Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1.2. становление и основные этапы развития социологического знания
Основные социологические термины и понятия Анализ структурный, Бихевиоризм социальный, Геронтосоциология, Ид (оно), Идеальный тип, Интеграция социальная, Консенсус социальный, Постиндустриальное общество, Равновесие социальное, Система аутопойетическая, Система социального действия, Суперэго, Теории социального обмена, Факты социальные, Фрейдизм, Эго (я), Этносоциология. Контрольные вопросы 1. Проверьте, знаете ли вы предпосылки возникновения социологии? 2. Когда впервые был введен в оборот термин «социология», кого считают ее отцом, родоначальником и почему? А может быть, было несколько основоположников? 3. Огюст Конт — родоначальник социологической науки? 4. Каковы основные этапы развития социологии? 5. Назовите наиболее известных социологов конца XIX — начала XX вв. Каков их вклад в развитие социологической мысли? 6. Каковы особенности американской социологии? 7. Что вы знаете об истории российской социологической мысли? Назовите ее виднейших представителей. 8. В чем особенности современного этапа развития социологии?
тесты, задания и упражнения 1. Термин «социология» появился: 1) в начале XX в.; 2) в конце XVIII в.; 3) в первой половине XIX в.; 4) в античности. 2. Первым в научный оборот термин «социология» ввел: 1) Георг Зиммель; 2) Огюст Конт; 3) Герберт Спенсер; 4) Чарльз Хортон Кули. 3. Центральным понятием «понимающей социологии» Макса Вебера является: 1) социальный факт; 2) закон интеллектуальной эволюции; 3) социальное действие; 4) способ производства. 4. Суть позитивизма как социологического метода заключается в:
1) отрицании основных принципов негативизма; 2) признании универсализма законов природы и целесообразности применения методов естественнонаучных дисциплин к изучению общества; 3) утверждении первостепенного и исключительного значения социальной реальности и социологических методов в объяснении бытия человека и его среды; 4) признании необходимости специфического метода познания в социальных науках, отличающего их от дисциплин естественнонаучного цикла. 5. Автором классической социологической работы «Самоубийство» является: 1) Карл Маркс; 2) Макс Вебер; 3) Эмиль Дюркгейм; 4) Герберт Спенсер. 6. Огюст Конт утверждает, что элементарной структурной единицей общества является: 1) малая группа; 2) семья; 3) род; 4) личность. 7. Общественный прогресс, по О. Конту, является предметом изучения: 1) социальной статики; 2) социальной динамики; 3) социальной физики; 4) социометрии. 8. Эволюция, по Г. Спенсеру, — это: 1) синоним прогресса; 2) процесс быстрого, скачкообразного перехода материи из одного состояния в другое; 3) процесс плавного, постепенного накопления количественных изменений в состоянии материи; 4) интеграция материи с переходом из неопределенного состояния в определенное. 9. Общество, по мнению Спенсера, — это: 1) случайное скопление взаимодействующих между собой людей; 2) группа индивидов, состоящих в родственной связи между собой; 3) достаточно длительное объединение самостоятельных индивидов, не вступающих в регулярные взаимодействия; 4)продукт эволюции малых человеческих сообществ в большие. 10. Базис в марксистской аналитической схеме общества — это: 1) производительные силы общества; 2) фундамент, на который опирается управление обществом; 3) производственные отношения; 4) совокупность производительных сил и производственных отношений. 11. Эмилю Дюркгейму принадлежит: 1) теория общественного договора; 2) закон иерархии наук; 3) концепция механической и органической солидарности; 4) теория общественно-экономических формаций. 12. Преобладанием какого из идеальных типов социального действия характеризуется тот или иной тип социального господства?
Идеальные типы социального действия: 1) целерациональное; 2) ценностно-рациональное; 3) традиционное; 4) аффективное.
