Основные психологические теории личности и их классификация 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные психологические теории личности и их классификация



Бихевиоризм (от англ. behaviour — поведение) как науку о поведении обосновал аме­риканский психолог Дж. Уотсон. "С точки зрения бихевиоризма подлинным предметом психо­логии (человека) является поведение человека от рождения до смерти", —писал основопо­ложник бихевиоризма.

Бихевиоризм исключил сознание из психологии, хотя его наличие не отрицалось. Счита­лось, что сознание не может быть предметом научного изучения, "поскольку при объективном изучении человека бихевиорист не наблюдает ничего такого, что он мог бы назвать сознанием".

Объект изученияповедение,под которым понимались двигательные акты орга­низма в ответ на раздражения, идущие из внешней среды.

Основной метод — наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма на воздействия окружающей среды с целью выявить доступные математическому описанию кор­реляции между этими переменными.

Поведение рассматривалось как вегетативные реакции; движения; научение. Сре­да — сфера, где развертывается поведение организма, на элементы которого оно направлено и которым обусловливается.

Бихевиористы считают, что человек — реактивная система, его поведение управляется внешней средой. Система поощрений и наказаний имеет решающее значение для того, к чему он стремится и чего избегает.

Задача психологиипо ситуации (стимулу) предсказать поведение человека, контроли­ровать его, управлять им, а по реакции делать заключение о вызвавшем ее стимуле.

Одним из основных понятий бихевиоризма является подкрепление.

Подкрепление — любое событие, происходящее в среде, окружающей организм, свя­занное с его действием.

Классическая схема подкрепления: S → R

Оперантное подкрепление: R → S → R, т. е. сначала действие, а затем подкрепление.

Виды подкрепления:

- положительное подкрепление — это стимульное событие, которое повышает вероят­ность повторения предшествующего подкреплению действия в подобных условиях в будущем (похвала, деньги);

- отрицательное подкрепление — стимулы, устранение которых понижает вероятность повторения предшествовавших подкреплению действий в подобных условиях в будущем.

Правила подкрепления:

- повышать требования небольшими градациями, чтобы у обучаемого всегда была ре­альная возможность получить подкрепление;

- одновременно отрабатывать что-нибудь одно;

- прежде чем повысить требования, подкрепить имеющийся результат;

- если ставится новая цель, временно понизить требования по старым критериям;

- быть впереди обучаемого, чтобы вслучае его внезапного успеха знать, что подкреплять;

- если одна процедура не приносит успеха, найти другую;

- не начинать тренировку без положительного подкрепления;

- если навык теряется, нужно вернуться к началу, быстро повторить весь процесс выра­ботки с серией легких подкреплений;

- по возможности оканчивать каждую тренировку на высокой ноте.

Фрейдизм (психоанализ). Направление, объясняющее развитие и структуру личнос­ти иррациональными, антагонистическими по отношению к сознанию психическими фактора­ми. Психоанализ показал, что за сознанием скрываются мощные пласты несознаваемых субъек­том психических сил, процессов, механизмов.

Зигмунд Фрейд (1856—1939) — австрийский психолог, создатель психоанализа. Родил­ся в Моравии в семье мелкого коммерсанта. Обучаясь на медицинском факультете в Вене, одновременно работал в физиологическом институте Эрнста Брюкке. В 1881 году получил ученую степень в университете Вены, работал приват-доцентом, а с 1902 года — профессо­ром невропатологии.

Занимаясь врачебной практикой, обратил внимание на роль сексуальных переживаний и дет­ских психических травм (часто неосознаваемых) у своих пациентов в формировании их характера.

Теорию и практику лечения возникающих вследствие этого неврозов и комплексов Фрейд назвал психоанализом. После оккупации Австрии фашистами подвергался преследованиям, однако международный союз психоаналитических обществ, уплатив значительный выкуп, до­бился разрешения на выезд Фрейда в Лондон (1938).

Основные работы: «Исследование истерии» (1895); «Толкование сновидений» (1900); «Психопатология обыденной жизни» (1901); «Тотем и табу» (1913); «По ту сторону принципа удовольствия» (1920); «Психология масс и анализ человеческого «Я» (1929); «Цивилизация и недовольные ею» (1929); «Моисей и монотеизм» (1939); «Очерк психоанализа» (1939, не за­вершена).

