Проблема ленинского этапа в философии. Имя Ленина как прикрытие сталинского культа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема ленинского этапа в философии. Имя Ленина как прикрытие сталинского культа



 

Вот уже около полустолетия в Советском Союзе широко культивируется легенда о том, что философская дискуссия 1930 года осуществлялась под знаком борьбы против недооценки Ленина как теоретика, под знаком необходимости разработки «ленинского этапа» в философии. Уже в «статье 3-х» это стало лейтмотивом. Ленин был объявлен знаменем философов, а разработка «ленинского этапа» - целью, к которой они отныне должны стремиться[332].

На протяжении десятилетий, начиная с середины 1930 г., не было ни одного официального выступления по вопросам философии, которое не использовало бы имени Ленина для оправдания переворота в области идеологии, который был осуществлен в те годы. На дискуссии в Коммунистической Академии (17- 20 октября 1930 г.), ознаменовавшей полный разгром деборинцев и победу «линии ЦК», имя Ленина не сходило с уст официальных его представителей. В своем докладе заместитель директора Академии В.П. Милютин «недооценку Ленина» поставил А. Деборину в вину как самый большой грех, который тот совершил[333].

«Вы только насчет Ленина ответьте - центральный вопрос о Ленине... была ли в вашей работе недооценка Ленина?»[334]

Этот же пункт обвинения выдвигает и резолюция бюро ячейки ИКП философии и естествознания от 29 декабря 1930 г., в которой отмечается, что

«антимарксистская сущность взглядов деборинской группы нашла свое выражение... в недооценке Ленина как теоретика вообще, а особенно как философа-марксиста» [335].

М.Б. Митин в первом же докладе в качестве главы нового философского руководства, прочитанном 1 января 1931 г., выступил против деборинцев за то, что они якобы считали Ленина только «практиком», в то время когда Ленин – «величайший теоретик». Он специально остановился на проблеме «Ленин и Плеханов». Деборинцы высоко ценили Плеханова как философа и публициста. Один из ближайших помощников А. Деборина - Н. Карев - писал в свое время (опираясь, между прочим, на Ленина), что философские произведения Плеханова

«до сих пор остаются лучшим из того, что написано в мировой литературе марксизма».

Митин на это ответил:

«Кареву невдомек (или очень хорошо вдомек!), что Ленина-большевика надо противопоставлять Плеханову-меньшевику» [336].

Высокая оценка Плеханова может затмить величие Ленина.

Эту позицию окончательно закрепил ЦК в своем известном постановлении «О журнале "Под знаменем марксизма"" от 25 января 1931 г., отметив, что главной задачей философов является «разработка ленинского этапа развития диалектического материализма» [337].

Прошли десятилетия. В распоряжении историков, в том числе историков советской общественной мысли, имеется достаточно данных, свидетельствующих, что 1930-1931 гг. - начало создания культа личности, а это не может не поставить под сомнение официальную версию, будто философская дискуссия тех лет имела какие-то иные цели, кроме возвеличивания Сталина. Не является ли «проблема Ленина» и «ленинского этапа» всего лишь камуфляжем, дымовой завесой, под прикрытием которой и создавался культ Сталина? Официальные советские историки делают все возможное, чтобы исключить саму постановку этого вопроса. Главный идеолог Н. Хрущева - Л. Ильичев - даже в самый острый период критики культа говорил, что дискуссия 1930 г.

«имела в свое время большое значение для дальнейшего развития философской мысли, особенно для изучения философского наследия Ленина» [338].

С еще большей настойчивостью пытается внедрить эту мысль М. Митин - один из «творцов» культа, организатор дискуссии, которая явилась важным шагом на пути создания вокруг Сталина ореола «величайшего мыслителя всех времен и народов». На юбилейном собрании Отделения философии и права АН СССР, состоявшемся в октябре 1967 г., он заявил, что «значительную роль в повороте советских философов в сторону самого пристального, всестороннего изучения ленинского наследия в области диалектического материализма сыграли философские дискуссии конца 20-х-начала 30-х годов» [339].

По мнению Митина, в это время назрела задача со всей силой выдвинуть проблему нового, ленинского этапа в развитии марксистской философии, и если это учесть,

«то со всей очевидностью становится ясным, сколь закономерной, необходимой, глубоко назревшей оказалась дискуссия конца 20-х-начала 30-х годов, в которой именно проблема ленинского этапа в философии является центральной, основной» [340].

