Константы восприятия в гештальтпсихологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Константы восприятия в гештальтпсихологии



Константность размера в гештальтпсихологии: воспринимаемый размер объекта остается постоянным, вне зависимости от изменения размера его изображения на сетчатке глаза. Восприятие простых вещей может показаться естественным или врожденным. Однако в большинстве случаев оно формируется через собственный опыт. Так в 1961 году Колин Тернбулл отвез пигмея, жившего в густых африканских джунглях в бескрайнюю африканскую саванну. Пигмей, никогда не видевший объектов на большом расстоянии, воспринимал стада буйволов как скопища насекомых, пока его не подвезли поближе к животным.

Константность формы в гештальтпсихологии: заключается в том, что воспринимаемая форма объекта постоянна при изменении формы на сетчатке. Достаточно посмотреть на эту страницу сначала прямо, а затем под углом. Несмотря на изменение «картинки» страницы, восприятие ее формы остается неизменным.

Константность яркости в гештальтпсихологии: воспринимаемая яркость объекта постоянна при изменяющихся условиях освещения. Естественно, при условии одинакового освещения объекта и фона.

Фигура и фон в гештальтпсихологии

Простейшее формирование восприятия заключается в разделении зрительных ощущений на объект — фигуру, расположенный на фоне. Выделение фигуры из фона и удержание объекта восприятия включает психофизиологические механизмы. Клетки головного мозга, получающие визуальную информацию, при взгляде на фигуру реагируют более активно, чем при взгляде на фон.(Lamme 1995). Фигура всегда выдвинута вперед, фон — отодвинут назад, фигура богаче фона содержанием, ярче фона. И мыслит человек о фигуре, а не о фоне. Однако их роль и место в восприятии определяется личностными, социальными факторами. Поэтому становится возможным явление обратимой фигуры, когда, например, при длительном восприятии, фигура и фон меняются местами.

Вклад гештальтпсихологии

Гештальтпсихология считала, что целое не выводится из суммы свойств и функций его частей (свойства целого не равны сумме свойств его частей), а имеет качественно более высокий уровень. Гештальтпсихология изменила прежнее воззрение на сознание, доказывая, что его анализ призван иметь дело не с отдельными элементами, а с целостными психическими образами. Гештальтпсихология выступала против ассоциативной психологии, расчленяющей сознание на элементы. Гештальтпсихология наряду с феноменологией и психоанализом легла в основу гештальт-терапии Ф. Перлза, который перенес идеи гештальтпсихологов с когнитивных процессов до уровня миропонимания в целом.

Гуманистическая психология. Зародилась в Калифорнии в 1950-е годы. Данное направление в психологии называют гуманистическим, т. к. оно основано на вере в возмож­ность расцвета каждой личности, если предоставить ей самой выбирать свою судьбу и направ­лять ее. Таким образом, стержнем гуманистической идеи является оптимистический взгляд на природу человека.

В развитие гуманистической психологи особый вклад внесли Карл Роджерс, Абрахам Маслоу, Гордон Олпорт. Один из лидеров гуманистической психологии Карл Роджерс (1902—1987) считал, что фундаментальным компонентом личности выступает собственная жизненная кон­цепция, которая формируется в процессе взаимодействия человека с социальной средой. Он предложил основные положения "Я-концепции". Согласно разработанной им теории важное зна­чение имеют следующие положения:

- общение нормальных людей должно быть индирективным, не оказывающим давления, уважающим индивидуальную позицию каждого человека;

- стер­жень или центр личности основывается на ее самооценке, которая формируется в результате взаимодействия с окружающими;

- "self" или "Я-концепция" формируется как внутренне согласо­ванная композиция восприятий организмических и социальных ощущений себя самого и отно­шений между этими самоощущениями — личность как модель самосознания и самопережива­ний, организующих мир ее впечатлений;

- ведущим мотивом личности является мотив роста "Я", который ускоряется, тормозится межличностными отношениями в социальной среде.

Рассогласование между "Я-концепцией" и представлением об идеальном "Я", которое находит адекватную самооценку, побуждает человека к личностному росту. К. Роджерс разра­ботал также психологический инструментарий и процедуры психотерапии, способствующие более продуктивной реализации личностью "Я-концепции".

Видный представитель гуманистической психологии Абрахам Маслоу (1907—1970) пред­ложил целостный подход к анализу личности и ее высших сущностных проявлений: любви, творчества, духовных ценностей и др. В соответствии с положениями его «Теории самоактуа­лизации» особенности личности, существуя в виде врожденных потенций, актуализируются под влиянием социальных условий.

А. Маслоу создал иерархическую модель мотивации человека. Мотивационная сфера личности представлена им пятью уровнями (системами). Иерархия потребностей по А. Мас­лоу включает:

1. Потребность в самоактуализации.

2. Потребность в признании и оценке.

3. Потребность в социальных связях, привязанности и любви.

4. Потребность в безопасности.

5. Физиологические нужды и потребности.

Согласно предложенной концепции представляется возможным системно анализировать личность во всей совокупности ее связей и отношений. Здесь раскрывается природа побужде­ний к различным поступкам, действиям и поведению личности.

Основные принципы гуманистической психологии:

Экзистенциализм (от лат. Ex(s)istential — существование) и концепция становления.

уникальность существования конкретного человека, которая обнаруживается благодаря углублению в себя с целью выбрать не зависящий ни от чего внешнего свой "жизненный план";

• главная задача человека — наполнить смыслом жизнь в нашем абсурдном мире;

• каждый человек является ответственным за свои действия;

• люди — мыслящие существа, свободно выбирающие свои действия (Ж. П. Сартр "Я есть мой выбор");

• принцип "здесь и сейчас".

Индивид как единое целое:

раньше психологи изучали деревья, а не лес;

• холизм (целостность) и системный подход.

Неуместность экспериментов на животных:

глубокое различие поведения животных и человека;

• изучение животных неприменимо для понимания человека, так как при этом игнориру­ются те характеристики, которые присущи только человеку (идеалы, ценности, мужество, любовь, юмор, зависть, вина и др.).

Внутренняя природа человечества:

оптимизм: природа человека в сущности хороша или по крайней мере нейтральна;

• разрушительные силы в людях являются результатом фрустрации или не удовлетворен­ных основных потребностей, а не каких-то наследственных пороков.

Творческий потенциал человека:

творчество потенциально присуще всем людям от рождения (однако теряется в резуль­тате "окультуривания", чему способствует официальное образование).

Акцент на психическом здоровье человека:

Понимать человека следует не с позиции сравнения с психически больным.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.218.147 (0.009 с.)