Модель опытно-экспериментального исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модель опытно-экспериментального исследования



 

Как уже было отмечено нами в теоретической части работы – наглядно-образное мышление складывается у ребенка в течение всего дошкольного возраста, начиная с 2,5 лет и достигает к 5 годам высшей точки своего развития, т.е. возраст 3-4 лет является переходным от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному. Следовательно, заметив несформированность указанного выше вида мышления, возможно успешное его деформирование в виду особой сензитивности.

Наше опытно-экспериментальное исследование проводилось с детьми 3-4 лет (средняя группа) на базе Государственного Бюджетного Учреждения  Социального Обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Росток»» г. Орска. Испытуемыми выступили дошкольники данной группы в количестве 10 человек:

1. Оля Б. – 3,8 л.;

2. Саша В. – 4,2 л.;

3. Валя Г. – 4,1 л.;

4. Настя Д. – 4,0 л.;

5. Вероника Е. – 4,0 л;

6. Рома К. – 3,6 л.;

7. Женя О. – 3,8л.;

8. Марина Р. – 4,1 л.;

9. Марсель С. – 4,0 л.;

10.Дамир Ф. – 4,1 л.

При проведении эксперимента все исследуемые нами дети были поставлены в одинаковые условия, ко всем детям предъявлялись одинаковые требования.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в 3 этапа:

1) диагностический;

2) развивающе-коррекционный;

3) контрольно-оценочный.

Целью диагностического этапа исследования определяет ся: посредством психодиагностических методов и методик выявить уровни сформированности наглядно-образного мышления дошкольников 3-4 летнего возраста и наметить пути его оптимизации. Поставленная цель конкретизируется в следующих задачах:

1. Подобрать диагностические методики для выявления особенностей наглядно-образного мышления у детей 3-4 лет;

2. Провести констатирующий эксперимент с детьми 3-4 лет;

3. На основании полученных в ходе диагностики результатов разработать программу оптимизации наглядно-образного мышления дошкольников экспериментальной группы;

4.  Проверить действенность развивающе-коррекционной работы по оптимизации наглядно-образного мышления детей 3-4 лет.

Модель диагностического этапа исследования

Целью данного этапа исследования определялось – выявление уровней сформированности наглядно-образного мышления у детей 3-4 лет.

В состав комплекса диагностики особенностей наглядно-образного мышления дошкольников 3-4 лет нами включены:

1. Методика «Объединение форм» (по Торндайку) (см. Приложение 1).

Ребенку предлагают серию картинок с изображениями закрашенных и пустых геометрических фигур и в каждом случае дается одна инструкция: «Найди среди пустых фигур ту, в которую точно поместятся все закрашенные фигурки, но так, чтобы они не заходили одна на другую».

Оцениваются результаты следующим образом:

- высокий уровень – справился со всеми заданиями;

- средний уровень – 1-2 ошибки;

- низкий уровень – не справился с заданиями.

2. Методика «Лабиринт» (модификация методики) (приложение 2).

Цель: диагностика развития наглядно-образного мышления дошкольников. Материал представляет собой изображение полянок с разветвленными дорожками и домиками на их концах, а также «писем», условно указывающих путь к одному из домиков, помещенных под полянкой (приложение Б). Вводные задачи состоят из двух задач – задачи А и задачи Б. Решение каждой из задач проверяется экспериментатором. Далее следуют основные задачи. Чтобы найти путь, ребенок должен учитывать в задачах 1-2 направления поворотов, в задачах 3-4 – характер ориентиров и их последовательность, в задачах 5-6 – сочетания ориентиров в определенной последовательности, в задачах 7-10 – одновременно ориентиры и направления поворотов.

Оценка результатов методики проводится согласно ключу:

34-44 балла – дети с детальным соотнесением одновременно двух параметров, имеют достаточно полные и расчлененные пространственные представления – высокий уровень

31-38 балла – дети с незавершенной ориентировкой на два параметра. При учете одновременно двух параметров постоянно соскальзывают к одному. Это обусловлено недостаточной стойкостью и подвижностью в развитии пространственных представлений – уровень выше среднего.

