Тема 4.1. методология и методы социологических исследований 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4.1. методология и методы социологических исследований



1. Понятие, виды и этапы социологических исследований. Теоретическое и эмпирическое исследование в социологии. Объект и предмет социологических исследований.

2. Программа социологического исследования, ее стратегия, структура и функции.

3. Техника, процедура и инструментарий прикладных социологических исследований.

4. Социальный мониторинг. Выборочный метод исследования. Виды выборки.

5. Неопросные методы социологических исследований: наблюдение, эксперимент, анализ документов.

6. Документальные исследования. Процедура анализа и классификация документов. Таблица контент-анализа.

7. Опросные методы социологических исследований. Массовый опрос и интервьюирование. Виды и техника опросов. Анкетирование.

8. Анализ и обобщение социологической информации. Факторный, корреляционный, типологический анализ. Прогнозирование. Реализация результатов исследования.

 

Основные социологические термины и понятия

Анализ, Аналитическое исследование (научный эксперимент), Анкетирование, Выборка гнездовая, Выборка квотная, Выборка многоступенчатая, Выборка основы, Выборочная совокупность (выборка), Генеральная совокупность, Выборочная совокупность, Генеральная совокупность, Интервьюирование, Исследование лонгитюдное, Исследование пилотажное, Исследование повторное, Исследование трендовое, Контент-анализ, Методика социологического исследования, Наблюдение, Мониторинг, Опрос массовый, Программа социологического исследования, Репрезентативность, Техника социологического исследования, Эксперимент социологический.

Контрольные вопросы

1. Что представляет собой социологическое исследование каковы его возможности?

2. По каким показателям производится классификация социологических исследований? Основные виды исследования.

3. Чем отличаются подходы к методологии социологических ис следований у «эмпириков» и «теоретиков»? Что понимается под методикой социологических исследований? Какие исследовательские методы использует социология? Дайте их характеристику. Зачем социологам нужно столь большое количество разных методов?

4. Какое значение в социологии имеют количественные показатели?

5. Какие методы сбора социологической информации знаете?

6. Назовите известные вам этапы проведения социологического исследования. С чего начинается социологическое иссле­дование?

7. Что представляет собой программа социологического исследования и для чего она нужна, из каких разделов состоит?

8.  Что такое анкета? Каковы принципы ее составления, составные части?

9. Какая документация нужна при проведении социологического исследования?

10.Как подводятся итоги социологического исследован! Какая используется документация?

11.Какие основные качества должны быть присущи выводам, предложениям и рекомендациям, составляющим заключительную часть исследования?

 

тТЕСТЫ, задания и упражнения

1. Суть эмпирической социологии состоит в:

а) составлении анкет, их сортировке и последующей статистиче­ской обработке;

б) изучении и описании методов сбора первичной социологиче­ской информации, ее обработки и анализа;

в) составлении выводов и практических рекомендаций для приня­тия оптимальных управленческих решений;

г) подготовке специалистов по сбору первичной социологической информации.

2. Первая часть методологического раздела программы социологического исследования — «Формулировка и обоснование пробле­мы» — завершается формулированием:

а) гипотез;

б) операциональных определений;

в) целей и задач исследования;

г) исследовательских вопросов.

3. Эмпирическая социология — это научная дисциплина, основная функция которой заключается в:

а) теоретическом осмыслении и обобщении социальных фактов;

б) выведении общих законов, по которым развиваются социальные общности;

в) описании механизмов поведения больших групп людей;

г) поиске источников эмпирической социальной информации, ее сборе, обработке и анализе.

4. Гипотеза в социологическом исследовании — это:               

а) прогноз (предсказание) того, что должно произойти;   

б) положение, предполагающее наличие связи между двумя или более переменными;

в) описание процедуры сбора данных;

г) выбор индикаторов, выявляющих социальные признаки

5. Понятие «закрытый вопрос» означает:

а) вопрос, предполагающий закрытие проблемы;

б) вопрос, на который не существует ответа;

в) вопрос, на который предлагается несколько альтернативных ва­риантов ответов, из которых предстоит выбрать только один;

г) вопрос, ответ на который ясен с самого начала.

