Осуществление принятого решения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Осуществление принятого решения.



Побуждение к волевому действию. В роли побудителя конкретных волевых действий выступают потребности и мотивы человека. Они могут быть самыми разнообразными, но в любом случае заставляют активно работать мышление и за­ставляют человека ставить перед собой определенные цели.

Представление и осмысление цели действия. На этом этапе возникает борьба мотивов (процесс выявления наиболее значимого стимула волевого действия). Борьба мотивов возникает на этапе постановки целей тогда, когда у человека есть возможность выбора целей, по крайней мере, очередности их достижения.

Поскольку у человека в любой момент имеются различные значимые желания, одновременное удовлетворение которых объективно исключено, то происходит столкновение противостоящих, несовпадающих побуждений, между которыми предстоит сделать выбор.

Борьба мотивов включает в себя широкое мысленное обсуждение человеком тех оснований, которые говорят о всех плюсах и минусах действий в том или ином направлении, обсуждении того, как именно надо действовать. Борьба мотивов нередко сопровождается зна­чительным внутренним напряжением и представляет собой пе­реживание глубокого внутреннего конфликта между доводами разума и чувствами, мотивами личного порядка и обществен­ными интересами, между "хочу" и "должен" и т.д. Эта борьба служит по­казателем способности человека отбирать желания, обуслов­ленные нужными мотивами, и превращать их в цель, показы­вает способность человека напрягаться, заставляет задумы­ваться об ответственности за совершённые действия и за их ре­зультаты, т.е. проявлять волю. На этапе осознания цели и стремления достичь ее борьба мотивов разрешается выбором цели осуществляемой деятельности, после чего напряжение, вызванное борьбой мотивов на этом этапе, ослабевает.

Представление средств, необходимых для достижения цели. Именно от их правильного осмысления зависит продук­тивность деятельности и достижение цели.

Намерение осуществить данное действие. Принятие решения является заключительным моментом борь­бы мотивов: человек решается действовать в определенном на­правлении, отдавая предпочтение одним целям и мотивам и отвергая другие. Осмыслив цель, средства ее достижения и принимая решение, человек чувствует, что даль­нейший ход событий зависит от него, и это порождает специ­фическое для волевого акта чувство ответственности. Результатом разрешения этой ситуации является следующий этап — принятие одной из возможностей в качестве решения. Он характеризуется спадом напряжения, поскольку разрешается внутренний конфликт. Здесь уточняются средства, способы, последовательность их использования, т.е. осуществляется уточненное планирование. Для осуществления намерения требуется большое волевое усилие. Подлинно волевое действие является избирательным актом, включающим сознательный выбор и решение. Задержка дейст­вий для обсуждения последствий также существенна для воле­вого акта, как и импульсы к нему. Здесь в волевой процесс включается процесс интеллектуальный. Мысленное моделиро­вание ситуаций обнаруживает, что желание, порожденное од­ной потребностью или определенным интересом, может осу­ществиться лишь за счет другого желания или что желательное само по себе действие может привести к нежелательным по­следствиям.

Процесс принятия решения достаточно сложен, и внутрен­нее напряжение, сопровождающее его, прогрессивно нараста­ет. Но после того, как решение принято, человек испытывает определенное облегчение, так как внутренняя напряженность снижается.

Однако принять решение не означает выполнить его. Иног­да намерение может быть не реализовано и начатое дело не доводится до конца. Сущность волевого действия лежит не в борьбе мотивов и не в принятии решения, а в его исполнении. Только тот, кто умеет приводить свои решения в исполнение, может считаться человеком с достаточно сильной волей.

Выполнение решения. Выполнение принятого решения — организация своей деятельности таким образом, чтобы цель воплотилась в поступках, в действиях, в умственном навыке, в трудовом навыке, в вещах и т. д. Однако человек не только дей­ствует, проявляя волю, он одновременно контролирует и кор­ректирует своё поведение.

Исполнительный этап волевого действия имеет сложную внут­реннюю структуру. Собственно исполнение решения обычно связано с тем или иными временем — сроком.Если исполне­ние решения откладывается на длительный срок, то говорято намерении. Намерение является внутренней подготовкой отсро­ченного действия и представляет собой зафиксированную ре­шением направленность на осуществление цели. Так, напри­мер, ученик может принять решение (намерение) учитьсясо следующего года только на "отлично". Однако только намере­ния для исполнения волевого действия недостаточно. Как и в любом другом действии, здесь можно выделить этап планиро­вания путей достижения поставленной задачи. Планирование представляет собой сложную умственную деятельность, поиск наиболее рациональных способов и средств реализации принятого решения.

План может быть детализирован в разной степени. Для одних людей характерно стремление все предусмотреть, спла­нировать каждый шаг, в то время как другие довольствуются самой общей схемой. Обычно детальнее разрабатывается план ближайших действий, более схематично или даже неопреде­ленно намечается исполнение действий отдаленных. Спла­нированное действие не реализуется автоматически: чтобы решение перешло в действие, необходимо сознательное во­левое усилие.