Содержание психологических взглядов

Теория. Люди находятся в состоянии беспрестанного конфликта, истоки которого лежат в обширной сфере психической жизни — неосознаваемых сексуальных и агрессивных побуждениях.

Термин " психодинамический " подчеркивает борьбу инстинкта, рассудка и сознания. Ин­стинкты, мотивы и влечения конкурируют друг с другом за главенство в регуляции поведения человека. Понятие динамики подразумевает, что поведение человека скорее детерминировано, чем произвольно. Это распространяется на все, что мы делаем, чувствуем, на оговорки, описки.

Психодинамическое направление подчеркивает значение бессознательных психических процессов в поведении человека.

Психоанализ как термин означает: теория личности и психопатологии; метод тера­пии личностных расстройств; метод изучения неосознанных мыслей и чувств человек а.

Взгляды З. Фрейда на организацию психики называют " топографической моделью ", пред­полагающей деление психической жизни на три уровня: а) сознание; б) предсознательное; в) бессознательное.

Сознание — это ощущения и переживания в данный момент, регулируемые внешними сигналами на короткий период времени. Затем следует погружение в предсознательное или бессознательное.

Предсознательное (иногда называемое "доступной памятью") — это весь опыт чело­века, который не осознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание спонтан­но или с минимальными усилиями. Предсознание наводит мосты между осознаваемыми и неосознаваемыми областями психического.

Бессознательное — самая глубокая и значимая область психики, она представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений, эмоций и воспоминаний, кото­рые несут такую угрозу сознанию, что были подавлены и вытеснены в область бессознатель­ного. Это могут быть забытые детские травмы, подавленные сексуальные желания, которые вы не осознаете.

Действительно значимое поведение человека оформляется и направляется импульсами и побуждениями, находящимися вне сознания.

Неосознанное может выражаться в замаскированной форме, подобно тому, как неосоз­наваемые инстинктивные побуждения косвенно находят удовлетворение в снах, фантазиях, игре, работе.

Позже З.Фрейд пересмотрел свою концептуальную модель психической жизни и ввел три основных структуры: Ид, Эго, Супер-Эго.

Ид (от лат. " Оно " ) - примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. Это нечто темное, биологическое, хаотичное, не подчиняющееся правилам, свободное от ограни­чений. Выражает первичный принцип человеческой жизни — немедленную разрядку психи­ческой энергии, производимой биологически обусловленными побуждениями (особенно сек­суальными и агрессивными).

Немедленная разрядка = принцип удовольствия. Ид не ведает страха, тревоги вопреки самосохранению. Ид выполняет роль резервуара для всех примитивных инстинктивных по­буждений и черпает свою энергию прямо из телесных процессов.

Ид избавляет личность от напряжения посредством двух механизмов:

1) рефлекторные действия —Ид автоматически отвечает на сигналы раздражителя (сле­зы — на соринку);

2) первичные процессы представления, которые вступают в действие, когда рефлектор­ные действия не могут снять напряжения.

Ид формирует психический образ объекта, первоначально связанного с удовлетворени­ем основной потребности. (У голодного ребенка — образ материнской груди, бутылочки.)

Первичные процессы — нелогичная, иррациональная, фантазийная форма человеческих представлений. Она характеризуется неспособностью подавлять импульсы, различать реаль­ное и нереальное. Не проводится различие между реальным объектом и его образом, что может привести к смерти (вода и мираж воды). Младенцы не могут откладывать удовлетворе­ние своих потребностей.

Способность к отсроченному удовлетворению потребностей возникает в результате ус­воения знаний о том, что существует внешний мир. С появлением этого знания возникает вторая структураЭго.

Эго (от лат. " Я " )элемент психического, ответственный за принятие решений. Эго удовлетворяет желания Ид в соответствии с ограничениями внешнего мира. Эго получает свою структуру и функцию от Ид, эволюционирует из него и заимствует часть энергии Ид для своих нужд, чтобы отвечать требованиям внешнего мира. Эго постоянно дифференцирует психичес­кое и реальное (образ пищи в представлении голодного и реальную пищу), снижая тем самым напряжение. То есть человек должен научиться доставать и потреблять пищу, прежде чем напряжение снизится. Это заставляет думать, воспринимать, решать и т. д.