6. Понятие «открытый вопрос» в социологическом опросе означает:

а) вопрос, который не получил ответа;

б) вопрос, на который не предлагается никаких альтернативных вариантов ответов;

в) вопрос, сформулированный предубежденным образом;

г) вопрос, на который можно ответить как угодно.

7. В основе классификации данных социологического исследования лежит:

а) группировка данных по заданному признаку;

б) расположение данных в ранжированном ряду;

в) занесение данных в заранее заготовленные таблицы;

г) расстановка статистических данных по различным кластерам.

8. Контент-анализ — это:

а) один из способов обработки данных, полученных в ходе экс­пресс-опроса;

б) процедура, с помощью которой вербальные записи, качествен­ные по своему характеру, преобразуются в количественные дан­ные;

в) один из способов анализа результатов социального эксперемента;

г) чтение текста с последующим подсчетом символов.

9. Под вероятностной выборкой понимают:

а) выборку, в которой рассчитывается вероятность совпадения полученных результатов с тем, что есть на самом деле;

б) совокупность полученных данных, имеющих определенную степень достоверности;

в) выборку, для которой все элементы в популяции имеют одинаковую и заранее известную вероятность быть отобранным в ее состав;

г) подбор респондентов в соответствии с общим замыслом иссле­дования.

10. Самым распространенным методом сбора социальной информации является:

а) наблюдение;

б) анализ документов;

в) опрос;

г) эксперимент.

11. Репрезентативностью социологического исследования называ­ется:

а) величина, характеризующая объем и масштабы исследования;

б) понятие, определяющее надежность и достоверность получен­ных данных;

в) степень согласованности выдвигаемых предположений с гос­подствующей социологической парадигмой;

г) совокупность свойств выборочной совокупности, позволяющих ей на момент опроса выступать в качестве «представителя» ге­неральной совокупности.

12. Важнейшим преимуществом опроса перед другими типами при­кладных социологических исследований является:

а) более высокая степень достоверности получаемых результатов;

б) простота формирования инструментария;

в) широта охвата разнообразнейших сфер социальной жизни;

г) возможность быстрой и непосредственной проверки выдвинутых гипотез.

13. Включенным называется такой вид наблюдения, при котором:

а) условия, в которых протекает наблюдаемый процесс, задаются исследователем;

б) наблюдатель находится в непосредственном контакте с наблюдаемыми объектами и принимает участие в их деятельности;

в) исследователь разъясняет участникам процесса цели и задачи исследования, тем самым «включая» их в качестве участников;

г) исследователь определяет заранее, какие именно элементы изу­чаемого процесса, явления должны быть включены в наблюде­ние.

14. Квотной выборкой называется такой вид выборочной совокупно­сти, при котором:

а) отбираемые объекты представляют собой группы или кластеры более мелких единиц;

б) применяются процедуры поэтапного отбора объектов, причем совокупность объектов, отобранных на предыдущем этапе, ста­новится исходной для отбора на следующем;

в) выборочная совокупность формируется на основе статисти­ческих сведений об определенных (преимущественно социаль­но-демографических) характеристиках генеральной совокупно­сти;

г) отбору предшествует процедура разделения исходной совокуп­ности на статистически или качественно однородные подсово­купности.

15. Как известно, в зависимости от источника первичной социологиче­ской информации и методов ее сбора выделяют следующие типы исследований:

а) опрос; 

б) наблюдение;

в) анализ документов;

г) эксперимент

Укажите, какие из приведенных выше типов исследований будут использовать следующие источники информации.

