Список  используемых  источников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Список  используемых  источников



 

1. Арнхейм, Р. Визуальное мышление. Зрительные образы: Феноменология и эксперимент / Р. Арнхейм. – Душамбе, 2014. - ISBN 5-222-248-7

2. Бармашова, Е.И. Игровая мозаика: программа занятий по развитию внимания у детей дошкольного возраста / Е.И. Бармашова // Школьный психолог. – 2012. – №5. – С.8-14.

3. Береславский, Л.Я. Интеллектуальная мастерская / Л.Я. Береславский. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2010. - ISBN 5-7346-248-7

4. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М., 1968. - 5-222-09565

5. Брунер, Д. Психология познания. За пределами непосредственной информации/ Д. Брунер / под ред. А.Р. Лурия. – М.: прогресс, 2009. - ISBN 5-9268-0405-8

6. Венгер, А.Л. Психологические особенности шестилетних детей / А.Л. Венгер. – М., 2006. - 5-222-07890

7. Волков, Б.С. Возрастная психология: в 2-х ч.: Ч.1: От рождения до поступления в школу / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: ВЛАДОС, 2014. - ISBN 5-691-01436-6

8. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М.: ЭКСМО - Пресс, 2013. - ISBN 5-222-08455-4

9. Гальперин, П.Я. Введение в психологию / П.Я. Гальперин. – М.: МГУ, 2009. - ISBN 5-8291-0655-8

10. Гальперин, П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий /под ред. Е.В. Шолоховой / П.Я. Гальперин. – М.: МГУ, 2004. - ISBN 5-695-2648-5

11. Гоноболин, Ф.Н. Психология / Ф.Н. Гоноболин / под ред. Н.Ф. Добрынина. – М.: Просвещение, 2003. - ISBN 077-09565-76

12. Гурова, Л.Л. Функция наглядно-образных компонентов в решении задач / Л.Л. Гурова // Вопросы психологии. – 2013. - №5. – С. 12-18.

13. Диагностика умственного развития дошкольника / под ред. Л.А. Венгера, В.В. Холмовской. – М.: Гардарики, 2011. - ISBN 978-248-72-5

14. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – М.: МГУ, 2003. - ISBN 5-298-9348-7

15. Дьяченко, О.М. Психическое развитие дошкольников / О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева. – М.: ВЛАДОС, 2011. - ISBN 978-5 –49807-467 - 2

16. Ермолаева, М.В. Методы работы психолога с детьми дошкольного возраста / М.В. Ермолаева, Л.Г. Миланович. – М.: Институт практической психологии, 2014. - ISBN 5-238-00384-6

17. Ермолаев, О.Ю. Внимание школьника /О.Ю. Ермолаев, Т.М. Марютина, Т.А. Мешкова. – М., 2012. - ISBN 978-2- 691-01415-3

18. Забрамная, С.Д. Развивающие занятия с детьми / С.Д. Забрамная, Ю.А. Костенкова. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2013. - ISBN 398-2648-467-3

19. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды в 2-х т. Т.1 / А.В. Запорожец. – М., 2009. - 5-222-0565-7

20. Зрительные образы: феноменология и эксперимент. – Душамбе, 2011. - ISBN 5-79424-7

21. Истратова, О.Н. Психодиагностика: коллекция лучших тестов / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. – 3-е изд. – Ростов н/ Д: Феникс, 2011. - ISBN 5-222-09521-5

22. Кализеева, Л.М. Моделирование в процессе решения пространственных задач как средство развития мышления дошкольников / Л.М. Кализеева // Вопросы психологии. – 2010. - №3. – С. 141-148.

23. Квач, Н.В. Развитие наглядно-образного мышления и графических навыков детей 5-7 лет / Н.В. Квач. – М, 2011. - ISBN 5-7346-248-7

24. Комарова, Э.С. К проблеме образного мышления у детей / Э.С. Комарова // Новые исследования в психологии. – 2013. - №1. – С. 10-15.

