Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие личности, ее структура. Направленность личности, установки, я-концепция
Личность — это конкретный человек как субъект преобразования мира на основе его познания, переживания и отношения к нему. В личности выделяется прежде всего её общественная сущность. Вне общества, вне социальной и профессиональной группы человек не может стать личностью, у него не сформируется человеческий облик: т.е. создает человека природа, а формирует его общество. Человек как субъект социальных отношений, носитель социально значимых качеств является личностью. В понятии личности на передний план выдвигается система социально значимых качеств человека. В связях человека с обществом складывается и проявляется его социальная сущность. Каждое общество формирует свой эталон личности, определяет основные психологические типы. Наиболее общее, интегративное понятие — человек — существо, воплощающее высшую степень развития жизни, продукт общественно-трудовых процессов, нерасторжимое единство природного и социального. Но, неся в себе социально-родовую сущность, каждый человек есть единичное природное существо, индивид. Человек рождается биологическим существом, а личностью становится в процессе онтогенеза путем усвоения общественно-исторического опыта человечества. Индивид. В понятии человека как индивида выражаются два основных признака: 1. Индивид — это конкретный человек как представитель рода homo sapiens, носитель предпосылок (задатков) человеческого развития, продукт фило- и онтогенетического развития, носитель видовых черт. 2. Отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами. Личность — это конкретный человек, являющийся представителем определенного общества, определенной социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный определенными индивидуально-психологическими особенностями. Субъект — человек, обладающий сознанием и активно преобразующий мир в познании, труде и т.д. Человек как субъект является носителем видов человеческой деятельности, активным субъектом познания и преобразования действительности. Говоря о человеке как о субъекте, в первую очередь обращают внимание на его самостоятельность, активность. Человек всегда является субъектом (участником, исполнителем) исторического и общественного процесса в целом, субъектом конкретной деятельности, в частности источником познания и преобразования объективной действительности.
Индивидуальность — неповторимое своеобразие конкретного человека, его природных и социально-приобретенных свойств, то особенное чем один человек отличается от другого. Индивидуальность проявляется в чертах характера, в индивидуальном стиле деятельности, в качестве функционирования познавательных процессов. Психологическая теория деятельности, исходя из данной точки зрения, раскрывает роль деятельности в проявлении психических феноменов человека, в том числе и сознания. Дело в том, что судить о человеке, о его особенностях личности мы, в основном, можем лишь по результатам его деятельности. Психологическая теория деятельности стала развиваться в конце 20-х - начале 30-х гг. XX в. Главное отличие данной теории заключается в том, что она опирается на основные принципы диалектического материализма и использует главный тезис этого философского направления: не сознание определяет бытие, деятельность человека, а, наоборот, бытие, деятельность человека определяют его сознание. Наиболее полно теория деятельности изложена в трудах А. Н. Леонтьева. Основными понятиями данной теории являются деятельность, сознание и личность. Индивидуальность— не есть что-то над- или сверхличностное. Когда говорят об индивидуальности, то имеют в виду оригинальность личности. Обычно словом «индивидуальность» определяют какую-либо главенствующую особенность личности, делающую её не похожей на окружающих. Индивидуален каждый человек, но индивидуальность одних проявляется очень ярко, других — малозаметно. Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфере и сразу во всех сферах психической деятельности. Индивидуальность характеризует личность конкретнее, детальнее и тем самым полнее.
