Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Выпускная квалификационная работа. Выпускная квалификационная работа↑ Стр 1 из 11Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА «Религиозно-теософская идея «Москва – Третий Рим»: ее появление, становление и политическая реализация в XV-XVII вв.».
Челябинск 2020 Содержание
Введение Методология исследования. Ведущим методологическим принципом дипломной работы послужил принцип историзма, предполагающий изучение научных работ в контексте их исторической обусловленности и позволяющий оценить вклад того или иного ученого в изучение темы по сравнению с его предшественниками. В работе были использованы хронологический, сравнительно-исторический, историко-генетический методы исследования. Цель работы состоит в изучении появления, становления и развития идеи «Москва-Третий Рим» XV-XVII вв. Достижение цели предполагает решение ряда задач: 1. Раскрыть суть идеи «Москва-третий Рим». 2. Определить влияние на идеологию правителей российского государства идеи «Москва-третий Рим». 3. Изучить развитие идеи «Москва-Третий Рим» на государственно-политическое развитие в XV-XVII вв. Хронологические рамки работы охватывают период становления идеи «Москва-третий Рим» с начала XV века до конца периода царствования Алексея Романова. Глава I. Появление и становление идеи «Москва – Третий Рим» Глава II. Идеологическое обоснование концепции «Москва – Третий Рим». Глава III. Политическая реализация идеи «Москва – Третий Рим» и ее воплощение в расширении российского государства. Заключение На основании представленных нами фактов можно сделать вывод, о том, что в связи с изменениями общественного сознания и политического развития историческая наука нашей страны стала проявлять повышенный интерес к теме идеологии московского царства. Современная ситуация требует четкого формулирования новой идеологии России. Развитие общественного сознания и главенство политической сферы направили историческую науку нашей страны на изучение проблемы «Москва- Третий Рим». Развитие общественно-политической мысли и ее влияние на развитие государственности, становится главной темой в изучении истории русского средневековья. Историографические работы по проблематике общественной мысли до XX века являются чрезвычайно редкими, единичными. Изучение отечественной историографией влияния идеи «Москва-третий Рим» более активно начинает осуществляется с XX века. В российской историографии существуют множество определений словосочетания «Москва - третий Рим»: идея, теория, концепция. Все эти данные понятия применимые к концу XV-начала XVII вв. Теория особого избрания Богом народа или страны для защиты веры или даже для продвижения религиозного учения другим нациям, была глубоко распространена с древности. С принятием христианства Древней Русь в 988 г. стали проникать и развиваться идеи об особом положении русского народа в мире, как народа, одаренного православной веры. Духовные потомки византийцев – православные славяне, воспринявшие идею о продолжающейся священной истории с правом перемещения ее центра, пришли к итогу, что после падения двух Римов - Третий Рим – Москва – будет стоять до кончины века как новое продолжение всемирной империи. В 1523 г. Псковский старец Филофей пишет свое послание Василию III, где было впервые сформулированы основные идеи теории «Москва – третий Рим». Эта мысль укоренилась и развилась на русской почве в силу нескольких объективно сложившихся условий и значимых, ключевых исторических событий: собирание русских земель вокруг Москвы с XIV в., освобождение от ордынского ига в 1480г., Флорентийской унии в 1439 г. и падения Константинополя в 1453 г. Процесс окончательного закрепления автокефалии русской церкви, начавшийся в 1448 г. был завершен учреждением патриаршества в 1589 году при Федоре Иоановиче. Начинается этап трансформации идеи «Москва – третий Рим» от резкого отрицания византийского влияния к мысли, что русская православная церковь является легитимной правопреемницей Римско-Византийского наследия. На протяжении XVI в. идея «Москва – третий Рим» воплощалась как в расширении территории государства, так и в утверждении и признании царского титула другими государствами. Следующим этапом ее существования, будет двуединство правления царя и патриарха. С приходом к власти Романовых начинается новый этап взаимоотношений церкви и государства, как одно из проявлений идеи «Москва – третий Рим». Тогда же в Московском царстве и появилось понятие «симфония властей». Центральное место в «симфонии власти» занимают русский государь и русский