Понятие личности, ее структура. Направленность личности, установки,  я-концепция 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие личности, ее структура. Направленность личности, установки,  я-концепция



Личностьэто конкретный человек как субъект преобразования мира на основе его познания, переживания и отношения к нему.

В личности выделяется прежде всего её общественная сущность. Вне общества, вне социальной и профессиональной группы человек не мо­жет стать личностью, у него не сформируется человеческий облик: т.е. создает человека природа, а формирует его общество. Человек как субъект социальных отношений, носитель социально значимых качеств является личностью.

В понятии личности на передний план выдвигается система социально значимых качеств человека. В связях человека с обществом складывается и проявляется его социальная сущность. Каждое общество формирует свой эталон личности, определяет основные психологические типы.

Наиболее общее, интегративное понятие — человек — существо, воплощающее высшую степень развития жизни, продукт общественно-трудовых процессов, нерасторжимое единство природного и социального. Но, неся в себе социально-родовую сущность, каждый человек есть единичное природное существо, индивид. Человек рождается биологи­ческим существом, а личностью становится в процессе онтогенеза путем усвоения общественно-исторического опыта человечества.

Индивид. В понятии человека как индивида выражаются два основ­ных признака:

1. Индивидэто конкретный человек как представитель рода homo sapiens, носитель предпосылок (задатков) человеческого развития, продукт фило- и онтогенетического развития, носитель видовых черт.

2. Отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки природной (биологической) ограниченности социальное сущес­тво, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собствен­ным поведением и психическими процессами.

Личностьэто конкретный человек, являющийся представителем оп­ределенного общества, определенной социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружа­ющему и наделенный определенными индивидуально-психологическими осо­бенностями.

Субъектчеловек, обладающий сознанием и активно преобразующий мир в познании, труде и т.д. Человек как субъект является носителем видов человеческой деятельности, активным субъектом познания и преобразова­ния действительности. Говоря о человеке как о субъекте, в пер­вую очередь обращают внимание на его самостоятельность, активность. Человек всегда является субъектом (участником, испол­нителем) исторического и общественного процесса в целом, субъектом конкретной деятельности, в частности источником познания и преоб­разования объективной действительности.

Индивидуальностьнеповторимое своеобразие конкретного человека, его природных и социально-приобретенных свойств, то особенное чем один человек отличается от другого. Индивидуальность проявляется в чертах характера, в индивидуальном стиле деятельности, в качестве функциони­рования познавательных процессов.

Психологическая теория деятельности, исходя из данной точки зрения, раскрывает роль деятельности в проявлении психических феноменов человека, в том числе и сознания. Дело в том, что судить о человеке, о его особенностях личности мы, в основном, можем лишь по результатам его деятельности.

Психологическая теория деятельности стала развиваться в конце 20-х - начале 30-х гг. XX в. Главное отличие данной теории заключается в том, что она опирается на основные принципы диалектического материализма и использует главный тезис этого философского направления: не сознание определяет бытие, деятельность человека, а, наоборот, бытие, деятельность человека определяют его сознание. Наиболее полно теория деятельности изложена в трудах А. Н. Леонтьева. Основными понятиями данной теории являются деятельность, сознание и личность.

Индивидуальность— не есть что-то над- или сверхличностное. Ког­да говорят об индивидуальности, то имеют в виду оригинальность лич­ности. Обычно словом «индивидуальность» определяют какую-либо главенствующую особенность личности, делающую её не похожей на окружающих. Индивидуален каждый человек, но индивидуальность одних проявляется очень ярко, других — малозаметно.

Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоци­ональной, волевой сфере и сразу во всех сферах психической деятельности. Индивидуальность характеризует личность конкретнее, деталь­нее и тем самым полнее.

Поставим вопрос: «Что значит быть личностью»?

1. Значит иметь жизненную позицию, о которой можно сказать: «На том стою и не могу иначе».

2. Значит осуществлять выборы, возникающее в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать ответ за них перед обществом и собой;

3. Значит постоянно строить самого себя: и других, вла­деть арсеналом приемов и средств с помощью которых мож­но: овладеть собственным поведением, подчинить его своей власти.

4. Значит обладать, свободой выбора, и нести ее бремя.

Отличительные психологические признаки личности:

- сознание — способность человека осознанно отражать окружающий мир;                

- самосознание — способность осознавать самого себя;  

- саморегулирование — управление своим поведением и деятельностью;

- активность в деятельности;

- индивидуальность (свое лицо, Я, свой стиль мышления и деятельности).

В социальной психологии с понятием личность тесно связано изучаемые этой наукой такие проявления личности в коллективе, как:   

- статус — положение в системе межличностных отноше­ний;

- роль — социальная функция личности, способы поведения в зависимости от статуса;                                 

- самоопределение — стремление осознать себя, свои инте­ресы, определить свое место в жизни, в обществе.