Этап осуществления принятого решения, однако, не освобождает человека от необходимости прилагать волевые усилия, и порой не менее значительные, чем при выборе цели действия или способов его выполнения, поскольку практическое осуществление намеченной цели опять же сопряжено с преодолением препятствий.

Результаты любого волевого действия имеют для человека два следствия: первое – это достижение конкретной цели; второе связано с тем, что человек оценивает свои действия и извлекает соответствующие уроки на будущее относительно способов достижения цели, затраченных усилий.

Волевые свойства личности

При оценке волевых качеств личности необходимо соблюдать, по крайней мере, три обязательных условия: а) оценивающие должны одинаково понимать волевые качества; б) оценка должна исходить из одних и тех же критериев; в) волевые качества должны оцениваться несколькими лицами. С учетом этих условий общая (усредненная) оценка, данная всеми характеризующими лицами, будет более или менее объективной.

При оценке волевых качеств личности можно исходить из следующих их определений:

Сила воли — степень необходимого волевого усилия для достижения цели. Силу воли характеризуют: решительность, настойчивость и др. Имен­но препятствия, преодолеваемые посредством волевых усилий, являются объективным показателем проявления силы воли. Сила воли проявляется также и в том, от каких соблазнов и искуше­ний отказывается человек, как умеет сдерживать свои чувства, не допускать импульсивных действий.

Целеустремленность — умение человека подчинять свои действия поставленным целям;

Настойчивость — умение человека мобилизовать свои возможности для длительной борьбы с трудностями;

Выдержка — умение затормозить действия, чувства и мысли, мешающие осуществлению принятого решения;

Решительность — умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения;

Инициативность — умение работать творчески, предпринимая действия и поступки по собственному почину;

Самостоятельность — умение не поддаваться влияниям различных факторов, которые могут отвлечь от достижения цели, критически оценивать советы и предложения других, действовать на основе своих взглядов и убеждений;

Организованность — разумное планирование и упорядоченная организация своей деятельности;

Дисциплинированность — сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку;

Смелость — умение побороть страх и идти на оправданный риск ради достижения цели, несмотря на опасности для личного благополучия или даже жизни;

Исполнительность — старательность, выполнение в срок поручений и своих обязанностей.

Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества: целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержку, дисциплинированность, мужество.

Но воля и волевые качества могут у человека не сформироваться, если условия жизни и воспитания в детстве были неблагоприятные: 1) ребенок избалован, все его желания беспрекословно осуществлялись (легкий мир – воля не требуется), 2) ребенок подавлен жесткой волей и указаниями взрослых, не способен принимать сам решения.

Родители, стремящиеся воспитать волю у ребенка, должны соблюдать следующие правила: 1) не делать за ребенка то, чему он должен научиться, а лишь обеспечить условия для успеха его деятельности; 2) активизировать самостоятельную деятельность ребенка, вызвать у него чувство радости от достигнутого, повышать веру ребенка в его способность преодолевать трудности; 3) даже маленькому ребенку полезно объяснять, в чем заключается целесообразность тех требований, приказов, решений, которые взрослые предъявляют ребенку, и постепенно учить ребенка самостоятельно принимать разумные решения. Ничего не решайте за ребенка школьного возраста, а лишь подводите его к рациональным решениям и добивайтесь от него непреклонного осуществления принятых решений.

Основу воспитания воли человека составляет воспитание его волевых качеств. Волевые качества человеком приобретаются в первую очередь самовоспитанием.

Приемы самовоспитания воли могут быть весьма разнообразны, но все они включают соблюдение следующих требований:

1. Начинать нужно с приобретения привычки преодолевать сравнительно незначительные трудности, препятствия.

2. Чрезвычайно опасны любые самооправдания. Это ложь не только для других, но и для самого себя.

3. Трудности и препятствия необходимо преодолевать.

4. Принятое однажды решение всегда должно быть исполнено до конца.

5. Отдельную цель необходимо дробить на этапы, намечать ближайшие препятствия, достижение которых создает условия для приближения к конечной цели.

6. Максимально строгое соблюдение режима дня, распорядка всей жизни.

7. Систематическое занятие спортом, умение побеждать трудности при занятиях физической культурой — тренировка не только мышц, но и воли.

8. И, пожалуй, самое главное в воспитании воли — это самовнушение.

Следует всегда помнить: воля, как всякое другое качество, нуждается в тренировке.

Совершая то или иное волевое действие, личность несет ответственность за все его последствия. Социально значимый результат деятельности, выходящий за рамки первоначальных намерений, рассматривают как деяние. Персональная ответст­венность субъекта за деяние определяется на основании конк­ретных общественно-исторических критериев оценки его по­тенциальной возможности предвидеть последствие собственной активности. В зависимости от существующих критериев деяние может рассматриваться как благодеяние или как злодеяние.

Мотивация

Мотив — это побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемое либо не осознаваемое им вообще. В процессе совершения поведенческих актов мотивы, будучи динамическими образованиями, могут трансформироваться (изменяться), что возможно на всех фазах совершения поступка, и поведенческий акт нередко завершается не по первоначальной, а по преобразованной мотивации.

