Симфония властей как составная часть идеи «москва – третий Рим». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Симфония властей как составная часть идеи «москва – третий Рим».



Известная шестая новелла Юстиниана гласит: «Величайшие дары Бога людям от человеколюбия свыше данные – священство и царство, одно, служа божественному, другое о человеческом заботясь и управляя, - каждое из одного и того же начала вышли, и привели в порядок человеческую жизнь. Поэтому пускай бы ничто так не было бы весьма желанным царству, как величавость иереев, если бы только за него самого всегда они молили Бога. Ибо если первое беспорочно со всех сторон и с искренностью к Богу сопричастно, второе верно и подобающим образом вверенное ему государство приводило бы в порядок, было бы согласие некое благое, что вся доброта (всё благо) роду человеческому была бы подарена».[105]  Данный документ, созданный в период с 535 по 565 г., объясняет понятие симфонии как неразрывную связь государства и православной церкви. Византийский герб в виде двуглавого орла символизирует объединение земной и небесной власти в виде двух голов орла на одном теле - это союз  императора и патриарха.

Когда идея «Москва – третий Рим» утвердилась в Московском царстве, то и понятие «симфония властей» перетекло в религиозно-философское сознание.

Как говорил в своей проповеди наш современник иерей Олег (Ступичкин) «Умом и сердцем Святой Руси являлись и являются два Божьих установления над ней: Самодержавная власть Помазанника Божия и Церковь Православная. Через Церковь Православную, как через сердце, Свет Христов проникал в самое тело народное, просветляя его, а через ум и волю Помазанника Божия приводил все его составные члены в конкретные дела Света - Соборного служения Царю Небесному, тем самым устрояя русский народ, как личность, по Образу и подобию Божию».[106] Таким образом, царь, церковь и русский народ составляют христианскую сущность русской государственности и цивилизации. Центральное место в «симфонии власти» занимают  русский государь и русский патриарх, которые объединяются для совместного построения государственно-церковного механизма и укоренения его в рамках русской цивилизации. Конечно само понятие «симфония властей» перешло на Русь от Византии, но обосновавшись на российской почве, оно обросло своими особенностями. Первым патриархом всея Руси в 1589 г. был избран Иов, который стал не просто духовником царя, «учительства и безбоязненной защиты истины и веры»,[107] но и нес функцию соправителя с реальными властными государственными полномочиями. Очень важно отметить, что ядро «симфонии власти» это двуединое соуправление царя и патриарха, направленное  на решение одной задачи. «Симфония властей» состоит из взаимодействия этих составляющих с одной стороны, а с  другой стороны, из различия. И у церкви и у государства есть схожие институты: суд, система власти и законы. Различия в том,  что церковь господствует в духовной сфере, а государство в политической. Одно из главнейшей целей христианской державы является поддержание и распространение своей веры во Христа. Все остальные задачи и проблемы «симфонии» лишь сопутствующие этой цели. «В России, - пишет в этой связи Л.Тихомиров, - вопрос об отношении государства к вере и Церкви имеет тем большее значение, что отрешение государства союза с Церковью, от обязанности служить христианской идее - составляет отречение России от исторического смысла своего существования».[108] Многие философы и историки считали, что в этом есть смысл и цель развития русской цивилизации.

Инициатором избрания патриарха был царь Федор Иванович, действия которого привели к значительному церковно-политическому успеху. Внешне политическое значение данного события заключалось в том, что русская православная церковь становится главенствующей среди всех православных церквей. Во внутренней политике царь, таким образом, освещал свою власть, предавая ей более высший порядок. Говоря об этом, Царь Феодор указывал: «Восточные Патриархи только имя святителей носят, власти ли едва ли не всякой лишены; наша же страна благодатию Божией все более расширяется, и потому я хочу устроить в Москве превысочайший престол патриарший».[109] Этим актом царь Федор показал, что фактически «третий Рим» окончательно переместился в Москву.

