны и свое всевластие, Романовы пытались через многочисленные изменения в изображении герба. Изменения касались той части герба, где вместо фигуры Георгия Победоносца, вставлялась конная фигура правящего царя или же его наследника. После стабилизации своего положения на троне, Романовы посчитали, что эта мера перестала быть необходимой и все изменения были упразднены.  Российский герб включил в себя изображение двуглавого орла с поднятыми и раскрытыми крыльями, крепко держащего в своих лапах скипетр и державу, символизируя что, Московское царство превратилось в российскую державу. Новые цели во внутренней и внешней политике были осуществлены сыном Алексея Михайловича, первым императором Петром Алексеевичем.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.10.246 (0.023 с.)