25. Колесникова, Г.И. Психологические виды помощи: психопрофилактика, психокоррекция, консультирование /Г.И. Колесникова. – Ростов н/ Д: Феникс, 2014. - ISBN 5-222-09989-Х

26. Коломенский, Я.Л. Психическое развитие детей в норме и патологии / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, С.А. Игумнов. – СПб.: Питер, 2012. - ISBN 8-695-4688-3

27. Костромина, С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей / С.Н. Костромина. – М., 2009. - ISBN 5-222-248-7

28. Краснов, А.Н. Общая психология: учеб. пособие для вузов / А.Н. Краснов, Е.В. Мензул, Н.М. Рязанцева. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – ISBN 5-222-09565-7

29. Ланге, Н.Н. Психический мир /Н.Н. Ланге /под ред. М.Г. Ярошевского. – М.: Воронеж: Институт практической психологии: НПО «МОДЭК», 2012. - ISBN 5-7695-1243-1

30. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. – М., 2008.- ISBN 5-222-065-7

31. Лурия, А.Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольников / А.Р. Лурия // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / под ред. А.В. Леонтьева, А.В. Запорожца. – М., 2008. - ISBN 978-49807-191 - 6

32. Машталь, О. Лучшие методики развития внимания, памяти и мышления у детей: 1000 тестов, заданий и упражнений / О. Машталь. – СПб.: Наука и техника, 2012. - ISBN 978-5-94387-7

33. Мирошкина, Р.А. Формирование выразительности образа в детских рисунках / Р.А. Мирошкина // Дошкольное воспитание. – 2013. - №3. – С.77-82.

34. Моросанова, В.И. О формировании и регуляторных особенностях образа динамического объекта / В.И. Моросанова // Вопросы психологии. – 2014. - №3. – С. 17-25.

35. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. вузов / В.С. Мухина. – 10-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2011. - ISBN 5-7695-2648-3

36. Немов, Р.С. Психология: в 3-х кн.: Кн.3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики / Р.С. Немов. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. - ISBN 2978-5-691-005527

37. Новоселова. С.Л. Развитие мышления в дошкольном возрасте / С.Л. Новоселова. – М.: Педагогика, 2003. - ISBN 5-7346-248-7

38. Обухова, Е.Ю. Возрастная динамика регуляции зрительно-пространственного внимания детей дошкольного возраста / Е.Ю. Обухова // Вопросы психологии. – 2012. - №1. – С.134-142.

39. Осипова, А.А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы / А.А. Осипова. – М.: Воронеж: МПСИ: НПО «МОДЭК», 2011. - ISBN 5-222-08595-3

40. Осипова, А.А. Диагностика и коррекция внимания / А.А. Осипова. – М.:ТЦ «Сфера», 2012. - ISBN 5-5695-2648-8

41. Поддъяков, Н.Н. Мышление дошкольника / Н.Н. Поддьяков. – М.: МГУ, 1977. - ISBN 978-5-94387-7

42. Поддьяков, Н.Н. К проблеме постановки проблемы умственного воспитания в детском саду // Умственное воспитание дошкольника. – М., 2007. - ISBN 5-222-340-7

43. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже/ пер. с франц. – М.: ЭКСМО, 2014. - ISBN 5-7346-248-7

44. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов / К.Н. Поливанова. – М., 2012. - ISBN 5-222-099-Х

45. Практическая психология образования /под ред. И.в. Дубровиной. – М.: Академия, 2014. - ISBN 5-595-648-3

46. Психологические тесты: в 2 т.: Т.2 /под ред. А.А. Карелина. – М.: ВЛАДОС, 2012. - ISBN 5-691-00340-2

47. Радугин, А.А. Психология / А.А. Радугин. – М.: Центр, 2010. – ISBN 5-88860-061-Х

48.  Развитие познавательных способностей в дошкольном возрасте. – М., 2012. - ISBN 5-222-09565-4

49. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / под ред. Н.Н. Поддьякова, А.Ф. Говорковой. – М.: Педагогика, 2010. - ISBN 5--2273-248-7

50. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Питер, 2014. - ISBN 5-314-00016-4

51. Сергеева, И.А. Как способствовать развитию внимания будущего ученика / И.А. Сергеева // Дошкольная педагогика. – 2012. - №5. – С.54-56.

