Процессы деятельности – интериоризация, экстериоризация. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Процессы деятельности – интериоризация, экстериоризация.



Интериоризацияпроцесс преобразования внешних, предметных действий во внутренние, умственные.

Внешняя предметная деятельность в этом случае как бы предворяется внутренней деятельностью. Предметные действия над объектами заменяются идеальными (психическими) операциями. Наиболее наглядным примером интериоризации является процесс овладения счетом у детей. Сначала ребенок считает палочки (или пуговки и т.д.), перекладывая их внешним, практическим образом. Затем он переходит к счету без перекладывания палочек, лишь наблюдая их перед собой. Наконец, наступает время, когда палочки становятся ненужными, так как счет превращается в умственное действие, отвлеченное от самих предметов и внешнего действия с ними. Объектом оперирования становятся символы: слова и числа. Благодаря интериоризации, психика человека приобретает способность оперировать образами предметов, которые в данный момент отсутствуют в поле зрения. Человек может выходить за рамки данного чувственного образа. Естественно, в эту схему должны быть включены и взрослые (те, кто уже владеет правилами счета), и правила, и принципы оперирования знаками, созданные историей человечества.

В деятельности человека неразрывно связаны ее внешняя (физическая) и внутренняя (психическая) стороны. Внешняя сторона — движения, с помощью которых человек воздействует на внешний мир, — определяется и регулируется внутренней (психической) деятельностью.

Экстериоризацияпереход от внутреннего, умственного плана действия к внешнему, реализуемому в форме приемов и действий с предметами.

Внешнюю предметную деятельность можно рассматривать как экстериоризацию внутренней, психической деятельности, потому что человек в деятельности всегда реализует ее идеально представленный план. Внешняя деятельность контролируется внутренним планом действия. Человек сравнивает производимое действие с запланированным, существующим в виде образов и мыслей.

3. Основные виды деятельности

Такими видами деятельности являются игра, учение, труд, общение.

Виды деятельности.

В процессе своего индивидуального развития (онтогенез) каждый человек неизбежно включается в следующие виды социальной активности — общение, игра, учение и труд. Это и есть виды деятельности.

Так общение — вид деятельности, в котором люди обмениваются информацией, проявляют отношения к друг к другу, а также налаживают взаимодействие.

Игравид непродуктивной деятельности человека в условных ситуациях, целью которых может выступать усвоение социального опыта. Игры имитируют реальные ситуации, включают их участников в игровые отношения. Так, например, деловые игры являются одной из форм обучения в вузе.

Игра — это особый вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта. Чаще всего игры имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха. Существует несколько типов игр: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с правилами. Индивидуальные игры представляют собой род деятельности, когда игрой занят один человек, групповые — включают несколько индивидов. Предметные игры связаны с включением в игровую деятельность человека каких-либо предметов. Сюжетные игры разворачиваются по определенному сценарию, воспроизводя его в основных деталях. Ролевые игры допускают поведение человека, ограниченное определенной ролью, которую в игре он берет на себя. Наконец, игры с правилами регулируются определенной системой правил поведения их участников. Бывают и смешанные типы игр: предметно-ролевые, сюжетно-ролевые, сюжетные игры с правилами и т. п. Отношения, складывающиеся между людьми в игре, как правило, носят искусственный характер в том смысле этого слова, что окружающими они не принимаются всерьез и не являются основанием для выводов о человеке. Игровое поведение и игровые отношения мало влияют на реальные взаимоотношения людей, по крайней мере среди взрослых. Тем не менее игры имеют большое значение в жизни людей. Для детей игры имеют по преимуществу развивающее значение. У взрослых игра не является ведущим видом деятельности, а служит средством общения и разрядки.

Еще один вид деятельности — это учение. Учениеспецифический вид человеческой деятельности, целью которого является творческое систематическое усвоение человеком знаний, умений и навыков, необходимыми для выполнения трудовой деятельности.

Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Оно может быть не организованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат. У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она непосредственно служит средством психологического развития индивида.

Особое место в системе человеческой деятельности занимает труд. Труд — вид организованной деятельности человека, целью которой является создание предметов материальной и духовной культуры, усовершенствование орудий труда преобразование условий деятельности.

  Благодаря труду человек стал тем, кто он есть. Благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего, практически неограниченного развития. С трудом прежде всего связано создание и совершенствование орудий труда. Они, в свою очередь, явились фактором повышения производительности труда, развития науки, промышленного производства, технического и художественного творчества.

.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 326; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.178 (0.005 с.)