Им вторит один из старейших советских философов, Б. Чагин. Делая вид, что он с высоты исторической перспективы по-новому оценивает дискуссию 1930 г., он оставляет, однако, все по-старому. Он вносит несколько несущественных исправлений, ставя, например, под сомнение само название «меньшевиствующий идеализм», но зато главные заслуги организаторов дискуссии сохранены в первозданном виде.

«С этих позиций следует оценивать и роль руководящих философов того времени, М.Б. Митина и П.Ф. Юдина. Борьба за ленинский этап в развитии марксистской философии составляет их несомненную заслугу» [341], - писал он.

А. Щеглов тоже повторяет главный тезис тех, кто всеми силами пытается обосновать «историческое значение» дискуссии тех лет. Вопрос о ленинском этапе в философии, о роли Ленина в развитии всей марксистской теории, писал он, был центральным вопросом философской дискуссии, развернувшейся в 1930-1931 гг. и направленной против «меньшевиствующего идеализма и механизма» [6-82a]

Соответствуют ли, однако, подобные оценки историческим фактам?

Уже в 1931 г., когда только что отшумели бои и, казалось, еще так свежи в памяти обещания поднять престиж Ленина, П. Юдин публикует статью, в которой раскрывает то, что так тщательно скрывалось: «ленинский этап» - средство, создание культа Сталина - цель. Только так можно понять статью одного из ведущих «новых» философов, в которой он на многие лады повторяет мысль о том, что

«разработка вопросов материалистической диалектики нашла и находит наибольшее и блестящее выражение в работах т. Сталина» [342].

Так было положено начало тому, что потом стало нормой в период культа личности: иллюстрации тех или иных категорий или законов диалектики примерами из произведений Сталина. Поэтому статья Юдина и называлась «Борьба на два фронта в философии и гегелевская диалектика»: мол, не абстрактный философский анализ категорий нужен, а связь их с реальными противоречиями самой жизни. А поскольку этот анализ дает Сталин, то в первую очередь его изучать и надо. Юдин писал:

«Возьмем с этой точки зрения борьбу т. Сталина на два фронта. За «левой» видимостью т. Сталин вскрывает правую сущность троцкистов. Категории сущности и явления находят новую разработку и дальнейшую конкретизацию в наших условиях в борьбе Сталина на два фронта» [343].

К чему Гегель, если Сталин так диалектически блестяще за «левой» видимостью вскрывал правую сущность... Так опошлялась философия и начал создаваться культ определенной личности.

Прошел первый год, и философское руководство еще более меняет объект своей симпатии: о Ленине почти не вспоминают. Есть только один кумир, один бог, и ему поклоняются - И. Сталин. В статье «Год работы», опубликованной в 1932 г., П. Юдин как бы забыл, что была объявлена главная задача - разработка ленинского этапа, выявление того нового, что внес Ленин в «сокровищницу марксизма». Зато он, казалось, не находил слов, чтобы выразить благодарность Сталину за «новое, исключительно содержательное определение сущности деборинцев» [344]. Уже первый год показал: живой шакал важнее мертвого льва... Буквально с первых же дней новое философское руководство всесторонней разработки ленинского философского наследства занялось подчеркиванием мысли, что партия сумеет обеспечить развитие теоретической работы, ибо «во главе нашей партии стоит выдающийся диалектик, вождь нашей партии т. Сталин» [345].

В том же году была опубликована статья М. Каммари и П. Юдина «Тов. Сталин о разработке Лениным материалистической диалектики». Это - одна из первых статей, положивших начало освещению деятельности Ленина через призму оценок Сталина. На этот метод следует обратить внимание: благодаря ему имя Ленина как бы не сходило со страниц печати, и, на первый взгляд, оно достаточно громко звучало, но по существу для одной только цели - для подчеркивания «величия Сталина». Ленина отдельно от Сталина уже не существовало.

«Мы особое внимание должны обратить на изучение и пропаганду разработки диалектики нашей эпохи в работах Ленина и Сталина» [346], - вот образец того, как стали тогда говорить и писать. Ленинских мыслей отныне уже не будет - это всегда мысли как бы коллективные, общие со Сталиным. Зато Сталину самостоятельно Каммари и Юдин уделяют много места. Их статья как бы посвящена Ленину, но цель ее - показать:

«Тов. Сталин разрабатывает вопросы ленинского этапа материалистической диалектики во всех областях революционной теории и практики. Мы остановимся преимущественно лишь на вопросе о том, что вносят работы т. Сталина в сокровищницу теории материалистической диалектики как философской науки. Необходимость изучения работ т. Сталина с этой стороны ясна сама по себе» [347].