Во время царствования Федора Ивановича отсутствовали крупные завоевательные войны, государство не распространялась вширь, главной целью своего правления Федор считал духовное развитие страны. Как писал Н.И Троицкий: «Возвышение церковной власти требовалось ходом исторического развития жизни русского государства и тем состоянием его, в котором оно было поставлено и оставлено царем Грозным наследнику своего престола, сыну Феодору».[110]

Отец Федора Иван Васильевич Грозный, завершив объединение русских земель, стал включать в свое государство, части бывшей Золотой Орды. Территория Руси была увеличена вдвое,  и необходим был перерыв, для более серьезного освоения этих земель. Поэтому его сын сделал упор именно на вторую часть «симфонии властей», а именно духовное развитие.

Ряд историков считали, что в отличии от своего сильно и жестокого отца, Федор был слабым и безвольным. Но вряд ли бы бессильный царь смог бы утвердить патриаршество на Руси.

Как пишет об этом эпизоде русской истории В.О. Ключевский: «сквозь внешнюю набожность, какой умилялись современники в царе Федоре,.. ярко проступает нравственная чуткость: это вещий простачок, который бессознательным, таинственно озаренным чутьем умел понимать вещи, каких никогда не понять самым большим умникам. Ему грустно слышать о партийных раздорах, о вражде сторонников Бориса Годунова и князя Шуйского; ему хочется дожить до того, когда все будут сторонниками лишь одной Руси, хочется помирить всех врагов...».[111] Современники оценивали его как богобоязненного, а иногда и не далекого человека, а его сподвижники видели в нем «юродствующего на престоле слабосильного сына Грозного Царя».[112]

Но именно такой странный царь воздвиг на патриарший престол русского по национальности. Таким образом,  в 1589 г. с избранием патриарха на престол «симфония властей» воплотилась в ее  русском варианте.

В период Смутного времени началось разрушение государства и, соответственно, «симфония властей» была нарушена. В 1613 г. был избран новый царь Михаил Федорович Романов, а, впоследствии, его отец Филарет становится патриархом, следовательно, понятии «симфония властей» не только восстановилось, но и уже было заложена в основу государства, которое стали укреплять Романовы.

В период царствования первых Романовых концепцию старца Филофея и ее составную часть «симфонии властей»  критически оценивал Юрий Крижанич,  хорватский богослов, живший в России с 1659 по 1676 гг. За свои взгляды, по поводу унии католиков и православных, он был сослан в Тобольск в 1661 г., где позднее встретился с Аввакумом, и после смерти Алексея Михайловича получил царское прощение и покинул Россию. В своих трудах он отстаивал, что у России своя собственная история, такая же важная, как и  история Рима и Византии. К XVII столетию развитие российской православной цивилизация, достигло своего пика, и Русское царство выросло из идеи «Москва – третий Рим».

Однако Крижанич поддерживает понятие «симфония властей», так как дальнейшее развитие русского государства во многом зависит от справедливости законов и защите православной веры. Крижанич считал, что нарушение «симфонии власти» произошло из-за разрушения русских традиций, внедрение иностранных ценностей и не соблюдение законов. Главным способом усиления самодержавия  Юрий Крижанич называл устойчивость власти и закона о престолонаследии. В лице России, со стабильной властью и соблюдающимся законом о престолонаследии, он видел страну, которая может объединить все славянские народы в единую империю. Однако Крижанич не настаивал на изоляции России перед достижениями западной цивилизации. Его мысль заключалась в бережном сохранении отечественных культурных ценностей и заимствовании положительных практик в экономических и политических сферах. Вследствие чего, он предлагал ограничить статус иностранцев в России, обеспечить протекционизм в культуре и экономике русскому народу,  и жестко преследовать тех иностранцев, которые пытаются разрушить православные ценности. Указывая на последствия братоубийства между представителями правящей династии, он пишет: «дивосильники, достойные всяких похвал, из-за множества забот или из-за краткости их жизни не смогли или, может быть, забыли или не догадались установить благие законы для укрепления своего государства и прежде всего закон о своих наследниках и преемниках: как им вступать на престол, избегая раздоров, - ибо в этом состоит основа народного могущества».[113]

Таким образом, Юрий Крижанич первым в отечественной политико-правовой традиции заложил основы консервативной правовой доктрины - как течения по охранению православия, самодержавия и национальных правовых традиций России, не исключая из нее «симфонию власти». Идея «Москва – третий Рим» получило свое развитие не только в духовном плане, но и была политически реализована через объединение и расширения российского государства.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.211.66 (0.008 с.)