Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развернутая характеристика психотипов⇐ ПредыдущаяСтр 14 из 14
1. Эпилептоид. Психологический рисунок личности: - огромный психоэнергетический потенциал; - высокий уровень активности и самообладания; - активизация деятельности в экстремальных ситуациях; - гневливость, взрывчатость, готовность обвинять, - придирчивость; - гипертрофированное стремление к справедливости; - злопамятность, мстительность; - консервативность в отношении с другими людьми; - устойчивое, ровное настроение; - самолюбие и принципиальность; - парадоксально уживающиеся сентиментальность и жестокость. Теперь разделим условно все черты этого психотипа на "отрицательные" и "положительные". " Положительные ":тщательность, аккуратность, исполнительность. " Отрицательные ":жестокость, нечувствительность, гневливость, требовательность. 2. Паранойяльный. Психологический рисунок личности: - пренебрежение интересами окружающих; - способность к самопожертвованию во имя достижения поставленной самим себе цели; - автономность, самостоятельность; - готовность преступить нормы и законы; - тяготение к глобальной генерации целей; - высокий энергетизм и агрессивность; - раздражительность; - склонность к обвинениям; - верность идее; - альтруизм по отношению ко всему человечеству; - слабое развитие эмпатии; - навыки психосаморегуляции; - ровность настроения; - честолюбивость. " Положительные ": целеустремленность, автономность, самостоятельность, навыки психосаморегуляции. " Отрицательные ":раздражительность, готовность преступить нормы и законы, пренебрежение интересами окружающих. 3. Гипертим. Психологический рисунок личности: - повышенное настроение; - психологическая независимость от ситуативных факторов; - неорганизованность, неупорядоченность действий; - быстрое воспламенение и столь же быстрое угасание эмоций; - неглубокие и нестойкие чувства; - краткие приступы самолюбия; - неэгоистичность; - щедрость; - любовь к ближнему, альтруизм; - склонность совершать необдуманные поступки; - отсутствие честолюбия; - доброта и незлопамятность; - способность не ждать благодарности за свои дела и неумение быть благодарным другим; - постоянная несдержанность любых проявлений характера;
- устойчивость к нервным расстройствам; - оптимистичность. Итак, " положительные " черты: энергичность, жажда деятельности, оптимизм, доброта, щедрость, хорошее настроение, отходчивость, стремление помочь ближнему. " Отрицательные " черты: неорганизованность, непостоянство, поверхностность, невнимательность, неблагодарность, легкомысленность, склонность к аморальным поступкам, прожектерство. 4. Истероид. Психологический рисунок личности: - тяга к аффектации и эпатажу; - эгоизм; - сосредоточенность мыслей на себе; - ориентация только на свои собственные желания; - завышенная самооценка; - стремление «напрашиваться на комплимент»; - энергичность; - быстрое угасание после всплеска энергии; - чрезвычайный рационализм; - развитие чувственного начала в ущерб мыслительному; - неустойчивость настроения; - обидчивость; - ранимость; - чрезвычайное честолюбие; - преувеличенные требования благодарности ближнего; - вера в свою исключительность. Таким образом, к " положительным " чертам этого типа можно отнести: артистичность, талантливость, художественность, внимательность к мнению окружающих. К " отрицательным " — эгоистичность, самовлюбленность, обидчивость, конфликтность. 5. Шизоид. Психологический рисунок личности: - ярко выраженное мыслительное начало; - богатство идей; - безразличие к внешнему миру; - нетребовательность; - хорошая память; - слабая энергичность; - независимость эмоционального состояния от внешних причин; - эмоциональная холодность; - отсутствие честолюбия; - неавторитарность; - трудности с общением; - возможная жестокость; - ранимость. Итак, " положительные " черты: талантливость, ум, неприхотливость; " Отрицательные ": неорганизованность, невнимательность, черствость, неблагодарность, необщительность. 6. Психастеноид. Психологический рисунок личности: - неуверенность в себе; - неспособность принять и отстоять свои решения; - утомляемость от беспорядка;
- зависимость от внешнего мира; - постоянная погруженность в размышления; - вялость чувств и эмоций; - вялая внешняя реактивность - негневливость; - отсутствие смелости, но и агрессивности; - склонность к непротивлению злу; - ранимость, обидчивость; - способность выражать сочувствие и соболезнование. Итак, " положительные " качества психастеноида: нравственность, упорядоченность, серьезность, осторожность, справедливость. " Отрицательные ": медлительность, занудливость, несмелость, гиперсамокритичность. 7. Гипотим. Психологический рисунок личности: - быстрая утомляемость; пониженный фон настроения; - неустойчивая эмоциональность; ранимость и обидчивость; - неудачливость. " Положительное " в гипотиме — острый критический взгляд. " Отрицательное " — постоянное уныние. 8. Сензитив. Психологический рисунок личности : - эмпатия; - доброта и отзывчивость; - деликатность и умение быть благодарным; - нетребовательность к людям; - неспособность противостоять влиянию «сильных личностей»; - повышенная ранимость; - стыдливость и стеснительность. " Положительные " черты сензитива: доброта, спокойствие, внимательность к людям. " Отрицательные ": страх, медлительность, несамостоятельность. Три психотипа, которые будут представлены далее, не имеют своих собственных отличительных черт — в них комбинируются черты других типов, но комбинируются по-разному. Циклоид Циклоиды — это люди, в психотипе которых происходит периодическая смена гипертимной и гипотимной фаз. Конформный К этому типу относятся люди, не имеющие своего собственного личностного стержня, постоянно ориентирующиеся на значимую для них малую группу и действующие так, как принято в этой группе. 11. Неустойчивый Неустойчивый тип зависит от настроения тех типов, с которыми он находится во возаимодействии. СПОСОБНОСТИ Способности — это психическое свойство личности, отражающее проявления таких её особенностей, которые позволяют успешно заниматься и овладевать одним или несколькими видами деятельности. Способности — это формирующиеся в деятельности на основе задатков индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения, т.е. в том, насколько при прочих равных условиях быстро, глубоко, легко и прочно осуществляется процесс овладения знаниями и умениями, существенно важными для данной деятельности. Способности — не статичные, а динамические образования, их формирование и развитие происходит в процессе определенным образом организованной деятельности и общения. Развитие способностей происходит поэтапно. Важным моментом у детей в развитии способностей является комплексность — одновременное совершенствование нескольких взаимодополняющих друг друга способностей. Выделяют следующие уровни способностей: репродуктивный, который обеспечивает высокое умение усваивать готовое знание, овладевать сложившимися образцами деятельности и общения, и творческий, обеспечивающий создание нового, оригинального. Но следует учитывать, что репродуктивный уровень включает элементы творческого, и наоборот.