Оказывается, со Сталиным связаны вопросы ленинского этапа материалистической диалектики.

Молодые люди, только что окончившие ИКП, явно спешили доказать, что они в состоянии оправдать доверие, какое им оказывали. Не успела высохнуть типографская краска со статьи П. Юдина «Год работы», как в следующем же номере ПЗМ печатается статья М. Каммари «Разработка т. Сталиным национального вопроса и материалистическая диалектика» - тема, которая на долгие годы привлечет внимание не только Каммари, но и всего «философского фронта». Но наиболее полно отразил тенденцию нового философского руководства М. Митин - признанный его глава. Уже в упомянутом докладе 1 января 1931 г. он писал:

«Указания т. Сталина должны быть положены в основу всей дальнейшей работы на философском фронте» [348].

И он сдержал свое слово. В журнале «Под знаменем марксизма» он публикует статью «О философском наследстве В.И. Ленина». Внешне эта статья о Ленине, но фактически - о том, что

«нельзя правильно понять и поставить эти задачи в деле освоения философского наследства Ленина, не опираясь на одно из последних выступлений т. Сталина, на его письмо «О некоторых вопросах истории большевизма». Богатейшее содержание этого выступления, поднявшего на такую большую принципиальную высоту вопросы истории большевизма, дает нам возможность в частности в области философии и правильно поставить вопросы теоретической разработки ленинского этапа в развитии диалектического материализма» [349].

Статья Митина представляла собой обработанную и сокращенную стенограмму его доклада, прочитанного в Харькове на Всеукраинском совещании Общества воинствующих материалистов-диалектиков (ОВМД) и повторенного с известными вариациями в Закавказье. Слушатели, присутствующие на докладе, и читатели, знакомившиеся затем с текстом, могли, конечно, заметить, что они - свидетели величайшего обмана: имя Ленина - это всего лишь прикрытие, дымовая завеса для создания культа Сталина.

Но в условиях всеобщего молчания слышен был только голос Митина. А он вещал:

«Тов. Сталин - лучший ленинец нашей эпохи, развивающий учение ленинизма в период назревающего второго тура империалистических войн, в период нарастания полосы новых революций в капиталистических странах, в период реконструкции и развернутого наступления социализма по всему фронту в стране пролетарской диктатуры. Тов. Сталин и в практике и в теории дает нам замечательные образцы творческого, действенного понимания марксизма-ленинизма. Красной нитью проходит по всем его работам, по всем его выступлениям эта сторона (тут крайне уместно привести слова Ленина, сказанные им по другому поводу, - это «не сторона, а суть дела») в понимании марксистско-ленинского учения» [350].

Если в статье и упоминается Ленин, то либо для того, чтобы его именем заклеймить очередной «уклон», либо для того, чтобы подчеркнуть: понять ленинский этап в философии можно, только изучая Сталина...

«Ясно, что, когда мы ставим вопрос о том новом, что внес Ленин в развитие диалектического материализма, - говорит Митин, - нельзя не отправляться от этих важнейших положений» [351]. (Положений Сталина. - И.Я.)

В. Ленин все более и более становится просто удобной ширмой.

Эта тенденция все время усиливается. Через год, выступая с докладом на научной сессии Института философии Коммунистической Академии в связи с 50-летием смерти Маркса (1933 г.), М. Митин, говоря о ленинском этапе в философии, заявил:

«Прежде всего надо остановиться на том огромном теоретическом значении, какое имеют работы т. Сталина для постановки, разработки, понимания и развития ленинизма в целом, всех его составных частей и в том числе ленинского этапа в развитии марксистской философии. Нужно прежде всего остановиться на том классическом понимании ленинизма в целом и ленинского этапа в развитии диалектического материализма, которые даны т. Сталиным в его работах, посвященных Ленину» [352].

Мы привели слова ведущих советских философов не для того, чтобы подчеркнуть подобострастие по отношению к Сталину. Это было бы несправедливо, учитывая, что психоз был всеобщим. Мы подчеркиваем другое: всего лишь два года тому назад они с таким «внутренним волнением» говорили о Ленине, что многие готовы были поверить: их слова о «ленинском этапе» идут из глубины души. Прошло всего лишь два года, и для них ленинский этап в философии - это прежде всего мысли, которые изложены «т. Сталиным в его работах, посвященных Ленину».