Источники

Тип
15.1 Патефонные пластинки начала века  
15.2 Сравнение результатов успеваемости студенческой группы, прошедшей обучение по специальной мето­дике, с данными такой же группы, не прошедшей обучения  
15.3 Непосредственное участие социолога в работе рабо­чей бригады  
15.4 Беседы с родителями учеников об условиях, в кото­рых они готовят уроки  

 

16. В ходе социологического опроса выявляются:

а) данные о социально-демографической структуре выборочной совокупности;

б) объективные распределения норм и ценностей в выбранной по­пуляции;

в) документальные отображения фактов социальной реальности;

г) субъективные мнения людей, которых называют респондентами.

17. Обязательным условием эксперимента является:

а) грамотная формулировка условий;

б) правильный подбор экспериментальной и контрольной групп;

в) добровольное согласие участников;

г) сохранение в тайне от участников подлинных целей и задач ис­следования.

18. Ниже приведены суждения о различных аспектах эмпирического исследования. Некоторые из них правильные, другие неправиль­ные. Если вы считаете, что данное суждение правильное, то отвечаете «да». Если вы не согласны с утверждением, то отвечаете «нет».

 

Суждение

18.1 Выборочная совокупность всегда больше генеральной
18.2 Характер ответа следует подсказать респонденту наводящим харак­тером формулировки вопроса
18.3 Одной из главных опасностей при формулировании вопроса явля­ется его двусмысленность
18.4 Любое эмпирическое исследование завершается созданием обоб­щенной теории
18.5 Наблюдение бывает контролируемым и бесконтрольным
18.6 Связь конкретных признаков обычно устанавливается в ходе статистической обработки первичной информации
18.7 Одна из отличительных черт социологического опроса — количест­во респондентов (объем выборочной совокупности)
18.8 В социологической анкете респондент всегда обязан указать свои фамилию, имя и отчество
18.9 Перепись населения — разновидность сплошного опроса
18.10 Выборочная совокупность — это увеличенная копия генеральной совокупности.

 

19. Группа, участвующая в эксперименте, идентичная по заданным исследователям параметрам, но не испытывающая воздействия экспериментальных факторов, называется …

1) текущая                                3) малая

2) контрольная                      4) первичная

20. Часть исследуемой совокупности людей, непосредственно принимающих участие в опросе в качестве объекта-носителя информации, называется …

1) исследовательская группа

2) выборочная совокупность

3) экспериментальная группа

4) генеральная совокупность

21. Экспресс-исследование как разновидность социологического исследования выделяется

1) по цели исследования

2) по объекту исследования

3) по срокам исследования

4) по способу финансирования исследования

22. Метод исследования малых групп, с помощью описания системы межличностных отношений между их членами называется …

1) социосоматика

2) социография

3) социоцентризм

4) социометрия

23.  Методами сбора социологической информации не являются …

1) опрос

2) шкалирование

3) наблюдение

4) ранжирование

24.  Методами обработки и анализа социологических данных не являются …

1) ранжирование

2) наблюдение

3) классификация

4) опрос

25. Материальный объект, содержащий в зафиксированном виде, по установленным нормам и правилам информацию, необходимую для научных исследований и практический целей – это …

1) объект

2) предмет

3) документ

4) артефакт

26. Контрольная группа – это …

1) выборка из генеральной совокупности

2) группа, которая испытывает действие зависимой переменной

3) группа людей, подобранных по сходным признакам, в противоположность экспериментальной группе

4) одна из экспериментальных

27. Какие две аналитические операции можно проводить с эмпирическими социологическими данными …

