![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 4.1. методология и методы социологических исследованийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Понятие, виды и этапы социологических исследований. Теоретическое и эмпирическое исследование в социологии. Объект и предмет социологических исследований. 2. Программа социологического исследования, ее стратегия, структура и функции. 3. Техника, процедура и инструментарий прикладных социологических исследований. 4. Социальный мониторинг. Выборочный метод исследования. Виды выборки. 5. Неопросные методы социологических исследований: наблюдение, эксперимент, анализ документов. 6. Документальные исследования. Процедура анализа и классификация документов. Таблица контент-анализа. 7. Опросные методы социологических исследований. Массовый опрос и интервьюирование. Виды и техника опросов. Анкетирование. 8. Анализ и обобщение социологической информации. Факторный, корреляционный, типологический анализ. Прогнозирование. Реализация результатов исследования.
Основные социологические термины и понятия Анализ, Аналитическое исследование (научный эксперимент), Анкетирование, Выборка гнездовая, Выборка квотная, Выборка многоступенчатая, Выборка основы, Выборочная совокупность (выборка), Генеральная совокупность, Выборочная совокупность, Генеральная совокупность, Интервьюирование, Исследование лонгитюдное, Исследование пилотажное, Исследование повторное, Исследование трендовое, Контент-анализ, Методика социологического исследования, Наблюдение, Мониторинг, Опрос массовый, Программа социологического исследования, Репрезентативность, Техника социологического исследования, Эксперимент социологический. Контрольные вопросы 1. Что представляет собой социологическое исследование каковы его возможности? 2. По каким показателям производится классификация социологических исследований? Основные виды исследования. 3. Чем отличаются подходы к методологии социологических ис следований у «эмпириков» и «теоретиков»? Что понимается под методикой социологических исследований? Какие исследовательские методы использует социология? Дайте их характеристику. Зачем социологам нужно столь большое количество разных методов? 4. Какое значение в социологии имеют количественные показатели? 5. Какие методы сбора социологической информации знаете?
6. Назовите известные вам этапы проведения социологического исследования. С чего начинается социологическое исследование? 7. Что представляет собой программа социологического исследования и для чего она нужна, из каких разделов состоит? 8. Что такое анкета? Каковы принципы ее составления, составные части? 9. Какая документация нужна при проведении социологического исследования? 10.Как подводятся итоги социологического исследован! Какая используется документация? 11.Какие основные качества должны быть присущи выводам, предложениям и рекомендациям, составляющим заключительную часть исследования?
тТЕСТЫ, задания и упражнения 1. Суть эмпирической социологии состоит в: а) составлении анкет, их сортировке и последующей статистической обработке; б) изучении и описании методов сбора первичной социологической информации, ее обработки и анализа; в) составлении выводов и практических рекомендаций для принятия оптимальных управленческих решений; г) подготовке специалистов по сбору первичной социологической информации. 2. Первая часть методологического раздела программы социологического исследования — «Формулировка и обоснование проблемы» — завершается формулированием: а) гипотез; б) операциональных определений; в) целей и задач исследования; г) исследовательских вопросов. 3. Эмпирическая социология — это научная дисциплина, основная функция которой заключается в: а) теоретическом осмыслении и обобщении социальных фактов; б) выведении общих законов, по которым развиваются социальные общности; в) описании механизмов поведения больших групп людей; г) поиске источников эмпирической социальной информации, ее сборе, обработке и анализе. 4. Гипотеза в социологическом исследовании — это: а) прогноз (предсказание) того, что должно произойти; б) положение, предполагающее наличие связи между двумя или более переменными; в) описание процедуры сбора данных; г) выбор индикаторов, выявляющих социальные признаки 5. Понятие «закрытый вопрос» означает: а) вопрос, предполагающий закрытие проблемы; б) вопрос, на который не существует ответа; в) вопрос, на который предлагается несколько альтернативных вариантов ответов, из которых предстоит выбрать только один;