Если Ид руководствуется принципом удовольствия, то Эго подчиняется принципу реаль­ности, цель которого — сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда сложатся соответствующие условия во внешней среде. Принцип реальности дает возможность тормозить, переадресовывать или давать постепен­ный выход агрессивной энергии в рамках социальных ограничений и совести человека. Эго вносит в наше поведение разумность.

Опираясь на силу логического мышления, которое 3. Фрейд назвал вторичным процес­сом, Эго направляет поведение людей. Эго есть «исполнительный орган» личности и область протекания интеллектуальных процессов.

Супер-Эго (от лат. " Сверх-Я " ) — система ценностей, норм и этики человека, совмести­мая с такой же системой, принятой в обществе. Супер-Эго формируется в процессе социали­зации.

Человек не рождается с Супер-Эго, а приобретает его. Оно возникает у ребенка тогда, когда в возрасте 3 5 лет он начинает различать "что такое хорошо, что такое плохо". Супер-Эго — это индивидуализируемое отражение "коллективной совести".

Супер-Эго делится на две подсистемы: совесть — приобретается посредством родитель­ских наказаний, включает в себя способность к критической самооценке, наличие моральных запросов, чувство вины; Эго-идеал —поощрительный аспект Супер-Эго, формируется путем одобрения, похвалы, высокой оценки, что ведет к установлению высоких "тарифов" для себя.

Супер-Эго считается сформированным, когда родительский контроль заменяется само­контролем. Однако принцип самоконтроля не служит целям принципа реальности. При воз­никновении общественно осуждаемых импульсов со стороны Ид Супер-Эго пытается их пол­ностью затормозить, направляя человека к абсолютному совершенству в мыслях, словах, по­ступках. Супер-Эго пытается убедить Эго в преимуществах идеалистических целей перед реалистическими.

Инстинктыдвижущая сила. Люди представляют собой сложные энергетические системы. Поведение человека активируется единой энергией согласно закону сохранения энергии. Источником психической энергии является психофизическое состояние возбуждения. Цель любой формы поведения — уменьшение напряжения, вызванного неприятным для человека скоплением этой энергии. Например: напряжение возникло в связи с экзаменом — разряжа­ется через чтение, подготовку к экзамену.

Инстинкты —психические образы телесных потребностей, выраженные в виде желаний. Это "конечная причина любой активности". Бессознательное напряжение вызывает ту или иную форму поведения, для того чтобы уменьшить напряжение.

3. Фрейд выделил две группы инстинктов:

1) инстинкты жизни (Эрос) включают в себя все силы, поддерживающие жизненно важ­ные процессы. Наиболее существенными считаются сексуальные инстинкты. Энергия сексу­альных инстинктов называется либидо (от лат. хотеть, желать); это лишь часть психической энергии. Количество сексуальных инстинктов связано с определенными участками тела — эро­генной зоной. Прежде всего рот, анус, половые органы, уши, глаза, молочные железы;

2) инстинкты смерти (Танатос) лежат в основе проявлений жестокости, агрессии, само­убийств, убийств. Инстинкты смерти, по 3. Фрейду, подчиняются принципу энтропии (энерге­тическая система стремится к сохранению динамического равновесия). "Целью жизни являет­ся смерть", — писал Фрейд.

Он выделял четыре характеристики инстинкта:

источник инстинкта —психические образы телесных потребностей, выраженные в виде желаний; возникает возбуждение, состояние напряжения;

цель инстинкта —устранение возбуждения, напряжения, после чего наступает кратков­ременное блаженство;

объект инстинкта —предмет среды либо что-то собственное в человеке;

стимул —количество энергии, необходимое для удовлетворения инстинкта; оценивается косвенно, в результате наблюдения за количеством преодоленных препятствий.

Поведенческий акт 3. Фрейдом представлялся как:

а) катексис —привязка, направление энергии на объект (эмоциональная привязанность к родителям, то есть перенос на них энергии);

б) антикатексис —препятствие, мешающее удовлетворению инстинкта. Это внутренние или внешние барьеры.

Таким образом, взаимодействие между выражением инстинкта и его торможением, меж­ду катексисом и антикатексисом составляет основу психоаналитической системымотивации.