Тенденцию опошления философии на базе все усиливающегося культа Сталина отражает статья Ф. Константинова «Ленинское учение о социалистических формах труда и политотделы». Статья фактически посвящена Сталину. И дело вовсе не в том, что Ленин почти не упоминается, в то время когда имя Сталина - едва ли не в каждой строчке, а по сути, по пафосу, по направленности. Автор подробно знакомит читателя с тем, какие рапорты тов. Сталину опубликованы, что ему пишут одесские колхозники, колхозники-ударники средней Волги... [353]

Даже лучшие из деборинцев были втянуты в этот водоворот. Н. Бобровников, выступивший в свое время вместе со Стэном, Каревым против опошления философии, сам был поставлен редакцией ПЗМ в условия, когда вынужден был писать труды, которые, может быть, ему причиняли боль как автору. Опустившись до уровня всеобщего психоза, он дополнил свою статью «Ленин о перевоспитании масс «письмами трудящихся товарищу Сталину», взятыми из «Правды», используя их почти без всяких комментариев. Ни о Ленине, ни о философии вообще - только о «великом вожде» и о том, что

«бригадиры бригад, получивших в результате годового соревнования звания лучших бригад, пишут т. Сталину про организацию своего соревнования» [354].

Не менее ярко видна общая тенденция из рецензии Ф. Константинова и II. Юдина на книгу В. Сарабьянова «Диалектический и исторический материализм». Они подвергли книгу талантливого автора уничтожающей критике. За что же? За недооценку Ленина? Нет, именно Ленин - в центре внимания В. Сарабьянова. Он поверил клятвам тех же Ф. Константинова и П. Юдина в верности Ленину, данным всего лишь 2-3 года назад, и действительно поставил его в центре своей книги, рассчитанной на массового читателя. И поплатился за свою наивность. Рецензия Ф. Константинова и П. Юдина настолько характерна для понимания того, как равнодушны были авторы к Ленину и как, наоборот, их волновало величие Сталина, что мы считаем необходимым привести их подлинные слова:

«В характеристике ленинского этапа в развитии материалистической диалектики автор, по сути дела, обходит роль товарища Сталина. Автор вместо показа того нового, что внес товарищ Сталин в философию марксизма-ленинизма, показа того, как товарищ Сталин, защищая от врагов - ревизионистов - принципы ленинизма вообще, боролся и борется за чистоту материалистической диалектики, развивая ее на богатейшем материале нашей революционной эпохи, - вместо этого ограничивается отпиской буквально в три строчки и ни слова не говорит по существу. Сжатость книги здесь не может служить оправданием. Миллионы трудящихся учатся и будут учиться многие десятилетия революционной диалектике по работам великого Сталина» [355].

Так Константинов и Юдин понимали «ленинский этап» в философии, считая Сталина его истинным творцом.

На одном из общемосковских собраний, состоявшемся в 1956 г. в Москве в Политехническом музее в период хрущевских разоблачений культа Сталина, Ф. Константинов, являвшийся тогда заведующим отделом пропаганды и агитации ЦК КПСС, говорил:

«Если бы мы знали, кто первый начал раздувать культ Сталина, мы бы его за ушко да на солнышко».

Он был прав: возвышение культа Сталина - явление многоплановое, и «одного виновника» найти, конечно, трудно. Если же отвлечься от политической области и сосредоточить внимание на области теоретической, философской, то Ф. Константинов мог бы на основе одних только своих собственных воспоминаний восстановить имена тех, кто активнее всего способствовал созданию культа. Это М. Митин, П. Юдин, М. Каммари и он, Ф. Константинов.

После убийства С. Кирова, в период кровавого террора, культ личности Сталина достигает своего апогея. Характерна в этом отношении работа М. Митина «Боевые вопросы материалистической диалектики», выпущенная в 1936 г. Это сборник его статей. Ленину посвящена статья по весьма узкому вопросу: теория отражения в «Материализме и эмпириокритицизме». Зато генеральная, ведущая статья называется «Сталин и материалистическая диалектика». Ленин представлен только как автор «Материализма и эмпириокритицизма», 25-летие которого отмечали тогда. Сталин же - как гигант, вершина человеческой мысли. Поверхностный доклад «К вопросам аграрной политики в СССР», вернее, не весь доклад, а один лишь раздел «Теория равновесия», по мнению М. Митина, «стоит многих томов философских исследований» [356]. Стоит, так сказать, целого собрания сочинений... В этом был двойной выигрыш: 1) бесконечное повторение имени Ленина должно было создать впечатление, что страна «идет по ленинскому пути»; 2) это служило прикрытием того, что не о Ленине заботятся капитаны советской пропаганды, а о Сталине, о внедрении его культа.

