Автономная некоммерческая организация 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Автономная некоммерческая организация



Автономная некоммерческая организация

высшего образования

«МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ СОВРЕМЕННОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

 

Факультет психологии

 

Направление подготовки психология

 

Кудряшова Наталья Геннадьевна

(фамилия, имя, отчество студента)

 

 

Наглядно-образное мышление дошкольников и пути его оптимизации

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

 

Научные руководители:

______________________________

______________________________

______________________________

 

 

Работа допущена к защите в Государственной Аттестационной Комиссии

Зав. кафедрой ________________ (______________________)

                           (подпись)

«___» _____________ 20__ г.

 

г. Москва

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..………..3-9  
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТАНОВЛЕНИЯ МЫШЛЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ И ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЙ 3-4 ЛЕТ………………………………………………………………………………..10  
1.1. Основные линии психологического анализа развития наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста………………………10-16  
1.2. Особенности развития мышления дошкольников и общая характеристика наглядно-образного мышления……………………………16-21  
1.3. Специфика формирования наглядно-образного мышления у детей 3-4 летнего возраста………………………………………………………...…21-25  
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕ-КОРРЕКЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ ЕГО ОПТИМИЗАЦИИ У ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ……………………………………………26  
    2.1. Модель опытно-экспериментальной работы………...……………26-33  
   2.2. Диагностический этап исследования и интерпретация его результатов………………………...…………………………………………34-46     2.3. Развивающе-коррекционная программа по оптимизации наглядно-образного мышления у детей 3-4 лет……………………………………….46-53      2.4. Контрольно-оценочный этап исследования и психолого-педагогический анализ его результатов……………………………...……..54-64  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………...…………………………………………65-67  
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………...68-74  
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………75  

 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в связи с новыми задачами в системе дошкольного образования особо значима актуализация умственной сферы, проблема умственного развития детей дошкольного возраста. Одним из центральных вопросов умственного развития является вопрос об оптимизации и развитии мышления в дошкольном возрасте.

В отечественной и зарубежной психологии накоплено огромное количество работ теоретического и прикладного, дидактического характера по изучению когнитивной сферы ребенка первых семи лет жизни. Проблема детского мышления волновала многих ученых: Ж. Пиаже, Л. С. Выготского, C. Л. Рубинштейна, А. В. Запорожца, Дж. Брунера, Б. Инельдер и многих других сотрудников их лабораторий и научных школ. Каждый из них внес свою лепту в познание детского мышления.

Не беря на себя сверхответственную задачу систематизации этих открытий, подведения каких бы то ни было итогов в этой проблематичной области детской психологии, мы ограничимся лишь ссылкой на некоторых авторов, проделавших анализ закономерностей и условий развития детского мышления в психолого-педагогическом аспекте. Это работы П. Я. Гальперина, Л. А. Венгера, В. В. Давыдова, О. М. Дьяченко, А. В. Запорожца, А. А. Люблинской, Н. Н. Поддьякова, У. В. Ульенковой, С. Л. Новоселовой, Д. Б. Эльконина, А. Ф. Обуховой и др.

Понимание динамики развития мышления ребенка, видение этих двух аспектов – это условие изменения центрации педагогов в воспитательно-образовательном процессе при переходе на подлинно развивающую личностно-ориентированную модель обучения дошкольников. Воспитатель в образовательной деятельности детей учится видеть не только то, чем дети овладели (знания, умения, навыки), но и как изменился способ их учения, какие произошли изменения в их мышлении. Приоритетность и значимость результатов учебной деятельности переходит от оценки знаний детей к оценке их мыслительных способностей.

Безусловно, на наш взгляд, такая позиция требует от воспитателей дошкольных образовательных учреждений большей четкости в понимании закономерностей развития мышления ребенка. Но, к сожалению, до сих пор в теории мышления много спорных вопросов, недоказанного, противоречивого.