52. Синельников, В.Б. Формирование образного мышления у дошкольников / В.Б. Синельников // Вопросы психологии. – 2011. - №8. – С. 93-98.

53. Синельников, В.Б. Формирование умственной активности детей при решении конструктивных задач (конструирование по образцу) / В.Б. Синельников // Дошкольное воспитание. – 2012. - №8. – С. 96-104.

54. Смирнова, Е.О. Детская психология: учеб. для студ. пед. вузов / Е.О. Смирнова. – М.: Владос, 2009. - ISBN 5-691-00893-5

55. Смирнова, Е.О. Условия становления произвольного поведения в раннем и дошкольном детстве / Е.О. Смирнова, Г.Н. Рошка. – Магадан, 2012. - ISBN 5-222-2367

56. Соколова, А.Н. Внутренняя речь и мышление / А.Н. Соколова. – М.: Просвещение, 2008. - ISBN 5-2446-248-7

57. Столяренко, Л.Д. Основы психологии: учеб. пособие / Л.Д. Столяренко. – 16-е изд. – Ростов н/ Д: Феникс, 2012. - ISBN 5-222-09861-3

58. Столяренко, Л.Д. Основы психологии: практикум / Л.Д. Столяренко. – 8-е изд. – Ростов н/ Д: Феникс, 2009. - ISBN 5-222-10011-1

59. Тихомирова, Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей / Л.Ф. Тихомирова. – Ярославль: Академия развития, 2010. - ISBN 5-8291-0643-4

60. Урунтаева, Г.А. Детская психология: учебник для студ. сред. заведений / Г.А. Урунтаева. – 6-е изд.; перераб. и доп. – М.: Академия, 2012. - ISBN 5-7695-2680-7

61. Урунтаева, Г.А. Практикум по дошкольной психологии: пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб заведений / Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2013. - ISBN 7455-2678-5

62. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: учеб пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова / под ред. И.В. Дубровиной. – И.: Издательский центр «Академия», 2014. - ISBN 5-7695-0471-4

63. Хомская, Е.Д. Нейропсихологическое исследование наглядно-образного мышления / Е.Д. Хомская // Вопросы психологии. – 2011. - № 3. – С. 57-67.

64. Худик, В.А. Психологическая диагностика детского развития: методы исследования / В.А. Худик. – К.: Освита, 2014. – ISBN 5-330-0218-4

65. Хухлаева, О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции / О.В. Хухлаева. – М.: Академия, 2014. - ISBN 5-88867-098-9

66. Шевандрин, Н.И. Основы психологической диагностики: в 3-х ч.: Ч.1 / Н.И. Шевандрин. – М.: ВЛАДОС, 2013. - ISBN 5-691-00991-5

67. Широкова, Г.А. Справочник дошкольного психолога / Г.А. Широкова. – 6-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. - ISBN 978-5-222-13508-2

68. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учеб. пособие студ. вузов / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2011. - ISBN 5-7695-1836-7

69. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте / Д.Б. Эльконин / под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Воронеж: Изд-во «Институт практической психологии: НПО МОДЭК, 2012. - ISBN 5-91180-150-7

70. Якиманская, И.С. Образное мышление и его место в обучении / И.С. Якиманская // Педагогика. – 2012. - №12. – С.21-28.