Поставим вопрос: «Что значит быть личностью»? 1. Значит иметь жизненную позицию, о которой можно сказать: «На том стою и не могу иначе». 2. Значит осуществлять выборы, возникающее в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать ответ за них перед обществом и собой; 3. Значит постоянно строить самого себя: и других, владеть арсеналом приемов и средств с помощью которых можно: овладеть собственным поведением, подчинить его своей власти. 4. Значит обладать, свободой выбора, и нести ее бремя. Отличительные психологические признаки личности: - сознание — способность человека осознанно отражать окружающий мир; - самосознание — способность осознавать самого себя; - саморегулирование — управление своим поведением и деятельностью; - активность в деятельности; - индивидуальность (свое лицо, Я, свой стиль мышления и деятельности). В социальной психологии с понятием личность тесно связано изучаемые этой наукой такие проявления личности в коллективе, как: - статус — положение в системе межличностных отношений; - роль — социальная функция личности, способы поведения в зависимости от статуса; - самоопределение — стремление осознать себя, свои интересы, определить свое место в жизни, в обществе. - самовыражение — стремление к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, своих сущностных сил, способностей и качеств; - самоутверждение — стремление к самовыражению, высокой оценке и самооценке своей личности и соответствующим стремлению поведением; - авторитет — социально-психологическое влияние одного на других, признание заслуг, превосходства. Структура личности В процессе социального развития личности складывается ее структура, как "организация ее личностных свойств". Б.Г. Ананьев утверждал, что "структура личности является продуктом социализации, именно она оказывает влияние на состояние личности, динамику ее поведения", процессы деятельности и общения с другими людьми. Распад структуры личности влечет за собой острые внутренние кризисы, дезорганизующие поведение человека. В структуре личности, по мнению ученого, переплетаются важнейшие человеческие свойства — свойства его как индивида, как личности и как субъекта. Свойствами (характеристиками) индивида являются возрастно-половые и индивидуально-типические особенности, которые определяют динамику психофизиологических функций и структуру органических потребностей. В качестве "первичных" характеристик человека как личности выделяются статус в обществе, роли и ценностные ориентации, которые определяют ее "вторичные" характеристики — особенности мотивации, структуру естественного поведения. Основным признаком человека как субъекта является сознание (как отражение объективной действительности) и деятельность (как преобразование этой действительности) Личность имеет многоуровневую организацию. Высший и ведущий уровень психологической организации личности — ее потребностно-мотивационная сфера — это направленность личности, ее отношение к обществу, отдельным людям, к себе и своим социальным обязанностям.
Для личности существенна не только ее позиция, но и способность реализовать свои отношения. Это зависит от уровня развития деятельностных возможностей человека, его знаний и умений, эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств. Человек не рождается с готовыми способностями, характером и т.д. Эти свойства формируются в течение жизни, но на определенной природной основе. Наследственная основа человеческого организма (генотип) определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов. В природной, биологической организации человека заложены возможности его психического развития. Динамическую функциональную структуру личности представил другой видный отечественный ученый К.К. Платонов. Он выделил в структуре личности четыре подструктуры на основе соотношения биологического и социального в человеке, их иерархической подчиненности и особого для каждой из них типа формирования. В качестве особых «наложенных» на эту структуру подструктур ученый выделил способности и характер. 1-я подструктура направленности личности объединяет направленность и отношения личности, проявляющиеся как ее моральные черты. Элементы, входящие в эту подструктуру, не имеют непосредственных врожденных задатков. Эта подструктура формируется путем воспитания и может быть названа социально обусловленной подструктурой (направленностью). 2-я подструктура опыта личности объединяет знания, навыки, умения и привычки, приобретенные в личном опыте путем обучения, но уже с заметным влиянием и биологически, и даже генетически обусловленных свойств личности. Кратко ее можно называть опытом. 3-я подструктура форм отражения личности объединяет индивидуальные особенности отдельных психических процессов, которые можно развить через упражнения. Она определяется как подструктура форм отражения. 4-я биопсихическая подструктура личности объединяет свойства темперамента. Сюда же входят половые и возрастные свойства личности и ее патологические изменения. Формируются нужные черты, входящие в эту подструктуру (а точнее переделываются), путем тренировки, если эта переделка вообще возможна. Свойства личности, входящие в эту подструктуру, несравнимо больше зависят от физиологических особенностей мозга. Кратко эту подструктуру можно называть биопсихической.
Ни отдельные черты личности, входящие как элементы в ее функциональную структуру, ни личность в целом не остаются неизменными в течении жизни человека. Они могут изменяться не только в процессе возрастного созревания, но определяться, например, социальным распадом или патологическим развитием. Итак, личность — совокупность социальных свойств и качеств человека, которые он вырабатывает у себя прижизненно. Личностью не рождаются, личностью становятся (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев.) и чем ярче и специфичнее выражены в личности социальные черты и качества, чем своеобразнее ее деятельность и характер, тем ярче и неповторимее она сама. В этом плане понятие личности дополняется другим — индивидуальностью. П. М. Якобсон выделяет следующие психологические черты зрелой личности: выраженное стремление к творчеству и проявление творческого начала в самых разнообразных сферах жизни; тонкая восприимчивость к достаточно широкому кругу явлений социальной жизни; хорошая интеллектуальная активность в постановке жизненных проблем, их понимании и решении; достаточная избирательная эмоциональная чувствительность; мобильность способностей, т.е. умение реализовать в соответствующих условиях свои потенциальные возможности; стремление к нравственному самосовершенствованию, интеллектуальному развитию, эстетическому развитию и пр.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.30.232 (0.013 с.) |