Тема 1.2. становление и основные этапы развития социологического знания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1.2. становление и основные этапы развития социологического знания



  1. Возникновение социологии как науки. О.Конт - родоначальник социоло­гии. Позитивизм в социологии. Теория социальной эволюции Г.Спенсера.
  2. Социология Э.Дюркгейма. Концепция социологизма. Социология марксизма.
  3. "Понимающая" социология М.Вебера.
  4. Социология в Рос­сии: традиции и направления. Марксистское направление в русской социологии.
  5. Структурный функционализм Т.Парсонса и Р.Мертона.
  6. Тео­рия социального конфликта (Р.Дарендорф, Л.Козер).
  7. Символический интеракционизм (Дж.Мид, Г.Блумер, А.Роуз). Феноменологическая социология (А.Щюц, П.Бергер).
  8. Теории социального обмена (Дж.Хоманс, П.Блау).
  9. Современный период в развитии социологии и ее перспективы.

 

Основные социологические термины и понятия

Анализ структурный, Бихевиоризм социальный, Геронтосоциология, Ид (оно), Идеальный тип, Интеграция социальная, Консенсус социальный, Постиндустриальное общество, Равновесие социальное, Система аутопойетическая, Система социального действия, Суперэго, Теории социального обмена, Факты социальные, Фрейдизм, Эго (я), Этносоциология.

Контрольные вопросы

1. Проверьте, знаете ли вы предпосылки возникновения со­циологии?

2. Когда впервые был введен в оборот термин «социология», кого считают ее отцом, родоначальником и почему? А может быть, было несколько основоположников?

3. Огюст Конт — родоначальник социологической науки?

4. Каковы основные этапы развития социологии?

5. Назовите наиболее известных социологов конца XIX — на­чала XX вв. Каков их вклад в развитие социологической мысли?

6. Каковы особенности американской социологии?

7. Что вы знаете об истории российской социологической мысли? Назовите ее виднейших представителей.

8. В чем особенности современного этапа развития социологии?

 

тесты, задания и упражнения

1. Термин «социология» появился:

1) в начале XX в.;

2) в конце XVIII в.;

3) в первой половине XIX в.;

4) в античности.

2. Первым в научный оборот термин «социология» ввел:

1) Георг Зиммель;

2) Огюст Конт;

3) Герберт Спенсер;

4) Чарльз Хортон Кули.

3. Центральным понятием «понимающей социологии» Макса Вебера является:

1) социальный факт;

2) закон интеллектуальной эволюции;

3) социальное действие;

4) способ производства.

4. Суть позитивизма как социологического метода заключается в:

1) отрицании основных принципов негативизма;

2) признании универсализма законов природы и целесообразно­сти применения методов естественнонаучных дисциплин к изу­чению общества;

3) утверждении первостепенного и исключительного значения социальной реальности и социологических методов в объяснении бытия человека и его среды;

4) признании необходимости специфического метода познания в социальных науках, отличающего их от дисциплин естествен­нонаучного цикла.

5. Автором классической социологической работы «Самоубийство» является:

1) Карл Маркс;

2) Макс Вебер;

3) Эмиль Дюркгейм;

4) Герберт Спенсер.

6. Огюст Конт утверждает, что элементарной структурной единицей общества является:

1) малая группа;

2) семья;

3) род;

4) личность.

7. Общественный прогресс, по О. Конту, является предметом изучения:

1) социальной статики;

2) социальной динамики;

3) социальной физики;

4) социометрии.

8. Эволюция, по Г. Спенсеру, — это:

1) синоним прогресса;

2) процесс быстрого, скачкообразного перехода материи из одного состояния в другое;

3) процесс плавного, постепенного накопления количественных из­менений в состоянии материи;

4) интеграция материи с переходом из неопределенного состояния в определенное.

9. Общество, по мнению Спенсера, — это:

1) случайное скопление взаимодействующих между собой людей;

2) группа индивидов, состоящих в родственной связи между собой;

3) достаточно длительное объединение самостоятельных индиви­дов, не вступающих в регулярные взаимодействия;

4)продукт эволюции малых человеческих сообществ в большие.

10. Базис в марксистской аналитической схеме общества — это:

1) производительные силы общества;

2) фундамент, на который опирается управление обществом;

3) производственные отношения;

4) совокупность производительных сил и производственных отношений.

11. Эмилю Дюркгейму принадлежит:

1) теория общественного договора;

2) закон иерархии наук;

3) концепция механической и органической солидарности;

4) теория общественно-экономических формаций.

12. Преобладанием какого из идеальных типов социального действия характеризуется тот или иной тип социального господства?

Идеальные типы социального действия:

1) целерациональное;

2) цен­ностно-рациональное; 

3) традиционное;

4) аффективное.