Динамика энергии инстинктов и ее выражение в выборе объектов прослеживается через понятие " смещенная активность ", то есть благодаря смене поведения энергия высвобождает­ся и напряженность ослабляется. Это происходит тогда, когда по каким-то причинам невоз­можно удовлетворение инстинкта. Инстинкт смещается, сфокусировав свою энергию на дру­гой объект. Например: вас отругали, вы пришли домой и избили собаку (у японцев — чучело начальника).

Многие социально-психологические феномены объясняются смещением двух первичных инстинктов — сексуального и агрессивного. Не имея возможности получить удовольствие прямо и немедленно, люди научились смещать свою энергию на других людей, предметы, другой вид деятельности, вместо тех, которые предназначались для прямой разрядки напряжения.

Согласно Фрейду, сексуальное влечение в процессе развития человека претерпевает ряд изменений, связанных с фазами этого развития:

- оральная фаза (до 1 года);

- анальная (1-3 года);

- фаллическая (3-6 лет);

- латентная (6 - 12/14 лет, половой инстинкт находится в скрытом состоянии);

- генитальная.

Задача психоанализа — освободить «Я» от различных форм давления на него. Эту воз­можность человек приобретает с помощью действия защитных механизмов:

- вытеснение —неприятные мысли и чувства изгоняются в сферу бессознательного;

- рационализация —сокрытие от сознания истинных мотивов действий, мыслей и чувств и приписывание других, социально одобряемых;

- регрессия —уход (соскальзывание) в своем поведении на более ранний, примитивный уровень;

- сублимация —трансформация инстинктивной энергии психики (сексуальной и пр.) в более приемлемый для индивида и общества вид деятельности (частный случай: творчество, проявление остроумия);

- проекция —бессознательное приписывание другому человеку собственных отрица­тельных качеств (как правило, преувеличенное);

- интеллектуализация —попытка уйти из эмоционально угрожающей ситуации путем ее как бы отстраненного обсуждения в абстрактных, интеллектуализированных терминах.

В более поздний период своей деятельности 3. Фрейд обратился к исследованию исто­рии человеческой культуры, доказывая, что ей также присущи сексуальные комплексы (как и отдельному человеку), которые нашли свое воплощение в мифах, памятниках литературы, искусства и пр.

Карл Густав Юнг (1875-1961) — швейцарский психиатр, психолог, основатель ана­литической психологии. Получил образование в Базельском университете. В 1901-1912 гг. — ближайший сотрудник 3. Фрейда. Первый председатель международного психо­аналитического общества (1911-1914 гг.).

В психике, как и 3. Фрейд, выделял "сознательное" и "бессознательное", которому при­надлежит решающая роль в регулировании поведения. Бессознательное, в свою очередь, су­ществует в двух формах:

а) индивидуальной (личной);

б) коллективной —ее образует психический фонд, в котором закреплен опыт предше­ствующих поколений. Содержанием этого фонда являются инстинкты, влечения, архетипы.

Эго — центр сферы сознания. Включает в себя мысли, чувства, воспоминания, ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность, постоянство и воспринимаем себя людьми.   

Личное бессознательное — конфликты и воспоминания, которые когда–то осознавались, но теперь подавлены или забыты. Оно содержит в себе комплексы или скопления эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных индивидом из его прошлого личного опыта или из родового, наследственного. Эти комплексы скомпонованы вокруг самых обычных тем (влияют на поведение индивида). Например, комплекс власти — расходует психическую энергию на деятельность прямо или символически связанную с темой власти. Комплекс может быть осознан.

Коллективное бессознательное — хранилище латентных следов памяти человечества и даже наших человекообразных предков. В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Это совокупность универсальных личностных проблем, которые могут возникать перед человеком в разные времена. Коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов – архетипов.

Архетипы (от греч. archetipos — первообраз) — как первичные структурные элементы психики, образования, человеческие первообразы лежат в основе символики творчества, сно­видений, мифов, верований и т. п. Это связи образов, переходящих из поколения в поколение и скрытых в коллективном бессознательном, общем для всего человечества. Они наследуются подобно тому, как наследуется строение тела.