1) шифровать

2) форматировать

3) редактировать

4) кодировать

28. К итоговым документам социологического исследования не относятся …

1) мемуары                 3) отчет

2) рапорт                     4) научные публикации

29. В зависимости от содержания предположений исследователи различают … гипотезы

1) не основные

2) описательные

3) основные

4) объяснительные

30. В методическую часть программы социологического исследования не входит …

1) обоснование методов сбора первичной информации

2) формулирование целей и задач исследования

3) системный анализ предмета исследования

4) обоснование выборки исследования

31. Выборка, когда социолог опрашивает «первого встречного», называется …

1) квотная

2) стихийная

3) систематическая

4) случайная

32. Повторное исследование на том же объекте называется …

1) пилотажным

2) монографическим

3) трендовым

4) поисковым

33. Установите соответствие между понятиями и определениями

1) Наблюдение

2) Предмет исследования

3) Гипотеза

4) Выборочная совокупность

5) Анкетирование

а) Прямая регистрация социальных явлений или процессов их очевидцем

б) Наиболее существенные свойства изучаемого объекта, анализ которых особенно значим для решения задач исследования

в) Предположительное суждение, для объяснения какого-либо явления или процесса, которое подтверждается или опровергается в ходе исследования

г) Изучаемая часть объектов генеральной совокупности, выбранная таким образом, что в ней воспроизводятся признаки и характеристики целого

д) Наиболее распространенный способ социального измерения в эмпирическом социологическом исследовании, основанный на опосредованном анкетой контакте исследователя с респондентом

34. К методам сбора социальной информации относится...

1) социологический опрос

2) наблюдение

3) метод каузальности

35. Свойство выборки отражать характеристики изучаемой генеральной совокупности - это...

1) сравнимость

2) доказательность

3) репрезентативность

36. Назовите этапы эмпирического социологического исследования

1) начальный                                           4) экспериментальный

2) проблемно-поисковый                   5) конструктивно-практический

3) аналитический

37. Методологическое и методико-техническое обоснование социологического исследования – это…

1. выборка

2. рабочий план исследователя

3. программа исследования

38.Процедура отбора подмножества элементов генеральной совокупности, позволяющая делать вывод обо всем множестве элементов - это...

1. выборка

2. проверка

3. исследование

39. Программа в эмпирическом социологическом исследовании выполняет функции:

1. теоретико-методологические

2. логико-методический

3. организационно-технические

4. все перечисленные выше

40. Программа исследования включает в себя... разделы

1. методологический

2. аналитический

3. методический

41. В социологии эксперимент - главное средство познания

1. да

2. нет

42. Назовите виды интерпретации полученных результатов исследования

1. теоретическая

2. эмпирическая

3. методологическая

4. операциональная

43. Установите соответствие между видами исследований и их целями

1. разведывательное или "пилотажное"

2. аналитическое

3. описательное

а) получение предварительных данных о том или ином событии, явлении, а также для апробирования методики для более всесторонних исследований

б) выявление истинных причин тех или иных событий или явлений, установление зависимости между различными социальными объектами или их характеристиками

в) получение данных, позволяющих сформировать целостное представление об изучаемом явлении

44. Установите соответствие между понятиями и определениями

1. Контент-анализ

2. Корреляция

3. Репрезентативность

4. Респондент

5. Генеральная совокупность

а) Метод количественного изучения социальной информации

б) Взаимная связь, взаимозависимость эмпирических признаков, свойств, черт, показателей (в социологии)

в) Свойство выборки отражать характеристики изучаемой (генеральной) совокупности

г) Тот, кого опрашивает социолог

д) Вся совокупность единиц наблюдения

Темы докладов и рефератов

1. Место и роль прикладных исследований в структуре социологического знания.

2. Классификация социологических исследований.

3.  Основные характеристики социологического исследования, его функции, виды, структура.

4. Этапы социологического исследования: подготовительный, основной, завершающий.

5. Программа и план прикладных социологических ис­следований.

6. Методы прикладных социологических исследований.

7. Сбор социологической информации. Классификация и ха­рактеристика методов сбора информации.

8. Методика подготовки и проведения социологическо­го эксперимента.

9. Организация группового опроса в студенческой группе.

10.Методы определения выборочной совокупности.

11.Основные правила построения рабочей гипотезы.

12.Методы моделирования социальных процессов.

