Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Донецкой народной республики. Министерство образования и науки↑ Стр 1 из 16Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Институт физической культуры и спорта
Кафедра ЦИКЛИЧЕСКИХ ВИДОВ СПОРТА
Практический материал по учебной дисциплине «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПЛАВАНИЯ»
Донецк – 2019 Тема 1. История развития плавания План: 1. Плавание в дореволюционной России. 2. Развитие отечественного плавания после 1917 года. 3. Оздоровительное значение плавания. Основная литература 1.Булгакова Н.Ж. Плавание: пособ. для инструктора-общественника. /Н.Ж. Булгакова. - М.: физкультура и спорт, 1984.- 160с. 2. Плавание: учебник / под общ. ред. Н.Ж. Булгаковой. - М.: Физкультура и спорт, 2001. - 400 с. 3.Платонов В.Ц. Плавание: учебник /В.Н. Платонов.- К.: Олимпийская литература, 2000. 4. Чертков Н.В. Теория и методика плавания: учебник / Н.В. Чертков. - Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2011. – 452с. Дополнительная литература 1.Булгакова Н.Ж. Познакомьтесь - плавание: Первые шаги в спорте: /Н.Ж. Булгакова. - М.: ООО «Издательство ACT»: ООО «Издательство Астрель», 2002. - 160 с. 2.Водные виды спорта: учебник / под ред. Н.Ж. Булгаковой. – М.: Академия, 2003. – 320с. 3.Гузман Р. Плавание: упражнения для обучения и совершенствование техники всех стилей: пер. с англ. / Р. Гузман.- Минск: Попурри, 2013. – 288с. 4.Кардамонная H.H. Плавание: лечение и спорт: Серия «Панацея» /H.H. Кардамонная. - Ростов н/Д: Феникс, 2001. - 320 с. 5.Милюкова И.В. Как научит ребенка плавать: быстро и эффективно: метод. реком. /И.В. Милюкова, Т, Д. Евдокимова. - М.: ACT, СПб.: Сова, 2006.-59 с. 6. Педролетти Мишель. Основы плавания. Обучение и путь к совершенству: метод, пособ. / Мишель Педролетти. – Р.: Феникс, 2006.- 176 с. 7.Петрова Н.Л. Обучение детей плаванию в раннем возрасте: учеб.-метод. пособ. / Н.Л. Петрова, В.А. Баранов. - М: «Советский спорт», 2006. - 96 с.
Методические указания и рекомендации 1.Плавание: основы техники и методика обучения способу баттерфляй: метод. реком./сост.: Н.И. Пинчук, В.Э. Акопов; ДИФКС. - Донецк, 2016. – 21 c. 2. Плавание: основы техники и методика обучения способу брасс: метод. реком./ сост.: Н.И. Пинчук, И.Б.Максимова, В.Э. Акопов - Донецк: ДИФКС, 2016. – 24 c.
Электронные образовательные ресурсы 1. Портал Научно-теоретический журнал ТИПФК http://teoriya.ru 2. Портал Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта» – http://lesgaft-notes.spb.ru/ 3. Портал Научная электронная библиотека – http://elibrary.ru 4. Портал Библиотека международной спортивной информации – http://bmsi.ru 5. Портал SportBox – http://news.sportbox.ru/Vidy_sporta/plavanie 6. Портал Всероссийская федерация плавания – http://www.russwimming.ru/ http://swimukraine.org.ua/ http://swiming.kiev.ua/ http://www.fina.org/H 2O/ http://lichnosti.net/list prof 56_country_1.html http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4029145 Плавание – жизненно важный навык, так как большую часть поверхности земли (71 %) занимает водная среда, и человек вольно или невольно вынужден с ней контактировать. С древних времен плавание применялось в быту и в труде человека (во время рыбной ловли и охоты за водоплавающей дичью, при нырянии за жемчугом и ценными раковинами). Многие профессии древних народов, селившихся возле морей, рек, озер, требовали отличного владения плаванием. Археологические находки (вазы, статуэтки, амфоры, папирусы, гробницы, наскальная живопись, фрески) свидетельствуют о том, что за несколько тысячелетий до нашей эры народы Египта, Ассирии, Финикии и некоторых других стран умели хорошо плавать, и им были хорошо известны способы плавания, напоминающие современный кроль и брасс. Сегодня об этом можно узнать по целому ряду исторических документов, изданных книг и сохраненных музейных ценностей. В Древней Греции еще до нашей эры плавание являлось одним из основных средств физического воспитания, причем не только юношей, но и девушек. «Хромым» (т. е. калекой) считался тот, кто не умел читать, писать, а также плавать. Здоровье, физические качества и красота человеческого тела достигались физическими упражнениями. Идеальным считалось обнаженное мускулистое тело безупречного телосложения с правильными пропорциями.