В поведении дошкольника мышление не представляется как таковое, в «чистом» виде. Оно сплавлено с другими познавательными процессами, замаскировано ими. Поэтому перед дошкольными психологами стоит задача наметить ориентиры использования в учебном процессе мышления детей как средства, способа обучения, и в то же время показать воспитателям, как оценивать результативность учебной деятельности с точки зрения развития мышления как продукта, способности, как качества ума, как личностное интеллектуальное новообразование. Нам представляется необходимым отметить тот факт, что именно такое видение и такая направленность усилий воспитателей в обучении дошкольников обеспечит на деле личностно-ориентированная модель дошкольного образования.

В отношении познавательной сферы отечественными исследователями обозначается особая роль наглядно-образного мышления (Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, B. C. Мухина, Н. Н. Поддьяков и др.). От развития именно этого мышления зависит последующая жизнь и качество обучения.

Наглядно-образное мышление выступает определенной ступенью в психическом развитии и актуализировано в виду влияния на словесно-логическое.

 Итак, одним из этапов интеллектуального развития дошкольника 3-4 лет согласно Коломинскому Я. Л., Панько Е. А., является становление наглядно-образного мышления, его спецификация и усложнение в период от 3 до 7 лет. В ряде исследований в отечественной психолого-педагогической науке Г. И. Минской (1954), А. А. Люблинской (1965), А. В. Запорожца (1970) доминантно определено, что в 3-4 года возникает способность к оперированию образами, а далее она закрепляется и обогащается.

Идентичные фактические данные конституированы зарубежными исследователями (А. Валлон (1956), Ж. Пиаже, Б. Инельдер (1963), Дж. Брунер (1971)).

Однако если в теории представлены различные позиции и подходы к проблеме развития наглядно-образного мышления, то в практике обозначены лишь незначительные наработки в этом направлении.

Таким образом, налицо противоречия между необходимостью развития в условиях современного дошкольного образовательного учреждения высших форм наглядно-образного мышления у дошкольников, обеспечивающего построение ими собственной картины мира, закладку фундамента детского мировоззрения с одной стороны и недостаточностью проработки диагностического и коррекционного аспектов данной проблемы, с другой стороны, обусловили ее особую актуальность.

Стремление найти пути решения этих проблем и определило направленность нашего исследования.

Исходя из анализа исследований по данной проблеме нами были выделены структурные компоненты исследования.

Цель исследования: изучить уровни сформированности образных представлений дошкольников 3-4 лет и наметить пути их оптимизации.

Задачи исследования:

1. Изучить теоретические основы проблемы развития мышления дошкольников и конкретизировать научное представление о нем;

2. Разработать модель исследовательской работы;

3. Определить и составить комплекс методик диагностики наглядно-образного мышления дошкольников 3-4 лет;

4. Разработать развивающе-коррекционную программу по оптимизации наглядно-образного мышления дошкольников 3-4 летнего возраста;

5. Определить эффективность коррекционной программы по оптимизации наглядно-образного мышления дошкольников у детей 3-4 лет.

Объект исследования: наглядно - образное мышление дошкольника.

Предмет исследования: образные представления детей 3-4 летнего возраста.

Гипотеза исследования:

Предположим, что наглядно-образное мышление детей 3-4 лет находится  в  стадии своего становления и отличается незрелостью образных представлений; развивающе-коррекционная программа, содержательно представленная блоком игровых упражнений на визуализацию, игровой программой для дошкольников, а также психолого-просветительской и консультативной деятельностью с воспитателями, способствует оптимизации уровней сформированности наглядно-образного мышления дошкольников 3-4 лет.

База исследования:  Государственное Бюджетное Учреждение Социального Обслуживания Оренбургской области  «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Росток»» г. Орска (дошкольники 3-4 лет).