Архетипы — врожденные идеи, формы (изначально пустые) или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом (предрасполагающие факторы). Врожденные здесь тенденции эмоционально, когнитивно и поведенчески реагировать на конкретные ситуации. Архетипы: Я – представление о себе, поверхностное Я; Персона — публичное лицо, множество проигрываемых социальных ролей. Она для других и скрывает истинную сущность; Тень — темная, дурная и животная сторона личности, неуправляемое телесное желание, но это и источник жизненной силы, спонтанности и творческого начала в человеке. Функция Эго направить в нужное русло энергию тени. Анима и анимус — человек существо по своей природе бисексуальное (развитие плода, гормоны, маскулинность и фемининность — в одном человеке). Феминный архетип в мужчине — анима, маскулинный в женщине — анимус. Эти архетипы являются не только причиной наличия у человека психологических характеристик противоположного пола, но и влияют на понимание между мужчинами и женщинами. Самость — сердцевина личности, вокруг которой объединены остальные. Это переживание индивидуации, уникальности себя, своего поступка, мысли и одновременно — переживание единства с человечеством. Архетип находится на границе личного и коллективного бессознательного. Это безличный архетип, символ равновесия. Самость упорядочивает остальные свойства. Здесь возможно единство сознания и бессознательного, они не противоречат, а дополняют друг друга.

Процесс становления личности Юнг называл индивидуацией, имеющей целью достиже­ние особой связности (интеграции) коллективного бессознательного, благодаря которой лич­ность реализует себя как неделимое целое в новом качестве (то есть становится самостью). Индивидуация — приближение к пониманию себя, развитие личности, путь к коллективному бессознательному, к единству с человечеством. Это выявление собственных сущностных свойств. Конечная цель — полная реализация Я, становление единого, неповторимого и целостного индивида. Конечное выражение индивидуации — сознательная реализация человеком своей уникальной психической реальности, полное развитие и выражение всех элементов личности. Итог индивидуации — самореализация.

К функциям психики Юнг относил мышление; ощущение; чувство; интуицию.

К. Г. Юнг ввел в научный оборот представления о двух типах личности:

Интроверты Экстраверты
обращенность в себя обращенность на окружающий мир
зам­кнутость импульсивность
пассивность, склонность к самоана­лизу социальность, инициативность, общительность

В зависимости от преобладания той или иной функции психики он выделял следующие типы личности: а) мыслительный, б) эмоциональный; в ) чувствующий; каждый из них может быть интровертом и экстравертом.

Альфред Адлер (1870-1937) — австрийский психолог. А. Адлер разошелся во взглядах с 3. Фрейдом и избрал собственный путь в науке. Он стал родоначальником индивиду­альной психологии. Краеугольным камнем в системе взглядов А. Адлера является поло­жение о том, что индивидуум не может быть отделен от социума.

Он подчеркивал социальные детерминанты личности: способность людей творить свою судьбу, преодолевать примитивные побуждения и неконтролируемую среду в борьбе за более удовлетворительную жизнь, совершенствовать себя и окружающий мир посредством само­познания.

Многие идеи А. Адлера оказали сильное влияние на развитие психологии. Среди них:

- социальный интерес как критерий психического здоровья привел к созданию концеп­ции ценностных ориентации;

- осознанные, рациональные процессы стимулировали развитие эго-психологии;

- существенная роль социальных сил в развитии личности использовалась Эрихом Фром­мом, Карен Хорни и др.;

- подчеркивание волевых и творческих аспектов личности оказало влияние на Гордона Олпорта, Абрахама Маслоу, Виктора Франкла и др.;

- потребность в адекватной теории;

- чувство неполноценности и компенсаторские усилия;

- компетентность как признак зрелости;

- самооценка и стремление к власти;

- концепция жизненного стиля;

- стресс и адаптация;

- самореализация и полезность для других;

- психическое здоровье;

- творчество и др.

А. Адлером заложены основы индивидуальной психологии.

- Индивидуум как единое и самосогласующееся целое —это главная посылка адлеровской психологии. Адлер назвал свою теорию индивидуальной психологией, потому что в переводе с латыни индивидуум означает "неделимый" — то есть сущность, которую нельзя разделить. Ни одно проявление жизненной активности нельзя рассматривать изолированно, а только в соотношении с личностью в це­лом. Индивидуум неделим в отношении психической жизни. Это единство выражается в каж­дом проявлении личности — в его мышлении, чувствах, действиях, сознании и бессознатель­ном. Структуру саморегулирующейся и единой личности Адлер определял как стиль жизни.

