Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Российская историография об идеи «москва-третий Рим».Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Главной темой российской исторической мысли в изучении средневековой России было политическое развитие и общественно-идеологическая трансформация. Но историки серьезно не изучали влияние идеи «Москва-третий Рим» вплоть до конца XIX в. Развитие общественного сознания и главенство политической сферы направили историческую науку нашей страны на изучение проблемы идеологии московского царства.[25] Развитие общественно-политической мысли и ее влияние на развитие государственности, становится главной темой в изучении истории русского средневековья. Следует отметить что, историографические работы по проблематике общественной мысли до XX века являются чрезвычайно редкими, единичными.[26] Изучение отечественной историографией влияния идеи «Москва-третий Рим» в русской публицистике конца XV-начала XVII вв. имеет решающее значение для исследования общественно-политической мысли русского средневековья, предоставляя пути осмысления хода и результатов изучения генезиса и эволюции идеи «третьего Рима», ее влияния на общественное сознание и политическую практику Московского государства в период перехода от сословно-представительной к абсолютной монархии. В российской историографии существуют множество определений словосочетания «Москва - третий Рим»: идея, теория, концепция, реже — построение, формула, учение, концепт, доктрина. Мы считаем что, все данные понятия применимые к концу XV-начала XVII вв. могут быть использованы как синонимы. Предпочтительно все же термин «идею» как «формула постижения в мысли». Использовать термины теория, концепция или доктрина, не вполне уместны, так как в идее «Москва-третий Рим», заложено представление о провиденциализме. Провиденциализм предполагает наличие неких высших сил, абсолюта, бога, высшей идеи, высшего разума, которые влияют на исторические события. Высказывание «Москва — третий Рим» и «третий Рим», также применяются нами в качестве синонимов, словосочетаний, обладающих одинаковым смыслом. На первом этапе своего существования (конец ХV в.) идея «Москва-третий Рим» имела религиозное значение. Митрополит Зосима в «Изложении пасхалии», говоря о конце света и призывая соотечественников, стать истинными христианами, называл Москву «новым Иерусалимом».[27] По прошествии нескольких лет, отмечает И.А.Тихонюк, троицкий игумен Симон Чиж назвал Москву уже Римом. Спустя несколько лет псковский старец Филофей ослабил эсхатологические предзнаменования Зосимы и усилил преемственность российского самодержавия от Византии, поставив Русское государство выше других стран. Величие и славу Руси Филофей связывает с могуществом Рима и особенно Византийской империи. Главным вопросом у Филофея в теме единства русской земли было величие царской власти. Единая власть монарха является ключевым звеном в его размышлениях. В центре рассуждений Филофея, подчеркивается законность царской власти. В «Послании к великому князю Василию Ивановичу»[28] он перечисляет родословие главы Московской державы, указывая на династическое начало от Византии, напутствуя русского государя, что править ему следует по заповедям, начало которым было положено великими предками, в числе которых называются «великий князь Константин... блаженный же святой Владимир и великий и богоизбранный Ярослав и прочие...».[29] В дальнейшем эти же идеи можно проследить в «Сказании о князьях владимирских», в переписке Ивана Грозного с Андреем Курбским, в документах, появившихся в связи с учреждением в России патриаршества. Отголоски идеи «Москва — третий Рим» явны в таких сочинениях конца XVI —начала XVII вв., как «Повесть о новгородском белом клобуке», «Повесть о житии царя Федора Ивановича» патриарха Иова, «Плач о пленении и о конечном разорении Московского государства» неизвестного автора, «Временник» Ивана Тимофеева, «История» Авраамия Палицына.[30] Главенство идеи «Москва – третий Рим» и ее влияние на русскую книжность было до начала XVII в. включительно. Но уже со второй четверти того же столетия влияние этой идеи затихает, хотя ее отражение в общественном сознании нашей страны прослеживается до конца XVII в.