 

Тип социального господства Идеальный тип социального действия
Легально-рациональное  
Традиционное  
Харизматическое  

 

13. Вершиной пирамиды «иерархии наук» О. Конта является:

1) математика;

2) биология;

3) социология;

4) астрономия.

14. Главные признаки социальных фактов по Дюркгейму:

1) принадлежность их к общественной жизни и независимость от природной среды;

2) независимое от индивида существование и способность оказы­вать на индивида давление (принудительная сила);

3) происхождение из социального взаимодействия членов обще­ства;

4) культурная и политическая природа.

15. Создателем теории социального конфликта считают:

1) Огюста Конта;

2) Макса Вебера;

3) Карла Маркса;

4) Питирима Сорокина.

16. Кто из социологов считал, что главное в общественном развитии —это не стабилизация общества, а его разрушение и замена другим, более справедливым:

1) Э. Дюркгейм;

2) К. Маркс;

3) М. Вебер;

4) Г. Спенсер

17.Назовите классиков социологии, которым принадлежат следующие идеи.

 

Идея

Автор
17.1 Мотивы других людей мы раскрываем благодаря тому, что в схожих ситуациях большинство людей поступает одинаково  
17.2 Пролетариату принадлежит особая миссия создания но­вого общества, вследствие чего он сам исчезает как класс  
17.3 Солидарность членов общества покоится на коллектив­ном сознании — совокупности общих верований и чувств, которые разделяют члены одной социальной группы или общества  
17.4 Учение об обществе должно состоять из двух частей — социальной статики, описывающей законы существова­ния, и социальной динамики, описывающей законы изме­нения общества и этапы этого изменения  

 

18. Какие из обществ, по Э. Дюркгейму, основаны на механической со­лидарности, где личность не принадлежит себе и поглощается кол­лективом:

1) архаические;

2) индустриальные;

3) гражданские;

4) постиндустриальные

19. Понятие идеального типа как инструмента изучения социальных явлений ввел в научный оборот:

1) Герберт Спенсер;

2) Эмиль Дюркгейм;

3) Макс Вебер;

4) Карл Маркс.

20. Наиболее развернутая теория социальной стратификации принадлежит:

1) Карлу Марксу;

2) Питириму Сорокину;

3) Максу Веберу;

4) Эмилю Дюркгейму

21. Какую из научных дисциплин О. Конт поставил в основание своей «иерархии наук»:

1) социологию;

2) физику;

3) математику;

4) астрономию.

22. Кто из классиков социологии застал начальную стадию капитализма:

1) М. Вебер;

2) Э. Дюркгейм;

3) О. Конт;

4) Г. Спенсер.

23. Кого принято считать пионером социальной статистики в социологии:

1) О. Конта;

2) П. Сорокина;

3) Э. Дюркгейма;

4) К. Маркса.

24. Кто из социологов-классиков отдавал ведущее место при построе­нии своей теории производственным отношениям:

1) К. Маркс;

2) М. Вебер;

3) Г. Спенсер;

4) Э. Дюркгейм.

25. Кто из социологов предлагал опираться на социальные факты и изучать их статистически:

1) О. Конт;

2) К. Маркс;

3) М. Вебер;

4) Э. Дюркгейм.

26. Согласно концепции М. Вебера, социальным действиями, в наи­большей степени определяющими последовательную рационали­зацию общественной жизни, являются:

1) целерациональные;

2) ценностно-рациональные;

3) традиционные;

4) аффективные.

27. Кому из социологов принадлежит наиболее развернутое определе­ние эволюции:

1) О. Конту;

2) Г. Спенсеру;

3) К. Марксу;

4) П. Сорокину

28. Идея о необходимости революционного преобразования социальных отношений составляет главный вывод:

1) позитивизма;

2) исторического материализма;

3) понимающей социологии;

4) социологического реализма

29. Ниже приведены суждения. Некоторые из них правильные, а другие неправильные. Вам предстоит разобраться в этом. Если вы счи­таете, что данное суждение правильное, ответьте «да», если не согласны, ответьте «нет».

Суждение

29.1 Открытые социологией законы К. Маркс призывал преподавать в школах и университетах, дабы просветить людей, как следует пра­вильно и разумно строить свои взаимоотношения.

29.2 О. Конт дал имя социологии и изучал общество раньше К. Маркса.

29.3 Для М. Вебера отдельный индивид — почти ничто, а точнее — абст­ракция. Общество же есть высшая реальность.

29.4 М. Вебер выступал за революционный путь изменения общества, а другие классики социологии — за реформистский.

29.5 К.Маркс предлагал опираться на социальные факты и предлагал изучать их статистически.

29.6 Понятие «консенсус» ввел в научный оборот социологии Э. Дюркгейм.

