Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К вопросу о национальной и религиозной толерантности В медицинских вузах

Поиск

Глотов С.И., к.м.н., доцент

Филатова Т.Е., к.м.н., ассистент

Козеевская Н.А., зав. СБО научной библиотеки

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Рязань, rzgmu@rzgmu.ru

 

В прежние времена религиозная идентичность нации часто порождала политическую нетерпимость, ибо выражать несогласие с господствующей в государстве религией означало риск быть обвиненным в преступлении против государства. Такое положение сохранялось до тех пор, пока религия была основой идентичности государства, являлась выражением патриотизма и национального сознания. Проникновение чужих религиозных взглядов рассматривалось, как угроза национальному единству и целостности государства [1].

Существуют вопросы, в решении которых никто не может, в силу ограниченности способностей человеческого разума, претендовать на роль судьи, владеющего абсолютной истиной. К числу таких вопросов были отнесены и вопросы вероисповедания, религиозных убеждений, мировоззрений в целом. Сегодняшний этап развития человечества ознаменован усилением роли религии в жизни общества, поэтому актуальными являются вопросы взаимодействия разных религий, взаимоотношения верующих, вопросы религиозной толерантности [3].

Термин толерантность происходит от латинского слова «tolerantia», что означает терпение, а также терпимость к чужому образу жизни, привычкам, манерам, идеям и т. д. Религиозная толерантность (веротерпимость) проявляется на двух уровнях. Во-первых, это терпимые, толерантные отношения между верующими различных религий и конфессий, религиозными объединениями, основанные на принципе взаимоуважения, взаимного признания прав на существование и деятельность. Во-вторых, это признание государством права на существование различных религий, а не только господствующей [3].

Толерантная личность должна иметь такие качества, как ответственность, гуманность, уверенность в себе, самообладание, чувство юмора, защищенность. Религиозная же интолерантность (нетерпимость) – это резко отрицательное, негативное отношение к верующим иной религиозной традиции, иной конфессии, которая может выражаться в ущемлении их прав, в репрессиях, гонениях и преследованиях, а также в отрицании государством их права на исповедание своей веры и отправление религиозного культа [2].

Россия является многонациональной страной, на территории которой проживает более 190 народов. Конституция РФ регламентирует деятельность религиозных объединений, гарантирует свободу вероисповедания и невмешательство государства в религиозную деятельность.

В связи с событиями последних лет (смешение наций, усиление террора и межнациональных конфликтов), происходящих в мире, остро встает вопрос о толерантности среди молодежи, в частности студентов, которые в дальнейшем будут работать с людьми [3].

В настоящее время проблема толерантности возникает чаще всего у студентов тех ВУЗов, где реализуются программы обучения иностранных студентов. Особенно это касается подготовки студентов медицинских высших учебных заведений к возможной работе в полиэтническом социуме. В связи с этим, возникают такие проблемы, о которых ещё совсем недавно не было речи - совместное с российскими студентами обучение в условиях дефицита (или полного отсутствия) знаний языка страны обучения, существенно различающегося менталитета, особенностей поведения, проявления эмоций, темперамента, специфики национальных обычаев (в том числе, и религиозных), что обуславливает массу проблем и противоречий, которые необходимо уметь грамотно решать [1].

Методы, способствующие формированию межэтнической толерантности, направлены на принятие и признание студентами иных этнокультурных групп, формирование положительного отношения студентов к культурным различиям, повышение восприимчивости к любым проявлениям культурной дискриминации, формирование у студентов способности находить положительное и важное для самого себя, признание студентами права людей на тот образ жизни, который присущ данной культуре [3].

Вариантом решения данной проблемы являются такие рекомендации по развитию уровня межкультурной толерантности у студентов, как проведение тематических кураторских часов, знакомство с традициями и культурой различных народов; включение диагностических методик в работу психолого-педагогической службы университета, направленных на выявление агрессивных и интолерантных личностей [1].

Одной из основных задач в мировоззренческой подготовке будущих врачей в условиях «религиозного ренессанса» является формирование у студентов способности выделять направления собственного духовного развития, прорабатывать систему ценностей и конструировать на этой основе толерантность как необходимую составляющую профессиональной компетентности врача [2].

Расширению кругозора будущих врачей в понимании религии и различных новых религиозных направлений способствует культурная глобализация, влияние информационного общества, в особенности, информация, получаемая на молодежных порталах и форумах Интернета. Неприятие студентами-медиками религиозного экстремизма согласуется с пониманием жизни как высшей ценности в соответствии с принципами будущей профессии врача [1].

На формирование межэтнической толерантности студентов оказывает влияние множество факторов различного характера, таких, как социальная среда. В связи с этим проблема формирования межэтнической толерантности студентов должна браться во внимание профессорско-преподавательским составом вуза как наиболее актуальная и значимая.

Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова работает на рязанской земле вот уже 70 лет. С 1992 года вуз осуществляет подготовку специалистов из числа иностранных граждан для лечебных и научных учреждений стран Азии, Африки, Европы и СНГ.

За это время выпускниками университета стали свыше 1500 иностранных граждан. Сегодня в вузе обучается более 900 иностранных студентов из 63 стран мира, принадлежащих к различным религиозным конфессиям. Иностранные студенты свободно интегрируют в студенческие коллективы, обучаясь совместно с русскими студентами, принимают активное участие во внеаудиторной жизни вуза, проводят дни знакомства со своей страной, рассказывая о своей культуре и национальных традициях, активно познают культуру страны, в которой они осуществляют свое обучение.

Участие университета в совместных международных проектах позволяет совершенствовать учебный, научный и лечебный процесс, внедряя новые образовательные и медицинские технологии, делает возможным стажировку преподавателей и ученых вуза в лучших научных и учебных центрах мира.

Список литературы:

1. Дмитриев В.А., Павлова Н.В., Улупова Г.А. Значение воспитательной работы в подготовке будущего врача // Высшее образование в России. 2011. №11. C.92-98.

2. Осипова Н.Н., КозыревО.А. Проблемы духовного воспитания будущего врача в современной образовательной среде // Образование XXI века. Витебск,2014. С.601-605.

3. Щеулова Е.А., Чеснокова Т.Д., Зимина М.А. Изучение межкультурной толерантности студентов в условиях вуза // Молодой ученый. 2015. №24. С. 1101-1105. 

УДК 130.1: 355



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.1.38 (0.007 с.)