патриарх, которые объединяются для совместного построения государственно-церковного механизма и укоренения его в рамках русской цивилизации, ярким примером этого было правление царя Михаила Романова совместно со своим отцом патриархом Филаретом. Вместе с идеей «Москва - третий Рим» в XVII веке появились теории, внешне её напоминавшие, но несущие другой смысл. Например: концепция славянского единства. Данная концепция отражает изменения во внешней политике того времени: объяснение главенство Русского государства и Москвы в православном мире, обоснование переноса духовного наследия христианского Востока в Москву, сохранения христианских святынь и чистоты православной веры. К середине XVII в. для русской теологической мысли, было намечено продвижение провиденциалистской идеи в основу, уже практически, имперской идеологии и политики. В итоге, ко времени начала царствовании Алексея Михайловича Романова, идея «Москва – третий Рим» стала превращаться из религиозго-историософской в официальную геополитическую доктрину. Одним из итогов вмешательства государства в дела церкви, стал раскол середины XVII в. С конца XV в. процесс собирания русских земель вокруг Москвы практически завершился, и православные правители обратили свой взор на западные земли, когда-то потерянные предками. Иван III Великий поставил задачу присоединить все восточнославянские земли, опираясь на духовно-политическую идею «Москва – Третий Рим». Все русское общество, и внутри Московского государства и за его пределами, разными способами поддерживали эту цель. В итоге всех действий московских правителей к середине XVI века в соответствии с идей «Москва – Третий Рим», разными способами, в том числе опираясь на единство веры, присоединили территории бывшей Древней Руси в одно православное единое централизованное государство во главе с царем. После этого начался этап расширения Московского государства на Восток и юг, в ходе которого пришлось бороться с осколками Золотой орды. В итоге продвижения русского царства на Восток все Среднее Поволжье было присоединено к России. Российское государство стало развиваться как многонациональное государство, где в основном мирным способом, через переселенцев распространялось православие, русская культура, традиции и быт. Начинается воплощение идеи «Москва – Третий Рим» на Востоке, которое продолжилось в ходе покорения Сибири. К концу XVII в. одним из проявлений идеи «Москва – Третий Рим» стало распространение власти православного царя на Восток и включение территории Сибири в сферу влияния православия. Местные народы стали знакомиться с русской культурой, бытом, ценностями и верой. Русская православная церковь так же стала осваивать эти территории строя здесь церкви, монастыри и скиты, распространяя в основном мирными способами элементы русской цивилизации, заложенной идей «Москва – Третий Рим»
Список источников 1. Аристотель. Соч: В 4 т. Т. 4. - М.: Мысль, 1983. - 830 с. 2. Временник Ивана Тимофеева / Подгот. к печати, пер. и коммент. O.A. Державиной; Под ред. В.П. Адриановой-Перетц; Ред. изд-ва Е.Б. Томсинская. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1951 г. - 521 с. 3. Государственная печать // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. 4. Деяния Великого Московского Собора 1666-67 года. 5. Крижанич Ю. Политика. — М., 1965. - 735 с. 6. Олеарий А. «Чтениях Московского Общества Истории и Древностей Российских», 1996г. - 386 с. 7. Олеарий А. Описание путешествия в Московию / Пер. с нем. А. М. Ловягина. — М.: Российские семена, 1996. — 480 с. 8. Книга пророка Даниила. 11:44. 9. Повесть временных лет». Москва – Ленинград, 1950. Том 1-й. 10. Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. Т. I. 1649—1825 годы. – 1071 с. 11. Российский государственный архив древних актов. Ф. 32. Сношение России с Австрией и Германской империй. Оп.3. № 4. Л. 1. 12. Русская социально-политическая мысль. XI - XVII вв. Хрестоматия / Под ред. А.А. Ширинянца, С.В. Перевезенцева. – М.: Издательство Московского университета, 2011. — 728 с. 13. Пересветов И. Соч. М.; Л., 1956; 14. Послание старца Филофея великому князю Василию III о содомском блуде// Библиотека литературы Древней Руси. Т. 9. Конец XV – первая половина XVI века. – СПб.: Наука, 2006. — 566 с. 15. Царский и Императорский титул // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. М.: Терра, 2001. — 40 726 с. 16. Чин наречения и поставления на патриаршеский российский престол преосвященного Филарета Никитича, Ростовского митрополита // Древняя российская вивлиофика. — Изд. 2-е. — М.: 1788. — Т. 6.