29.7 По Дюркгейму, солидарность покоится на коллективном созна­нии — совокупности общих верований и чувств, который разделяют члены одного общества или социальной группы.

29.8 Идеальный тип — метод исследования Э. Дюркгейма.

29.9 Изучение мотивов поведения игнорировали Конт, Маркс и Дюркгейм.

29.10 Э. Дюркгейм утверждал, что люди склонны к сотрудничеству от рождения.

30. Эмилю Дюркгейму принадлежит:

1) теория эволюции;

2) концепция идеальных типов;

3) идея о различии механической и органической солидарности;

4) теория конфликта.

31. Основоположником какого теоретического направления социологии является Герберт Спенсер:

1) социологизм;

2) органическая аналогия;

3) концепция идеальных типов;

4) исторический материализм.

32. Суть исторического материализма состоит в:

1) рассмотрении исторического процесса как материальной суб­станции;

2) признании преимущества материального мира перед духовным;

3) выделении в качестве ведущих отношений по поводу производ­ства материальных благ;

4) особом внимании к материальным объектам и вещам.

33. Кто из классиков социологии изучал особое влияние религиозных воззрений на способы организации хозяйственной жизни:

1) М. Вебер;

2) Э. Дюркгейм;

3) О. Конт;

4) К. Маркс.

34. Деятельность бюрократии как механизма управления и особого социального слоя служит выражением:

1) целерационального типа социального действия;

2) ценностно-рационального типа социального действия;

3) традиционного типа социального действия;

4) аффективного типа социального действия.

35. Назовите классиков социологии, которым принадлежат следующие высказывания.

 

Высказывание

Автор
35.1 «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его»  
35.2 «Спрашивать, какова функция разделения труда, — зна­чит исследовать, какой потребности оно соответствует»  
35.3 «Все наши умозрения, как индивидуальные, так и родо­вые, должны неизбежно пройти последовательно через три различные теоретические стадии, которые могут быть здесь достаточно определены обыкновенными наименова­ниями — теологическая, метафизическая и научная»  
35.4 «Социальным мы называем такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующи­ми лицами смыслу соотносится с действием других лю­дей и ориентируется на него»  

 

36. Кто из социологов-классиков, в противовес К. Марксу, настаивал на определяющем воздействии надстройки на базис:

1) О. Конт;

2) Г. Спенсер;

3) Э. Дюркгейм;

4) М. Вебер.

37. Аномическое самоубийство, согласно Э. Дюркгейму, в наибольшей степени характерно для тех обществ, где:

1) господствует политеизм;

2) преобладает механический тип солидарности;

3) не наблюдается углубленного разделения труда.

38. Какие факторы социального развития Г. Спенсер относит к вто­ричным:

1) климат;

2) последствия вырубания лесов;

3) флору и фауну;

4) интеллектуальные качества социальных единиц.

39. Автором концепции харизматического господства является:

1) Огюст Конт;

2) Герберт Спенсер;

3) Эмиль Дюркгейм;

4) Макс Вебер.

40. Как называется направление в социологии, воз­никшее в конце XIX в., представители которого пытались свести законы развития общества к биологическим зако­номерностям естественного отбора?

1) социал-дарвинизм;

2) бихевиоризм;

3) морганизм-менделизм.

41. К. Маркс, Г. Зиммель, Р. Дарендорф — что объеди­няет эти имена?

1) это известные деятели международного рабочего движения;

2) это сторонники теории социального конфликта;

3) это известные западные экономисты.

42. Социологическая школа, главным методом которой является анализ разговорных высказываний и обнаружение с их помощью неявных механизмов поведения, - это...

 1) феноменология

2)  символический интеракционизм

3)  этнометодология

43. Определите, что связывает эти имена: Дж.Г. Мид,Ч.Х. Кули, М. Вебер?

1) это философы-позитивисты;

2) это сторонники структурного функционализма;

3) это сторонники социального бихевиоризма.

44. Причиной фундаментальных социальных изменений в теории К. Маркса является …

          1) распространение демократии

   2) классовый конфликт

   3) развитие науки

   4) развитие рынка труда

45. Где понятие «социальный характер» является цен­тральным?

1) «психология толпы» Г. Лебона;

2) психологический эволюционизм Ф. Гидденса;

3) неофрейдизм Э. Фромма.

46. Представителем социально-психологического направления в социологии является …

1) Г. Тард

2) Дж. Мид

3) Т. Парсонс

4) Э. Дюркгейм

47. Какая концепция рассматривает общественную жизнь как результат взаимодействия людей?

1) «формальная школа» Р. Парка;

2) структурный функционализм Т. Парсонса;

3) «теория конфликта» Г. Зиммеля.

48. Какая школа рассматривает социологию как по­веденческую науку?