На сегодняшний день есть несколько историографических работ, где исследуется влияние и судьба идеи «Москва - третий Рим» в России конца XV — начала XVII вв. Поэтому необходимо определить должным образом степень изученности развитий идеи «третьего Рима», этапов ее становления и отражения идеи «третьего Рима» в публицистике указанного периода. Многие историографические работы рассматривали идею «Москва—третий Рим», ее последующий генезис и отголоски этой теории в памятниках русской письменности, лишь попутно, в рамках изучения общественно-политической мысли средневековой Руси. Историографическую литературу по проблеме «третьего Рима» включают статьи и разделы в обобщающих и специальных трудах по истории русской общественно-политической мысли, рассматривая идею «Третьего Рима, в совокупности с другими религиозно-философскими теориями. Исследователь Н.А.Казаковой подчеркивала что, одним из вопросов социальной мысли конца XV- первой трети XVI в. - была проблема исторической роли Москвы и власти русских государей, и олицетворением идеологии самодержавия XV — XVI вв. наряду с иосифлянским учением о теократическом абсолютизме, явилась идея «Москва — третий Рим». Н.А.Казаковой исследовала монографии историков с 1880-х —1970-х гг., работавших над темой общественно-политической мысли России рубежа XV-XVI столетий. В советской историографии исследовательницей выделены суждения Д.С.Лихачева, Н.С.Чаева, А.Л.Гольдберга, Р.П.Дмитриевой, А.Л.Хорошкевич, Я.С.Лурье, касающиеся, в том числе вопросов «третьего Рима». Н.А.Казакова отметила что, созданная в середине прошлого века методика текстологического исследования публицистических памятников дала направление к масштабному исследованию идейной жизни средневековой Руси. Н.А.Казакова призвала к необходимости написания обобщающего труда по истории русской общественно-политической мысли рубежа XV—XVI вв.[31]
Проблема изучения идеи «Москва – третий Рим» является актуальной и на сегодняшний день. Одной из современных исследователей можно назвать Н.В.Синицыну. Монография этого автора посвящена идеи «третьего Рима».[32] В этой работе Н.В.Синицына исследовала различные аспекты изучения данной идеи, в том числе исторические, философские, литературные, историографические. Автор предлагает несколько научных типов концепций. Публицистическая концепция раскрывает как использовался образ «третьего Рима» в произведениях поэтов, публицистов, религиозных мыслителей, например, Ф.И.Тютчева, И.Шоу, О.Э.Мандельштама, М.А.Булгакова и др. Научная концепция предполагает объяснить содержания текстов, изучении степени воздействия теории Филофея на общественное сознание Московского государства, настаивая на том, что идея «третьего Рима» должна быть проанализирована, прежде всего, в текстологическом ключе (как убедительно продемонстрировал А.Л.Гольдберг). Исследовательница определила этапы в рассмотрении темы «третьего Рима», ключевым периодом выделив 40-е — 80-е гг. XX в. Параллельно была опубликована статья Н.С.Чаева со слишком обширной, по мнению Синицыной, трактовкой идеи «третьего Рима». Н.В.Синицына предложила отделить, а не объединить (как это предпринял Н.С.Чаев) сочинения Филофея, сочинения о генеалогии московских великих князей, тексты об учреждении патриаршества. Весьма высоко исследовательница оценивает монографию А.Л.Гольдберга, из-за того что в этой работе применена большая источниковедческая база, в частности, привлечены обширные литературные памятники, содержащие формулу «третьего Рима».[33] Как подчеркивает Н.В.Синицына, до монографии А.Л.Гольдберга в нашей стране не было специальных исследований и работ, изучавших идеи «третьего Рима», исследователи изучали ее лишь вскользь. Историографический обзор Н.В.Синицыной, направленный на изучение идеи «третьего Рима» и включающий философские работы 1880-х гг., и мнения зарубежных историков, часто приобретает историко-культурологический характер. Исследования Н.В.Синицыной наиболее ярко раскрывают, как отечественная историография отражала идею «Москва—третий Рим» в русской книжности конца XV — начала XVII вв. При внимательном изучении, можно отметить что, хронологические рамки научной работы начинаются с 1910-х гг. и завершаются концом XX в., а уровень интенсивности изучения данной темы и степень использования исторических материалов, выделение учеными периода формирования влияние идеи, дали возможность в рамках этой стадии выделить два этапа.