г) вопрос, ответ на который ясен с самого начала. 6. Понятие «открытый вопрос» в социологическом опросе означает: а) вопрос, который не получил ответа; б) вопрос, на который не предлагается никаких альтернативных вариантов ответов; в) вопрос, сформулированный предубежденным образом; г) вопрос, на который можно ответить как угодно. 7. В основе классификации данных социологического исследования лежит: а) группировка данных по заданному признаку; б) расположение данных в ранжированном ряду; в) занесение данных в заранее заготовленные таблицы; г) расстановка статистических данных по различным кластерам. 8. Контент-анализ — это: а) один из способов обработки данных, полученных в ходе экспресс-опроса; б) процедура, с помощью которой вербальные записи, качественные по своему характеру, преобразуются в количественные данные; в) один из способов анализа результатов социального эксперемента; г) чтение текста с последующим подсчетом символов. 9. Под вероятностной выборкой понимают: а) выборку, в которой рассчитывается вероятность совпадения полученных результатов с тем, что есть на самом деле; б) совокупность полученных данных, имеющих определенную степень достоверности; в) выборку, для которой все элементы в популяции имеют одинаковую и заранее известную вероятность быть отобранным в ее состав; г) подбор респондентов в соответствии с общим замыслом исследования. 10. Самым распространенным методом сбора социальной информации является: а) наблюдение; б) анализ документов; в) опрос; г) эксперимент. 11. Репрезентативностью социологического исследования называется: а) величина, характеризующая объем и масштабы исследования; б) понятие, определяющее надежность и достоверность полученных данных; в) степень согласованности выдвигаемых предположений с господствующей социологической парадигмой; г) совокупность свойств выборочной совокупности, позволяющих ей на момент опроса выступать в качестве «представителя» генеральной совокупности. 12. Важнейшим преимуществом опроса перед другими типами прикладных социологических исследований является: а) более высокая степень достоверности получаемых результатов; б) простота формирования инструментария; в) широта охвата разнообразнейших сфер социальной жизни; г) возможность быстрой и непосредственной проверки выдвинутых гипотез. 13. Включенным называется такой вид наблюдения, при котором: а) условия, в которых протекает наблюдаемый процесс, задаются исследователем; б) наблюдатель находится в непосредственном контакте с наблюдаемыми объектами и принимает участие в их деятельности; в) исследователь разъясняет участникам процесса цели и задачи исследования, тем самым «включая» их в качестве участников; г) исследователь определяет заранее, какие именно элементы изучаемого процесса, явления должны быть включены в наблюдение. 14. Квотной выборкой называется такой вид выборочной совокупности, при котором: а) отбираемые объекты представляют собой группы или кластеры более мелких единиц; б) применяются процедуры поэтапного отбора объектов, причем совокупность объектов, отобранных на предыдущем этапе, становится исходной для отбора на следующем; в) выборочная совокупность формируется на основе статистических сведений об определенных (преимущественно социально-демографических) характеристиках генеральной совокупности;
г) отбору предшествует процедура разделения исходной совокупности на статистически или качественно однородные подсовокупности. 15. Как известно, в зависимости от источника первичной социологической информации и методов ее сбора выделяют следующие типы исследований: а) опрос; б) наблюдение; в) анализ документов; г) эксперимент Укажите, какие из приведенных выше типов исследований будут использовать следующие источники информации.
16. В ходе социологического опроса выявляются: а) данные о социально-демографической структуре выборочной совокупности; б) объективные распределения норм и ценностей в выбранной популяции; в) документальные отображения фактов социальной реальности; г) субъективные мнения людей, которых называют респондентами. 17. Обязательным условием эксперимента является: а) грамотная формулировка условий; б) правильный подбор экспериментальной и контрольной групп; в) добровольное согласие участников; г) сохранение в тайне от участников подлинных целей и задач исследования. 18. Ниже приведены суждения о различных аспектах эмпирического исследования. Некоторые из них правильные, другие неправильные. Если вы считаете, что данное суждение правильное, то отвечаете «да». Если вы не согласны с утверждением, то отвечаете «нет».