О В. Ленине вспоминают лишь тогда, когда его именем хотят очернить очередного противника Сталина. Особенно Н. Бухарина - единственного из недавних признанных теоретиков, который еще время от времени выступал с теоретическими работами. Одна из них была в 1936 г. посвящена Ленину и опубликована в сборнике, выпущенном Академией наук. Называлась она «Ленин и его историческое значение». Это было время, когда над Бухариным готовилась расправа. Ей обычно предшествовало какое-нибудь «развенчание». И Бухарину, всегда относившемуся к Ленину с большим уважением, приписывалась стереотипная формула: «недооценка Ленина». Она стала лейтмотивом очередной разгромной статьи М. Митина «Некоторые итоги работы на философском фронте». И опять Митин, который давно уже ленинские работы перестал не только анализировать, но и читать, обиделся за то, что

«тов. Бухарин даже не ставит вопроса о том, что, казалось бы, должно быть центром внимания в этой работе, т.е. вопроса о том, что же нового внес Ленин в развитие вопросов марксистской философии... Важно показать, что в самой трактовке проблем мы имеем у Ленина дальнейшее теоретическое развитие метода Маркса, как об этом писал товарищ Сталин» [357].

Институт философии, возглавляемый Митиным, не издал ни одной специальной работы, даже маленькой заметки, посвященной тому «новому, что внес Ленин». А Бухарина именно за это громят, что даже в статье, о которой идет речь, он о Ленине говорил больше, лучше и талантливее, чем весь Институт философии, основное внимание которого давно уже сосредоточено на Сталине, а о Ленине и думать перестали. Но ширма оказалась до того удобной, что ее используют каждый раз, когда по той или иной причине надо замаскировать очередное злодеяние. Вот и здесь: через несколько месяцев начался кровавый фарс, закончившийся казнью Бухарина осенью 1937 г.

В это время вся философия перекраивается по сталинской мерке. В программе по диалектическому материализму, опубликованной в 1937 г., Ленина почти нет. Доминирует Сталин. В списке литературы, рекомендованной к некоторым темам, ни одного произведения Ленина, студентам рекомендуют только Сталина и... Берия. В двух местах фигурирует совместный сборник Ленина и Сталина, но отдельно произведений Ленина - нет. Маска окончательно сброшена. Унижение Ленина - демонстративное [358].

А программа по курсу философии, опубликованная в «Большевике», заканчивается отдельной темой: «Развитие диалектического материализма товарищем Сталиным» [359]. Но не Лениным. О нем вспоминают только тогда, когда речь идет о «борьбе» - против ревизионизма, троцкистов, бухаринцев...

В 1937 г. состоялась встреча журналистов с философами. На повестке дня - связь философии и публицистики. И, конечно, речь шла о том, что произведения классиков марксизма представляют образцы философской публицистики. Но как самый яркий пример взяты труды не Ленина, а Сталина, причем те, которые имелись тогда только на грузинском языке, но выдержки из которых на русском языке приводил... Берия в его нашумевшей и разрекламированной тогда книге «К вопросу об истории большевистских организаций в Закавказье». Отдел пропаганды ЦК, который возглавляли тогда П. Юдин и М. Митин, подобные вопросы, даже в мелочах, решал всегда однозначно, и в пользу Сталина, а не Ленина.

Все это было, однако, лишь подготовкой к тому, что произошло после выхода в свет «Краткого курса», когда доминирование Сталина в идеологической области стало всеохватывающим и привычным. Это можно показать на примере 1939 года - последнего года десятилетия, о котором идет речь. Первый начался широковещательными обещаниями поднять Ленина на небывалую высоту. А последний? Об этом красноречиво говорит содержание последнего (№ 12) номера ПЗМ.