Термином "мотивация" в современной психологии обозначаются как минимум два психических явления: 1) совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и определяющую ее направленность, т.е. система факторов, детерминирующих поведение; 2) процесс образования, формирования мотивов, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

В современной психологической литературе существуют несколько концепций взаимосвязи мотивации деятельности (общения, поведения). Одна из них — теория каузальной атрибуции.

Под каузальной атрибуцией понимается истолкование субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей и развитие на этой основе способности предсказывать их будущее поведение. Экспериментальные исследования каузальной атрибуции показали следующее: а) человек объясняет свое поведение не так, как он объясняет поведение других людей; б) процессы каузальной атрибуции не подчиняются логическим нормам; в) человек склонен объяснять неудачные результаты своей деятельности внешними, а удачные – внутренними факторами.

Теория мотивации достижения успехов и избегания неудач в различных видах деятельности. Зависимость между мотивацией и достижением успехов в деятельности не носит линейного характера, что особенно ярко проявляется в связи мотивации достижения успехов и качества работы. Такое качество является наилучшим при среднем уровне мотивации и, как правило, ухудшается при слишком низком или слишком высоком.

Мотивационные явления, неоднократно повторяясь, со временем становятся чертами личности человека. К таким чертам прежде всего можно отнести мотив достижения успехов и мотив избегания неудачи, а также определенный локус контроля, самооценку, уровень притязаний.

Мотив достижения успеха — стремление человека добиваться успехов в различных видах деятельности и общения.

Мотив избегания неудачи — относительно устойчивое стремление человека избегать неудач в жизненных ситуациях, связанных с оценкой другими людьми результатов его деятельности и общения.

Локус контроля — характеристика локализации причин, исходя из которых человек объясняет свое поведение и ответственность, как и наблюдаемое им поведение и ответственность других людей.

Качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам и обстоятельствам или же, напротив, собственным усилиям и спо­собностям, называется локализацией контроля (в психологической литературе используется термин "локус контроля", от лат. locus — местоположение и фр. controle — проверка).

Интернальный (внутренний) локус контроля — поиск причин поведения и ответственности в самом человеке, в себе;

Если индивид, как правило, принимает на себя ответствен­ность за свои деяния, объясняя их, исходя из своих способностей, характера и т.д., то есть основания полагать, что у него преобла­дает внутренняя (интернальная) локализация контроля.

Получивший "двойку" студент, для которого характерна внутренняя локализация контроля, объяснит это либо тем, что задание ему не интересно, либо забывчивостью, либо отвлечением внимания и т.д. Выявлено, что люди, которым присуща внутрен­няя локализация контроля, более ответственны, последовательны при достижении цели, склонны к самоанализу, общительны, не­зависимы. Интернальная или экстернальная локализация контро­ля волевого действия, имеющего как положительные, так и отри­цательные социальные последствия, являются устойчивыми качествами человека, формирующимися в процессе воспитания и самовоспитания.

Экстернальный (внешний) локус контроля — локализация таких причин и ответственности вне человека, в окружающей его среде, судьбе.

Есть люди, которыесклонны объяснять причины своего поведения и свои деяния внешними факторами (судьбой, обстоятельствами, случаем и т.д.). Тогда говорят о внешней (экстернальной) локализации контроля. Относящиеся к этой категории студентынайдут любые объяснения полученной неудовлетворительнойоценке ("Задание было неправильно написано на доске", "Мне неверно подска­зали и сбили меня с толку", "К родителям пришли гости и по­мешали мне готовить задание", "Этого правила мы не проходили" и т.д.). Исследования показали, что склонность к экстерналь­ной локализации контроля связана с такими личностными черта­ми, как безответственность, неуверенность в своих способностях, тревожность, стремление вновь и вновь откладывать осущест­вление своих намерений и т.д.

Личность характеризуют и такие мотивационные образования, как потребность в общении (аффилиация), мотив власти, мотив оказания помощи людям (альтруизм) и агрессивность. Это мотивы, имеющие большое социальное значение, так как они определяют отношение личности к людям. Аффилиация — стремление человека быть в обществе других людей, наладить с ними эмоционально-положительные добрые взаимоотношения. Антиподом мотиву аффилиации выступает мотив отвергания, который проявляется в боязни быть отвергнутым, не принятым лично знакомыми людьми. Мотив власти — стремление человека обладать властью над другими людьми, господствовать, управлять и распоряжаться ими. Альтруизм — стремление человека бескорыстно оказывать помощь людям, антипод — эгоизм как стремление удовлетворять своекорыстные личные потребности и интересы безотносительно к потребностям и интересам других людей и социальных групп. Агрессивность — стремление человека нанести физический, моральный или имущественный вред другим людям, причинить им неприятность. Наряду с тенденцией агрессивности у человека есть и тенденция ее торможения, мотив торможения агрессивных действий, связанный с оценкой собственных таких действия как нежелательных и неприятных, вызывающих сожаление и угрызения совести.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.69.255 (0.033 с.)