Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Диагностический этап исследования и интерпретация его результатов
В соответствии с моделью опытно-экспериментальной работы целью констатирующего этапа исследования определяется: посредством психодиагностических методик выявить уровни сформированности наглядно-образного мышления у дошкольников 3-4 летнего возраста. Постановка цели обусловила определенную структуру комплекса диагностических методик: 1) Методика «Методика «Объединение форм» (по Торндайку) [39, с.23-24]; 2) Методика «Лабиринт» [29, с. 73-79]; 3) Методика «Кому чего не достает» («нахождение недостающих деталей») [39, с.24]; 4) Методика «Раздели на группы» [29, с. 79-81]; 5) Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?» [29, с. 54-56]. В качестве основных критериев сформированности наглядно-образного мышления нами были определены: - полнота и расчлененность пространственных представлений; - стойкость и подвижность пространственных представлений; - сложность/простота структуры пространственных представлений; - способность к соотнесению схемы и реальной ситуации. В соответствие с определенной в предыдущем параграфе работы моделью диагностического этапа исследования, дети 3-4 лет были обследованы на предмет определения уровня сформированности наглядно-образного мышления с помощью методики «Объединение форм» (по Торндайку) (см. Приложение 1). Детям было предложено найти решение трем задачам в образном плане и по результатам диагностики были выделены уровни сформированности наглядно-образного мышления дошкольников 3-4 лет. Полученные результаты были занесены в таблицу 2.
Таблица 2. Данные диагностического обследования дошкольников 3-4 лет по методике «Объединение форм»
Условные обозначения: + выполнение задания
- неверное выполнение задания ---- отказ от выполнения задания +/- частичное выполнение задания При анализе результатов нами обозначается следующее: 1) Оля Б., Рома К., Марина Р., Марсель С. по результатам отнесены к уровню ниже среднего, так как предъявляемые задания вызвали у них трудности, они не имеют стойких образов, не очень хорошо соотносят схемы с ситуациями, что отражено в таблице 2. 2) Саша В. И Дамир Ф. Соответствуют низкому уровню развития образных представлений, поскольку не могут принять задания, не владеют приемами анализа и обобщения, не способны к решению задач в образном плане. Отсюда отказ от выполнения заданий, либо частичная попытка их решения. 3) Уровень выше среднего зафиксирован у Вали Г. и Жени О., которые способны к детализации объекта и представлению его в целостном виде, справились с заданиями хорошо, лишь с незначительными затруднениями. 4) Настя Д. и Вероника Е. по результатам диагностики отнесены нами к высокому уровню развития образных представлений, т.к. без особых трудностей нашли решение предъявленных задач. Далее дошкольники были обследованы по методике «Лабиринт», которая также ориентирована на раскрытие особенностей наглядно-образного мышления. Как уже отмечалось, детям предлагалось десять задач и наглядно представленный способ решения (полоски), однако действовать ребенок может только в образном плане. Задачи от первой до десятой усложняются и чтобы верно решить задачу ребенок должен учитывать направления поворотов, сочетание ориентиров, их последовательность. Полученные в ходе обследования результаты были занесены в протокол (приложение 2) и оформлены соответственно предъявляемым методикой требованиям. За каждое решение задачи ребенок получал определенное количество баллов согласно ключу и при суммировании выводился итоговый уровень сформированности наглядно-образного мышления испытуемых 3-4 лет. Обобщенные данные представлены в таблице 3.
Таблица 3. Результаты диагностики дошкольников 3-4 лет по методике «Лабиринт»
Таким образом, в ходе обработки результатов было выявлено следующее: - высокий уровень представлен у 10 % дошкольников (Вероника Е.); - уровень выше среднего обозначен у 20 % детей (Женя О., Настя Д.); - средний уровень представлен у 10 % дошкольников (Валя Г.); - уровень ниже среднего соответствует 40 % детей (Оля Б., Рома К., Марина Р., Марсель С.); - низкий уровень обозначен у 20% дошкольников 3-4 лет (Дамир Ф., Саша В.). Приведем краткую характеристику указанных выше уровней сформированности наглядно-образного мышления обследованных детей. Первую группу, обозначенную высоким уровнем развития наглядно-образного мышления, составили 10 % детей. Которые без труда выполнили все задания, внимательно слушали и полностью восприняли инструкцию. Эти дети способны ориентироваться сразу на два признака, имеют достаточно полные и расчлененные одновременно пространственные представления. Вторая группа, определенная нами как уровень выше среднего характеризуется тем, что эти дети также активно и заинтересованно приняли задания и инструкцию, однако выполнение заданий вызвало небольшие затруднения. Они связаны с тем, что у данной группы детей не завершена еще окончательно ориентировка на два признака, хотя дети их быстро выделяли и находили – все-таки им достаточно трудно удерживать в поле зрения два признака, и они соскальзывают к одному варианту в большей степени. Скорее всего, это детерминировано алой стойкостью пространственных представлений и их недостаточностью в плане подвижности. 10% детей характеризуются средним уровнем сформированности наглядно-образного мышления. Они охотно принимают задачи, основательно анализируют схему, но ориентируются только на один признак. Однако владение этим признаком четко, целостно. Следующая группа представлена 40% дошкольников 3-4 летнего возраста и обозначена нами, как уровень ниже среднего. Дети этого уровня недостаточно внимательно приняли задание, были рассеяны при решении задач по причине отсутствия законченной ориентировки на какой-либо признак. Эти дети дробили задачи на составляющие, принимали инструкцию, однако затем теряли ориентир и действовали случайно, т.е. у них наглядно-образная ориентировка еще только начинает формироваться.