Долгие годы во многих государствах плавание занимало важное место в военном деле. Умение преодолевать водные преграды в одежде, воинских доспехах, с вещами и грузом, разведка, специальные задания диверсионного характера требовали отличной плавательной подготовленности. Большое значение умению плавать придавали и славянские народы. Об этом говорят различные летописи, предания, легенды, былины и другие источники. Известный советский специалист в области гигиены и физического воспитания И.М. Саркизов-Серазини утверждал: «Славяне при всех своих заболеваниях и немощах обращались к водным процедурам. Вода употреблялась не только для лечебного воздействия, но как единственное средство, поддерживающее чистоту тела». Спортивное плавание зародилось на рубеже XV–XVI вв. Одно из первых соревнований по плаванию проведено в Венеции в 1515 г. Оно способствовало прогрессивному развитию техники способов плавания, росту скоростей плавания. В 1869 г. возникла первая в мире спортивная организация пловцов – «Ассоциация любителей спортивного плавания Англии». В конце XIX столетия спортивное плавание включено в программу Олимпийских игр. На первых Олимпийских играх современности (1896 г.) программа полностью состояла из заплывов «вольным стилем». В 1900 г. на II Олимпиаде, в программу соревнований включено плавание на спине. В этот период плавали в основном перевернутым брассом. В 1904 г. в самостоятельный способ выделен стиль плавания брасс. Летом 1908 г. по инициативе старейшей в мире национальной «Ассоциации любителей спортивного плавания Англии» и ее президента адвоката Георга Херна в Лондоне собрались представители национальных плавательных организаций восьми европейских стран (Великобритании, Бельгии, Венгрии, Германии, Дании, Ирландии, Франции и Швеции). Ими было принято решение о создании Всемирной спортивной организации по плаванию (ФИНА), которая разработала единые правила проведения соревнований, стала заниматься проведением крупных соревнований, включая Олимпийские игры. Регулярное проведение соревнований способствовало совершенствованию техники спортивного плавания, поиску новых, более рациональных и быстроходных его способов. Сегодня ФИНА – одна из самых многочисленных международных организаций, насчитывающих более 100 стран-участниц. Проводятся Олимпийские игры, чемпионаты мира, чемпионаты континентов, национальные первенства. Официально признаны в качестве спортивных способов кроль на груди, кроль на спине, брасс, баттерфляй.
Контрольные ЗАДАНИЯ 1. История развития плавания и основные этапы становления плавания как вида спорта в России. 2. Развитие плавания на современном этапе. 3. Оздоровительное значение плавания. Свойства воды Особенности среды (воды) можно охарактеризовать рядом ее свойств, которые описываются с помощью физических величин. Плотность воды. Плотность воды при изменении температуры меняется очень мало. Так, в диапазоне температур от 4° до 90 °С изменение составляет лишь 3,5 % и несущественно с практической точки зрения. Если же вспомнить, что в условиях плавательного бассейна температура воды колеблется в пределах всего нескольких градусов (24–26 °С), то данная зависимость представляет скорее теоретический интерес. Поскольку гидростатическое давление на верхнюю и нижнюю части погруженного в воду тела различается и давление внизу значительно больше, на тело действует выталкивающая сила, равная в количественном отношении весу вытесненной телом жидкости. В этом заключена суть закона Архимеда. Фактически тело теряет в весе столько, сколько весит вытесненная жидкость, то есть вес человека в воде составляет лишь несколько килограммов, его движения происходят в условиях гипогравитации, что, в конечном итоге, накладывает глубокий отпечаток на характер плавательных локомоций.