Первый этап с 1910-е гг. — до начала1970-х гг. характеризуются редким обращением исследователей к изучению идеи «третьего Рима». В то время историки рассматривали данную тему не часто, в большинстве случаев в рамках исследованиях с более широкой проблематикой, либо с точки зрения историко-политической значимости, довольствовавшись определением времени создания идеи, относя его к началу XVI в. В 1910-х гг. — начале 1970-х гг. появляются исследования и монографии, анализирующие развитие русской философско-правовой мысли, заодно рассматривающие вопросы отражения идеи «Москва — третий Рим» в памятниках отечественной публицистики конца XV — начала XVII вв. (О.А.Державина, Л.Н.Пушкарев, М.А.Салмина).[34] С последней четверти XX в. рассмотрение идеи «третьего Рима» в отечественной историографии переходит в текстоведческую плоскость; на базе тщательного источниковедческого анализа выделяются периоды в осмыслении доктрины «третьего Рима» (А.Л.Гольдберг,[35] А.А.Зимин,[36] Р.П.Питолина (Дмитриева),[37] Н.В.Синицына[38]), последствия этой идеи выявляются в градостроительстве, архитектуре, изобразительном искусстве (М.П.Кудрявцев, А.Л.Баталов, Ю.А.Неволин[39]), появляются работы, в которых одновременно исследуется бытование так называемой «доктрины Филофея» в конце XVI — начале XVII столетий. Юбилейные даты (400-летие учреждения патриаршества в России и 450-летие преобразования института великокняжеской власти в институт царства) подвигли ученых к освещению проблем общественно-политического сознания, в том числе косвенно — и идеи «Москва—третий Рим». Вся совокупность исследованных нами групп источников может быть разделена на несколько групп.
В первую группу источников можно включить монографии и статьи ученых, адресно рассматривавших процесс возникновения и развития идеи «Москва — третий Рим». Авторы изучают причины возникновения этой идеи, определяют периоды ее развития, описывают ее сущность, делают, каждый с различным уровнем погруженности, текстологический анализ памятников, раскрывающий историю этой идеи. Наиболее важными являются исследования И.А.Кириллова,[40] Н.С.Чаева,[41] Р.П.Дмитриевой, А.Л.Гольдберга, А.А.Зимина, Н.В.Синицыной. Например, Н.С.Чаев попытался выделить цель, характер, предназначение, этапы развития, в общих чертах, концепции Филофея. Историк предложил, что концепция Филофея показала силу формирования централизованного государства, считал эту теорию своеобразным ответом католическому западу. Иная ступень изучения была раскрыта в научных работах Гольдберга, вышедшие в 70 годах XX в. Гольдберг в своих трудах применил более широкую источниковедческую базу. Он поддержал Чаева в том что, идея Филофея создана в противовес Западу, но дошел до мысли что, данная концепция возвышает русскую церковь над западной. Важность исследований А.Л.Гольдберга увязывается, в том что, он привлек и систематизировал многочисленную базу источников, затрагивавших идею «третьего Рима». Другой исследователь А.А.Зимин выделил этапы трансформации государственной политической мысли и рассмотрел источники идеи «третьего Рима». Н.В.Синицына проанализировала эти исследования посвященные идеи «третьего Рима», а так же предложила следующие направления ее изучения. В свои научные труды Синицына так же включила обширную базу источников. Начало формирования доктрины Филофея она связывает с родословными преданиями Рюриковичей начала XVI века. Исследовательница предлагает изучать сочинения Филофея в разных контекстах: эсхатологическом, пророческо-политическом и антилатинском. Работы Синицыной помогли нам определить и изучить круг источников дипломной работы, и составить источниковедческую базу при раскрытии темы. Во вторую группу источников можно поместить монографии и статьи ученых, анализирующих близкие друг к другу вопросы общественно-политической мысли России, т.