19. Группа, участвующая в эксперименте, идентичная по заданным исследователям параметрам, но не испытывающая воздействия экспериментальных факторов, называется … 1) текущая 3) малая 2) контрольная 4) первичная 20. Часть исследуемой совокупности людей, непосредственно принимающих участие в опросе в качестве объекта-носителя информации, называется … 1) исследовательская группа 2) выборочная совокупность 3) экспериментальная группа 4) генеральная совокупность 21. Экспресс-исследование как разновидность социологического исследования выделяется 1) по цели исследования 2) по объекту исследования 3) по срокам исследования 4) по способу финансирования исследования 22. Метод исследования малых групп, с помощью описания системы межличностных отношений между их членами называется … 1) социосоматика 2) социография 3) социоцентризм 4) социометрия 23. Методами сбора социологической информации не являются … 1) опрос 2) шкалирование 3) наблюдение 4) ранжирование 24. Методами обработки и анализа социологических данных не являются … 1) ранжирование 2) наблюдение 3) классификация 4) опрос 25. Материальный объект, содержащий в зафиксированном виде, по установленным нормам и правилам информацию, необходимую для научных исследований и практический целей – это … 1) объект 2) предмет 3) документ 4) артефакт 26. Контрольная группа – это … 1) выборка из генеральной совокупности 2) группа, которая испытывает действие зависимой переменной 3) группа людей, подобранных по сходным признакам, в противоположность экспериментальной группе 4) одна из экспериментальных 27. Какие две аналитические операции можно проводить с эмпирическими социологическими данными … 1) шифровать 2) форматировать 3) редактировать 4) кодировать 28. К итоговым документам социологического исследования не относятся … 1) мемуары 3) отчет 2) рапорт 4) научные публикации 29. В зависимости от содержания предположений исследователи различают … гипотезы 1) не основные 2) описательные 3) основные 4) объяснительные 30. В методическую часть программы социологического исследования не входит … 1) обоснование методов сбора первичной информации 2) формулирование целей и задач исследования 3) системный анализ предмета исследования 4) обоснование выборки исследования 31. Выборка, когда социолог опрашивает «первого встречного», называется … 1) квотная 2) стихийная 3) систематическая 4) случайная 32. Повторное исследование на том же объекте называется … 1) пилотажным 2) монографическим 3) трендовым 4) поисковым 33. Установите соответствие между понятиями и определениями 1) Наблюдение 2) Предмет исследования 3) Гипотеза 4) Выборочная совокупность
5) Анкетирование а) Прямая регистрация социальных явлений или процессов их очевидцем б) Наиболее существенные свойства изучаемого объекта, анализ которых особенно значим для решения задач исследования в) Предположительное суждение, для объяснения какого-либо явления или процесса, которое подтверждается или опровергается в ходе исследования г) Изучаемая часть объектов генеральной совокупности, выбранная таким образом, что в ней воспроизводятся признаки и характеристики целого д) Наиболее распространенный способ социального измерения в эмпирическом социологическом исследовании, основанный на опосредованном анкетой контакте исследователя с респондентом 34. К методам сбора социальной информации относится... 1) социологический опрос 2) наблюдение 3) метод каузальности 35. Свойство выборки отражать характеристики изучаемой генеральной совокупности - это... 1) сравнимость 2) доказательность 3) репрезентативность 36. Назовите этапы эмпирического социологического исследования 1) начальный 4) экспериментальный 2) проблемно-поисковый 5) конструктивно-практический 3) аналитический 37. Методологическое и методико-техническое обоснование социологического исследования – это… 1. выборка 2. рабочий план исследователя 3. программа исследования 38.