Список литературы 1. Баталов А.Л. Гроб Господен в замысле «святая святых» Бориса Годунова // Иерусалим в русской культуре. М., 1994 г. – 171 с. 2. Бердяев. Н.А. Царство Божие и царство кесаря // Путь. — 1925. — № 1. — 31-52 с. 3. Бердяев. Н.А. 4. Волков В. А. Войны и войска Московского государства (конец XV — первая половина XVII вв.). — М.: Эксмо, 2004. — 572 с. 5. Гухман С.Н. Сказания о даре шаха Аббаса России: Автореф. дис.... канд. филол. наук. АН СССР. ИРЛИ. — Л., 1973. — 18 с. 6. Гольдберг А.Л. Три «послания Филофея» (Опыт текстологического анализа) 1974 г. - 29 с. 7. Гольдберг А.Л. Идея «Москва — Третий Рим» в цикле сочинений первой половины XVIв. Л., 1983. Т. 37. - 11 с. 8. Державина О.А. Дьяк Иван Тимофеев и его «Временник» // Временник Ивана Тимофеева. М.; Л., 1951. – 466 с. 9. Дмитриева Р.П. Сказание о князьях владимирских. М.; Л., 1955г. - 115 с. 10. Дмитриева Р.П. О текстологической зависимости между разными видами рассказа о потомках Августа и о дарах Мономаха // ТОДРЛ. Т. 30. – 14 с. 11. Дьяконов М. А. Власть московских государей: Очерк из истории политических идей древней Руси до конца XVI в. СПб., 1889; 12. Живов В. М. «Круглый стол: 1000-летие христианизации Руси». «Советское славяноведение». №6, 1988.
13. Зеньковский В. В. История русской философии / Вступ. ст., подгот. и примеч. В. В. Сербиненко. — М., 2001. — 880 с. 14. Зернов Н. Москва — третий Рим // Лондон. Путь. 1936 г. No 51. 13-18 с. 15. Зимин А.А. «Сказание о князьях владимирских» М.; Л., 1955 // Исторический архив. 1956 г. – 215 с. 16. Зимин А.А. Россия на пороге нового времени (Очерки политической истории первой трети XVI в.). М., 1972 г. – 497 с. 17. Зимин А.А Россия на рубеже XV—XVI столетий. М., 1982 г. - 333 с. 18. Зимин А.А., Хорошкевич А.Л. Россия времени Ивана Грозного. М., 1982 г. – 194 с. 19. Золотухина Н.М. Развитие русской средневековой политико-правовой мысли. М., 1985. – 200 с. 20. Золотухина Н.М. Политико-правовая мысль периода сословно-представительной монархии (середина XVI— середина XVII в.) // История политических и право-вых учений: Средние века и Возрождение. М., 1986 г. - 33 с. 21. Золтан А. К предыстории русск. «государь» // Из истории русской культуры. Киевская и Московская Русь / Сост. А. Ф. Литвина, Ф. Б. Успенский. — М.: Языки славянской культуры, 2002. — Т. II. Кн. 1. 590 с. 22. Иванов А.Б. Третий Рим: Русь в XIV—XVII веках. М., 1996 г. – 126 с. 23. Ильин В. В. Российская государственность: истоки, традиции, перспективы. — М.: Изд-во МГУ, 1997. – 384 с. 24. Каган М.Д. Сказания о даре шаха Аббаса // СПб., 1998. Вып. 3. Ч. 3. 25. Казакова Н.А. Максим Грек в советской историографии // ВИ. 1973. No 5. – 9 с. 26. Казакова Н.А. Проблемы русской общественной мысли конца XV— первой трети XVI в. в советской историографии. 1987 г. No 1. – 9 с. 27. Каптерев Н. Ф. Характер отношений России к православному Востоку в XVI и XVII столетиях. 2-е изд. Сергиев Посад, 1914; 28. Карташев А. «Православие в его отношении к историческому процессу». «Церковь. История. Россия». Издательство «Пробел», М. 1996 г. 301 с. 29. Каравашкин А.В. Мифы московской Руси: жизнь и борьба идей в XVI веке // Россия XXI. 1998. No 11—12; 30. Каравашкин А.В. Московская Русь и «Ромейское царство». 1999 г. No 3; 31. Карташев А. «Судьбы Святой Руси». «Церковь. История. Россия». Издательство «Пробел», М., 1996. 32. Кириллов И.А. Третий Рим: Очерк исторического развития идеи русского мессианизма. М., 1914. - 100 с. 33. Котошихин Г. К. О России в царствование Алексея Михайловича / Пред. Г. А. Леонтьевой. — М., 2000г. – 260 с. 34. Кудрявцев М.