Методологическую основу исследования составили: культурно-историческая теория развития высших психических функций (Л. С. Выготский (1983)); общие закономерности психического развития нормально развивающихся детей (Л. С. Выготский (1983)); положение о наглядно-образном мышлении как процессе, возникающем и развивающемся во взаимодействии определенных линий психического развития - развития предметных действий, действий замещения, подражания, игровой деятельности, речи (Н. Н. Поддьяков (1977)); положение о поэтапном формировании умственных действий и ведущей роли обучения в процессе развития (Л. С. Выготский (1983); П. Я. Гальперин (1966); А. Н. Леонтьев (1972)).

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования, адекватных его предмету:

- теоретические методы (анализ философской, психологической, акмеологической литературы с целью обобщения отечественного и зарубежного опыта);

- эмпирические методы (тестирование, беседа, формирующий эксперимент);

- методы обработки данных: количественный анализ с использованием методов математической обработки (ранжирование, среднее значение, критерий j* Фишера (угловое преобразование Фишера)) и качественный анализ результатов исследования;

- методы коррекции (групповые коррекционные занятия, обучение, беседа);

- методы знаково-символического представления результатов (графики, таблицы, гистограммы).

Положения, выносимые на защиту:

1. Качество образных представлений у детей 3-4 летнего возраста имеет во многом определяющее значение для успешного развития функций, необходимых для последующего развития дошкольника.

2. В 3-4 года начинается развитие качественно нового этапа в организации наглядно-образного мышления: показатели деятельности резко улучшаются, возрастает глубина и содержание проработки образа. Однако у детей 3-4 лет наглядно-образное мышление находится в стадии своего становления и развито еще недостаточно, отличается незрелостью, что прогнозирует возможные проблемы в их образовании и воспитании и требует развивающе-коррекционных воздействий.

Научная новизна исследования: состоит в уточнении содержания понятия «наглядно-образное мышление», в обосновании его психологических характеристик, в разработке и реализации развивающе-коррекционной программы оптимизации наглядно-образного мышления дошкольников 3-4 лет.

Значимость в теоретическом аспекте связана с ориентацией на совершенствование процесса обучения и воспитания дошкольников в аспекте оптимизации умственного развития в целом и наглядно-образного мышления, в частности; в разработке методического комплекса диагностирования наглядно-образного мышления дошкольников, который может быть использован в деятельности практикующих психологов и педагогов.

Достоверность результатов исследования обеспечена обоснованностью методологии исследования, ее соответствием поставленной проблеме; осуществлением исследования на теоретическом и практическом уровнях; применением комплекса исследовательских методов и процедур, адекватных цели, объекту и предмету исследования; продуманной логикой эксперимента; использованием различных методик количественной и качественной оценки и интерпретации результатов; тщательностью их количественного и качественного анализа.

Структура работы отражает логику, содержание научного поиска и результаты исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Во введении обосновывается актуальность исследования; определяются структурные компоненты исследования; формулируются положения, выносимые на защиту.

В первой главе представлен анализ отечественной и зарубежной литературы, отражающий различные научные идеи по проблеме развития мышления, сущности наглядно-образного мышления, особенностей развития наглядно-образного мышления дошкольников в возрасте 3-4 лет.

Во второй главе обосновывается ведущая идея опытно-экспериментальной работы по оптимизации наглядно-образного мышления дошкольников 3-4 летнего возраста; определяются методы исследования; обосновывается содержание развивающе-коррекционной программы; излагается ход опытно-экспериментальной работы и формулируются выводы о ее результативности.

В заключении обобщаются результаты исследования, излагаются основные выводы, подтверждающие гипотезу и состоятельность положений, выносимых на защиту.

В приложении содержится стимульный материал методик, протоколы обследования дошкольников, материалы развивающе-коррекционной программы по оптимизации наглядно-образного мышления дошкольников 3-4 лет.

 

 

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТАНОВЛЕНИЯ МЫШЛЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ И ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНО–ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ 3 – 4 ЛЕТ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наглядно-образное мышление в период дошкольного возраста является доминирующим, на что указывают многие отечественные психологи. В их числе Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, B. C. Мухина, Н. Н. Поддьяков и многие другие.