Теплоемкость. Теплопроводность.Вода характеризуется теплоемкостью и теплопроводностью. При 20 °С коэффициент удельной теплоемкости примерно в 4 раза выше, чем аналогичный показатель воздуха. Удельная теплопроводность воды более чем в 17 раз выше, чем удельная теплопроводность воздуха. Все это в конечном итоге приводит к значительным потерям тепла организмом человека. Не случайно говорят: плавание – это всегда охлаждение. В воде с температурой 25°–26 °С обнаженный человек за одну минуту теряет тепла в два раза больше, чем в воздушной среде с такой же температурой. Правда, устойчивость к охлаждающему воздействию у людей совершенно разная и колеблется в широких пределах. Она лучше у людей с выраженным подкожным жиром, а также специально тренированных к условиям плавания в холодной воде. Преломление света. Водная среда снижает эффективность зрения. Человек, открыв глаза под водой, видит все предметы смутно и расплывчато, даже если вода прозрачна и освещенность хорошая. Причина этого заключается в том, что величина преломления (коэффициент преломления) световых лучей в воде близка к величине преломления их роговицей глаза. Текучесть воды сравнительно высокая. Это дает возможность пловцу перемещаться в заданном направлении, раздвигая отдельные слои жидкости. В то же время существует большая трудность для реализации двигательной задачи, поскольку опора – подвижная. Значит, усилия нужно прикладывать строго определенно, чтобы создать опору, и это обстоятельство должно быть положено в основу элементарных требований к технике плавания. Таким образом, рассмотрены некоторые свойства воды. Разумеется, не все, а лишь некоторые – те из них, которые в наибольшей степени определяют технику плавания. Теперь есть возможность с этого базисного уровня более глубоко рассмотреть то, что определяет взаимоотношения пловца с водой. Такой подход позволит наполнить отмеченное знание конкретным практическим содержанием и логически завершит переход от теории к практике.
Гидростатика Для того чтобы при движении тело пловца сохраняло положение горизонтальной плавучести, нужно выполнять компенсаторные движения ногами. Практика показывает, что у квалифицированных пловцов – хорошая горизонтальная плавучесть. Многие из них могут достаточно долго находиться неподвижно на поверхности воды в горизонтальном положении. Плавучесть зависит от целого ряда различных факторов. Среди них: плотность воды, морфотип человека, поза пловца в воде, особенности расположения подкожного жира, степень заполнения легких воздухом и др. Средняя плотность тела человека определяется соотношением костной, жировой и мышечной тканей. Плотность жировой ткани равна 0,92–0,94; мышечной – 1,04–1,05. Самая тяжелая – костная ткань, особенно трубчатых костей: величина ее плотности в среднем составляет 1,7–1,9. Во многих случаях высокая плотность связана с тяжелой костной тканью, большой мышечной массой и малой жировой прослойкой. Преобладание в этом соотношении жировой ткани способствует увеличению плавучести. Плавание предъявляет жесткие требования к специфическим для этого вида спорта качествам. При анализе признаков телосложения и физической подготовленности пловцов часто используется такой параметр, как активная масса (мышечная масса + масса костной ткани). Любопытно, что в зависимости от плавательной специализации данный параметр имеет отличия. Так, у специализирующихся в кроле спринтеров активная масса составляет 72,3 % от общей массы тела, у средневиков – 72 %, у стайеров – 68,4 % (Н.Ж. Булгакова, 1986). Процентное содержание жировой ткани у спринтеров выше, чем у стайеров. У специализирующихся в кроле на спине относительный вес активной массы составляет 70,5 %, при этом он незначительно отличается от такового у представителей других способов плавания. Жировой ткани у них – 8,6 %. Вместе с тем относительный вес костной ткани у них значительно меньше, чем у представителей других плавательных специализаций. По мнению Н.Ж. Булгаковой (1986), это имеет немаловажное значение для успеха при плавании на спине. У специализирующихся в плавании способом дельфин активная масса составляет 71,6 %. Они имеют наибольший относительный вес жировой ткани (11 %) и почти такой же низкий процент костной ткани, как у «спинистов». У мужчин, специализирующихся в комплексном плавании, активная масса составляет 71,4 %. Пловцы, работа которых носит выраженный скоростно-силовой характер, имеют большие величины веса тела, обхватных размеров, мышечной массы. К ним относятся кролисты-спринтеры, а также представители дельфина и брасса. Успеха в плавании на спине добиваются спортсмены с сильными руками. Это довольно «легкие» пловцы, у которых по сравнению с представителями спринтерского кроля и дельфина небольшие вес тела и масса мышечной ткани. Специализирующиеся в комплексном плавании (по показателям обхватов, площадей сечений и составу тела) приближаются к специализирующимся в спринтерском кроле, дельфине и брассе.
