Развернутая характеристика психотипов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развернутая характеристика психотипов



1. Эпилептоид. Психологический рисунок личности:

- огромный психоэнергетический потенциал;

- высокий уровень активности и самообладания;

- активизация деятельности в экстремальных ситуациях;

- гневливость, взрывчатость, готовность обвинять,

- придирчивость;

- гипертрофированное стремление к справедливости;

- злопамятность, мстительность;

- консервативность в отношении с другими людьми;

- устойчивое, ровное настроение;

- самолюбие и принципиальность;

- парадоксально уживающиеся сентиментальность и жестокость.

Теперь разделим условно все черты этого психотипа на "отрицательные" и "положительные".

" Положительные ":тщательность, аккуратность, исполнительность.

" Отрицательные ":жестокость, нечувствительность, гневливость, требовательность.

2. Паранойяльный. Психологический рисунок личности:
- целеустремленность;

- пренебрежение интересами окружающих;

- способность к самопожертвованию во имя достижения поставленной самим себе цели;

- автономность, самостоятельность;

- готовность преступить нормы и законы;

- тяготение к глобальной генерации целей;

- высокий энергетизм и агрессивность;

- раздражительность;

- склонность к обвинениям;

- верность идее;

- альтруизм по отношению ко всему человечеству;

- слабое развитие эмпатии;

- навыки психосаморегуляции;

- ровность настроения;

- честолюбивость.

" Положительные ": целеустремленность, автономность, самостоятельность, навыки психосаморегуляции.

  " Отрицательные ":раздражительность, готовность преступить нормы и законы, пренебрежение интересами окружающих.

3. Гипертим. Психологический рисунок личности:
- энергетичность;

- повышенное настроение;

- психологическая независимость от ситуативных факторов;

- неорганизованность, неупорядоченность действий;

- быстрое воспламенение и столь же быстрое угасание эмоций;

- неглубокие и нестойкие чувства;

- краткие приступы самолюбия;

- неэгоистичность;

- щедрость;

- любовь к ближнему, альтруизм;

- склонность совершать необдуманные поступки;

- отсутствие честолюбия;

- доброта и незлопамятность;

- способность не ждать благодарности за свои дела и неумение быть благодарным другим;

- постоянная несдержанность любых проявлений характера;

- устойчивость к нервным расстройствам;

- оптимистичность.

Итак, " положительные " черты: энергичность, жажда деятельности, оптимизм, доброта, щедрость, хорошее настроение, отходчивость, стремление помочь ближнему.

" Отрицательные " черты: неорганизованность, непостоянство, поверхностность, невнимательность, неблагодарность, легкомысленность, склонность к аморальным поступкам, прожектерство.

    4. Истероид. Психологический рисунок личности:
- стремление быть в центре внимания;

- тяга к аффектации и эпатажу;

- эгоизм;

- сосредоточенность мыслей на себе;

- ориентация только на свои собственные желания;

- завышенная самооценка;

- стремление «напрашиваться на комплимент»;

- энергичность;

- быстрое угасание после всплеска энергии;

- чрезвычайный рационализм;

- развитие чувственного начала в ущерб мыслительному;

- неустойчивость настроения;

- обидчивость;

- ранимость;

- чрезвычайное честолюбие;

- преувеличенные требования благодарности ближнего;

- вера в свою исключительность.

Таким образом, к " положительным " чертам этого типа можно отнести: артистичность, талантливость, художественность, внимательность к мнению окружающих.

К " отрицательным " — эгоистичность, самовлюбленность, обидчивость, конфликтность.

5. Шизоид. Психологический рисунок личности:
- малая контактность и жизнь, свернутая во внутреннем мире;

- ярко выраженное мыслительное начало;

- богатство идей;

- безразличие к внешнему миру;

- нетребовательность;

- хорошая память;

- слабая энергичность;

- независимость эмоционального состояния от внешних причин;

- эмоциональная холодность;

- отсутствие честолюбия;

- неавторитарность;

- трудности с общением;

- возможная жестокость;

- ранимость.

Итак, " положительные " черты: талантливость, ум, неприхотливость;

" Отрицательные ": неорганизованность, невнимательность, черствость, неблагодарность, необщительность.

6. Психастеноид. Психологический рисунок личности:
- малая психоэнергетичность;

- неуверенность в себе;

- неспособность принять и отстоять свои решения;

- утомляемость от беспорядка;

- зависимость от внешнего мира;

- постоянная погруженность в размышления;

- вялость чувств и эмоций;

- вялая внешняя реактивность

- негневливость;

- отсутствие смелости, но и агрессивности;

- склонность к непротивлению злу;

- ранимость, обидчивость;

- способность выражать сочувствие и соболезнование.

Итак, " положительные " качества психастеноида: нравственность, упорядоченность, серьезность, осторожность, справедливость.

" Отрицательные ": медлительность, занудливость, несмелость, гиперсамокритичность.

7. Гипотим. Психологический рисунок личности:
- слабая энергетичность;

- быстрая утомляемость; пониженный фон настроения;

- неустойчивая эмоциональность; ранимость и обидчивость; - неудачливость.

" Положительное " в гипотиме — острый критический взгляд.

" Отрицательное " — постоянное уныние.

8. Сензитив. Психологический рисунок личности :
- тревожность, мнительность, страх;
- некоммуникабельность;

- эмпатия;

- доброта и отзывчивость;

- деликатность и умение быть благодарным;

- нетребовательность к людям;

- неспособность противостоять влиянию «сильных личностей»;

- повышенная ранимость;

- стыдливость и стеснительность.

" Положительные " черты сензитива: доброта, спокойствие, внимательность к людям.

" Отрицательные ": страх, медлительность, несамостоятельность.