Начинается он огромным, на всю страницу, портретом Сталина. Это как бы символ того, что он доминирует над уходящим десятилетием. А сами статьи, их подбор, содержание - это уже не символ, а сама реальность того, что Сталин вытеснил Ленина самым грубым и беззастенчивым образом. Уже первая страница об этом свидетельствует. Речь идет о приветствии Сталину в связи с его шестидесятилетием - обычное послание тех лет, в котором пожелание жить долгие годы «на радость народов всего мира» - не самое еще сильное проявление низкопоклонства. Все статьи посвящены Сталину. Ленину - ни одной. Не ударило лицом в грязь философское руководство и его печатный орган «Под знаменем марксизма»: приветствие редколлегии оповестило, что «указания тов. Сталина работникам философского фронта (декабрь 1930 г.) явились программой работы для всего теоретического фронта и сохраняют все свое значение как руководство, как путеводная звезда для наших советских философов» [360].

Не обошлось и без лирики, не всегда, как известно, свойственной советским философам. Но на сей раз вдохновение было полным, когда они писали:

«История человеческой мысли знала многих гигантов. Вы стоите в ряду величайших» [361].

Но самое интересное - это клятва, которую философы дали:

«Мы обещаем Вам, товарищ Сталин, шире освещать и теоретически осмыслить опыт социалистического строительства в СССР и продолжать с неослабеваемой энергией пропаганду Ваших великих идей» [362].

«Клятва», что и говорить, отличается от клятвы, которую дали философы в начале десятилетия, в 1930 г.

Можно сказать, что это юбилейный год - год шестидесятилетия - и как раз в декабре, когда 1-2-й номер выходил в свет. Элемент исторической случайности здесь, безусловно, налицо. Совпадение юбилейных и иных дат неоспоримо, но это как раз та случайность, в которой, как в зеркале, отражена необходимость. В 1930 г. советские философы клялись, что они стремятся отстранить меньшевиствующих идеалистов за то, что они недооценили Ленина. В 1939 г. они о Ленине почти не вспоминают. Налицо великий обман.

А теперь сравним это полное равнодушие к Ленину с поистине неподдельным интересом к его творчеству, господствовавшим в период, когда философский фронт возглавляли Деборин и его окружение. Это необходимо для того, чтобы убедиться, насколько весь невероятный шум по поводу «недооценки Ленина» явился просто средством, при помощи которого был осуществлен дьявольский план.

Уже с первых лет после смерти Ленина начала выходить огромная литература о нем. Одно лишь перечисление основных работ заняло бы сотни страниц, поэтому мы ограничимся общим итогом. Как сообщил журнал «Под знаменем марксизма», уже в 1927 г. список книг, брошюр, статей, посвященных Ленину, занимал два тома убористой печати [363]. Мы поэтому ограничимся краткой ссылкой на работы деборинцев в той мере, в какой это необходимо, чтобы выяснить, насколько необоснованны были обвинения, выдвинутые против них. При этом наша цель не в том, чтобы доказать: Деборин был «верным ленинцем». Более того. Преклонение перед Лениным мы даже считаем отрицательным моментом в его творчестве: раздувание культа - любого культа - не содержит ничего рационального. Но именно преклонение А. Деборина перед Лениным как нельзя лучше иллюстрирует, к каким методам прибегали те, кто, имея мандат ЦК, были абсолютно равнодушны к истине.

Несмотря на то, что «разоблачению» деборинцев были посвящены буквально тысячи статей, книг, устных выступлений с сотен кафедр, повторялась одна-единственная мысль: они считали Ленина только практиком, но не «величайшим теоретиком». Достаточно, однако, привести первые же строки из первой статьи Деборина, которой он начал серию работ, посвященных Ленину, чтобы убедиться, насколько издевательски несправедливы были эти обвинения.

«В лице Ленина, - писал Деборин, - сошел в могилу не только великий мятежник, не только первоклассный политик, не только гениальный вождь рабочего класса, но и выдающийся революционный мыслитель - воинствующий материалист» [364]

А. Деборин далее пишет:

«Ленин не был просто революционером-практиком, эмпириком. Каждый этап рабочего движения осмысливался им с точки зрения общей теории марксизма в целом. Марксизм как теория изменения мира являлся тем рычагом, при помощи которого он стремился перевернуть весь мир».

И далее:

«Ленинизм в свою очередь обогатил марксизм, т.е. марксистскую науку, марксистскую теорию, которая еще не успела переварить и осмыслить весь "ленинский" опыт. Но несомненно, что Ленин, будучи верным, ортодоксальным учеником Маркса, сделал чрезвычайно много для развития и углубления самого марксизма» [365].