- Человеческая жизнь как активное стремление к совершенству. Адлер рассматривал чело­века как органическую целостность с точки зрения единого психодинамического принципа. Этот принцип он вывел из самой жизни, а именно из того обстоятельства, что жизнь невоз­можно представить себе без непрерывного движения в направлении роста и развития. Только в движении по направлению к личностно значимым целям индивидуум может быть воспринят как единое и саморегулирующееся целое.

Цели, которые люди ставят перед собой, а также индивидуальные пути их достижения дают ключ к пониманию того, какое значение они придают своей жизни. Выбирая цели, люди стремятся к совершенству, планируют свои действия, определяют судьбу.

- Индивидуум как творческое и самоопределяющееся целое. Индивидуум — это нечто боль­шее, чем наследственность и окружающая среда, формирующие личность. Адлер считал, что люди обладают творческой силой, которая позволяет распоряжаться своей жизнью. Эта твор­ческая активность влияет на весь человеческий опыт: восприятие, память, воображение, фан­тазию и мечты. Творческая активность делает каждого человека самоопределяющимся инди­видуумом, архитектором своей жизни.

- Социальная принадлежность индивидуума. Целостная природа человека была всеобъем­лющей. Человек рассматривался не только как целостная система взаимосвязей, взятая в от­дельности, но и как интегральная составная часть больших систем — семьи, общества. Чело­век исследуется как индивидуум, включенный в общество. Поведение человека происходит в социальном контексте.

Суть человеческой природы можно понять через понимание социальных отношений. У каждого человека есть естественное чувство общности или социальный интерес — врожден­ное стремление вступать во взаимные социальные отношения сотрудничества. Гармония объе­динения и сотрудничества человека с обществом является естественной, а конфликт — неес­тественным. Поведение людей социально детерминировано.

- Индивидуальная субъективность. Поведение зависит от мнения людей о себе и об окру­жении. Люди живут в ими же созданном мире, в соответствии с их собственной "схемой ап­перцепции" (зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей). Они мотивированы фиктивными целями — личными мнениями о настоящих и будущих событиях, регулирующими их поведе­ние. Люди ведут себя в соответствии с убеждениями независимо от того, являются эти убеж­дения реальными или нет. Адлеровская схема поведения четко отражает индивидуальное субъективное восприятие действительности.

Неофреодизм, или Эго-психология.

Направление в психологии, сторонники которого пытаются преодолеть биологизм клас­сического фрейдизма и ввести основные его положения в социальный контекст. К этому на­правлению принадлежат Карен Хорни, Эрих Фром, Эрик Эриксон.

Карен Хорни (1885—1952) — американский психолог. В 1920-х годах была практикую­щим психоаналитиком в Берлине. В начале 1930-х годов организовала американский психо­аналитический институт. Главную причину возникновения неврозов предлагала искать в соци­альном окружении человека, негативном воздействии на него цивилизации.

Ее теория носит название социокультурной. Распад старых ценностей и зарождение но­вых на фоне разнообразных жизненных укладов становятся факторами, тормозящими выбор человеком определенных ориентации. Это способствует возникновению внутриличностных конфликтов, не осознаваемых личностью. Появляющееся при этом чувство тревоги ("основ­ное беспокойство") заставляет человека стремиться к безопасности и порождает в качестве защиты от него невротические потребности: а) движение к людям; б) движение против лю­дей; в) движение от людей.

Нормальное развитие личности предполагает равномерное сочетание этих тенденций. В основе каждой потребности лежит один из элементов " основного беспокойства ": при домини­ровании первой из них главную роль играет бессилие человека перед окружающим миром, второй — враждебность против людей, третьей — изоляция от людей. Если заметнопреобла­дает одна из потребностей, то человек становится невротиком.