Процедура отбора подмножества элементов генеральной совокупности, позволяющая делать вывод обо всем множестве элементов - это... 1. выборка 2. проверка 3. исследование 39. Программа в эмпирическом социологическом исследовании выполняет функции: 1. теоретико-методологические 2. логико-методический 3. организационно-технические 4. все перечисленные выше 40. Программа исследования включает в себя... разделы 1. методологический 2. аналитический 3. методический 41. В социологии эксперимент - главное средство познания 1. да 2. нет 42. Назовите виды интерпретации полученных результатов исследования 1. теоретическая 2. эмпирическая 3. методологическая 4. операциональная 43. Установите соответствие между видами исследований и их целями 1. разведывательное или "пилотажное" 2. аналитическое 3. описательное а) получение предварительных данных о том или ином событии, явлении, а также для апробирования методики для более всесторонних исследований б) выявление истинных причин тех или иных событий или явлений, установление зависимости между различными социальными объектами или их характеристиками в) получение данных, позволяющих сформировать целостное представление об изучаемом явлении 44. Установите соответствие между понятиями и определениями 1. Контент-анализ 2. Корреляция 3. Репрезентативность 4. Респондент 5. Генеральная совокупность а) Метод количественного изучения социальной информации б) Взаимная связь, взаимозависимость эмпирических признаков, свойств, черт, показателей (в социологии) в) Свойство выборки отражать характеристики изучаемой (генеральной) совокупности г) Тот, кого опрашивает социолог д) Вся совокупность единиц наблюдения Темы докладов и рефератов 1. Место и роль прикладных исследований в структуре социологического знания. 2. Классификация социологических исследований. 3. Основные характеристики социологического исследования, его функции, виды, структура. 4. Этапы социологического исследования: подготовительный, основной, завершающий. 5. Программа и план прикладных социологических исследований. 6. Методы прикладных социологических исследований. 7. Сбор социологической информации. Классификация и характеристика методов сбора информации. 8. Методика подготовки и проведения социологического эксперимента. 9. Организация группового опроса в студенческой группе. 10.Методы определения выборочной совокупности. 11.Основные правила построения рабочей гипотезы. 12.Методы моделирования социальных процессов. 13.Социальное прогнозирование. 14.Требования к построению социологической теории. 15.Эмпирические исследования и разработка теорий. Список учебно-методической и дополнительной литературы Основная литература 1. Багдасарьян, Н.Г., Козлова М.А., Шушунян Н.Р. Социология: учебник для вузов. Высшая школа экономики; общ. ред. Багдасарьян Н.Г. М.: Юрайт, 2015. - 447 с. 2. Волков, Ю. Е. Социология: Учебное пособие для бакалавров / Ю. Е. Волков. - М.: «Дашков и К°», 2014. - 400 с. 3. Ежов, С.П. Семинарские занятия по социологии. Практикум / С.П. Ежов, О.В. Халисте. – СПб.: 2015. - 121 с. 4. Немировский, В.Г. Социология. - М.: Проспект, 2013. - 544 с. 5. Оганян, К.М. Общая социология: Учебное пособие / К.М. Оганян. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 236 c. 6. Паниотова, Т.С. Общая социология: Учебное пособие / Т.С. Паниотова. — М.: КноРус, 2013. - 288 c. 7. Социология: Учебник для вузов / Под ред. В.К.Батурина. – 4-е изд., переаб.и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 487 с. - (Серия «Золотой фонд Российских учебников»). 8. Социология: Учебник для вузов / Под ред.проф.В.Н. Лавриненко. – 3-е изд., переаб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 448 с. - (Серия «Золотой фонд Российских учебников»).
