Основные линии психологического анализа развития мышления детей дошкольного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные линии психологического анализа развития мышления детей дошкольного возраста



Одной из задач работы дошкольного образовательного учреждения является создание оптимальных условий для полноценного развития детей, причем вопросы умственной сферы занимают в этой связи центральное место. Воспитателю и психологу необходимо целостное видение этой проблемы, понимание динамики развития и усложнения мышления в дошкольном возрасте, ибо только это позволит обеспечить развитие предпосылок всего сложного многообразия видов мышления человека.

Необходимо уточнение того, что нами понимается под феноменом «мышление».

Во-первых, это процесс, благодаря которому человек мысленно проникает за пределы того, что ему дано в ощущениях и в восприятии, то есть с помощью мышления можно получать знания, недоступные органам чувств [2].

Во-вторых, мышление – есть процесс решения задач. Соответственно: там, где нет задачи, то есть вопроса, на который необходимо найти ответ в результате специальной умственной практической работы, там нет и мышления [6, с.12].

В-третьих, мышление – это не прямое, а опосредованное познание человеком действительности, то есть такое, при котором он использует разнообразные вспомогательные приемы и средства, рассчитанные на то, чтобы получить нужные знания [43].

В-четвертых, мышление – это активная деятельность человека, направленная на получение новых знаний [35, 53, 66].

Таким образом,  мышление – это «социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового в ходе анализа и синтеза», - согласно Петровскому А. В. [37].

В психологической науке приняты различные классификации видов мышления. Первым основаниемклассификации выступает тот факт посредством чего разрешается проблемный вопрос. Безусловно, что это может быть решением в практическом плане и действии - наглядно-действенное мышление; а также может быть специфицировано образами - наглядно-образное мышление; далее углубляя понятие возможно использование логики, понятий - словесно-логическое, абстрактно-логическое мышление.

При решении в практическом действовании, т.е. наглядно-действенное мышление– решение задачи осуществляется с помощью реального физического действия, направленного на преобразование ситуации, опробования средств, свойств предметов. Считается, что это первая ступень развития детского мышления.

Детализация становления этих видов мышления, описание их феноменологии,  проявления их деятельности дошкольников проделал Н. Н. Поддьяков в книге «Мышление дошкольников» [31, с. 7].

Вторым основаниемклассификации видов мышления, по мнению ученых, является то, в какой деятельности человека с его помощью решается проблема.

Есть практическая деятельность. Здесь и сейчас нужно немедленно что-то решить, предпринять, что-то сделать. В таких ситуациях необходимо практическое мышление.

Также существует теоретическая деятельность, которая направлена на раскрытие внутренних законов, свойств объектов. Теоретическое мышление раскрывает процесс происхождения и развития вещей. Если практическое (эмпирическое) мышление в основном представляет собой использование знаний, опыта, то теоретическое мышление направлено на развитие и приращение знаний и опыта.

Таким образом, можно отметить, что эти два вида мышления можно понять только в единстве, в сопоставлении одного с другим, в диалектическом взаимопереходе от одного к другому, во взаимопроникновении одного в другой.

У детей дошкольного возраста этот вид мышления изучался А. В. Запорожцем, У. В. Ульенковой и др. Иногда дискурсивное мышление называют логическим, или аналитическим мышлением. В процессе развития речи ребенка, по мере формирования основных логических операций, развиваются дискурсивные способности детей. Способность ребенка к рассуждающему, дискурсивному мышлению не может быть противопоставлена интуитивному мышлению.

В психологическом словаре под ред. В. В. Давыдова указывается, что в современной психологии интуитивные процессы рассматриваются как включенные в дискурсивные или иные виды мышления при решении новых проблем в качестве одного из возможных этапов творческого мышления. «В этих случаях дискурсивное мышление может, как предшествовать интуитивному процессу, так и следовать за ним. В первом случае оно составляет процесс формирования проблемы, во втором – систематическое доказательство истинности нового знания другим людям» [45, с.95].

Анализ психолого-педагогической литературы и опыта работы показал, что в сознании педагогов сложилось мнение, что детям дошкольного возраста присущи наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Это привело к культивированию эмпирического мышления в учебном процессе в детском саду.

Эмпирическое мышление (с греч. – опыт) возникает на основе наблюдения за отдельными фактами, их классификации, установления проверяемых на опыте связей и взаимодействий [11, с.34]. Это позволяет человеку делать умозаключения о некоторых закономерностях, т.е. конкретный анализ и индуктивное познание лежат в основе эмпирического мышления.

Эмпирическое мышление возникает и может быть развито вне учебной деятельности, поскольку его источники связаны с повседневной жизнью ребенка. Это очень важный аспект развития мышления и чрезвычайно ответственная задача – организовать так жизнедеятельность детей в детском саду, чтобы она развивала эмпирическое мышление, а не просто обеспечивала удовлетворение их жизненных нужд и потребностей.

