Патриотическое воспитание через Формирование образа себя и образа родины 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Патриотическое воспитание через Формирование образа себя и образа родины



Степанчук Н.Н. 1, Хает Л.Г. 2

1 Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Донецкий художественный колледж», donart _ stepanchuk @ mail. ru

2 Служба помощи, Германия, г. Берлин, chef 47@ mail. ru

 

Уроки Великой Отечественной войны показывают, что одной из важнейших задач государства является воспитание патриотизма. Недаром её события вот уже 75 лет находятся в эпицентре идеологического противостояния двух геополитических систем. «После разрушения СССР духовную жизнь многих его народов заметно деформировала усиливающаяся тенденция фальсификации нашего общего прошлого», - пишет министр обороны России генерал армии С. К. Шойгу [1, с.6]. При воспитании патриотизма необходим системный подход, предполагающий рассмотрение объекта как сложной структуры; как элемента системы более высокого уровня; в динамике его развития и обеспечения [2, с.8,362]. Патриотизм может быть рассмотрен как один из компонентов идентичности личности [3], а его развитие – как создание позитивно окрашенных «образа Родины» и «образа себя на Родине».

Итак, проблема воспитания патриотизма может быть рассмотрена как часть задач защиты и развития идентичности индивида (статическая характеристика); согласования деятельности индивида в различных сферах его существования (динамическая характеристика); сохранения безопасности индивида, общества и государства (социальная характеристика). Отсюда основные пути воспитания патриотизма – через образование; право, закон, экономику; СМИ, пропаганду; церковь, религию; пред армейскую подготовку и службу в армии; систему психологической помощи. Система психологической помощи работает под знаком жёстко заданной идеологии. Среди направлений психологической помощи выделяется быстро развивающаяся терапия природой и искусством, не имеющая единой теоретической и методологической основы, в силу чего в её рамках постоянно возникают новые концепции [4].

Одной из таких новых концепций является предложенная авторами концепция кортежа - направление психотерапии, использующее целительные факторы природы и искусства, причём терапевтическая интервенция состоит в выдаче ведущим участнику терапии задания на выполнение не одной творческой работы, а их кортежа – совокупности творческих работ, темы которых связаны некоторой закономерностью. Простейшая форма кортежа - бинарная оппозиция: два противопоставленных друг другу понятия, воплощённые в двух творческих работах, представляют собой кортеж («мы и они», «верность и измена» и т.п.). Более сложными формами кортежей являются триптихи (последовательность 3 творческих работ), тетраптихи и полиптихи.

Выполнение и дальнейшее обсуждение кортежа творческих работ позволяет автору в процессе творческой деятельности активизировать осознание ситуации и изображаемого объекта, провести сравнение понятий и объектов между собой, в художественной форме проявить сущность сопоставления и противопоставления заданных понятий и отражающих их объектов; ведущему - в процессе обсуждения и анализа выполненных произведений стимулировать осознание участником своих установок, а также развить и скорректировать их в необходимом направлении.

Описанные преимущества концепции кортежа позволяют повысить эффективность решения задачи воспитания патриотизма. Её решают в одной из двух различных ситуаций: достаточно однородного социального окружения, когда индивида окружают «свои», а «чужие» представляются далёкими и не вполне понятными; существенно неоднородного социального окружения, когда в ближайшем окружении индивида оказываются как «свои», так и «чужие». Грань между «своими» и «чужими» весьма субъективна и может отражать религиозные, этнические, социальные, профессиональные и другие противоречия. В обеих ситуациях образы как «своих», так и «чужих» в огромной степени мифологизированы.

Поэтому важной составной частью формирования патриотизма является демифологизация, возвращение в реальность, а ведущий выступает как «специалист по связям с реальностью». Эта работа всегда и везде ведётся в ситуации противодействия, глобального противостояния: попытки возвращения в реальность противостоят непрерывной мифологизации истории и реальности, попытки возвращения традиционных моральных ценностей – их разрушению, попытки утверждения обоснованности и ценности патриотизма – его осмеиванию.

Ситуация глобального противостояния в материальной и духовной сферах не является новым социальным феноменом, а имеет многовековую историю. Противоборствующие стороны черпают свои методы из опыта и теоретических концепций, а фактический материал – из истории этого противостояния. Воспитание патриотизма в ситуации 1 ведётся, прежде всего, через прояснение образа Родины и образа «себя на Родине», а в ситуации 2 – через сопоставление и противопоставление образов Родины и чужбины, образов «себя на Родине» и «себя на чужбине». Конкретным инструментом работы здесь могут служить таблицы заданий на выполнение кортежей (табл. 1). В качестве элементов кортежей (см. табл. 1) создавали плоскостные (рисунки, коллажи, фотоколлажи и т.п.) и объёмные (лепка и т.п.) творческие работы.

 

Таблица 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.59 (0.005 с.)