То же можно сказать и о ближайшем помощнике А. Деборина - И. Лупполе. Его книга, посвященная Ленину [366], - это глубоко продуманный труд, охватывающий все стороны учения Ленина - от проблемы бытия и мышления до проблемы культуры. И несмотря на то, что за все 23 года - с 1930 по 1953 гг. - весь философский фронт, возглавляемый Митиным и Константиновым, не написал вообще ни одной книги, посвященной Ленину, поскольку все были заняты «гениальными» творениями Сталина, несмотря на это, настойчиво повторялась одна и та же ложь.

А вот выдержка из книги А. Деборина «Философия и марксизм»:

«Ценнейший вклад в теорию и практику марксизма, - писал он, - внес, конечно, Ленин. Его классические работы по вопросам диалектики, теории империализма, пролетарской революции и диктатуры рабочего класса, его критика международного ревизионизма и реформизма имеют непреходящее значение и составляют достояние международного пролетариата. На них будут учиться целые поколения революционеров. Исключительное и безраздельное влияние Ленина на современную теоретическую мысль, его непререкаемый авторитет во всех областях обществознания покоится на том, что он глубже всех других проник в существо марксистского метода, в существо материалистической диалектики, гениально применяя ее ко всем областям знания» [367].

Но, может быть, деборинцы не сумели выделить эти мысли, а сталинцы «не сумели» их заметить и в этом смысле речь идет просто, о «судебной ошибке» («судебной» - в полном смысле: почти все деборинцы были уничтожены в 1937 году, остались считанные единицы)? Нет, защищаясь, они на дискуссии не раз приводили неопровержимые факты. Вот некоторые из них, взятые из стенограммы. В содокладе, отвечая на обвинения Милютина, Деборин ссылался на свое предисловие к «Ленинскому сборнику» № 9:

«Кто способен наряду с тождеством схватывать и различие, легко заметит, что ленинское понимание материалистической диалектики составляет новую ступень в развитии диалектического материализма».

Деборин добавляет:

«И вы видите, что эту формулу мою все повторяют, но якобы от своего имени и против которой якобы Деборин протестует (смех). Вот те приемы полемики, о которых я говорю...

Голоса: Правильно!

Деборин: Это мои же мысли списывают у меня и меня же бьют» [368].

На этой же дискуссии выступил один из остроумнейших ораторов - С. Новиков (между прочим, он вернулся из каторжных лагерей после смерти Сталина, с таким же юношеским задором выступал, но вскоре умер). Вот что сообщает стенограмма. Новиков говорит:

«В книге "Ленин как мыслитель", той самой "жуткой" книге, на основании которой т. Деборин подлежит не только повороту, но и перевороту, свороту, извороту и даже сожжению, - вот в этой книге "Ленин как мыслитель", содержащей, еще раз подчеркиваю, неудачные формулировки...

С места: Неправильные формулировки, вы так и говорите.

Новиков: Неправильные формулировки.

С места: Непартийные, вы прямо скажите.

Новиков: Вот вы никак не можете без перегибов самокритики. Это чистейший вздор, что у т. Деборина непартийная характеристика Ленина как мыслителя.

С места: Докажите, что партийная.

Новиков: Я сейчас это докажу, при условии, если вы будете слушать места, рисующие подлинную концепцию Деборина, и не прерывать. Теперь я вам покажу ультрапартийные формулировки... "Его зоркий ум и острый глаз проникают в самую суть явлений и вещей, в законы их изменений", т. Митин, а вы, конечно, очень хорошо знаете, что глубже всех проникнуть в самую суть вещей и законы явлений можно, только будучи наиболее глубоким и наиболее дальнозорким теоретиком. Отсюда у т. Деборина следует очень ясный и простой вывод, напечатанный курсивом: "Он стал философом коммунизма". Тут что ли антипартийная оценка роли Ленина как философа? Ведь это же наивысшая в устах марксиста оценка Ленина как философа-партийца» [369].

Почему же игнорировались столь убедительные факты и не снимались обвинения? Это вскоре понял сам Деборин. На упомянутой выше сессии, посвященной Марксу, на которой его заставили «покаяться», он говорил:

«К этому я должен еще прибавить и особо подчеркнуть, что мы прошли в значительной степени не только мимо Ленина, но и мимо работ т. Сталина, не понимая той огромной теоретической работы, которая им проделана в деле дальнейшего развития марксизма-ленинизма в целом» [370].