13.Социальное прогнозирование.

14.Требования к построению социологической теории.

15.Эмпирические исследования и разработка теорий.

Список учебно-методической и дополнительной литературы

Основная литература

1. Багдасарьян, Н.Г., Козлова М.А., Шушунян Н.Р. Социология: учебник для вузов. Высшая школа экономики; общ. ред. Багдасарьян Н.Г. М.: Юрайт, 2015. - 447 с.

2. Волков, Ю. Е. Социология: Учебное пособие для бакалавров / Ю. Е. Волков. - М.: «Дашков и К°», 2014. - 400 с.

3. Ежов, С.П. Семинарские занятия по социологии. Практикум / С.П. Ежов, О.В. Халисте. – СПб.: 2015. - 121 с.

4. Немировский, В.Г. Социология. - М.: Проспект, 2013. - 544 с.

5. Оганян, К.М. Общая социология: Учебное пособие / К.М. Оганян. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 236 c.

6. Паниотова, Т.С. Общая социология: Учебное пособие / Т.С. Паниотова. — М.: КноРус, 2013. - 288 c.

7. Социология: Учебник для вузов / Под ред. В.К.Батурина. – 4-е изд., переаб.и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 487 с. - (Серия «Золотой фонд Российских учебников»).

8. Социология: Учебник для вузов / Под ред.проф.В.Н. Лавриненко. – 3-е изд., переаб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 448 с. - (Серия «Золотой фонд Российских учебников»).

 

Дополнительная литература

1. Бабосов, Е.М. Практикум по социологии: учеб. пособ. для студентов вузов / Е.М. Бабосов. - Минск: ТетраСистемс, 2003. - 416 с.

2. Багдасарьян, Н.Г. Социология: учебник [Текст] / Н.Г. Багдасарьян. – М.: Юрайт; М.: ИД Юрайт, 2010. - 590 с.

3. Волков, Ю.Г., Добреньков В.И. Социология: Учебник / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. - Изд.2-е, испр. и доп. – М.: Гардарики, 2003. - 512 с.

4. Елсуков, А.Н. Социология. Краткий курс. Учеб. Пособие.-Мн.: «Тетра Системс», 2007.

5. Исаев, Б.А. «Социология. Краткий курс.»: ООО «Питер Пресс»; Санкт-Петербург; 2010. - 320 с.

6. Осипов, Г.В. Социология. - М.: ЛКИ, 2012. - 384 с.

7. Социология: Краткий тематический словарь/Ю.А. Агафонов, Е.М. Бабаосов, А.Н. Данилов и др./ Под ред. А.Н. Елсукова.- Р/нД: Феникс, 2007.-317 с.

8. Социология: Основы общей теории: Учебное пособие / Под общ. ред. А.Ю. Мягкова. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2004. - 256 с.

ОСНОВНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ

 

Аграрно-ремесленное общество — такой тип общества, в котором земля является основой экономики, семейной организации, по­литики, культуры, всей жизни, а ремесленное производство соз­дает необходимые орудия труда, предметы жизнеобеспечения и роскоши. Здесь господствует простое разделение труда, сущест­вует несколько четко определенных сословий — знать, духовен­ство, воины, рабовладельцы, рабы, помещики, крестьяне; функ­ционирует жестко авторитарная система власти.

Адаптация социальная — процесс активного приспособления инди­вида, группы или общества к изменяющейся окружающей сре­де, к ограничениям и негативным ситуациям последней, а также приспособления этой среды к своим потребностям.

Аккомодация — изменения у человека под воздействием внешней среды сложившихся знаний, навыков и умений в соответствии с возникшими новыми условиями бытия. Аккомодация тесно связана с социальной адаптацией. В реальной действительности эти процессы протекают в органической связи.

А ктивность социальная — важное социальное качество личности, про­являющееся в способности человека производить социально зна­чимые действия в общении с другими, в совместных с ними (или отдельно от них) совершаемых поступках, делах, в творчестве.