е. научные труды историков, параллельно изучающих влияние идеи «Москва — третий Рим» в общественно-политической идеологии Российского государства конца XV — начала XVII вв. О влиянии определенных сторон этой идеи в монографиях того времени отмечают О.А.Державина,[42] М.Н.Тихомиров,[43] Н.Н.Розов,[44] Р.П.Питолина (Дмитриева), А.Л.Хорошкевич,[45] А.Г.Кузьмин,[46] И.А.Тихонюк.[47] Историк культуры Я.С.Лурье предложил следующее направления в изучении истории возникновения идеи «Москва — третий Рим», соответствующие дореволюционной, советской и западной историографии[48]. Историк Б.Н.Флоря, изучая итоги введения патриаршества в Москве, связывал это событие с развитием идеи «третьего Рима»[49]. Исследователь А.И.Филюшкин анализирует влияние идеи «царствующего града Москвы» как составной части концепции царской власти и ее признаков в сочинениях XV — второй трети XVII вв.[50] Историк А.А.Туриловым, анализируя «Повесть о Ксиропотамском монастыре», добавил что, были созданы «непременные условия» бытия идеи «Москва — третий Рим», важную потребность в связи с изменившейся общественно-политической ситуацией которое испытывало Московское государство в первой трети XVI в.. [51] Исследовательницей Н.М.Золотухиной идея «Москва — третий Рим» считается политико-правовым учением, возвышающим царскую власть.[52] В эту же группу источников отнесены работы А.Б.Иванова[53] и Р.Г.Скрынникова,[54] в которых вопрос «Москва — третий Рим» исследован попутно.
Третью группу источников объединили сочинения с выводами об идее «третьего Рима» в самом широком философском или социологическом контексте. Идея «Москва — третий Рим» для авторов трудов, вошедших в эту группу, — результат богатства духовной жизни русского общества, особенность национального самосознания. Н.Зернов,[55] Д.С.Лихачев,[56] О.В.Трахтенберг,[57] М.О.Скрипиль,[58] В.В Зенковский,[59] Г.В.Флоровский[60] поддерживают мнение о том, что для современников Московского государства теория старца Елиазарова монастыря оставалась фантастической, лишенной практического применения. В связи с распространением коммунистических идей, интересно отметить, что Н.И.Ульянов отверг предположения некоторых отечественных историков о том, что идеология большевизма была сформулирована, в сущности, еще Филофеем.[61] Н.А.Бердяев объединяет идею «третьего Рима» с «народной индивидуальностью», подчеркивая в ней христианское стремления русского народа.[62] М.Б.Плюханова пишет, что идея Филофея слишком эфемерна и неконкретна, в связи с этим, отсутствуют основания считать существование идеи вообще.[63] А.В.Каравашкин анализирует так называемые «мифы», а именно общественно-политические теории, к которым он добавляет идею «Москва - третий Рим», существовавших в России XVI в. С историко-культурологических позиций идея «третьего Рима» изучается Б.А.Успенским.[64] Обобщая вышесказанное, мы приходим к мысли, что обзор российской историографии посвященной идеи «Москва – третий Рим», дал возможность определить направление дальнейшего исследования данной темы. В работе будут установлены этапы в изучении этой проблемы и охарактеризованы особенности каждого периода. В итоге, мы планируем проанализировать в каких формах отражалась «идеи Филофея» и как она влияла на формирования российского государства и власти конца XV —XVII вв.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.211.49 (0.013 с.) |