Наконец-то А. Деборин понял: его упрекали в недооценке Ленина, но речь шла о другом - об игнорировании Сталина. По этой причине он был смещен. Его преемники - Митин и другие - еще меньше были заняты изучением ленинского «философского наследства» и, может быть, по этой причине стали во главе философского фронта; они вовремя поняли, что Сталин давно клянется Лениным, но лишь для того, чтобы выглядеть «Лениным сегодня»... Его интересовал его собственный культ, а не та или иная монография, посвященная Ленину. Митин. Юдин, Каммари и другие поняли это раньше, чем Деборин.

Всего лишь год-два назад А. Деборин наивно полагал, что, зачитав из своих книг слова действительно яркие, полные искреннего уважения к Ленину, он легко объяснит всем, что его нечестно обвиняют. Были, признавал он, отдельные ошибки, неверные формулировки. Неверно, например, утверждать, как это сделано в книге «Ленин как мыслитель», что Плеханов - прежде всего теоретик, Ленин же прежде всего практик, революционер, вождь, и они друг друга дополняют. Эта формулировка означает принижение или умаление Ленина как теоретика и как бы признает превосходство Плеханова. Но он далее говорил:

«Кроме этой книжки "Ленин как мыслитель", у меня есть целый ряд статей о Ленине и имеется, как известно, мой доклад во Всесоюзной Академии наук, где я доказывал и доказываю, что Ленин в области теоретического естествознания дал гораздо больше, несравненно больше, чем все крупнейшие теоретики - физики и философы - вместе взятые, и я надеюсь, что я это доказал. Так вот, если взять всю сумму того, что мною написано о Ленине, тогда вы поймете, что вышеприведенная формулировка - случайная ошибка, и что она противоречит всей моей концепции, всей моей установке в отношении Ленина. Поэтому говорить о недооценке мною Ленина как мыслителя вообще совершенно неправильно, если не захотеть приписать человеку то, что у него нет»[371].

Деборин не был голословен. Он ссылался на свои статьи и книги и самым убедительным образом доказывал, что не только высоко ценил Ленина, но преклонялся перед ним.

«Я писал так: "Великий мыслитель тем и велик, что он выдвигает новые принципы, новые методы знания, диктуемые развитием общественной жизни". "Ленин - самый крупный мыслитель современной эпохи, ибо мыслителем с нашей точки зрения является тот, кто в данную историческую эпоху выражает ее существенные "черты", ее движение, ее потребности, кто поднимает сознание на высшую ступень, кто ведет за собой массы к лучшему будущему, кто развязывает назревшие революционные силы и кто осуществляет ту действительность, которая уже реальна, но которая еще должна быть освобождена от старой оболочки, ее окутывающей и связывающей» [372].

Никто, однако, не обращал внимания на эту исповедь Деборина, и никого она не интересовала. Только через некоторое время Деборин понял, почему: дело не в Ленине, и не в ленинском этапе в философии. Поворот на идеологическом фронте означал коренное изменение направления пропаганды, в центре которой должен стоять Сталин. Этого и добивались оппоненты Деборина. Крича о Ленине и «ленинском этапе», они создавали культ Сталина.

Всему этому деборинцы хотели противопоставить логику и факты.

«Что за детская постановка вопроса: кто больше - Плеханов или Ленин, - говорил Ян Стэн. - Разве в этом суть дела, разве Ленин нуждается в такой защите, чтобы, обращаясь к прошлой деятельности, к философской работе Плеханова, спрашивать: кто больше - Плеханов или Ленин» [373].

Стэн, очевидно, считал, что логикой можно переломить меч, который был занесен над ним и его товарищами. Он и предположить не мог, что это вовсе не была «детская постановка вопроса»: таким путем подрывался авторитет Плеханова, а это необходимо было сделать, если хотели объявить Сталина философской звездой номер один. Рядом с Плехановым его авторитет философа-теоретика мерк сам собой. Дискредитация Плеханова явилась важным звеном плана, который осуществлялся с такой настойчивостью и последовательностью.

«Ленин сделал кое-что такое в области философии марксизма, что если систематически осознать это, - говорил далее Стэн, - то величие Ленина как философа-марксиста, как материалиста-диалектика вырисовывается без этой вульгарной антиисторической защиты» [374].

Стэн, видимо, не понял, что как раз потому, что Сталин в философии «ничего не сделал», он должен был бить по авторитету Плеханова, философские труды которого носили в себе столько обаяния. Якобы защищая Ленина, били по Плеханову. На самом же деле по Плеханову ударили по другой причине: его авторитет как теоретика в те годы был так значителен, что его надо было развенчать, раньше чем можно было заменить его авторитетом другого теоретика - Сталина.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.29.224 (0.087 с.)