актора — действующего субъекта (индивида, группу, общность);

Акцентуация — выделение какого-либо свойства или качества чело­века на фоне других. Разновидностью ее является акцентуация локуса контроля — стремление человека приписывать ответст­венность за результаты своей деятельности, в том числе и кон­фликтной, внешним силам и обстоятельствам (экстернальный тип личности) либо собственным особенностям поведения (интернальный тип личности).

Анализ — разложение, расчленение (мысленное или реальное) объ­екта на элементы в противоположность синтезу.

Анализ структурный — метод социологии, позволяющий выяснить значение отдельного социального явления для функционирова­ния и развития определенным образом структуризованного со­циального целого.

Аналитическое исследование (научный эксперимент) — исследова­тельский дизайн, предназначенный для сравнительных иссле­дований и изучения причинных зависимостей.

Анкетирование — одна из основных разновидностей метода социо­логического опроса, при котором общение между исследовате­лем и респондентом, являющегося источником желательной информации, опосредуется анкетой.

Ассимиляция — процесс взаимного культурного проникновения, по­средством которого отдельные индивиды и социальные группы приобщаются к разделяемой всеми участниками взаимодействия общей культуре; растворения одного этноса или его части в дру­гом, обычно более многочисленном, в результате чего утрачива­ются некоторые исконные этнические особенности и приобрета­ются новые, свойственные более мощному этносу.

Аффилиация — потребность человека в установлении, сохранении и развитии положительных, дружеских отношений с другими людьми в процессе трудовой, общественной и познавательной деятельности.

Бихевиоризм социальный — учение, в котором в качестве основно­го предмета исследования рассматривается поведение человека и его зависимость от внешних и внутренних материальных стимулов.

Быт — сфера повседневной жизнедеятельности людей, ориентиро­ванная на удовлетворение материальных потребностей и освое­ние духовных благ, на общение, отдых и развлечения, склады­вающаяся и изменяющаяся под влиянием материального произ­водства, общественных отношений, уровня культуры, этнона-циональных особенностей социальных общностей людей.

Бюрократия — система аппаратного властвования и управления в ор­ганизации, состоящей из ряда взаимодействующих официальнь лиц, должностные статусы которых образуют иерархию и которые отличаются формально установленными правами и обязанностями, определяющими их действия и ответственность.

Выборка гнездовая — вид социологической выборки, в которой отбираемые исследователем объекты представляют собой группы или гнезда более мелких единиц.

Выборка квотная — вид выборки, формируемый на основе стати­стических сведений о социально-демографических характери­стиках элементов генеральной совокупности.

Выборка многоступенчатая — вид выборки, построенный на основе поэтапного отбора объектов, причем совокупность объектов,  отображенных на предыдущем этапе исследования, становится исходной для отбора на следующем.

Выборка основы — совокупность, из которой непосредственно про­изводится случайный отбор, возможно полный список элемен­тов генеральной совокупности.

Выборочная совокупность (выборка) — часть генеральной совокуп­ности, подлежащая непосредственному обследованию

Гарантии социальные — материальные и юридические средства, обес­печивающие реализацию конституционных социально-экономических и социально-политических прав членов общества.

Генеральная совокупность - полная совокупность объектов, имеющих отношение к проблеме.

Генотип — совокупность каких-либо социально-психологических и физических качеств (генов), унаследованных человеком от ро­дителей. Исследования генотипа личности являются весьма ак­туальными в современной социологии и медицине в связи с проведением в различных странах экспериментов по созданию искусственным путем типичных аналогов животных (так назы­ваемое клонирование) и попытками распространения этих экс­периментов на человека.

Геронтосоциология — относительно новая и быстро развивающаяся отрасль социологической науки. Социологическая геронтоло­гия — комплексный раздел науки, в котором социальные ас­пекты старения и старости изучаются также экономикой, демо­графией, психологией, этнографией, правоведением, социаль­ной гигиеной и другими дисциплинами.