Развитие мышления в данном периоде сказывается на последующей жизни человека и в большей степени определяет гармоничность его познавательного развития.

Безусловно, что от степени развития наглядно-образного мышления зависит эффективность дальнейшего обучения, адаптированности человека и его социализации.

Именно доминантность данной формы мышления, ее специфичность и возможность влияния на последующее развитие, а также недостаточность проработанности этих аспектов в практике образования и определили направленность нашего исследования.

Опытно-экспериментальная работа состояла из трех этапов:

- диагностического;

- развивающе-коррекционного;

- контрольного.

На первом, диагностическом этапе исследовательской деятельности были определены уровни сформированности наглядно-образного мышления дошкольников 3-4 лет, по критериям:

- наличия образных представлений,

- глубине и полноте проработки образа,

- сформированном умении оперировать образом.

60% дошкольников 3-4 летнего возраста по указанным критериям были отнесены к уровням, характеризующимся недостаточностью развития наглядно-образного мышления.

Для детей 3-4 лет показавших низкие и промежуточные результаты сформированности изучаемого нами вида мышления была разработана и апробирована развивающе-коррекционная программа по его оптимизации.

Развивающе-коррекционная программа представляла собой организацию системы взаимосвязанных действий, создающей объективные условия, определенный порядок занятий, четко выделенные образцы действий и постоянный контроль, постепенно перерастающий в самоконтроль и была реализована в трех направлениях:

1.  Работа с дошкольниками;

2. Работа с воспитателями группы дошкольников, имеющих недостаточный уровень сформированности наглядно-образного мышления;

3. Совместная работа психолога и воспитателя группы.

В рамках первого направления (работа с дошкольниками, имеющими низкий и уровень ниже среднего сформированности наглядно-образного мышления) нами реализовались два раздела:

Раздел 1 – блок игровых упражнений с активизацией мыслительных операций при опоре на представления, т.е. визуализацию (проводится воспитателем группы при поддержке психолога);

Раздел  2 –  игровая программа развития наглядно-образного мышления детей 3-4 лет  ГБУ СО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Росток»» г. Орска (дошкольники 3-4 лет), рассчитанная на 20 занятий.

Второе направление работы (работа с воспитателями группы дошкольников, имеющих недостаточный уровень сформированности наглядно-образного мышления) реализовалась также двумя разделами:

Раздел 3 – работа, включающая в себя психолого-просветительскую работу и операционализацию действий воспитателей по развитию наглядно-образного мышления;

Раздел 4 – консультирование воспитателей по индивидуальным особенностям развития наглядно-образного мышления (групповые и индивидуальные консультации).

Апробация программы по оптимизации уровней сформированности наглядно-образного мышления дошкольников 3-4 лет была успешна и результативна. Это обозначено нижеследующими обстоятельствами: достоверно зафиксирована оптимизация наглядно-образного мышления дошкольников в аспекте сформированности образных представлений, их глубине и полноте проработки и умения оперировать этими образами; дошкольники с низким уровнем сформированности наглядно-образного мышления переходят на средний и уровень выше среднего.

Основываясь на вышеизложенном, считаем полагать эффективность предложенной и апробированной развивающе-коррекционной программы по оптимизации наглядно-образного мышления дошкольников 3-4 летнего возраста.

Итак, в ходе опытно-экспериментального исследования выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение, цель исследования достигнута и задачи считаются полностью решенными.

 

 

Автономная некоммерческая организация

высшего образования

«МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ СОВРЕМЕННОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

 

Факультет психологии

 

Направление подготовки психология

 

Кудряшова Наталья Геннадьевна

(фамилия, имя, отчество студента)

 

 

Наглядно-образное мышление дошкольников и пути его оптимизации



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.217.228 (0.041 с.)