71. Якиманская, И.С. О некоторых путях диагностики развития пространственного мышления у дошкольников / И.С. Якиманская // Вопросы психологии. – 2013. - №3. – С. 28-36.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ   Диагностика развития мышления у детей в возрасте от 3 до 6 лет В дошкольном возрасте у детей преобладает наглядно-образное мышление (оперирование образами), поэтому и задания на диагностику уровня развития мышления должны быть соответствующими. Предлагаемые задания могут также использоваться в качестве развивающих упражнений. 1. Методика "Нелепицы". Методика направлена на выявление особенностей познавательной деятельности ребенка. Позволяет определить детей с выраженными нарушениями познавательной деятельности. Предназначена для детей 3 - 6 лет. Для организации обследования заранее готовится картинка:   Инструкция испытуемому Ребенку предлагается рассмотреть картинку. Через 30 секунд экспериментатор спрашивает: "Рассмотрел?" Если ответ отрицательный или неопределенный, дается еще время. Если утвердительный, испытуемому предлагается рассказать, что нарисовано на картинке. В случае затруднения ребенку оказывается помощь: - Стимулирующая. Исследователь помогает ребенку начать отвечать, преодолеть возможную неуверенность. Он подбадривает ребенка, показывает свое положительное отношение к его высказываниям, задает  вопросы, побуждающие к ответу: "Понравилась ли тебе картинка?" "Что понравилось?", "Хорошо, молодец, правильно думаешь'", - Направляющая. Если побуждающих вопросов оказывается недостаточно, чтобы вызвать активность ребенка, задаются прямые вопросы: "Смешная картинка?", "Что в ней смешного?", - Обучающая. Вместе с ребенком рассматривается какой-то фрагмент картинки и выявляется его нелепость: "Посмотри, что здесь нарисовано?", "А такое может быть в жизни?", "Тебе не кажется, что здесь что-то перепутано?", "А еще здесь есть что-нибудь необычное?". Оценка выполнения задания. При оценке учитываются: а) включение ребенка в работу, сосредоточенность, отношение к ней, самостоятельность; б) понимание и оценка ситуации в целом; в) планомерность описания картинки; г) характер словесных высказываний.   1-й уровень - ребенок сразу включается в работу. Правильно и обобщенно оценивает ситуацию в целом: "Тут все перепутано", "Путаница какая-то". Доказывает сделанное обобщение анализом конкретных фрагментов. Фрагменты анализирует в определенном порядке (сверху вниз или слева направо). В работе сосредоточен, самостоятелен. Высказывания емки и содержательны. 2-й уровень - ситуация оценивается правильно, но уровень организованности, самостоятельности в работе недостаточен. В ходе выполнения задания нуждается в стимулирующей помощи. При описании картинки фрагменты выделяются хаотично, случайно. Описывается то, на что упал взгляд. Ребенок часто затрудняется в поиске нужных слов. 3-й уровень - оценить правильно и обобщенно ситуацию ребенок сам не может. Его взгляд долго блуждает по картинке. Чтобы ученик начал отвечать, требуется направляющее участие педагога. Усвоенный с его помощью способ анализа применяется при описании, оценке других фрагментов, но работа идет очень вяло. Активность ребенка приходится все время стимулировать, слова вытягивать. 4-й уровень - дать правильную оценку ситуации ребенок не может. Стимуляцию, направляющую помощь "не берет". Образец анализа, данный педагогом, не усваивает, не может перенести его в новую ситуацию, применить при анализе других фрагментов. Еще примеры заданий подобного типа:   Нахождение недостающих частей рисунка среди предложенных на выбор:   Задания на нахождение предметов, объединенных каким-то общим признаком (обобщение и классификация): Задания на нахождение закономерностей: 5     Задания на установление логических связей:     Составление рассказа:  
 

 

Развивающие упражнения, логические задачки:
Наглядно-образное мышление.

Само понятие образного мышления подразумевает оперирование образами, проведение различных операций (мыслительных) с опорой на представления. Поэтому усилия здесь должны быть сосредоточены на формировании у детей умения создавать в голове различные образы, т.е. визуализировать. Упражнения на формирование подобного умения достаточно подробно описаны в разделе по развитию памяти. Здесь мы их дополним еще несколькими заданиями на визуализацию.


Упражнения на визуализацию.
Упражнение №1. "На что это похоже"?



Задание: надо придумать как можно больше ассоциаций на каждую картинку. Оценивается количество и качество (оригинальность) образов. Упражнение хорошо проводить с группой детей в форме соревнования.