Глобализация — процесс преобразования разнородного мирового социального пространства в единую глобальную систему, в ко­торой беспрепятственно перемещаются информационные пото­ки, идеи, ценности и их носители, капиталы, товары и услуги, научно-технические инновации, стандарты поведения и моды, деятельность социальных институтов, общностей и индивидов, механизм их взаимодействия.

Глобализация — процесс преобразования разнородного мирового социального пространства в единую глобальную систему, в ко­торой беспрепятственно перемещаются информационные пото­ки, идеи, ценности и их носители, капиталы, товары и услуги, научно-технические инновации, стандарты поведения и моды, деятельность социальных институтов, общностей и индивидов, механизм их взаимодействия.

       Группа малая — группа, состоящая из небольшого количества лю­дей, связанных друг с другом непосредственными личными контактами.

       Группа первичная — исходная социальная ячейка общества (семья община и др.), в которой происходит формирование личности, ее социализация, а взаимодействия индивидов характеризуются ин­тимными, личными, неформальными связями и отношениями.

       Группа референтная — реально существующая или воображаемая группа, с которой индивид соотносит себя как с эталоном, об­разцом для подражания и на нормы, ценности, мнения, оценки которой он ориентируется в своем поведении и самооценках.

       Группа социальная — совокупность людей, объединяемая наличием общих интересов, целей и задач деятельности и выполняющая общественно необходимую функцию в общей структуре разде­ления труда и деятельности, в структуре дифференциации со­циальных статусов ролей.

Девиантное (отклоняющееся) поведение — тип социального пове­дения индивида или группы, не соответствующий принятым в обществе правовым и нравственным нормам, что может вы­звать конфликтные ситуации. Проявляется у различных катего­рий населения, наиболее ярко у лиц подросткового возраста, которые не в полной мере усвоили эти нормы и обладают соци­ально-психологическими особенностями, отличными от других людей.

Дезорганизация социальная — процесс разрушения социальной темы или отдельных ее частей, проявляющийся в нарастании дисфункций социальных норм, правил и институтов, в ослабле­нии или разрушении социального контроля, в возрастании соци­альной напряженности и увеличении социальных конфликтов.

Детерминизм социально-исторический — выражает специфику конкретно исторического бытия общества. Имеет две формы:

Деятельность социальная — динамичная система активного взаи­модействия личности, социальной группы или общности с ок­ружающим миром, в процессе которого происходит производ­ство и воспроизводство человека как существа общественного, осуществляется целесообразное изменение и преобразование природного и социального мира. Она носит общественно обу­словленный характер, отличается осознанностью (целеполаганием) и продуктивностью (целедостижением).

Дискриминация — несправедливое, принижающее личность или группу, их права обращение с членами определенной общности (территориальной, политической, этнической, субкультурной, религиозной) со стороны господствующего социального слоя или властных структур, нередко приводящее к возникновению политических, этнонациональных и иных конфликтов.

Диспозиция личности — предрасположенность определенного ин­дивида к своеобразному восприятию условий деятельности и к определенному поведению в этих условиях, воплощающая в себе ценностные ориентации, общую направленность, социаль­ные установки личности, особенности ее идентификации и взаимодействия с окружающей средой.

       Дифференциация социальная — расслоение общества на различные группы по национальному, имущественному, социокультурно­му, религиозному и иным признакам, способное привести к возникновению конфликтных ситуаций в соответствующей сфере общественной жизни.

Досуг — совокупность видов деятельности, ориентированных на удовлетворение физических, духовных и социальных потреб­ностей людей в свободное время и связанных преимущественно с отдыхом и развлечениями: чтением, играми, танцами, посе­щением учреждений культуры и массовых зрелищ, любитель­скими увлечениями, занятиями физкультурой и спортом.

Закон социальный — относительно устойчивые, систематически воспроизводимые, необходимые отношения между социальны­ми объектами.

