Направленность личности, установки, Я-концепция 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Направленность личности, установки, Я-концепция



Направленность личности — это такое ее психическое свойство, в ко­тором выражаются потребности, мотивы, мировоззрение, установки и цели её жизни и деятельности.

Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятель­ность личности и относительно независимых от наличных ситуаций, называется направленностью личности человека.

Следует отметить, что направленность личности всегда социально обусловле­на и формируется в процессе воспитания. Направленность — это установки,став­шие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах, как влечение, жела­ние, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Причем в основе всех форм направленности личности лежат мотивы деятельности.

Кратко охарактеризуем каждую из выделенных форм направленности в поряд­ке их иерархии. Прежде всего, следует остановиться на влечении. Принято счи­тать, что влечение — это наиболее примитивная, по своей сути биологическая фор­ма направленности. С психологической точки зрения — это психическое состоя­ние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Как правило, влечение является преходящим явлением, поскольку представленная в нем потребность либо угасает, либо осознается, пре­вращаясь в желание.

Желание — это осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне опреде­ленному. Следует отметить, что желание, будучи достаточно осознанным, имеет побуждающую силу. Оно обостряет осознание цели будущего действия и постро­ение его плана. Данная форма направленности характеризуется осознанием не только своей потребности, но и возможных путей ее удовлетворения.

Следующая форма направленности — стремление. Стремление возникает то­гда, когда в структуру желания включается волевой компонент. Поэтому стрем­ление часто рассматривается в качестве вполне определенного побуждения к дея­тельности.

Наиболее ярко характеризуют направленность личности ее интересы. Инте­рес — это специфическая форма проявления познавательной потребности, обес­печивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке личности в окружающей действительности. Субъективно интерес обнаруживается в эмоциональном тоне, сопровождающем процесс познания или внимание к определенному объекту. Одной из наиболее су­щественных характеристик интереса является то, что при его удовлетворении он не угасает, а, наоборот, вызывает новые интересы, соответствующие более высо­кому уровню познавательной деятельности.

Интересы являются важнейшей побудительной силой к познанию окружаю­щей действительности. Различают непосредственный интерес, вызываемый привлекательностью объекта, и опосредованный интерес к объекту как средству до­стижения целей деятельности. Косвенной характеристикой осознанности потреб­ностей, отражающихся в интересах, является устойчивость интересов, которая выражается в длительности их сохранения и в их интенсивности. Также следует подчеркнуть, что широта и содержание интересов могут служить одной из наибо­лее ярких характеристик личности.

Интерес в динамике своего развития может превратиться в склонность. Это происходит тогда, когда в интерес включается волевой компонент. Склонность характеризует направленность индивида на определенную деятельность. Осно­вой склонности является глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности, т. е. интерес к определенному виду деятельности. В качестве основы склонности также может выступать стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с данной потребностью. Принято считать, что возникшая склонность может рассматриваться в качестве предпосылки к развитию опреде­ленных способностей.

Следующая форма проявления направленности личности — это идеал. Идеал — это конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности индивида, т. е. то, к чему он стремится, на что ориентируется. Идеалы человека могут выступать в качестве одной из наиболее значимых характеристик мировоз­зрения человека, т. е. его системы взглядов на объективный мир, на место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе. В мировоззрении отражаются не только идеалы, но и ценностные ориента­ции людей, их принципы познания и деятельности, их убеждения.

Убеждение высшая форма направленности — это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. В основе убеждений лежат осознанные потребности, которые побуждают личность действовать, формируют ее мотивацию к деятельности.

Потребности личности — это испытываемая ею нужда в чем-либо.

Мотивы личности — это те внутренние силы, которые связаны с пот­ребностями и побуждают ее к определенной деятельности.

Мировоззрение личности — это сложившаяся у нее система убежде­ний, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали ее внутренним достоянием и отложились в сознании в виде определенных жизненных целей и интересов, отношений, позиций.

Психологическая сущность мировоззрения личности проявляется в специфическом влиянии её индивидуально- и социально-психологичес­ких качеств на поведение, действия и поступки.

Личность настолько многогранна в своих индивидуально-психоло­гических проявлениях, что соотношения её разнообразных качеств мо­жет сказываться и на проявлениях мировоззрения и на поведении

Установка личности — это ее внутренняя настроенность на осущес­твление той или иной деятельности или торможение собственной ак­тивности.

Психологическая установка — это неосознаваемая личностью готовность воспринимать, оценивать и действовать определенным образом по отношению к объекту установки, что ведет к построению или изменению способа и харак­тера поведения, восприятия и общения.