 

 


Упражнение №2. Задание типа "Заполни пробел".

Дополнительные задания на развитие визуализации и наглядно-образного мышления вы можете найти в разделе "Диагностика развития мышления".
После того, как процесс визуализации достаточно хорошо усвоен детьми, можно переходить к непосредственному оперированию образами, т.е. к решению простейших мыслительных задач с опорой на представления.

Упражнение №3. Игра "Кубики".

Материал состоит из 27 обычных кубиков, - склеенных между собой так, что получается 7 элементов:

Осваивается эта игра поэтапно.

Первый этап - рассматривание элементов игры и нахождение сходства их с предметами и формами. Например, элемент 1 - буква Т, 2 - буква Г, элемент 3 - уголок, 4 - зигзаг молнии, 5 - вышка со ступеньками, 6 и 7 - крылечко. Чем больше будет найдено ассоциаций, тем лучшее и эффективнее.

Второй этап - освоение способов присоединения одной части к другой.

Третий этап - складывание объемных фигур из всех частей по образцам с указанием составных элементов. Целесообразно проводить работу в следующей последовательности: предложить детям сначала рассмотреть образец, затем расчленить его на составляющие элементы и сложить такую же фигуру.

Четвертый этап - складывание объемных фигур по представлению. Вы показываете ребенку образец, он тщательно его рассматривает, анализирует. Затем образец убирают, а ребенок должен составить из кубиков ту фигуру, какую он видел. Результат работы сравнивается с образцом.


В качестве материала для решения мыслительных задач с опорой на образное мышление могут быть использованы и счетные палочки.

Упражнение №4. "Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек".

Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек."Дана фигура из 6 квадратов. Надо убрать 2 палочки так, чтобы осталось 4 квадрата".


"Дана фигура, похожая на стрелу.

Надо переложить 4 палочки так, чтобы получилось 4 треугольника".

"Составить два разных квадрата из 7 палочек".

Задачи, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения фигуры.

"В фигуре переложить 3 палочки так, чтобы получилось 4 равных треугольника".



"В фигуре, состоящей из 4 квадратов, переложить 3 палочки так, чтобы получилось 3 таких же квадрата".

 

"Составить домик из 6 палочек, а затем переложить 2 палочки так, чтобы, получился флажок".

 

"Переложить 6 палочек так, чтобы, из корабля получился танк".

"Переложить 2 палочки так, чтобы фигура, похожая на корову,

смотрела в другую сторону».

"Какое наименьшее количество палочек нужно переложить, чтобы убрать мусор из совочка?"


 

 

Упражнения, направленные на развитие наглядно-образного мышления.

Упражнение №5. "Продолжи узор".

Упражнение состоит из задания на воспроизведение рисунка относительно симметричной оси. Трудность в выполнении часто заключается в неумении ребенка проанализировать образец (левую сторону) и осознать, что вторая его часть должна иметь зеркальное отображение. Поэтому, если ребенок затрудняется, на первых этапах можно использовать зеркало (приложить его к оси и посмотреть, какой же должна быть правая сторона).
После того, как подобные задания уже не вызывают сложностей при воспроизведении, упражнение усложняется введением абстрактных узоров и цветовых обозначений. Инструкция остается такой же:


"Художник нарисовал часть картинки, а вторую половину не успел. Закончи рисунок за него. Помни, что вторая половина должна быть точно такой же, как и первая".


 

Упражнение №6. "Платочек"

Это упражнение сходно с предыдущим, но является более сложным его вариантом, т.к. предполагает воспроизведение узора относительно двух осей - вертикальной и горизонтальной.

"Посмотри внимательно на рисунок. Здесь изображен сложенный пополам (если одна ось симметрии) или вчетверо (если две оси симметрии) платочек. Как ты думаешь, если платочек развернуть, какой у него вид? Дорисуй платочек так, чтобы он выглядел развернутым".



Узоры и варианты заданий можно придумать самостоятельно.

Упражнение №7. "Составь фигуру".