Количественная характеристика способностей показывает насколько быстро, легко и основательно овладеваются человеком ЗУН по сравнению с другими. Она отвечает на вопрос, в какой мере и насколько способности себя обнаруживают. Качественная характеристика способностей показывает насколько вовлечен процессы нейродинамики, индивидуально-психологические особенности личности, вовлекаемые в процесс деятельности, гарантирующие ее успешность. Компенсаторные возможности способностей человека выясняют в какой сфере трудовой деятельности человеку легче найти себя, раскрыть свои способности. Качественная характеристика отвечает на вопрос к чему обнаруживаются способности (какому виду деятельности), насколько охвачены и соподчинены процесс нейродинамики и аналитико-синтетическая деятельность анализаторов. Виды способностей Способности разделяются на две группы — общие и специальные, которые в свою очередь делятся на элементарные и сложные. Общие способности — это такие индивидуальные свойства личности, которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности, это благоприятные возможности развития особенностей психики человека, которые одинаково важны для многих видов деятельности. Такими общими способностями, например, являются возможности развития у человека находчивости, сообразительности и т.п. 1. Общие элементарные способности — это способности, присущие всем людям, отличающиеся по степени их выраженности. Способности воспринимать, запоминать, мыслить, речевые, воображать, переживать (эмпатия). 2. Общие сложные способности — общечеловеческие способности к основным видам деятельности — игра, учение, труд. Специальные (профессиональные) способности — это система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо области деятельности, это возможности к развитию отдельных психических процессов и качеств личности для какого-то конкретного вида деятельности. Например, возможность развития педагогической внимательности является необходимой специальной способностью учителя. Специальные способности органически связаны с общими.Например, возможность развития педагогической внимательности является необходимой специальной способностью учителя.
1. Специальные элементарные способности, присущие не всем людям и предполагающие выраженность особых качеств – глазомер, музыкальный слух, критичность, мышление, словесно-логическая память, высокая обонятельная способность. 2. Специальные сложные способности – определенная выраженность у разных людей способностей к определенной профессиональной деятельности — математические, художественные, литературные, суггестивные (умение внушать), педагогические. При этом каждая способность имеет ведущие и вспомогательные качества. В математических: умение обобщать; гибкость мыслительных процессов при решении математических задач; способность обратимости мыслительного процесса (легкий переход от прямого к обратному ходу мыслей); способность к свертыванию процесса математического рассуждения и соответствующих математических действий (многозвеньевая последовательность рассуждении заменяется короткой связью, вплоть до почти непосредственной связи между восприятием задачи и ее результатом), и др.. Совокупность общих и специальных способностей, свойственных конкретному человеку, составляет одаренност ь. Одаренность обусловливает особенно успешную деятельность человека в определенной области и выделяет его среди других лиц, обучающихся этой деятельности или выполняющих ее на тех же условиях. Высокая степень одаренности, реализованная человеком в определенной области, называется талантом. Талант выражается в чрезвычайно высоком уровне развития качеств и в особом своеобразии проявлений индивидуальных особенностей личности. Высокая степень одаренности, выражающаяся в результатах, достигнутых одновременно в ряде областей деятельности, называется гениальностью. Творчество гениального человека имеет для общества историческое и обязательно положительное значение. Отличие гения от таланта не столько в степени одаренности, сколько в том, что гений создает эпоху в области своей деятельности. У каждого человека при рождении формируются определенные предпосылки его способностей — задатки. Задатками называются врожденные анатомо-физиологические особенности организма, которые облегчают развитие способностей. Задатки многозначны. На основе одного задатка могут формироваться самые различные способности. Последние определяются окружающей средой, характером тех требований, которые предъявляются к избранной человеком деятельности. Такой, например, задаток, как подвижная нервная система, может способствовать развитию многих способностей в любом виде деятельности, связанной с необходимостью быстро реагировать на смену ситуаций, активно перестраиваться на новые действия, менять темп и ритм работы и др.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.27.202 (0.026 с.) |