У брассистов средние по величине обхваты пояса верхних конечностей, самые большие обхваты бедра и соответствующих площадей сечений, большие вес тела и масса мышечной ткани. У женщин, специализирующихся в разных способах плавания и на разных дистанциях, разница в составе тела не столь значительна и статистически недостоверна (Н.Ж. Булгакова, 1986). Плавучесть зависит от показателя жизненной емкости легких (ЖЕЛ). У мужчин-пловцов высокого класса ЖЕЛ составляет 6,0–7,0 л; у женщин – Наиболее простой тест на плавучесть представлен на рис. 1. После выполнения испытуемым полного глубокого вдоха его фиксируют в положении вертикальной плавучести, руки вверх. Дается качественная оценка: если кисти рук (возможно, и часть предплечий) «выглядывают» из воды, плавучесть человека положительная или относительно хорошая; при отрицательной же плавучести человек полностью скрывается под водой. Если кончики пальцев вытянутых вертикально вверх рук едва касаются поверхности воды, – плавучесть нейтральная. И все же главное, о чем нужно всегда помнить: плавучесть невозможна без полного глубокого вдоха. Это – непременное условие. Особенно это нужно помнить преподавателю при обучении элементам начального плавания.
Гидродинамика Весь анализ движений пловца базируется на наиболее общих закономерностях гидродинамики. Движущие силы. Сила реакции воды, являющаяся внешней по отношению к телу пловца, сама по себе вызвать движение пловца не может. Источником его движущих сил служат внутренние силы мышечного сокращения. Сила, которая сообщает пловцу движение вперед (она называется движущей), создается за счет рабочих (тех, которые создают силу тяги) движений руками, ногами, туловищем, то есть главным образом за счет сил активного мышечного сокращения. Величина движущей силы зависит от мышечной силы пловца и эффективности ее приложения во время гребка. Совокупность звеньев тела (рабочих звеньев), механически взаимодействующих с водой для создания движущей силы, называют движителем. На нем имеются рабочие плоскости (поверхности), благодаря которым происходит отталкивание. На рабочие плоскости движителя действует сила реакции воды (рис. 2). Она позволяет пловцу опереться о воду и оттолкнуться от нее. Во время входа рук в воду после проноса по воздуху в подготовительном движении (кроль, дельфин, на спине) или выведения рук вперед (в брассе) встречный поток воды тормозит движение рук вперед. Инерционные силы помогают завершить эту фазу движений и растянуть мышцы плечевого пояса и спины, переводя часть энергии движения в энергию упругого мышечного растяжения. Упругие силы мышц останавливают движение в одном направлении и помогают начать его в обратном. Наиболее полное использование внутренних инерционных и упругих сил как дополнительных к силам активного мышечного сокращения – признак высокого технического мастерства спортсмена. Во время плавания верхняя часть туловища, голова, руки спортсмена в отдельные моменты цикла частично или полностью выходят из воды. При этом уменьшается объем вытесненной жидкости и звенья как бы вновь приобретают свой собственный вес: вес головы составляет примерно 7 % от общего веса, а вес плеча, предплечья и кисти (вместе) – соответственно 3 и 1 %. Потенциальную энергию высокого положения отмеченных звеньев относительно воды пловцы используют для активного продвижения в заданном направлении: с одной стороны, уменьшается встречное сопротивление, а с другой – облегчается разгон этих звеньев. Таким образом, представляется необходимым подвести краткий итог и обозначить предпосылки наиболее рациональных способов и приемов продвижения в воде: – система условий, в которых происходят движения пловца, строго специфична; – в силу высокой плотности среды движения пловца должны иметь выраженное силовое обеспечение; – поскольку опора подвижная, требуется специальная организация усилий; – движения пловца должны быть экономичными. В этой связи: – положение тела должно быть обтекаемым в течение всего цикла движений; – рабочие движения должны выполняться с ускорением; – в начатых движениях не должно быть ни одной паузы или остановки; – наиболее эффективен контакт движителя с неподвижными частицами жидкости; – должно