Это упражнение, так же, как и предыдущее, направлено на развитие образного мышления, геометрических представлений, конструктивных пространственных способностей практического плана.
Мы предлагаем несколько вариантов этого упражнения (от самого легкого до более сложного).

- а) "На каждой полоске отметь крестиком (х) две такие части, из которых можно составить круг".

и т.д.

Если ребенку трудно ориентироваться на схематичное изображение фигуры и ее частей, то можно изготовить макет из бумаги и работать с ребенком в наглядно-действенном плане, т.е. когда он сможет манипулировать частями фигуры и таким образом составлять целую.

б) "Посмотри внимательно на рисунок, там даны два ряда фигур. В первом ряду даны целые фигуры, а во втором ряду эти же фигуры, но разбитые на несколько частей. Соедини мысленно части фигур во втором ряду и ту фигуру, которая у тебя при этом получится, найди в первом ряду. Фигуры первого и второго ряда, которые подходят друг к другу, соедини линией".


в) "Посмотри внимательно на картинки и выбери, где расположены детали, из которых можно составить фигуры, изображенные на черных прямоугольниках".


Упражнение №8. "Сложи фигуры"

Упражнение направлено на развитие умения анализировать и синтезировать соотношение фигур друг с другом по цвету, форме и размеру.

Инструкция: "Как ты думаешь, каким получится результат при наложении фигур последовательно друг на друга в левой части рисунка. Выбери ответ из фигур, расположенных справа".

По трудности (замаскированности отношений по форме) задания распределяются таким образом: когда на более маленькую фигуру накладывается фигура большая по размеру, что провоцирует ребенка на то, что он не предполагает накрытие большей по размеру фигуры меньшей и выбирает результат смешения меньшей и большей фигур. Действительно, если ребенок затрудняется с определением отношений, лучше произвести наложение предметов друг на друга не в наглядно-образном плане (мысленном наложении), а в наглядно-действенном, т.е. непосредственным наложением геометрических фигур.

Упражнение №9. "Найди закономерность".

а) Упражнение направлено на формирование умения понимать и устанавливать закономерности в линейном ряду.

Инструкция: "Внимательно рассмотри картинки и заполни пустую клетку, не нарушая закономерности".

б) Второй вариант задания направлен на формирование умения устанавливать закономерности в таблице.
Инструкция: "Рассмотри снежинки. Нарисуй недостающие так, чтобы в каждом ряду были представлены все виды снежинок".

Подобные задания можно придумать самостоятельно.

Упражнение №10. "Светофор"

"Нарисуй в клеточках красные, желтые и зеленые кружки так, чтобы в каждой строке и в каждом столбце не было одинаковых кружков".

Упражнение №11. "Играем кубиками"

 

Упражнение направлено на развитие умения не только оперировать пространственными образами, но и обобщать их отношения. Задание состоит из изображений пяти разных кубиков в первом ряду. Кубики расположены так, что из шести граней у каждого из них видно только три.
Во втором ряду нарисованы эти же пять кубиков, но повернутые по-новому. Необходимо определить, какому из пяти кубиков второго ряда соответствует кубик из первого ряда. Понятно, что в перевернутых кубиках могут появиться новые значки на тех гранях, которые до поворота не были видны. Каждый кубик из верхнего ряда нужно соединить линией со своим повернутым изображением в нижнем ряду.

Это упражнение очень эффективно с точки зрения развития наглядно-образного мышления. Если оперирование изображениями вызывает большие трудности у ребенка, мы советуем склеить такие кубики и проводить упражнения с ними, начиная с самого простого - "найти соответствие между изображенной картинкой и таким же положением кубика".

 

 

Упражнение №12. "Игра с обручами"

Упражнение направлено на формирование умения классифицировать предметы по одному или нескольким свойствам. Перед началом выполнения упражнения для ребенка устанавливается правило: например, расположить предметы (или фигуры) так, чтобы все округлые фигуры (и только они) оказались внутри обруча.