Практика работы в дошкольных образовательных учреждениях имеет много перспективных наработок в этом плане. Так, например, это организация познавательных экскурсий, наблюдения за жизнью животных, уход за растениями, продуктивные виды деятельности, процессы самообслуживания, изготовление игрушек, приготовление пищи и др. Во всех этих жизненных делах ребенок познает свойства предметов окружающего мира, связи в системе человеческих отношений. Развиваются все его мыслительные процессы: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, сериация.

Подход к формированию эмпирического мышления в дошкольном возрасте и в психологической и педагогической литературе освещен достаточно подробно (О. М. Дьяченко, Н. Н. Поддьяков, А. П. Усова, У. В. Ульенкова, В. В. Давыдова и др.), проработан в теоретическом, дидактическом аспекте.

В настоящее время сложилось убеждение, что другой вид мышления – теоретическое мышление – не присущ не только дошкольникам, но и младшим школьникам. В то же время о значении его полноценного развития говорится очень много. В. В. Давыдов указывает, что в настоящее время школьное образование необходимо ориентировать на сообщение таких знаний, которые дети могут усвоить в процессе теоретического обобщения и абстрагирования, приводящего их к теоретическим понятиям [61, с.29].

Отсюда, на наш взгляд, будет логичным вопрос: если подлинно развивающим обучением младшего школьника является обучение, основанное на теоретическом мышлении, то какие же предпосылки, основы его могут быть сформированы еще в дошкольном возрасте? Что необходимо сделать педагогам, психологу для того, чтобы решить данный вопрос?

Нам представляется возможным найти ответ на поставленный вопрос при условии вычленения различий эмпирического и творческого мышления. Как отмечают ученые, термин «теоретическое мышление» нельзя отождествлять с так называемым отвлеченным, абстрактным мышлением, опирающимся на словесные рассуждения. Чтобы понять различия между этими видами мышления, В.В. Давыдов предлагает уяснить различия между рассудком и разумом. Выделяют два вида мыслительной деятельности. С одной стороны, деятельность, направленную на расчленение, регистрацию и описание результатов чувственного опыта – это рассудок, с которого начинается рациональное познание. Благодаря рассудку наличные предметы отражается в определенных различиях, фиксируется в их изолированности, формируются твердые и определенные знания.

На основе рассудка создаются односторонние, абстрактные определения. Благодаря этому можно четко разделять и различать предметы. Это мышление – первая ступень познания, на которой содержание созерцания приобретает абстрактную формальную общность.

Именно благодаря этой закономерности в практике работы с детьми 3-4 летнего дошкольного возраста так много внимания уделяется наглядно-образному компоненту обучения. Если бы этого не делалось, то рассудочное мышление ребенка действительно становилось бы пустым.

На самом деле многие слова (честность, мужество, Родина, думать и др.) носят для детей действительно формальный, абстрактный характер и нуждается в конкретном, образно представленном наполнении. В. В. Давыдов подчеркивает, что очень важно в процессе обучения и воспитания формировать рассудочное мышление, поскольку «рассудочность» как особый элемент с необходимостью входит в более развитые формы мышления, «придавая его понятиям твердость и определенность» [21, с.43].

Таким образом, воспитателя и психологу дошкольных образовательных учреждений разного типа необходимо четко представлять различия между двумя типами мышления. С одной стороны – рассудочное мышление, которое называется еще эмпирическим мышлением; оно опирается на наглядно-образное. С другой стороны – разумное мышление, которое называется теоретическим. Оно связано с исследованием природы, сущности объектов, внутренних законов их развития. Теоретическое мышление в полной мере реализует те познавательные возможности, которые открывает перед человеком предметно-чувственная практика, экспериментирование в действительности, вначале познавательного, а затем эксперимента мысленного, осуществляемого в форме понятия и через понятие.

Также следует отметить, что теоретическое мышление имеет свое особое содержание, отличное от содержания эмпирического мышления.

Итак, мы попытались рассмотреть сущность и представить краткую характеристику различных видов мышления детей дошкольного возраста. Это наводит на мысль о необходимости пересмотра традиционных взглядов на развитие мыслительной деятельности дошкольников в ДОУ.

Опираясь на вышеизложенное, нами были сделаны следующие выводы:

1. Необходимо рассматривать развитие мышления ребенка во взаимодействиях, связующих элементах.

2. Из анализа характеристик теоретического мышления вытекает необходимость пересмотра позиций в возможностях развития этого вида мышления.

Именно дошкольник задает так много вопросов о происхождении вещей и о том, почему то или иное явление возникло. Именно в этом возрасте так много возникает попыток самостоятельного теоретизирования и построения гипотез и мифов о природе вещей и явлений. Именно поэтому есть все основания для развития предпосылок мышления и его усложнения и спецификации в дошкольном возрасте, учитывая пластичность психики.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.187.103 (0.008 с.)