24-30 баллов – дети с четкой завершенностью ориентировки только на один признак. Им доступно построение и применение пространственных представлений простейшей структуры – средний уровень.

18-23 – для этих детей характерна незавершенная ориентировка даже на один признак. Они членят задачу на этапы, но к концу работы теряют ориентир. У них только начинает формироваться способ наглядно-образной ориентировки в пространстве – ниже среднего.

Менее 18 баллов – дети с неадекватными формами ориентировки. Они предпринимают попытку найти нужный домик, но их выбор случаен. Это обусловлено несформированностью умения соотносить схему с реальной ситуацией, т.е. неразвитостью наглядно-образного мышления – низкий уровень.

При выполнении этой методики важно акцентировать внимание на возрастных особенностях развития наглядно-образной формы мышления, вычленить его индивидуальные особенности у ребенка 3-4 лет.

3. Методика «Кому чего не достает» (см. Приложение 3).

Цель: изучение уровня наглядно-образного мышления ребенка дошкольного возраста. Детям предлагаются рисунки, изображения разных предметов, в которых отсутствуют какие-то части, иногда достаточно важные и хорошо видные, а иногда менее выраженные, хотя и имеющие важное значение для предмета. При проведении теста ребенку можно давать не все фигуры, но не менее десяти изображений, так чтобы среди них присутствовали как изображения с деталями, отсутствие которых хорошо заметно, так и такие для нахождения которых надо затратить определенное время.

Анализ результатов делают по следующей схеме:

- за каждый верный ответ ребенок получает 1 балл,

- за неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов.

В норме при предъявлении 14 картинок ребенок должен набрать 10-11 баллов.

Методика также позволяет отследить уровень импульсивности. Импульсивные, стремящиеся к быстрым, часто необдуманным действиям, подвижные дети затрачивают на данное задание не больше 10 минут. Как правило, они стремятся побыстрее закончить работу, поэтому набирают немного баллов (но не менее 9). Такие дети плохо ориентируются в задании, им не хватает терпения и усидчивости, чтобы внимательно рассмотреть предложенные рисунки. Неправильные ответы у этих детей в основном относятся к тем рисункам, на которых недостающая деталь не бросается в глаза, в то время как у отсталых детей ошибки возникают при анализе любых картинок.

4. Методика «Раздели на группы» (см. Приложение 4).

Цель: оценка наглядно-образного мышления дошкольников.

Ребенку предлагают рисунок (см. Приложение 4), где представлены геометрические фигуры. Ребенка просят внимательно посмотреть на рисунок и дифференцировать увиденное по группам. Ребенку дается три минуты. Если за это время или меньшее ребенок выделил все группы фигур:

- треугольник, круг, квадрат, ромб;

- фигуры черного цвета;

- незаштрихованные фигуры;

- заштрихованные фигуры;

- большие фигуры;

- малые фигуры - это свидетельство высокого уровня развития наглядно-образного мышления.

5. Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?» (см. Приложение 5).

Цель: изучение наглядно-образного мышления дошкольников 3-4 лет.

Ребенок работает с рисунками (картинками), в которых спрятаны несколько предметов. Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные предметы. Далее ребенку представляют один общий рисунок (приложение), состоящий из трех частей, и просят последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в каждой из трех частей, то в рисунках.

Время выполнения задания ограничивается одной минутой. Если за это время ребенок не сумел полностью выполнить задание, то его прерывают. Если ребенок справился с заданием меньше чем за 1 минуту, то фиксируют время, затраченное на выполнение задания.

Таким образом, на основе результатов пяти методик оформляется сводная таблица данных и дается заключение об уровне сформированности наглядно-образного мышления детей 3-4 лет.