После расположения фигур необходимо спросить ребенка: "Какие фигуры лежат внутри обруча? Какие фигуры оказались вне обруча? Как ты думаешь, что общего у предметов, лежащих в кругу? вне круга?" Очень важно научить ребенка обозначать свойство классифицируемых фигур.
Игру с одним обручем необходимо повторить 3-5 раз, прежде чем перейти к игре с двумя или тремя обручами.
Правила для классификации: "Расположи предметы (фигуры) так, чтобы все заштрихованные (красные, зеленые), и только они, оказались внутри обруча".
"Расположи предметы (картинки) так, чтобы все обозначающие одушевленные предметы, и только они, оказались внутри обруча" и т.д.

"Игра с двумя обручами".

Формирование логической операции классифицирования по двум свойствам.

Перед началом выполнения упражнения устанавливаются четыре области, определяемые на листе двумя обручами, а именно: внутри обоих обручей (место пересечения); внутри обруча из черной линии, но вне обруча из прерывистой линии; внутри обруча из прерывистой линии, но вне обруча из черной линии; вне обоих обручей. Каждую из областей можно обвести карандашом.
Затем сообщается правило для классификации: "Необходимо расположить фигуры так, чтобы внутри обруча из черной линии оказались все заштрихованные фигуры, а внутри круга из прерывистой линии - все угольные".

Трудности, встречающиеся при выполнении этого задания, заключаются в том, что некоторые дети, начиная заполнять внутреннюю часть круга из прерывистой линии, располагают заштрихованные угольные фигуры вне обруча из черной линии. А затем все остальные заштрихованные фигуры вне обруча из прерывистой линии. В результате общая часть (пересечение) остается пустой. Важно привести ребенка к пониманию того, что есть фигуры, обладающие обоими свойствами одновременно. С этой целью задаются вопросы: "Какие фигуры лежат внутри обруча из черной линии? вне его? Какие фигуры лежат внутри обруча из прерывистой линии? вне его? внутри обоих обручей?" и т.д.

Это упражнение целесообразно проводить много раз, варьируя правила игры: например, классификация по форме и цвету, цвету и размеру, форме и размеру.

Для игры могут быть использованы не только фигуры, но и предметные картинки. В этом случае вариант игры может быть следующим: "Разложи картинки так, чтобы в кругу из черной линии были картинки с изображением диких животных, а в обруче из прерывистой линии - все маленькие животные и т.д."


"Игра с тремя обручами" (классификация по трем свойствам).

Работа строится аналогично предыдущей. Вначале необходимо выяснить, на какие области делят обручи лист. Что это за область, где пересекаются обручи из черной и прерывистой линий; прерывистой и волнистой; волнистой и черной; область пересечения всех трех обручей и т.д.

Устанавливается правило, касающееся расположения фигур: например, внутри круга из черной линии должны быть все круглые фигуры; внутри обруча из прерывистой линии - все маленькие, внутри круга из волнистой линии - все заштрихованные.
Набор фигур.

Если ребенок затрудняется с отнесением фигуры к нужному обручу по определенному классу, необходимо выяснить, какими свойствами обладает фигура и где она должна находиться в соответствии с правилами игры.
Игру с тремя обручами можно повторять многократно, варьируя правила.
Интерес представляют и такие условия, при которых отдельные области оказываются пустыми; например, если расположить фигуры так, чтобы внутри обруча из черной линии оказались все круглые, внутри обруча из прерывистой линии - все треугольники, внутри обруча из волнистой линии - все заштрихованные и т.д.
В этих вариантах задания важно ответить на вопрос: почему те или иные области оказались пустыми?

Упражнение №13. "Классификация".

Так же, как и предыдущее упражнение, это направлено на формирование умения классифицировать по определенному признаку. Отличие заключается в том, что при выполнении этого задания правило не дается. Ребенку необходимо самостоятельно выбрать, каким образом можно разделить предлагаемые фигуры на группы.
Инструкция: "Перед тобой ряд фигур (предметов). Если бы необходимо было разделить их на группы, то как это можно сделать?"
Набор фигур.