13. Вершиной пирамиды «иерархии наук» О. Конта является: 1) математика; 2) биология; 3) социология; 4) астрономия. 14. Главные признаки социальных фактов по Дюркгейму: 1) принадлежность их к общественной жизни и независимость от природной среды; 2) независимое от индивида существование и способность оказывать на индивида давление (принудительная сила); 3) происхождение из социального взаимодействия членов общества; 4) культурная и политическая природа. 15. Создателем теории социального конфликта считают: 1) Огюста Конта; 2) Макса Вебера; 3) Карла Маркса; 4) Питирима Сорокина. 16. Кто из социологов считал, что главное в общественном развитии —это не стабилизация общества, а его разрушение и замена другим, более справедливым: 1) Э. Дюркгейм; 2) К. Маркс; 3) М. Вебер; 4) Г. Спенсер 17.Назовите классиков социологии, которым принадлежат следующие идеи.
18. Какие из обществ, по Э. Дюркгейму, основаны на механической солидарности, где личность не принадлежит себе и поглощается коллективом: 1) архаические; 2) индустриальные; 3) гражданские; 4) постиндустриальные 19. Понятие идеального типа как инструмента изучения социальных явлений ввел в научный оборот: 1) Герберт Спенсер; 2) Эмиль Дюркгейм; 3) Макс Вебер; 4) Карл Маркс. 20. Наиболее развернутая теория социальной стратификации принадлежит: 1) Карлу Марксу; 2) Питириму Сорокину; 3) Максу Веберу; 4) Эмилю Дюркгейму 21. Какую из научных дисциплин О. Конт поставил в основание своей «иерархии наук»: 1) социологию; 2) физику; 3) математику; 4) астрономию. 22. Кто из классиков социологии застал начальную стадию капитализма: 1) М. Вебер; 2) Э. Дюркгейм; 3) О. Конт; 4) Г. Спенсер. 23. Кого принято считать пионером социальной статистики в социологии: 1) О. Конта; 2) П. Сорокина; 3) Э. Дюркгейма; 4) К. Маркса. 24. Кто из социологов-классиков отдавал ведущее место при построении своей теории производственным отношениям: 1) К. Маркс; 2) М. Вебер; 3) Г. Спенсер; 4) Э. Дюркгейм. 25. Кто из социологов предлагал опираться на социальные факты и изучать их статистически: 1) О. Конт; 2) К. Маркс; 3) М. Вебер; 4) Э. Дюркгейм. 26. Согласно концепции М. Вебера, социальным действиями, в наибольшей степени определяющими последовательную рационализацию общественной жизни, являются:
1) целерациональные; 2) ценностно-рациональные; 3) традиционные; 4) аффективные. 27. Кому из социологов принадлежит наиболее развернутое определение эволюции: 1) О. Конту; 2) Г. Спенсеру; 3) К. Марксу; 4) П. Сорокину 28. Идея о необходимости революционного преобразования социальных отношений составляет главный вывод: 1) позитивизма; 2) исторического материализма; 3) понимающей социологии; 4) социологического реализма 29. Ниже приведены суждения. Некоторые из них правильные, а другие неправильные. Вам предстоит разобраться в этом. Если вы считаете, что данное суждение правильное, ответьте «да», если не согласны, ответьте «нет». Суждение 29.1 Открытые социологией законы К. Маркс призывал преподавать в школах и университетах, дабы просветить людей, как следует правильно и разумно строить свои взаимоотношения. 29.2 О. Конт дал имя социологии и изучал общество раньше К. Маркса. 29.3 Для М. Вебера отдельный индивид — почти ничто, а точнее — абстракция. Общество же есть высшая реальность. 29.4 М. Вебер выступал за революционный путь изменения общества, а другие классики социологии — за реформистский. 29.5 К.Маркс предлагал опираться на социальные факты и предлагал изучать их статистически. 29.6 Понятие «консенсус» ввел в научный оборот социологии Э. Дюркгейм. 29.7 По Дюркгейму, солидарность покоится на коллективном сознании — совокупности общих верований и чувств, который разделяют члены одного общества или социальной группы. 29.8 Идеальный тип — метод исследования Э. Дюркгейма. 29.9 Изучение мотивов поведения игнорировали Конт, Маркс и Дюркгейм. 29.10 Э. Дюркгейм утверждал, что люди склонны к сотрудничеству от рождения. 30. Эмилю Дюркгейму принадлежит: 1) теория эволюции; 2) концепция идеальных типов; 3) идея о различии механической и органической солидарности; 4) теория конфликта. 31. Основоположником какого теоретического направления социологии является Герберт Спенсер: 1) социологизм; 2) органическая аналогия; 3) концепция идеальных типов; 4) исторический материализм. 32. Суть исторического материализма состоит в: 1) рассмотрении исторического процесса как материальной субстанции; 2) признании преимущества материального мира перед духовным; 3) выделении в качестве ведущих отношений по поводу производства материальных благ; 4) особом внимании к материальным объектам и вещам. 33. Кто из классиков социологии изучал особое влияние религиозных воззрений на способы организации хозяйственной жизни:
1) М. Вебер; 2) Э. Дюркгейм; 3) О. Конт; 4) К. Маркс. 34. Деятельность бюрократии как механизма управления и особого социального слоя служит выражением: 1) целерационального типа социального действия; 2) ценностно-рационального типа социального действия; 3) традиционного типа социального действия; 4) аффективного типа социального действия. 35. Назовите классиков социологии, которым принадлежат следующие высказывания.