Три психотипа, которые будут представлены далее, не имеют своих собственных отличительных черт — в них комбинируются черты других типов, но комбинируются по-разному.

Циклоид

Циклоиды — это люди, в психотипе которых происходит периодическая смена гипертимной и гипотимной фаз.

Конформный

К этому типу относятся люди, не имеющие своего собственного личностного стержня, постоянно ориентирующиеся на значимую для них малую группу и действующие так, как принято в этой группе.

11. Неустойчивый

Неустойчивый тип зависит от настроения тех типов, с которыми он находится во возаимодействии.

СПОСОБНОСТИ

Способности — это психическое свойство личности, отражающее про­явления таких её особенностей, которые позволяют успешно заниматься и овладевать одним или несколькими видами деятельности.

Способности — это формирующиеся в деятельности на основе задатков индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими.

Способности обнару­живаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в дина­мике их приобретения, т.е. в том, насколько при прочих равных условиях быстро, глубоко, легко и прочно осуществляется процесс овладения знаниями и умениями, существенно важными для данной деятельности.

Способности — не статичные, а динамические образования, их формирование и развитие происходит в процессе определенным образом организованной деятельности и общения. Развитие способностей происходит поэтапно.

Важным моментом у детей в развитии способностей является комплексность — одновременное совершенствование нескольких взаимодополняющих друг друга способностей.

Выделяют следующие уровни способностей: репродуктивный, который обеспечивает высокое умение усваивать готовое знание, овладевать сложившимися образцами деятельности и общения, и творческий, обеспечивающий создание нового, оригинального. Но следует учитывать, что репродуктивный уровень включает элементы творческого, и наоборот.

Количественная характеристика способностей показывает насколько быстро, легко и основательно овладеваются человеком ЗУН по сравнению с другими. Она отвечает на вопрос, в какой мере и насколько способности себя обнаруживают.

Качественная характеристика способностей показывает насколько вовлечен процессы нейродинамики, индивидуально-психологические особенности личности, вовлекаемые в процесс деятельности, гарантирующие ее успешность. Компенсаторные возможности способностей человека выясняют в какой сфере трудовой деятельности человеку легче найти себя, раскрыть свои способности. Качественная характеристика отвечает на вопрос к чему обнаруживаются способности (какому виду деятельности), насколько охвачены и соподчинены процесс нейродинамики и аналитико-синтетическая деятельность анализаторов.

Виды способностей Способности разделяются на две группы — общие и специальные, которые в свою очередь делятся на элементарные и сложные.

Общие способности — это такие индивидуальные свойства личности, которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности, это благоприятные возможности развития осо­бенностей психики человека, которые одинаково важны для многих видов деятельности. Такими общими способностями, например, явля­ются возможности развития у человека находчивости, сообразительнос­ти и т.п.

1. Общие элементарные способности — это способности, присущие всем людям, отличающиеся по степени их выраженности. Способности воспринимать, запоминать, мыслить, речевые, воображать, переживать (эмпатия).

2. Общие сложные способности — общечеловеческие способности к основным видам деятельности — игра, учение, труд.

Специальные (профессиональные) способности — это система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо области деятельности, это возможности к развитию отдельных психических процессов и качеств личности для какого-то конкретного вида деятельности. Например, возможность раз­вития педагогической внимательности является необходимой специаль­ной способностью учителя. Специальные способности органически связаны с общими.Например, возможность раз­вития педагогической внимательности является необходимой специаль­ной способностью учителя.

1. Специальные элементарные способности, присущие не всем людям и предполагающие выраженность особых качеств – глазомер, музыкальный слух, критичность, мышление, словесно-логическая память, высокая обонятельная способность.

2. Специальные сложные способности – определенная выраженность у разных людей способностей к определенной профессиональной деятельности — математические, художественные, литературные, суггестивные (умение внушать), педагогические. При этом каждая способность имеет ведущие и вспомогательные качества.

В математических: умение обобщать; гибкость мыслительных процессов при решении математических задач; способность обратимости мыслительного процесса (легкий переход от прямого к обратному ходу мыслей); способность к свертыванию процесса математического рассуждения и соответствующих мате­матических действий (многозвеньевая последовательность рассуж­дении заменяется короткой связью, вплоть до почти непосред­ственной связи между восприятием задачи и ее результатом), и др..

Совокупность общих и специальных способностей, свойственных конкретному человеку, составляет одаренност ь.

Одаренность обусловливает особенно успешную деятельность че­ловека в определенной области и выделяет его среди других лиц, обу­чающихся этой деятельности или выполняющих ее на тех же услови­ях.

Высокая степень одаренности, реализованная человеком в опреде­ленной области, называется талантом.

Талант выражается в чрезвычайно высоком уровне развития качеств и в особом своеобразии проявлений индивидуальных особенностей лич­ности.

Высокая степень одаренности, выражающаяся в результатах, достигнутых одновременно в ряде областей деятельности, называется гениаль­ностью.

Творчество гениального человека имеет для общества историческое и обязательно положительное значение. Отличие гения от таланта не столько в степени одаренности, сколько в том, что гений создает эпоху в области своей деятельности.

У каждого человека при рождении формируются определенные пред­посылки его способностей — задатки. Задатками называются врожден­ные анатомо-физиологические особенности организма, которые об­легчают развитие способностей.

Задатки многозначны. На основе одного задатка могут форми­роваться самые различные способности. Последние определяются ок­ружающей средой, характером тех требований, которые предъявляются к избранной человеком деятельности. Такой, например, задаток, как подвижная нервная система, может способствовать развитию многих способностей в любом виде деятельности, связанной с необходимостью быстро реагировать на смену ситуаций, активно перестраиваться на новые действия, менять темп и ритм работы и др.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.27.202 (0.026 с.)