Вторым этапом работы явился формирующий эксперимент, целью которого определялось: оптимизация уровней сформированности наглядно-образного мышления детей 3-4 лет.

С этой целью для детей экспериментальной группы была разработана развивающе-коррекционная программа, в которую вошли специальные игры и упражнения, занятия для активизации наглядно-образного мышления испытуемых 3-4 летнего возраста.

Формирующий эксперимент проводился в течение 4 месяцев, причем специальные игры и упражнения были включены, как в занятия, так и в свободное время (по желанию ребенка).

Коррекционная программа была реализована в двух направлениях:

1. Работа с дошкольниками, имеющими недостаточный уровень развития наглядно-образного мышления;

2. Работа с воспитателем группы дошкольников, имеющих недостаточный уровень развития наглядно-образного мышления;

3. Совместная работа психолога с воспитателем группы.

Структура развивающе-коррекционной программы по оптимизации наглядно-образного мышления у детей 3-4 лет включала в себя следующие разделы, представленные в таблице 1:

 

 

Таблица 1. Содержание разделов развивающе-коррекционной программы по оптимизации наглядно-образного мышления дошкольников 3-4 лет

Раздел 1 Раздел 2 Раздел 3 Раздел 4
Блок игровых упражнений на визуализацию образов Игровая программа развития наглядно-образного мышления у детей 3-4 лет Работа с воспитателями дошкольников экспериментальной группы     Консультирование воспитателей  по индивидуальным особенностям развития мышления дошкольников

 

В качестве материала для построения развивающе-коррекционной программы нами использовались различные формы организации детей:

- контактные игры, упражнения;

- дидактические игры,

- упражнения, задания с целью анализа детьми собственного поведения и собственного эмоционального состояния;

- релаксационные паузы для расслабления детей и снятия напряженности;

- элементы дыхательной гимнастики,

- упражнения для профилактики нарушений зрения с целью нормализации физического состояния детей;

- упражнения для развития пространственной ориентации и координации тонких движений кисти и пальцев рук.

Развивающе-коррекционные занятия проводились с детьми, имеющими недостаточный уровень развития наглядно-образного мышления, они носили подгрупповой характер, длительность каждого занятия составляла 20-30 минут. С каждым занятием задания усложнялись, наращивался темп выполнения заданий, сложнее становились выполняемые рисунки. Тем самым достигалась основная цель – расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, т.е. в зону актуального развития.

Игры, упражнения, задания различных авторов (С. В. Коноваленко, Л. Ф. Тихомирова, А. В. Басов, А. Э. Симановский, А. В. Соболева, Н. Ю. Борякова) объединены нами в разделы, они взаимосвязаны, преследуют цель – развитие элементарных мыслительных операций, активизация и обогащение наглядно-образного мышления дошкольников 3-4 летнего возраста.

Реализация развивающе-коррекционной программы происходила при соблюдении правил проведения занятий, на основе личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого с детьми. Смена видов деятельности позволяла сделать работу насыщенной, динамичной и менее утомительной.

Таким образом, вся развивающе-коррекционная работа была направлена на оптимизацию уровней сформированности наглядно-образного мышления детей посредством развивающе-коррекционной программы, построенной на игровой деятельности дошкольников, реализуемой психологом и воспитателем, в сотрудничестве с ними.

Эффективность проведения развивающе-коррекционной работы можно определить на контрольно-оценочном этапе опытно-экспериментальной работы.

На этапе контрольного эксперимента была поставлена цель: выявить эффективность и действенность коррекционно-развивающей программы в оптимизации уровней сформированности наглядно-образного мышления дошкольников 3-4 лет.

Для этого были повторно проведены методики диагностического этапа исследования и полученные результаты сравнивались и сопоставлялись с результатами констатирующего эксперимента. Это в свою очередь позволило судить о состоятельности выдвинутой гипотезы и математически верно рассчитать ее достоверность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.43 (0.016 с.)