Последняя группа с низким уровнем развития наглядно-образного мышления (20%), характеризуется следующим: данные дети имеют неадекватные формы ориентации в пространстве и используют случай и случайность в качестве критерия. Этот факт, по нашему мнению, специфицирован отсутствием или же слабым умением ребенка производить соотношение реальности и схематизма. Далее для достоверности выводимых уровней сформированности наглядно-образного мышления и согласно модели диагностического этапа исследования мы провели диагностику испытуемых дошкольников по методике «Кому чего не достает» (нахождение недостающих деталей) (приложение 3). Результаты были отражены в таблице 4. В соответствие с ключом методики, если испытуемый набирает: - 12-14 баллов – уровень высокий; - 10-11 баллов – выше среднего; - 9-7 – средний; - 6-4 – ниже среднего; - 3-0 низкий. По окончании количественной обработки данных, мы определили уровни сформированности наглядно-образного мышления детей 3-4 лет.
Таблица 4. Уровни сформированности наглядно-образного мышления испытуемых 3-4 летнего возраста по методике «Кому чего не достает»
Таким образом, в ходе анализа результатов прослеживается взаимосвязь показателей предыдущих методик, и подтверждаются данные о доминирующих уровнях сформированности наглядно-образного мышления испытуемых 3-4 лет. Однако для изучения еще одного компонента наглядно-образного мышления – полноты и расчлененности образных представлений мы провели диагностику по методике «Раздели на группы» (приложение 4). Ребенку предлагался рисунок с нанесенными геометрическими фигурами (приложение 4), в котором необходимо обозначить как можно больше групп классификаций.
Все полученные результаты отражены в таблице 5 обследования. В ходе количественной обработки результатов исследования и их систематизации обозначено следующее:
Таблица 5. Уровни сформированности наглядно-образного мышления по результатам диагностики испытуемых по методике «Раздели на группы»
Итак, по результатам, представленным в таблице 5, можно отметить следующее: - дети с низким уровнем сформированности наглядно-образного мышления (Саша, Дамир), точнее с низким уровнем полноты и расчлененности образных представлений не могут классифицировать предметы в единый образ, не владеют приемами анализа образа и его обобщения; ориентируются лишь в простых образах; требуют длительного выполнения задания; – дети с уровнем ниже среднего слабо владеют образными представлениями, выделяют лишь простые связи, по времени не укладываются, не достаточно точно группируют образы (Марина, Марсель, Рома, Оля); – дети с уровнем выше среднего безошибочно определяют необходимый образ, группируют точно и верно предметы по образному представлению; укладываются в отведенное время; выделяют простые и сложные образные связи (Женя, Валя); – дети с высоким уровнем сформированности наглядно-образного мышления одинаково хорошо справляются со всеми заданиями, выполняют задания качественно верно и быстро (Настя, Вероника). На основе данной методике мы получаем доказательство полученных фактов по предыдущим методикам, что позволяет более детально представить особенности развития и сформированности наглядно-образного мышления у детей нашей выборки. Завершающей этап констатирующего эксперимента явилась методика, «Какие предметы спрятаны в рисунках?» (см. приложение 5). Данная методика содержательна, но в то же время имеет сложности, которые и позволяют проследить истинную картину сформированности наглядно-образного мышления детей.
Таблица 6. Уровни сформированности наглядно-образного мышления испытуемых 3-4 летнего возраста по методике «Какие предметы спрятаны в рисунках?»
Согласно инструкции детям предъявляются несколько контурных рисунков, среди которых спрятаны известные для ребенка предметы. Задача испытуемого отыскать за одну минуту как можно больше спрятанных предметов. По результатам выполнения задания дети подразделяются на пять уровней сформированности наглядно-образного мышления:
– очень высокий; – высокий; – средний; – низкий; – очень низкий. Помимо временного интервала важны и содержательные действия и поведение ребенка во время диагностики, что позволяет более четко проследить изучаемое и дать качественную характеристику. Таким образом, подводя итоги констатирующего этапа исследования, отразим обобщенные данные, полученные по всем диагностическим методикам в сводной таблице 7.
Таблица 7. Сводная таблица результатов констатирующего этапа исследования
Итак, в ходе диагностики уровней сформированности наглядно-образного мышления дошкольников 3-4 летнего возраста, мы выявили: – высокий уровень в данной выборке дошкольников не выявлен; – уровню выше среднего - 40 % (Валя Г., Настя Д., Вероника Е., Женя О.); – среднему уровню - 0 % (не представлен); – уровню ниже среднего - 30% дошкольников (Оля Б., Марина Р., Марсель С.); – низкому уровню - 30 % детей от числа испытуемых (Саша В., Рома К., Дамир Ф.). Для наглядности результаты констатирующего этапа приведены в диаграмме (рис. 1). Рисунок 1. Процентная представленность уровней сформированности наглядно-образного мышления дошкольников 3-4 лет на этапе констатации: А – высокий уровень; Б – уровень выше среднего; В – уровень ниже среднего; Г – низкий уровень.
На основе полученных данных, дети двух последних уровней сформированности наглядно-образного мышления отнесены нами в группу, для которой необходима развивающе-коррекционная работа по оптимизации данного вида мышления, а для других категорий дошкольников 3-4 летнего возраста нами планируется проведение развивающей работы, поскольку, несмотря на несколько различающиеся результаты в качественном плане – наглядно-образное мышление у этих детей имеет недостаточность или же незрелость выявляемых нами показателей. Однако работа с этими группами дошкольников будет вестись совместно с «группой низких показателей». Это составит содержание следующего этапа исследования.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.99.7 (0.033 с.) |