Дополнительная литература 1. Бабосов, Е.М. Практикум по социологии: учеб. пособ. для студентов вузов / Е.М. Бабосов. - Минск: ТетраСистемс, 2003. - 416 с. 2. Багдасарьян, Н.Г. Социология: учебник [Текст] / Н.Г. Багдасарьян. – М.: Юрайт; М.: ИД Юрайт, 2010. - 590 с. 3. Волков, Ю.Г., Добреньков В.И. Социология: Учебник / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. - Изд.2-е, испр. и доп. – М.: Гардарики, 2003. - 512 с. 4. Елсуков, А.Н. Социология. Краткий курс. Учеб. Пособие.-Мн.: «Тетра Системс», 2007. 5. Исаев, Б.А. «Социология. Краткий курс.»: ООО «Питер Пресс»; Санкт-Петербург; 2010. - 320 с. 6. Осипов, Г.В. Социология. - М.: ЛКИ, 2012. - 384 с. 7. Социология: Краткий тематический словарь/Ю.А. Агафонов, Е.М. Бабаосов, А.Н. Данилов и др./ Под ред. А.Н. Елсукова.- Р/нД: Феникс, 2007.-317 с. 8. Социология: Основы общей теории: Учебное пособие / Под общ. ред. А.Ю. Мягкова. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2004. - 256 с. ОСНОВНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ
Аграрно-ремесленное общество — такой тип общества, в котором земля является основой экономики, семейной организации, политики, культуры, всей жизни, а ремесленное производство создает необходимые орудия труда, предметы жизнеобеспечения и роскоши. Здесь господствует простое разделение труда, существует несколько четко определенных сословий — знать, духовенство, воины, рабовладельцы, рабы, помещики, крестьяне; функционирует жестко авторитарная система власти. Адаптация социальная — процесс активного приспособления индивида, группы или общества к изменяющейся окружающей среде, к ограничениям и негативным ситуациям последней, а также приспособления этой среды к своим потребностям. Аккомодация — изменения у человека под воздействием внешней среды сложившихся знаний, навыков и умений в соответствии с возникшими новыми условиями бытия. Аккомодация тесно связана с социальной адаптацией. В реальной действительности эти процессы протекают в органической связи. А ктивность социальная — важное социальное качество личности, проявляющееся в способности человека производить социально значимые действия в общении с другими, в совместных с ними (или отдельно от них) совершаемых поступках, делах, в творчестве. актора — действующего субъекта (индивида, группу, общность); Акцентуация — выделение какого-либо свойства или качества человека на фоне других. Разновидностью ее является акцентуация локуса контроля — стремление человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности, в том числе и конфликтной, внешним силам и обстоятельствам (экстернальный тип личности) либо собственным особенностям поведения (интернальный тип личности). Анализ — разложение, расчленение (мысленное или реальное) объекта на элементы в противоположность синтезу. Анализ структурный — метод социологии, позволяющий выяснить значение отдельного социального явления для функционирования и развития определенным образом структуризованного социального целого. Аналитическое исследование (научный эксперимент) — исследовательский дизайн, предназначенный для сравнительных исследований и изучения причинных зависимостей. Анкетирование — одна из основных разновидностей метода социологического опроса, при котором общение между исследователем и респондентом, являющегося источником желательной информации, опосредуется анкетой. Ассимиляция — процесс взаимного культурного проникновения, посредством которого отдельные индивиды и социальные группы приобщаются к разделяемой всеми участниками взаимодействия общей культуре; растворения одного этноса или его части в другом, обычно более многочисленном, в результате чего утрачиваются некоторые исконные этнические особенности и приобретаются новые, свойственные более мощному этносу. Аффилиация — потребность человека в установлении, сохранении и развитии положительных, дружеских отношений с другими людьми в процессе трудовой, общественной и познавательной деятельности. Бихевиоризм социальный — учение, в котором в качестве основного предмета исследования рассматривается поведение человека и его зависимость от внешних и внутренних материальных стимулов. Быт — сфера повседневной жизнедеятельности людей, ориентированная на удовлетворение материальных потребностей и освоение духовных благ, на общение, отдых и развлечения, складывающаяся и изменяющаяся под влиянием материального производства, общественных отношений, уровня культуры, этнона-циональных особенностей социальных общностей людей. Бюрократия — система аппаратного властвования и управления в организации, состоящей из ряда взаимодействующих официальнь лиц, должностные статусы которых образуют иерархию и которые отличаются формально установленными правами и обязанностями, определяющими их действия и ответственность. Выборка гнездовая — вид социологической выборки, в которой отбираемые исследователем объекты представляют собой группы или гнезда более мелких единиц. Выборка квотная — вид выборки, формируемый на основе статистических сведений о социально-демографических