При этом выделяются следующие типы невротической личности:

а) уступчивый —личность стремится быть полезной другим людям, однако она подверга­ется их влиянию и оценке, ей часто не хватает самостоятельности;

б) агрессивный —личность стремится к господству любыми средствами (сила, богатство и т. п.);

в) отстраненный —личность старается избежать социальных конфликтов. Для преодоления внутренних конфликтов и защиты от негативных внешних воздействий человеком задействуются механизмы психической защиты.

а) " идеализированный образ "своей личности, маскируя на время аффективную напря­женность, в действительности лишь усугубляет ее;

б) рационализация —умение рационально обосновать конфликтную ситуацию (включает, например, метод самооправдания);

в) экстернализация —перенесение внутренних процессов во внешнюю среду: соответ­ственно ответственность ложится на внешние факторы.

Надежду на подлинное разрешение внутренних конфликтов Хорни возлагала на измене­ние человеческих отношений путем изменения сознания личности, ее идеалов и ценностных ориентации.

Внутриличностная структура, как отмечает К. Хорни, включает:

1) " актуальное Я ", которое отражает телесные и духовные атрибуты человека в данный момент;

2) " идеализированное Я "—продукты иррационального воображения личности о самом себе;

3) " реальное Я " — "личностный центр", способствующий индивидуальному развитию человека. В процессе самореализации человека должно наступать преодоление разрыва меж­ду "реальным Я" и "идеальным Я".

Гештальтпсихология (нем. Gestalt — целостная форма или структура) — школа психологии начала XX века. Основана Максом Вертгеймером в 1912 году.

Представители гештальтпсихологии: Вольфганг Келлер, Макс Вертгеймер, Курт Коффка, Курт Левин.

Представители гештальтпсихологии выдвинули программу изучения психики с точки зрения целостных структур — гештальтов. Выступая против выдвинутого психологией принципа расчленения сознания на элементы и построения из них сложных психических феноменов, они предлагали идею целостности образа и несводимости его свойств к сумме свойств элементов. По мнению великих теоретиков, предметы, составляющие наше окружение, воспринимаются чувствами не в виде отдельных объектов, а как организованные формы. Восприятие не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства частей. Собственно гештальт являет собой функциональную структуру, упорядочивающую многообразие отдельных явлений.

Начав с исследования процессов восприятия, гештальтпсихология достаточно быстро расширила свою тематику, включив в нее проблемы развития психики, анализ интеллектуального поведения высших приматов, рассмотрения памяти, творческого мышления, динамики потребностей личности.

Важнейшим законом, полученным гештальтпсихологами, является закон константности восприятия, фиксирующий тот факт, что целостный образ не меняется при изменении его сенсорных элементов (вы видите мир стабильным, несмотря на то, что постоянно изменяется ваше положение в пространстве, освещенность и т. д.) Принцип целостного анализа психики сделал возможным научное познание сложнейших проблем душевной жизни, которые до этого считались недоступными экспериментальному исследованию.

Основные теоретические положения гештальтпсихологии:

Постулат: Первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты), в принципе не выводимые из образующих их компонентов. Гештальтам присущи собственные характеристики и законы, в частности, «закон группировки», «закон отношения» (фигура/фон).

Гештальт (нем. Gestalt — форма, образ, структура) — пространственно-наглядная форма воспринимаемых предметов, чьи существенные свойства нельзя понять путем суммирования свойств их частей. Одним из ярких тому примеров, по Келлеру, является мелодия, которая узнается даже в случае, если она транспонируется на другие элементы. Когда мы слышим мелодию во второй раз, то, благодаря памяти, узнаем ее. Но если состав ее элементов изменится, мы все равно узнаем мелодию, как ту же самую.

Принципы гештальта. Все вышеперечисленные свойства восприятия — константы, фигура, фон — в гештальтпсихологии вступают в отношения между собой и являют новое свойство. Это и есть гештальт, качество формы. Целостность восприятия и его упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам гештальтпсихологии:

Близость. Стимулы расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе.

Схожесть. Стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или форме имеют тенденцию восприниматься вместе.

Целостность. Восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности.

Замкнутость. Отражает тенденцию завершать фигуру, так что она приобретает полную форму.

Смежность. Близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое.

Общая зона. Принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие, наравне с научением и прошлым опытом. Предвосхищающие мысли и ожидания также активно руководят нашей интерпретацией ощущений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.70.157 (0.084 с.)