1) европейская;

2) американская;

3) русская.

49. Социологическая школа, главным методом которой является анализ разговорных высказываний и обнаружение с их помощью неявных механизмов поведения, - это...

1)  феноменология

2)  символический интеракционизм

3)  этнометодология

50. Концепция социального взаимодействия, согласно которой на поведение людей влияет то, как оно вознаграждается, - это...

1) структурный функционализм

2) теория обмена

3) феноменологи

Темы докладов и рефератов

1. Учение Аристотеля об обществе.

2. Идеи социальной справедливости в раннем христи­анстве.

3. Воззрения на характер общественного устройства гума­нистов эпохи Возрождения.

4. Социальная доктрина О. Конта.

5. Социальная доктрина Г. Спенсера.

6. Предпосылки возникновения социологии, объективная необходимость ее возникновения как самостоятельной научной дисциплины.

7. Психологические школы в социологии.

8. К. Маркс и М. Вебер — общее и различное в понимании общества.

9. Достоинства и недостатки марксистской социологии.

10. Проблемы социокультурной динамики в социологии П.Сорокина.

11. Характеристика позитивистско-натуралистических течений социологии (И. Кэри, Освальд, Ш. Воден, Г. Монтескье, Ж. Бокль, Гобино и др.).

12. Критическая социология Франкфуртской школы.

13. Ф Фрейдизм и неофрейдизм в социологии.

14. Школа французского структурализма (К. Леви-Стросс, М. Фуко, Ж. Деррид1).

15. Роль интеллигенции в возрождении России (по рабо­там С. Булгакова, И. Ильина, Л. Карсавин).

16. Социология XX в.: эмпирия и теория.

17. Современный период развития социологии: ее парадигмы.

18. Перспективы социологической науки.

 

Список учебно-методической и дополнительной литературы

 

Основная литература

 

1. Бердюгина, О. Г. Социология: учебник для бакалавров: для студентов высших учебных заведений, обучающихся по несоциологическим специальностям / [Бердюгина О. Г. и др.]; Уральская гос. юридическая акад. Москва: - М.: Юрайт, 2014.

2. Дмитриев, А.В. Общая социология: Учебник / А.В. Дмитриев, А.А. Сычев. - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 304 c.

3. Добреньков, В.И., Кравченко А.И. Социология: учебник для вузов - М.:ИНФРА-М, 2013. - 623 с.

4. Кравченко, А.И. Социология. Учебник, - М.: Проспект, 2018.

5. Кравченко, А.И. Социология: учебник для академического бакалавриата. - М., Издательство Юрайт, 2017.

6. Кондауров, В.И., Страданченков А.С., Коханов Е.Ф., Куртиков Н.А., Захаров М.Ю., Симоненко С.И., Ионцева М.В., Багдасарова Н. Социология. Общий курс: Учебник. - (Высшее образование: Бакалавриат)., (Гриф) - М.:, 2017.

7. Лавриненко, В. Н. - Социология: учебник: - М.: Проспект, 2014.

8. Позубенков, П.С., Социология учебное пособие / П.С. Позубенков, Н.Н. Сологуб, Д.Н. Порфирьев. - Пенза: РИО ПГСХА, 2013.- 140 с.  

9. Социология в 2-х тт. Т.1. Классические теории через призму социологического воображения. Учебник для академического бакалавриата. Издание 1. М.: Юрайт, 2014. - 584 с.

Дополнительная литература

 

1. Вебер, М. Избранные произведения. – М.: ЮНИТИ: 2006.

2. Галаганов, В.П. Общая социология / В.П. Галаганов. - М.: КноРус, 2011. - 280 c.

3. Кравченко, А.И. Социология: Хрестоматия для вузов - М.; Екатеринбург: Академический проект: Деловая книга, 2010.-734с.

4. Лоусен Тони, Гэррод Джоан Социология: А-Я Словарь-справочник/ Пер. с англ. - М.: Гранд, 2009. - 602с.

5. Маркович, Д.Ж. Общая социология: Учебник / Д.Ж. Маркович; Пер. с серб. С.А. Плема. - Рн/Д: РГУ, 2011. - 272 c.

6. Молевич, Е.Ф. Общая социология: Курс лекций / Е.Ф. Молевич. - М.: УРСС, 2011. - 328 c.

7. Общая социология: Учебное пособие / Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. - М.: ИНФРА-М, 2009. – 654 с.

8. Осипов, Г.В. Социология. — М.: ЛКИ, 2012. - 384 с.

9. Социология: Краткий тематический словарь/Ю.А. Агафонов, Е.М. Бабаосов, А.Н. Данилов и др./ Под ред. А.Н. Елсукова.- Р/нД: Феникс, 2007.-317 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.44.108 (0.124 с.)