- самовыражение — стремление к возможно более полно­му выявлению и развитию своих личностных возможнос­тей, своих сущностных сил, способностей и качеств;

- самоутверждение — стремление к самовыражению, высо­кой оценке и самооценке своей личности и соответствующим стремлению поведением;

- авторитет — социально-психологическое влияние одного на других, признание заслуг, превосходства.

Структура личности

В процессе социального развития личности складывается ее структура, как "организация ее личностных свойств". Б.Г. Ана­ньев утверждал, что "структура личности является продуктом социализации, именно она оказывает влияние на состояние личности, динамику ее поведения", процессы деятельности и общения с другими людьми. Распад структуры личности вле­чет за собой острые внутренние кризисы, дезорганизующие поведение человека. В структуре личности, по мнению учено­го, переплетаются важнейшие человеческие свойства — свой­ства его как индивида, как личности и как субъекта.

Свойства­ми (характеристиками) индивида являются возрастно-половые и индивидуально-типические особенности, которые определя­ют динамику психофизиологических функций и структуру ор­ганических потребностей. В качестве "первичных" характери­стик человека как личности выделяются статус в обществе, ро­ли и ценностные ориентации, которые определяют ее "вторич­ные" характеристикиособенности мотивации, структуру естественного поведения. Основным признаком человека как субъекта является сознание (как отражение объективной действительности) и деятельность (как преобразование этой дей­ствительности)

Личность имеет многоуровневую организацию. Высший и ведущий уровень психологической организации личности — ее потребностно-мотивационная сфера — это направленность личности, ее отношение к обществу, отдельным людям, к себе и своим социальным обязанностям.

Для личности существенна не только ее позиция, но и способность реализовать свои отношения. Это зависит от уровня развития деятельностных возможностей человека, его знаний и умений, эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств.

Человек не рождается с готовыми способностями, характером и т.д. Эти свойства формируются в течение жизни, но на определенной природной основе. Наследственная основа человеческого организма (генотип) определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов. В природной, биологической организации человека заложены возможности его психического развития.

Динамическую функциональную структуру личности представил другой видный отечественный ученый К.К. Плато­нов. Он выделил в структуре личности четыре подструктуры на основе соотношения биологического и социального в человеке, их иерархической подчиненности и особого для каждой из них типа формирования. В качестве особых «наложенных» на эту структуру подструктур ученый выделил способности и характер.

1-я подструктура направленности личности объединяет направленность и отношения личности, проявляющиеся как ее моральные чер­ты. Элементы, входящие в эту подструктуру, не имеют непо­средственных врожденных задатков. Эта подструктура форми­руется путем воспитания и может быть названа социально обусловленной подструктурой (направленностью).

2-я подструктура опыта личности объединяет знания, навыки, умения и привычки, приобретенные в личном опыте путем обучения, но уже с заметным влиянием и биологически, и даже генетически обусловленных свойств личности. Кратко ее можно называть опытом.

3-я подструктура форм отражения личности объединяет индивидуальные особенности отдельных психических процессов, которые мож­но развить через упражнения. Она определяется как подструк­тура форм отражения.

4-я биопсихическая подструктура личности объединяет свойства темпе­рамента. Сюда же входят половые и возрастные свойства личности и ее патологические изменения. Формируются нужные черты, входящие в эту подструктуру (а точнее пере­делываются), путем тренировки, если эта переделка вообще возможна. Свойства личности, входящие в эту подструктуру, несравнимо больше зависят от физиологических особеннос­тей мозга. Кратко эту подструктуру можно называть биопси­хической.

Ни отдельные черты личности, входящие как элементы в ее функциональную структуру, ни личность в целом не оста­ются неизменными в течении жизни человека. Они могут из­меняться не только в процессе возрастного созревания, но оп­ределяться, например, социальным распадом или патологичес­ким развитием.

Итак, личность — совокупность социальных свойств и ка­честв человека, которые он вырабатывает у себя прижизненно. Личностью не рождаются, личностью становятся (С.Л. Рубин­штейн, А.Н. Леонтьев.) и чем ярче и специфичнее выражены в личности социальные черты и качества, чем своеобразнее ее деятельность и характер, тем ярче и неповторимее она сама. В этом плане понятие личности дополняется другим — инди­видуальностью.

П. М. Якобсон выделяет следующие психологические черты зрелой личности: выраженное стремление к творчеству и про­явление творческого начала в самых разнообразных сферах жизни; тонкая восприимчивость к достаточно широкому кругу явлений социальной жизни; хорошая интеллектуальная актив­ность в постановке жизненных проблем, их понимании и реше­нии; достаточная избирательная эмоциональная чувствитель­ность; мобильность способностей, т.е. умение реализовать в соответствующих условиях свои потенциальные возможности; стремление к нравственному самосовершенствованию, интел­лектуальному развитию, эстетическому развитию и пр.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.30.232 (0.013 с.)