быть оптимальным положение движителя по отношению к направлению выполняемого пловцом движения; – при прочих равных условиях значительнее других должна быть «горизонтальная составляющая»; – для создания большей силы тяги площадь рабочих плоскостей должна быть большей. Уже отмечалось, что для движения в воде оптимальна такая форма, которая имеет соотношение продольных и поперечных размеров тела как 6:1. Для того чтобы приблизиться к этим условиям, тело пловца должно занимать в воде хорошо обтекаемое, вытянутое относительно продольной оси, сравнительно высокое и динамически уравновешенное положение. Угол атаки 3–5°. Как добиться такого положения? За счет оптимальной постановки головы. Известно, что в организме отдельные его части или звенья рефлекторно взаимосвязаны между собой. Одно из таких крупных звеньев – голова, от постановки которой очень многое зависит. Так, если голова берется «на грудь», автоматически происходит сгибание в тазобедренных суставах, и наоборот: голова откидывается назад, рефлекторно происходит прогибание в пояснице, то есть движением или постановкой головы можно регулировать положение тела в воде. Во всех спортивных способах плавания, за исключением плавания на спине, голова спортсмена участвует в движениях, связанных с актом вдоха. Если эти движения выполняются в едином ритме с рабочими движениями, то они усиливают последние. Непринужденная постановка головы с расслабленными мышцами шеи рефлекторно уменьшает напряжение мышц плечевого пояса и спины, способствуя более продуктивному выполнению гребков руками. Частично оптимальное положение обеспечивается за счет активных движений ногами, это происходит несмотря на то, что на уровне соревновательных скоростей возникновение подъемной силы способствует самопроизвольному подъему ног до горизонтального положения. Оно обеспечивается и благодаря эффективному движению руками. Какие преимущества дает пловцу высокое положение тела? Прежде всего, это уменьшает встречное сопротивление, способствует лучшему проносу рук в подготовительном движении над поверхностью воды. Высокое положение помогает приобрести необходимое количество движения во время вспомогательных движений руками и плечевым поясом над водой и тем увеличить эффективность последующих рабочих движений. Более того, при нем пловец субъективно лучше ощущает свои движения и особенно ошибки. Оптимальное положение тела пловца сохраняется при равномерном распределении усилий на правую и левую конечности, а также при оптимальных темпе и ритме движений конечностями. Движения ногами способствуют поддержанию опоры и созданию силы тяги. Поскольку ноги выполняют одновременно движения в противоположные стороны, моменты их сил суммируются. При движении подъемные силы больше топящих, а движущие – больше тормозящих. Нетрудно заметить, какую огромную роль в движениях пловца играет стопа. По сути, это основная рабочая часть ноги. С данной точки зрения особое значение в работе ног приобретает степень подвижности голеностопного сустава, следует заметить, что их движения отдельно (например, плавание с плавательной доской – «на одних ногах») и при плавании в полной координации несколько отличны. При общей согласованности движений движущие силы от движений ногами, безусловно, меньше. Вместе с тем, гораздо важнее то, что их движения придают телу устойчивость, удерживают его в горизонтальном положении, чем облегчают работу рук и дыхание, а также поддерживают общий ритм движении. Таким образом, движения ногами: – обеспечивают горизонтальное положение тела пловца, осуществляют функцию равновесия; – создают силы тяги; – участвуют в общей координации движений пловца, поддерживают ритмический рисунок движений всех звеньев. При плавании спортивными способами руки являются основными движителями. Рука подвижна в своих сочленениях – плечевом, локтевом, лучезапястном суставах, в суставах кисти и пальцев. Это позволяет помещать рабочие плоскости в наиболее выгодное для создания силы тяги положение. К примеру, сгибая руку в лучезапястном суставе в первой половине гребка и разгибая во второй, пловец удерживает ладонь в положении, относительно перпендикулярном к поверхности воды, что позволяет наилучшим