Психологическими исследованиями в структуре установки выделены три составляющие (подструктуры). Когнитивная (познавательная)подструктура есть образ того, что готов познать и вос­принять человек; эмоционально-оценочная подструктура есть комп­лекс симпатий и антипатий к объекту установки; поведенческая подструктура — готовность определенным образом действовать в отношении объекта установки, осуществлять волевые усилия.

"Я-образ" или "Я-концепция".

"Я-концепция" — это относительно устой­чивая, не всегда осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими. В образ «Я» встраивается и отношение к самому себе: человек может относиться к себе фактически так же, как он относится к другому, уважая или презирая себя, любя и ненавидя и даже понимая и не понимая себя, — в самом себе индивид своими действиями и поступками представлен как в другом. Образ "Я" тем самым вписывается в структуру личности. Он выступает как установка по отношению к себе самому. Как всякая установка, образ "Я" включает в себя три компонента,

Во-первых, когнитивный компонент: представление о своих способностях, внешности, социальной значимости и т.д. Один подросток на первый план в своем "Я-образе" выдвигает импо­зантный вид, который, как он предполагает, придают ему джинсы с ярким фирменным ярлыком. Другой его сверстник — незабы­ваемый факт победы на районных соревнованиях по настольному теннису. Третий — драматическое для него поражение на тех же соревнованиях и затруднения при усвоении физики и математики, которые ему действительно нелегко даются.

Во-вторых, эмоционально-оценочный компонент, самоуважение, самокритичность, себялюбие, самоуничижение и т.д.

В-третьих, поведенческий (волевой компонент): стремление быть поня­тым, завоевать симпатии, уважение товарищей и учителей, по­высить свой статус, или же желание остаться незамеченным, уклониться от оценки и критики, скрыть свои недостатки и т.д.

Степень адекватности "Я-образа" выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов — самооценки личности.

"Я-образ" может переживаться как представление о себе в мо­мент самого переживания, обычно обозначаемое в психологии как "реальное Я",

"Идеальное Я" субъекта — то, каким он должен был бы, по его мнению, стать, чтобы соответствовать внутренним критериям успешности. "Идеальное Я" выступает как необходимый ориентир в самовоспитании личности.

" Динамическое Я " субъекта – представление о динамике собственного развития.

"Фантастическое Я" — то, каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось для него возможным, каким он хотел бы себя видеть. Значение этого образа "Я" очень велико, особенно в стар­шем подростковом и юношеском возрасте, в связи со склон­ностью учащихся старших классов строить планы на будущее, создание которых невозможно без фантазии.

Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возмож­ностей, качеств и места среди других людей. Это наиболее сущест­венная и наиболее изученная в психологии сторона самосознания личности. С помощью самооценки происходит регуляция поведе­ния личности.

Слиш­ком высокая и слишком низкая самооценки могут стать внутрен­ним источником конфликтов личности. Разумеется, эта конфликтность может проявляться по-разному.

Завышенная самооценка приводит к тому, что человек склонен переоценивать себя в ситуациях, которые не дают для этого повода. В результате он нередко сталкивается с противо­действиями окружающих, отвергающих его претензии, озлобляет­ся, проявляет подозрительность, мнительность или нарочитое высокомерие, агрессию и в конце концов может утратить необ­ходимые межличностные контакты, замкнуться.

Чрезмерно низкая самооценка может свидетельствовать о раз­витии комплекса неполноценности, устойчивой неуверенности в себе, отказа от инициативы, безразличия, самообвинения и тревожности,

Уровень притязаний личности. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности. Уровень притязаний — это желаемый уровень самооценки личности (уровень образа «Я»), проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой.

Формирование и развитие личности необходимо рассматривать как усвоение ею социальных программ, сложившихся в данном обществе на дан­ной исторической ступени. При этом нужно иметь в виду, что этот процесс на­правляется обществом при помощи специальных социальных институтов, в пер­вую очередь системы воспитания и образования.

 

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Основные качества и свойства человека как личности фор­мируются в процессе его индивидуального жизненного разви­тия. Этот процесс называется онтогенезом. Онтогенез осуществляется в определенных условиях и его протекание опре­деляет действие разнообразных факторов.

Общественная среда, политическая ситуация в стране, эко­номическое положение, особенности социальных условий, со­вокупность разнообразных социальных и духовных отноше­ний, и др. выступают в качестве ведущего фактора развития личности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.29.89 (0.01 с.)