Класс 4 четверть: «мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Класс 4 четверть: «мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам»



Цель занятия – формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.

Задачи:

- Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация – поведение – правило; от правила – к поведению. Оценка нравственных поступков;

- Подвести учащихся к мысли о том, что за справедливость, правду, добро нужно бороться, что необходимо отстаивать правильное мнение даже в том случае, если оказываешься в меньшинстве;

- Применять правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений посредством анализа близких детям ситуаций жизни школьного коллектива

 

Ход занятия

 

I Организационный момент

Звучит песня «Когда мои друзья со мной» сл. М.Пляцковского, муз. В. Шаинского

- О ком эта песня?

II Постановка цели занятия

- Как вы думаете, о ком мы будем сегодня говорить? (о друзьях, дружбе, о своих сверстниках)

- Кого мы можем назвать другом?

На экране: Друг – это тот, кто…

- В течение занятия мы составим словесный портрет настоящего друга.

Информация для размышления

- Каждому из вас, ребята, нужно уметь видеть и замечать добрые подлинно товарищеские поступки. Хорошая черта в человеке – его способность выступить в защиту того, кто в какой-то момент неправильно понят другими людьми. Случается, что за все неудачи отвечает один и тот же человек, даже в тех случаях, когда он пытается сделать что-то полезное для класса. Бывает, что некоторые ребята чувствуют несправедливую оценку в отношении кого-либо, но молчат, не решаются выступить в защиту, не стремится восстановить справедливость.

Чтение и обсуждение рассказа В. Осеевой «Пёрышко»

«У Миши было новое перо, а у Феди старое. Когда Миша пошёл к доске, Федя поменял своё перо на Мишино и стал писать новым. Миша это заметил и на переменке спросил:

- Зачем ты взял моё новое пёрышко?

-Подумаешь, какая невидаль - пёрышко! –закричал Федя. -Нашёл чем попрекать! Да я тебе таких перьев завтра двадцать принесу!

-Мне не надо двадцать! А ты не имеешь права так делать,- рассердился Миша.

Вокруг Миши и Феди собрались ребята.

- Жалко пёрышко! Для своего товарища! – кричал Федя. – Эх, ты!

 

Миша стоял красный и пытался рассказать, как было дело.

-Да я не давал тебе… Ты обменял … Ты взял…

Но Федя не давал ему говорить. Он размахивал руками и кричал на весь класс:

_ Эх, ты! Жадина! Да с тобой никто из ребят водиться не будет!

- Да отдай ты ему это пёрышко, и дело с концом!- сказал кто- то из мальчиков.

-Конечно, отдай, раз он такой … - поддержали другие.

-Отдай! Не связывайся! Из-за одного пера крик поднимает!

Миша всхлипнул. На глазах у него показались слёзы, Федя поспешно схватил свою ручку, вытащил из него Мишино перо и бросил его на парту.

-На, получай! Заплакал! Из-за одного пёрышка!

Ребята разошлись. Федя тоже ушёл. А Миша всё сидел и плакал.

Анализ произведения

-Почему плакал Миша?

-Кто прав - Миша или Федя. Почему?

-Почему ребята не пожалели Мишу? Правы ли они?

- Как должен был поступить Миша?

- Необходима настойчивость в защите своего мнения, если ты уверен в его справедливости.

Жизнь в коллективе основывается на взаимном уважении, подлинно товарищеских отношениях, умении выслушать каждого, стремлении понять его мысли, суждения, состояние. Нужно считаться с интересами коллектива, его мнением, оценками поступков и поведения каждого.

И если всё-таки ты не согласен с мнением, оценкой товарища, коллектива, считаешь его ошибочным, то следует проявить настойчивость в защиту того, что ты считаешь справедливым.

Такая настойчивость ничего общего не имеет с упрямством. Настойчивость в защите справедливого дела – ценное нравственное качество, а противоположное ему – соглашательство, малодушие, а то и трусость.

Работа в парах

- На столе у каждой пары лежат слова: добрый, злой, честный, жадный, щедрый, внимательный, обидчивый, находчивый, грубый, внимательный, добродушный, злопамятный.

- С помощью этих слов дайте характеристику главным героям рассказа: Пете и Васе.

Работа в группах

- Решить проблемную ситуацию, написанную на конверте:

1. Твой друг не сделал домашнее задание и просит тетрадку, чтобы его списать.

2. Твой друг сделал что-то, а наказывают тебя.

3. Твой друг совершает плохой поступок и об этом узнают все, в том числе и ты.

4. Твой друг употребляет плохие слова и выражения.

5. Твой друг получает плохие отметки за четверть и тебе запрещают с ним дружить.

6. Твой друг не умеет играть в футбол и подводит команду.

Ребята обсуждают ситуацию в течение 5 минут и комментируют её.

Итог занятия

- Почему распадается дружба? По каким причинам чаще всего?

- А что гласит о дружбе народная мудрость?  (чтение и пояснение пословиц на экране)

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Худо тому, кто добра не делает никому.

О себе заботься, а товарища не забывай.

- Какой же словесный портрет настоящего друга мы можем нарисовать?

- Чему мы научились на примере этих рассказов?

Отвечают на вопросы

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.193.158 (0.006 с.)