образом использовать сопротивление воды для эффективной опоры. Кроме того, оптимальное положение кисти на выходе из воды уменьшит влияние топящей силы. Поддерживающие силы, возникающие на рабочей плоскости руки, играют важную роль в начальной части гребка. Они помогают сохранить высокое и обтекаемое положение тела и наиболее эффективно использовать для движения вперед инерционные силы, силы тяжести отдельных звеньев тела, тяговые силы от движения ногами или от гребка другой рукой. Исследуя эффективность гребка, надо учитывать не только скорость движения отдельных рабочих звеньев руки, но и их форму и площадь сечения при проекции на поперечную вертикальную плоскость. Если взять среднюю, наиболее эффективную, часть гребка, то оказывается, что скорость движения ладони в среднем в 2–3 раза выше скорости движения предплечья. Следовательно, сопротивление воды движению ладони может почти в 10 раз превзойти сопротивление движению предплечья. Таким образом, кисть – главный элемент движителя, его основная рабочая плоскость. Рука начинает гребок полностью или почти полностью выпрямленной в локтевом суставе. Основная часть гребка должна выполняться с оптимальной степенью сгибания и разгибания руки в локтевом суставе. Спортсмены опытным путем подбирают такую степень сгибания руки, которая позволяет: – придать рабочим звеньям руки рациональную форму и необходимую жесткость при опоре о воду; – быстрее вывести руку в положение, наиболее выгодное для приложения сил к опоре, и сохранить это положение на возможно большем участке гребка; – обеспечить оптимальную по форме, направлению и амплитуде траекторию движения кисти; – выполнить гребок со скоростью, соответствующей индивидуальным возможностям пловца и ритму всех его движений, а главное – достичь соответствия сил мышечной тяги силам реакции воды, возникающим на рабочих плоскостях кисти. Первая половина гребка во всех способах плавания должна выполняться с так называемым высоким положением локтя. В способах кроль на груди, дельфин, брасс рука начинает гребок энергичным движением кисти и предплечья наружу, а затем внутрь, со сгибанием в локтевом суставе. Плечо при этом должно выполнить небольшой поворот внутрь, но остаться как бы немного фиксированным в направлении вперед. Это позволяет удержать локоть в высоком положении, оставить его развернутым в сторону. Высокому положению локтя и оптимальной жесткости руки способствуют небольшой разворот кисти ладонью наружу в фазе входа руки в воду и захвата воды. Плавание существенно отличается от всех других видов циклической спортивной деятельности. Главное отличие заключается в том, что при плавании человек совершает работу в горизонтальном положении, а лицо, как правило, скрыто в воде, что значительно затрудняет дыхание. Те сложные рефлекторные механизмы, которые обеспечивают дыхательную функцию на суше, в воде оказываются малопригодными. Так, обычное дыхание на воздухе двухактное: акт вдоха плавно и последовательно сменяется актом выдоха; при плавании же вид дыхания иной: вдох – быстрый и энергичный, выдох – активный и удлиненный; задержка дыхания на вдохе; взаимосвязь дыхания и темпа плавания. Это, в свою очередь, требует перестройки регуляторных механизмов системы дыхания. Формирование и закрепление специфического режима дыхания при плавании происходит на протяжении длительного процесса обучения и непосредственно спортивной тренировки пловца. Обучение правильному дыханию при плавании имеет большое значение и является важнейшей задачей при овладении спортивными способами плавания. Правильно говорят: «Кто не умеет правильно дышать, тот не умеет плавать». Вдох при плавании кролем на груди связан с поворотом головы, а при плавании брассом и дельфином – с подъемом головы вверх; при этом акт вдоха выступает как помеха в биомеханике движения. Чем быстрее будет произведен вдох, тем меньше эта помеха. Продолжительность выдоха обусловлена прежде всего тем, что при таком варианте обеспечиваются лучшая плавучесть, высокое положение тела, меньшее сопротивление. Частота дыхания при плавании строго детерминирована частотой плавательных движений и увеличивается в соответствии с возрастанием частоты гребковых движений, так