36. Кто из социологов-классиков, в противовес К. Марксу, настаивал на определяющем воздействии надстройки на базис: 1) О. Конт; 2) Г. Спенсер; 3) Э. Дюркгейм; 4) М. Вебер. 37. Аномическое самоубийство, согласно Э. Дюркгейму, в наибольшей степени характерно для тех обществ, где: 1) господствует политеизм; 2) преобладает механический тип солидарности; 3) не наблюдается углубленного разделения труда. 38. Какие факторы социального развития Г. Спенсер относит к вторичным: 1) климат; 2) последствия вырубания лесов; 3) флору и фауну; 4) интеллектуальные качества социальных единиц. 39. Автором концепции харизматического господства является: 1) Огюст Конт; 2) Герберт Спенсер; 3) Эмиль Дюркгейм; 4) Макс Вебер. 40. Как называется направление в социологии, возникшее в конце XIX в., представители которого пытались свести законы развития общества к биологическим закономерностям естественного отбора? 1) социал-дарвинизм; 2) бихевиоризм; 3) морганизм-менделизм. 41. К. Маркс, Г. Зиммель, Р. Дарендорф — что объединяет эти имена? 1) это известные деятели международного рабочего движения; 2) это сторонники теории социального конфликта; 3) это известные западные экономисты. 42. Социологическая школа, главным методом которой является анализ разговорных высказываний и обнаружение с их помощью неявных механизмов поведения, - это... 1) феноменология 2) символический интеракционизм 3) этнометодология 43. Определите, что связывает эти имена: Дж.Г. Мид,Ч.Х. Кули, М. Вебер? 1) это философы-позитивисты; 2) это сторонники структурного функционализма; 3) это сторонники социального бихевиоризма. 44. Причиной фундаментальных социальных изменений в теории К. Маркса является …
1) распространение демократии 2) классовый конфликт 3) развитие науки 4) развитие рынка труда 45. Где понятие «социальный характер» является центральным? 1) «психология толпы» Г. Лебона; 2) психологический эволюционизм Ф. Гидденса; 3) неофрейдизм Э. Фромма. 46. Представителем социально-психологического направления в социологии является … 1) Г. Тард 2) Дж. Мид 3) Т. Парсонс 4) Э. Дюркгейм 47. Какая концепция рассматривает общественную жизнь как результат взаимодействия людей? 1) «формальная школа» Р. Парка; 2) структурный функционализм Т. Парсонса; 3) «теория конфликта» Г. Зиммеля. 48. Какая школа рассматривает социологию как поведенческую науку? 1) европейская; 2) американская; 3) русская. 49. Социологическая школа, главным методом которой является анализ разговорных высказываний и обнаружение с их помощью неявных механизмов поведения, - это... 1) феноменология 2) символический интеракционизм 3) этнометодология 50. Концепция социального взаимодействия, согласно которой на поведение людей влияет то, как оно вознаграждается, - это... 1) структурный функционализм 2) теория обмена 3) феноменологи Темы докладов и рефератов 1. Учение Аристотеля об обществе. 2. Идеи социальной справедливости в раннем христианстве. 3. Воззрения на характер общественного устройства гуманистов эпохи Возрождения. 4. Социальная доктрина О. Конта. 5. Социальная доктрина Г. Спенсера. 6. Предпосылки возникновения социологии, объективная необходимость ее возникновения как самостоятельной научной дисциплины. 7. Психологические школы в социологии. 8. К. Маркс и М. Вебер — общее и различное в понимании общества. 9. Достоинства и недостатки марксистской социологии. 10. Проблемы социокультурной динамики в социологии П.Сорокина. 11. Характеристика позитивистско-натуралистических течений социологии (И. Кэри, Освальд, Ш. Воден, Г. Монтескье, Ж. Бокль, Гобино и др.). 12. Критическая социология Франкфуртской школы. 13. Ф Фрейдизм и неофрейдизм в социологии. 14. Школа французского структурализма (К. Леви-Стросс, М. Фуко, Ж. Деррид1). 15. Роль интеллигенции в возрождении России (по работам С. Булгакова, И. Ильина, Л. Карсавин). 16. Социология XX в.: эмпирия и теория. 17. Современный период развития социологии: ее парадигмы. 18. Перспективы социологической науки.