Важно, чтобы ребенок, выполняя это задание, нашел как можно больше оснований для классификации. Например, это может быть классификация по форме, цвету, размеру; деление на 3 группы: круглые, треугольники, четырехугольники, или 2 группы: белые и не белые и т.д.

Упражнение №14. "Путешествия животных".

Главная цель этого упражнения заключается в том, чтобы с его помощью формировать умение рассматривать различные пути или варианты достижения цели. Оперируя предметами в мысленном плане, представляя разные варианты их возможных изменений, можно быстрее найти лучшее решение.
В качестве основы упражнения имеется игровое поле из 9 (как минимум), а лучше 16 или 25 квадратов. В каждом квадратике изображен какой-либо схематический рисунок, понятный ребенку и позволяющий опознать этот квадрат.
Содержание задания заключается в путешествии какого-либо животного по этому игровому полю. Однако движение происходит не хаотично, а по установленному взрослым правилу.

"Сегодня мы будем играть в очень интересную игру. Это игра про белочку, которая умеет прыгать с одного квадратика на другой. Давай посмотрим, какие квадратики-домики у нас нарисованы: этот квадратик - со звездочкой, этот - с грибочком, этот - со стрелочкой и т.д.
Зная, как называются квадратики, мы можем сказать какие из них стоят рядом, а какие через один друг от друга. Скажи, какие квадратики находятся рядом с елочкой, а какие через один от нее? Как стоят квадратики с цветочком и солнышком, домиком и колокольчиком, рядом или через один?"
После того, как игровое поле освоено ребенком, вводится правило: каким образом может передвигаться белочка из одного домика в другой.
"Белочка прыгает по полю по определенному правилу. Ей нельзя прыгать в соседние квадратики, потому что она может прыгать только через одну клеточку в любом направлении. Например, из клетки с елочкой белочка может прыгнуть в клетку с колокольчиком, клетку с листиком и клетку с домиком, а больше никуда. Как ты думаешь, куда может прыгнуть белочка, если она находится в клетке с деревцем? Теперь ты знаешь, как умеет прыгать белка, скажи, как ей добраться из клетки со звездочкой в клетку с окошком?"
Отрабатывая задание, сразу учим ребенка записи:

"В пустую клетку мы заполняем тот рисунок, что и на клетке, через которую прыгает белочка". Например, чтобы из клетки со звездочкой она могла попасть в клетку с окошечком, белка должна прыгнуть сначала в клетку со стрелкой, смотрящей вправо, ее мы и рисуем в пустом квадрате. Но белочка могла прыгнуть и по-другому: сначала в клетку с деревцем, а затем в клетку с окошечком, тогда в пустой клетке необходимо нарисовать деревце.
Далее взрослый предлагает ребенку различные варианты заданий, в которых нужно догадаться, как белочка может попасть в нужную клетку, прыгая по своему правилу. При этом задания могут состоять из двух, трех и более ходов.Варианты заданий.

Варианты заданий можно придумать самостоятельно, наметив первый и конечный пункт путешествия, при котором возможно соблюдение правила. Очень важно, чтобы при продумывании ходов ребенок смог найти несколько путей прохождения от одного квадратика в другой.
Упражнение "Путешествия животных" с использованием данного игрового поля может быть изменено различными способами. Для другого занятия взрослый предлагает игру с другим животным (это и зайчик, и кузнечик, и неук и т.д.) и по другому правилу, например:
1. Жук может двигаться только наискосок.
2. Зайчик может прыгать только прямо.
3. Кузнечик может прыгать только прямо и только через одну клеточку.
4. Стрекоза может летать только в несоседний домик и т.д.
(Напоминаем, что количество клеток на игровом поле может быть увеличено.)

 

Дипломная работа выполнена мной самостоятельно. Все использованные в работе материалы и концепции из опубликованной научной литературы и других источников имеют соответствующие ссылки на них.

 

 «___» ________________ 20___ г. ______________________(_________________)

(подпись)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.33.87 (0.098 с.)