как при плавании наблюдается теснейшая взаимосвязь двигательных и дыхательных циклов. Величина дыхательного объема зависит от способа плавания. Наблюдения за одними и теми же пловцами при проплывании ими дистанциий разными способами показали, что наиболее глубокое дыхание отмечается при плавании на спине. Компрессорное действие воды снижает бронхиальную проводимость, жизненную емкость легких (ЖЕЛ) и максимальную вентиляцию легких (МВЛ). ЖЕЛ и МВЛ снижаются в среднем на 5–10 %. На 6–8 % возрастает резервный объем вдоха, а резервный объем выдоха снижается. Сопротивление току воздуха по дыхательным путям (легочной проводимости) при активном плавании возрастает примерно на 50 % по сравнению с состоянием покоя и требует усиления активности дыхательных мышц. При плавании способом брасс мощный «поздний» вдох осуществляется во время совмещенных подготовительных движений ногами и руками. Короткому и эффективному вдоху способствует освобождение грудной клетки от функций опоры для рук во время гребка. Удар ногами сочетается с задержкой дыхания на вдохе с натуживанием. Захват и первая часть подтягивания согласуются с задержкой дыхания на вдохе без натуживания. Совпадение выдоха с окончанием подтягивания и фазой отталкивания – наиболее мощными частями гребка руками – повышает эффективность рабочего движения. Окончание выдоха происходит с появлением рта на поверхности. При плавании двухударным дельфином «затянутый поздний» вдох начинается с появлением локтевых суставов на поверхности воды и заканчивается не ранее окончания второй трети проноса рук по воздуху. Вдох завершается достижением дыхательного объема около 2л. Акцентированный удар ногами во время входа рук в воду и захвата производится на задержке дыхания с натуживанием. Выдох «взрывом» согласуется с самой энергичной фазой гребка руками или отталкиванием и вторым ударом ногами. При плавании способом кроль на спине продолжительный вдох начинается с выходом одной руки из воды для проноса, вторая рука в это время выполняет гребковое движение. Вдох заканчивается перед входом руки в воду. Следующая за входом задержка дыхания совпадает с нахождением обеих рук в воде, когда одна рука находится в начале захвата, а другая выходит из воды. При плавании способом кроль на груди «затянутый» вдох начинается в конце фазы отталкивания и выхода из воды. Следующая за вдохом пауза переходит в натуживание, совпадая с окончанием захвата и началом подтягивания. «Взрывной» выдох сопровождает завершающее рабочее движение рукой. Общая согласованность движений и дыхания – основа техники плавания. Под техникой следует понимать систему движений, которая позволяет пловцу наиболее полно реализовать свои двигательные задачи в условиях специфики водной среды. Для анализа и оценки наиболее важны такие параметры, как: темп, ритм, амплитуда, направление движений, взаимодействие внешних и внутренних сил, точность, последовательность движений, их экономичность, реализация силовых возможностей, устойчивость к воздействию различных факторов. Все это в конечном итоге определяет эффективность движений, или технику плавания. Общая согласованность движений, прежде всего, должна быть направлена на поддержание устойчивого положения тела пловца в воде. Это – первое, главное и непременное условие. Чтобы перемещаться в заданном направлении, нужна оптимальная рабочая поза. На практике такое условие реализуется согласованными движениями рук и ног. Впервые это обнаружил наш соотечественник Л. Геркан (1931): «Простейшая форма – на каждый взмах руки работает противоположная нога, – благодаря чему получается устойчивое положение тела в воде». Естественно, чем больше скорость плавания приближается к равномерной, тем экономичнее плавание. Проблема равномерности движения во многом решается последовательной передачей количества движений с одного звена на другое. К примеру, в том же брассе: когда руки заканчивают активное гребковое движение, оно подхватывается ногами. Аналогичные примеры можно обнаружить в любом из других способов плавания. Разница между максимальным и минимальным значениями скорости внутри цикла при плавании кролем на груди и на спине составляет в среднем 0,5–0,8 м/с; в брассе