Ид (оно) — в психоаналитической теории 3. Фрейда подсознательное психическое формирование, которое является источником пси­хической энергии личности, стимулируемой стремлением к удовольствию. В случае столкновения с другими психическими подсистемами личности — эго и суперэго — приводит к воз­никновению внутриличностных конфликтов.

Идеальный тип — термин, введенный в социологию М. Вебером и представляющий собой теоретическую конструкцию (понятие или систему понятий), выражающий определенный аспект со­циальной реальности (процесс, отношение и т.п.) в индиви­дуальном своеобразии, в логически непротиворечивой, рацио­нальной форме и позволяющий вычленить сущность изучаемо­го объекта в "чистом", свободном от второстепенностей и случайностей виде.

Идентичность социальная — социальное качество личности, яв­ляющееся результатом сознательного и эмоционального само­отождествления индивида с другими людьми, социальной общ­ностью или идеалом путем избирательного и внутренне со­гласованного усвоения информации о нем самом как единстве личностного и одновременно социального.

       Иерархия социальная — иерархическая структура, характеризую­щаяся неравенством социальных статусов, доходов, престижа, отношений власти и подчинения, составляющая один из основ­ных источников социальных конфликтов.

Изменения социальные — многообразные перемены, происходящие в течение определенного времени в обществе как целостной системе, в его социальной структуре, в социальных общностях, группах, институтах, организациях, в социальных статусах и ролях отдельных личностей, в их взаимодействиях между собой и любыми структурными компонентами общества.

Изоляция социальная — социальный процесс, в ходе и результате которого происходит отстранение индивида или социальной группы от других индивидов или социальных групп в результа­те резкого сокращения или прекращения социальных контактов и взаимодействий.

       Ингруппа — такая социальная группа, по отношению к которой ин­дивид испытывает чувство идентичности и принадлежности, ощущает себя в ней в качестве частицы общего и объединяю­щего его вместе с другими индивидами "Мы".

       Индустриальное общество — тип сложного развитого общества основу которого составляет крупное машинное производство фабричная организация и дисциплина труда, общенациональ­ный рынок и система хозяйства, которое характеризуется пред­ставительным правительством, развитой системой образования и науки, все более активным применением достижений послед­ней к производственной и иным сферам общественной жизни.

Инженерия социальная — совокупность подходов прикладной социологии, ориентированной на целенаправленные изменения организационных структур, определяющих человеческое пове­дение и обеспечивающих контроль за ним.

Инновация — возникновение новых способов и результатов дея­тельности людей, не существовавших на предшествующих ста­диях общественного развития.

Институт социальный — сравнительно высокоорганизованная сис­тема социальных отношений и взаимодействий, отличающаяся устойчивой социальной структурой, глубокой интегрированно-стью своих элементов, многообразием и динамичностью их функций, осуществляемых посредством рационально установ­ленных и целесообразно ориентированных стандартов поведе­ния, предопределенных содержанием решаемой социальной за­дачи.

Институционализация — процесс формирования устойчивых цен­ностно-нормативных образцов деятельности, социальных ста­тусов и ролей, приведения их в систему, способную действовать в направлении интеграции и координации поведения раз-   личных индивидов, групп и общностей.

Интеграция социальная — стабилизирующий параметр социальной системы, обеспечивающий связанность и скоординированность ее дифференцированных элементов и функций в рамках единой целостности.

Интервьюирование — способ опроса, в котором получение интере­сующей исследователя информации осуществляется путем не­посредственного взаимодействия (беседы) социолога с респондентом в соответствии с целью и задачами исследовательской программы.

Исследование лонгитюдное — разновидность повторного социоло­гического исследования, ориентированного на длительное(15-20 лет) изучение одних и тех же лиц, как правило, молодежи, по мере достижения обследуемой совокупностью определенной стадии своего развития.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.95 (0.214 с.)