Список учебно-методической и дополнительной литературы
Основная литература
1. Бердюгина, О. Г. Социология: учебник для бакалавров: для студентов высших учебных заведений, обучающихся по несоциологическим специальностям / [Бердюгина О. Г. и др.]; Уральская гос. юридическая акад. Москва: - М.: Юрайт, 2014. 2. Дмитриев, А.В. Общая социология: Учебник / А.В. Дмитриев, А.А. Сычев. - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 304 c. 3. Добреньков, В.И., Кравченко А.И. Социология: учебник для вузов - М.:ИНФРА-М, 2013. - 623 с. 4. Кравченко, А.И. Социология. Учебник, - М.: Проспект, 2018. 5. Кравченко, А.И. Социология: учебник для академического бакалавриата. - М., Издательство Юрайт, 2017. 6. Кондауров, В.И., Страданченков А.С., Коханов Е.Ф., Куртиков Н.А., Захаров М.Ю., Симоненко С.И., Ионцева М.В., Багдасарова Н. Социология. Общий курс: Учебник. - (Высшее образование: Бакалавриат)., (Гриф) - М.:, 2017. 7. Лавриненко, В. Н. - Социология: учебник: - М.: Проспект, 2014. 8. Позубенков, П.С., Социология учебное пособие / П.С. Позубенков, Н.Н. Сологуб, Д.Н. Порфирьев. - Пенза: РИО ПГСХА, 2013.- 140 с. 9. Социология в 2-х тт. Т.1. Классические теории через призму социологического воображения. Учебник для академического бакалавриата. Издание 1. М.: Юрайт, 2014. - 584 с. Дополнительная литература
1. Вебер, М. Избранные произведения. – М.: ЮНИТИ: 2006. 2. Галаганов, В.П. Общая социология / В.П. Галаганов. - М.: КноРус, 2011. - 280 c. 3. Кравченко, А.И. Социология: Хрестоматия для вузов - М.; Екатеринбург: Академический проект: Деловая книга, 2010.-734с. 4. Лоусен Тони, Гэррод Джоан Социология: А-Я Словарь-справочник/ Пер. с англ. - М.: Гранд, 2009. - 602с. 5. Маркович, Д.Ж. Общая социология: Учебник / Д.Ж. Маркович; Пер. с серб. С.А. Плема. - Рн/Д: РГУ, 2011. - 272 c. 6. Молевич, Е.Ф. Общая социология: Курс лекций / Е.Ф. Молевич. - М.: УРСС, 2011. - 328 c. 7. Общая социология: Учебное пособие / Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. - М.: ИНФРА-М, 2009. – 654 с. 8. Осипов, Г.В. Социология. — М.: ЛКИ, 2012. - 384 с. 9. Социология: Краткий тематический словарь/Ю.А. Агафонов, Е.М. Бабаосов, А.Н. Данилов и др./ Под ред. А.Н. Елсукова.- Р/нД: Феникс, 2007.-317 с.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.44.108 (0.124 с.) |