она может достигать 1,5 м/с. Внутрицикловые колебания скорости неизбежны, поскольку они обусловлены структурой движений пловца. Однако стремиться уменьшить влияние этого фактора нужно и это возможно. Согласованность обеспечивается правильным чередованием работы мышц. Напряжение мышц в рабочем периоде движения сменяется их расслаблением в подготовительном периоде. Согласованность отмечается в работе разных мышечных групп. Так, например, в дельфине движение начинается на линии плеч, увеличивается по амплитуде на мышцах туловища и заканчивается ногами. Для дельфина характерно высокое положение тела. Именно поэтому согласованные движения нужны прежде всего как компенсаторные. Примером такой компенсации может служить первый удар: руки выполнили пронос над водой, в это время тело пловца чуть «утонуло», и требуется компенсаторный удар ногами, выравнивающий положение тела пловца. Отмечается еще одна удивительная закономерность: если ноги выполняют рабочее движение, руки в этот момент – подготовительное, и наоборот. В конечном итоге все закономерности согласованных действий способствуют более длительному и равномерному действию силы тяги внутри цикла, обеспечивают оптимальное положение тела пловца в воде, лучшее протекание восстановительных процессов в мышцах. Оптимальные соотношения в работе двигательного аппарата способствуют правильному дыханию. Дыхание осуществляется в момент наиболее высокого положения в цикле. Такой момент наступает после активных движений руками. 5. Анатомо-физиологические особенности организма Поскольку система условий при организации двигательных действий пловца строго специфична и жестко-определенно воздействует на организм пловца, столь же определенна и его отражательная деятельность. В плавании четко просматривается взаимосвязь между структурой и функцией организма, формой и содержанием двигательного действия. Известно, что эффективность гидродинамической ситуации пловца определяется главным образом двумя крупными составляющими – силами тяги и силами сопротивления; коэффициент полезного действия в поступательных движениях пловца составляет в спортивных способах плавания 5–7 %. По сути, эффективность движений пловца зависит от мощности систем энергообеспечения и гидродинамических особенностей его тела. Особенности гидродинамики в первую очередь зависят от антропометрических данных пловца. Среди этих морфофункциональных признаков выделены те, которые определяют успех в том или ином способе плавания, а их отсутствие существенно лимитирует спортивные достижения. Кроль на груди 100 м. Скорость плавания на этой дистанции теснейшим образом взаимосвязана с признаками, характеризующими силовые возможности спортсмена (длина и вес тела; площадь сечений: дельтовидной мышцы, плеча, предплечья, бедра), а также с длиной руки и кисти. 400 м. Скорость плавания на этой дистанции зависит от подвижности плечевых суставов, ЖЕЛ, длины руки, ноги и корпуса. Кроме того, морфологическими предпосылками успеха являются малый обхват талии и уплощенная форма грудной клетки. Специализирующиеся на этой дистанции пловцы – это спортсмены выше среднего роста, имеющие меньший по сравнению со спринтерами вес и, соответственно, меньшее количество мышечной, костной и жировой тканей, сглаженный рельеф мышц. 800, 1500 м. Скорость плавания определяется величиной ЖЕЛ, подвижностью в голеностопных суставах, длиной верхнего отрезка и корпуса, шириной кисти, индексами отношения веса тела к росту и ширины таза к росту. Стайеры пропорциональны. У них длинное предплечье, кисть, голень, сглаженный рельеф мускулатуры, вследствие чего тело имеет хорошо обтекаемую форму. Плавание на спине. Здесь скорость обусловлена показателями длины тела, подвижности в плечевых и голеностопных суставах, ЖЕЛ, обхватом плеча и индексом отношения веса тела к росту. Установлена взаимосвязь спортивного результата в плавании этим способом с силовыми показателями мышц верхних конечностей и плечевого пояса верхних конечностей. Отрицательная связь спортивного результата с возрастом свидетельствует о том, что успеха на этой дистанции добиваются более легкие ю
|
|||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.198.191 (0.02 с.) |