характеристиках элементов генеральной совокупности. Выборка многоступенчатая — вид выборки, построенный на основе поэтапного отбора объектов, причем совокупность объектов, Выборка основы — совокупность, из которой непосредственно производится случайный отбор, возможно полный список элементов генеральной совокупности. Выборочная совокупность (выборка) — часть генеральной совокупности, подлежащая непосредственному обследованию Гарантии социальные — материальные и юридические средства, обеспечивающие реализацию конституционных социально-экономических и социально-политических прав членов общества. Генеральная совокупность - полная совокупность объектов, имеющих отношение к проблеме. Генотип — совокупность каких-либо социально-психологических и физических качеств (генов), унаследованных человеком от родителей. Исследования генотипа личности являются весьма актуальными в современной социологии и медицине в связи с проведением в различных странах экспериментов по созданию искусственным путем типичных аналогов животных (так называемое клонирование) и попытками распространения этих экспериментов на человека. Геронтосоциология — относительно новая и быстро развивающаяся отрасль социологической науки. Социологическая геронтология — комплексный раздел науки, в котором социальные аспекты старения и старости изучаются также экономикой, демографией, психологией, этнографией, правоведением, социальной гигиеной и другими дисциплинами. Глобализация — процесс преобразования разнородного мирового социального пространства в единую глобальную систему, в которой беспрепятственно перемещаются информационные потоки, идеи, ценности и их носители, капиталы, товары и услуги, научно-технические инновации, стандарты поведения и моды, деятельность социальных институтов, общностей и индивидов, механизм их взаимодействия. Глобализация — процесс преобразования разнородного мирового социального пространства в единую глобальную систему, в которой беспрепятственно перемещаются информационные потоки, идеи, ценности и их носители, капиталы, товары и услуги, научно-технические инновации, стандарты поведения и моды, деятельность социальных институтов, общностей и индивидов, механизм их взаимодействия. Группа малая — группа, состоящая из небольшого количества людей, связанных друг с другом непосредственными личными контактами. Группа первичная — исходная социальная ячейка общества (семья община и др.), в которой происходит формирование личности, ее социализация, а взаимодействия индивидов характеризуются интимными, личными, неформальными связями и отношениями. Группа референтная — реально существующая или воображаемая группа, с которой индивид соотносит себя как с эталоном, образцом для подражания и на нормы, ценности, мнения, оценки которой он ориентируется в своем поведении и самооценках. Группа социальная — совокупность людей, объединяемая наличием общих интересов, целей и задач деятельности и выполняющая общественно необходимую функцию в общей структуре разделения труда и деятельности, в структуре дифференциации социальных статусов ролей. Девиантное (отклоняющееся) поведение — тип социального поведения индивида или группы, не соответствующий принятым в обществе правовым и нравственным нормам, что может вызвать конфликтные ситуации. Проявляется у различных категорий населения, наиболее ярко у лиц подросткового возраста, которые не в полной мере усвоили эти нормы и обладают социально-психологическими особенностями, отличными от других людей. Дезорганизация социальная — процесс разрушения социальной темы или отдельных ее частей, проявляющийся в нарастании дисфункций социальных норм, правил и институтов, в ослаблении или разрушении социального контроля, в возрастании социальной напряженности и увеличении социальных конфликтов. Детерминизм социально-исторический — выражает специфику конкретно исторического бытия общества. Имеет две формы: Деятельность социальная — динамичная система активного взаимодействия личности, социальной группы или общности с окружающим миром, в процессе которого происходит производство и воспроизводство человека как существа общественного, осуществляется целесообразное изменение и преобразование природного и социального мира. Она носит общественно обусловленный характер, отличается осознанностью (целеполаганием) и продуктивностью (целедостижением). Дискриминация — несправедливое, принижающее личность или группу, их права обращение с членами определенной общности (территориальной, политической, этнической, субкультурной, религиозной) со стороны господствующего социального слоя или властных структур, нередко приводящее к возникновению политических, этнонациональных и иных конфликтов. Диспозиция личности — предрасположенность определенного индивида к своеобразному восприятию условий деятельности и к определенному поведению в этих условиях, воплощающая в себе ценностные ориентации, общую направленность, социальные установки личности, особенности ее идентификации и взаимодействия с окружающей средой. Дифференциация социальная — расслоение общества на различные группы по национальному, имущественному, социокультурному, религиозному и иным признакам, способное привести к возникновению конфликтных ситуаций в соответствующей сфере общественной жизни. Досуг — совокупность видов деятельности, ориентированных на удовлетворение физических, духовных и социальных потребностей людей в свободное время и связанных преимущественно с отдыхом и развлечениями: чтением, играми, танцами, посещением учреждений культуры и массовых зрелищ, любительскими увлечениями, занятиями физкультурой и спортом. Закон социальный — относительно устойчивые, систематически воспроизводимые, необходимые отношения между социальными объектами. Ид (оно) — в психоаналитической теории 3. Фрейда подсознательное психическое формирование, которое является источником психической энергии личности, стимулируемой стремлением к удовольствию. В случае столкновения с другими психическими подсистемами личности — эго и суперэго — приводит к возникновению внутриличностных конфликтов. Идеальный тип — термин, введенный в социологию М. Вебером и представляющий собой теоретическую конструкцию (понятие или систему понятий), выражающий определенный аспект социальной реальности (процесс, отношение и т.п.) в индивидуальном своеобразии, в логически непротиворечивой, рациональной форме и позволяющий вычленить сущность изучаемого объекта в "чистом", свободном от второстепенностей и случайностей виде. Идентичность социальная — социальное качество личности, являющееся результатом сознательного и эмоционального самоотождествления индивида с другими людьми, социальной общностью или идеалом путем избирательного и внутренне согласованного усвоения информации о нем самом как единстве личностного и одновременно социального. Иерархия социальная — иерархическая структура, характеризующаяся неравенством социальных статусов, доходов, престижа, отношений власти и подчинения, составляющая один из основных источников социальных конфликтов. Изменения социальные — многообразные перемены, происходящие в течение определенного времени в обществе как целостной системе, в его социальной структуре, в социальных общностях, группах, институтах, организациях, в социальных статусах и ролях отдельных личностей, в их взаимодействиях между собой и любыми структурными компонентами общества. Изоляция социальная — социальный процесс, в ходе и результате которого происходит отстранение индивида или социальной группы от других индивидов или социальных групп в результате резкого сокращения или прекращения социальных контактов и взаимодействий. Ингруппа — такая социальная группа, по отношению к которой индивид испытывает чувство идентичности и принадлежности, ощущает себя в ней в качестве частицы общего и объединяющего его вместе с другими индивидами "Мы". Индустриальное общество — тип сложного развитого общества основу которого составляет крупное машинное производство фабричная организация и дисциплина труда, общенациональный рынок и система хозяйства, которое характеризуется представительным правительством, развитой системой образования и науки, все более активным применением достижений последней к производственной и иным сферам общественной жизни. Инженерия социальная — совокупность подходов прикладной социологии, ориентированной на целенаправленные изменения организационных структур, определяющих человеческое поведение и обеспечивающих контроль за ним. Инновация — возникновение новых способов и результатов деятельности людей, не существовавших на предшествующих стадиях общественного развития. Институт социальный — сравнительно высокоорганизованная система социальных отношений и взаимодействий, отличающаяся устойчивой социальной структурой, глубокой интегрированно-стью своих элементов, многообразием и динамичностью их функций, осуществляемых посредством рационально установленных и целесообразно ориентированных стандартов поведения, предопределенных содержанием решаемой социальной задачи. Институционализация — процесс формирования устойчивых ценностно-нормативных образцов деятельности, социальных статусов и ролей, приведения их в систему, способную действовать в направлении интеграции и координации поведения раз- личных индивидов, групп и общностей. Интеграция социальная — стабилизирующий параметр социальной системы, обеспечивающий связанность и скоординированность ее дифференцированных элементов и функций в рамках единой целостности. Интервьюирование — способ опроса, в котором получение интересующей исследователя информации осуществляется путем непосредственного взаимодействия (беседы) социолога с респондентом в соответствии с целью и задачами исследовательской программы. Исследование лонгитюдное — разновидность повторного социологического исследования, ориентированного на длительное(15-20 лет) изучение одних и тех же лиц, как правило, молодежи, по мере достижения обследуемой совокупностью определенной стадии своего развития. Исследование пилотажное — разн
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.124.234 (0.02 с.) |