П. Москва — Третий Рим: Историко-градостроительное исследование. М., 1994 г. - 256 с. 35. Кудрявцев М.П. Третий Рим // Три Рима / Сост. Н.Н.Лисовой, Т.А.Соколова. М., 2001 г. 463 с. 36. Кузьмин А.Г. Публицистика и общественная мысль // Очерки русской культуры XVI в. М., 1977. Ч. 2. – 448 с. 37. Карташев А. «Православие в его отношении к историческому процессу». «Церковь. История. Россия». Издательство «Пробел», М., 1996. 38. Лакиер А. Б. История титула государей России // Журнал Министерства народного просвещения. — СПб., 1847. — Т. LVI, № 11. – 314 с. 39. Левшун Л. В. «История восточнославянского книжного слова 11 – 17 вв.». Минск: «Экономпресс», 2001. 40. Лихачев Д.С. К вопросу о теории Русского государства в конце XV и в XVIв. // Исторический журнал. 1944 г. No 7—8. - 31-38 с. 41. Лихачев Д.С. Национальное самосознание древней Руси: Очерки из области русской литературы IX—XVII вв. М.; Л., 1945. – 119 с. 42. Лихачев Д.С. Литература «государственного устроения» (середина XVI века) // Памятники литературы Древней Руси: Cередина XVI века. М., 1985. – 5-16 с. 43. Лурье Я.С. Вопросы внешней и внутренней политики в посланиях Ивана Грозного // Послания Ивана Грозного. М.; Л., 1951. - 522 с. 44. Лурье Я.С. От Древнего Рима до России XX в.: преемственность имперской традиции // Общественные науки и современность. 1997. No 4. 123-133 с. 45. Малинин В. Н. Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания. К., 1901; 46. Неволин Ю.А. Влияние идеи «Москва — третий Рим» на традиции древнерусского изобразительного искусства // Искусство христианского мира. М., 1996. Вып. 1. - 15 с. 47. Нечкина М.В. Очерки истории исторической науки в СССР / Под ред. М.Н.Тихомирова, М.А.Алпатова, А.Л.Сидорова. М., 1955. Т. 1. - 689 с. 48. Опарина Т.А. Просветитель Литовский — неизвестный памятник идеологической борьбы XVII в. // Литература и классовая борьба эпохи позднего феодализма в России. Новосибирск, 1987; 49. Павлов-Сильванский Н.П.. Феодализм в удельной Руси, 1910. – 700 с. 50. Перевезенцев С.В. Русская религиозно-философская мысль IX—XVII вв. М., 1999. 51. Питолина Р.П. К вопросу об официальных политических идеях русского централизованного государства («Сказание о князьях владимирских»): Автореф. дис.... канд. филол. наук. Л., 1953 г. – 15 с. 52. Плюханова М.Б. Сюжеты и символы Московского царства. СПб., 1995. – 336 с. 53. Поздеева И.В. Русские литургические тексты как источник русской государственной идеологии XVII в. (к постановке вопроса) // Исследования по истории общественного сознания эпохи феодализма в России. Новосибирск, 1984. - 13 с. 54. Поздеева И.В. Историко-культурное значение деятельности Московского Печатного двора в первой половине XVII века // Поздеева И.В., Пушков В.П., Дадыкин А.В., Московский Печатный двор — факт и фактор русской культуры 1618—1652 гг. – М., 200. - 40 с. 55. Поздеева И.В. Московский Печатный двор — факт и фактор русской культуры 1618—1652 гг.: От восстановления после гибели в Смутное время до патриарха Никона: Исследования и публикации. М., 2001; 56. Пушкарев Л.Н. Повесть о зачале Москвы // Материалы по истории СССР. М., 1955. Вып. 2. – 36 с. ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА «Религиозно-теософская идея «Москва – Третий Рим»: ее появление, становление и политическая реализация в XV-XVII вв.».
Челябинск 2020 Содержание
Введение
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.49.213 (0.011 с.) |