Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3.2. личность в системе социальных отношений. социализация личности

Поиск

1. Личность как объект изучения социологии. Личность и культура. Структура личности.

2. Схема взаимоотношений личности и общества. Социальный статус личности, статусные права и обязанности. Виды стату­сов.

3. Социальные роли личности. Социальный статус, роль, престиж, позиция. Ролевой конфликт и способы его разрешения.

4. Социализация личности: ее особенности и формы. Этапы социализации. Формы и факторы социализации. Агенты и институты социализации. Десоциализация и ресациализация.

5. Социальная типология личности (типы личности).

6. Новые тенденции взаимодействия личности, общества и природы в современных условиях, человеческое измерение об­щественного развития. 

7. Личность и общество в переходный период: человек в системе рыночных отношений современной России.

 

Основные социологические термины и понятия

Адаптация социальная, Активность социальная, Аккомодация, Аффилиация, Деятельность социальная, Диспозиция личности, Идентичность социальная, Изоляция социальная, Личность, Личность маргинальная, Личность модальная, Личность проактивная, Личность реактивная, Роль социальная, Самоактуализация, Самосознание, Самооценка, Социализация, Статус социальный, Статус личный, Статус предписанный, Статус достигаемый, Статусный набор, Установка социальная (аттитюд).

Контрольные вопросы

1. В чем различие понятий «человек», «индивид», «личность»?
Каждый ли человек личность? Какая личность XX века, на ваш взгляд, является наиболее выдающейся? Почему?

2. Какова структура личности?

3. Каковы основные социологические теории личности?

4. Что такое социальный тип личности? Какие социальные типы личности вам известны, по какому критерию они определяются? Какие типы личности связаны с особенностями разделения труда, социальной стратификацией? Какие варианты социальной типологии личности существуют в современной социологии?

5. Каковы функции личности? Что такое «социальный статуе» и «социальная роль» личности? Как эти понятия связаны между собой?

6. Что вы знаете о статусно-ролевой концепции личности. Какие противоречия видите в этой концепции?

7. В чем основные причины ролевого напряжения и ролевого конфликта? Чем отличаются эти понятия? В чем сущность ролевого конфликта?

8. Чем по 3. Фрейду определяется внутренний конфликт личности? Существуют ли способы его преодоления?

9. Каков механизм воздействия общества на личность и личности на общество? Дайте краткую характеристику взглядам М. Вебера, Э. Дюркгейма, К. Маркса на эту проблему.

10. Как специфика переходного периода развития обществ отражается на уровне индивидуального и группового сознания поведения?

11. Какие факторы оказывают влияние на социализацию личности? Что играет ведущую роль в процессе социализации? Какова роль образования и воспитания, школы и учителя в этом процессе? Как человек становится личностью? Что такое социальная зрелость?

12. Что изучает валеология?

13. Существуют ли резервные возможности и ресурсы в ус­ловиях экстремальной ситуации у социальной системы в целом и у личности?

тесты, задания и упражнения

1. Что понимается в социологии под термином «личность»?

а) Всякий человек с момента своего рождения.

б) Каждый, живущий в обществе и соблюдающий его нормы.

в) Выдающийся деятель.

2. Одна из характеристик человека как индивидуального феномена, отражающая его социальную сущность:

а) Индивидуальность.

б) Личность.

в) Индивид.

3. Какие из определений характеризуют понятия: 1) «социальная роль», 2) «социальный статус», 3) «ролевая система»?

а) Ранг или позиция индивида во взаимоотношениях с дру­гими, связанная с определенными правами и обязанностями.

б) Поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус.

в) Совокупность ролей, соответствующих данному статусу.

4. Социализация — это:

а) Обучение человека правилам жизни, поведения и куль­турным нормам.

б) Подготовка детей к взрослой жизни, усвоение элементар­ных правил общественной жизни.

в) Процесс усвоения индивидом на протяжении всей его жизни социальных ролей и культурных норм и ценностей того общества, к которому он принадлежит.

5. Кто из названных лиц является агентом социализации?

а) Продавец.

б) Врач.

в) Диктор телевидения.

6. Укажите самый важный критерий, соответствующий статусу взрослого человека:

а) Самому себя обеспечивать средствами существования.

б) Иметь свою семью.

в) Распоряжаться деньгами независимо от других.

7. К какому понятию относится определение: «Ус­тойчивая система социально значимых черт, определяю­щих биосоциальную природу человека и характеризую­щих индивида как члена той или иной общности»?

а) личность;  

б) гражданин;

в) человек.

8. Социальный статус показывает:

а) какое поведение общество ждет от индивида;

б) какое место занимает индивид в обществе или группе;

в) в какой социальной среде формируется личность.

9. Достигаемый статус:

а) достается через личные усилия и конкуренцию;

б) достается при рождении;

в) навязывается обществом вне зависимости от заслуг и усилий личности.

10. В современном обществе статус чаще всего является:

а) достигаемым;

б) приписываемым;

в) прирожденным.

11. Ожидаемое поведение индивида называется:

а) социальный статус;

б) социальная роль;

в) девиантное поведение.

 

12. Необходимость выполнять требования несовмести­мых ролей называется:

а) ролевой конфликт;

б) ролевое поведение;

в) маргинальный статус.

13. К кому понятию относится определение: «Положе­ние личности, занимаемое в обществе в соответствии с по­лом, возрастом, происхождением, профессией, семейным
положением»?

а) социальный престиж;

б) социальная роль;                                               

в) социальный статус.

14. Как называется ситуация, при которой социаль­ный и личный статус приходят в противоречие друг с дру­гом и индивид вынужден предпочесть один другому?

а) фрустрация;                                                       

б) статусный конфликт;

в) маргинальный статус.

15. К какому понятию относится определение: «Нор­мативно регулируемое на основе общепринятых норм по­ведение, компонент социальной структуры общества?

а) социальный статус;

б) маргинальный статус;

в) социальная роль.

16. Социальным статусом называется:

а) степень уважения к человеку со стороны окружающих;

б) позиция человека в обществе с определенным набором прав и обязанностей;

в) достигнутый уровень продвижения по служебной лестнице;

г) характер чувств (симпатий или антипатий), испытываемых к человеку со стороны друзей, сослуживцев и родственников.

17. Социальная роль — это:

а) понимание индивидом своего места среди окружающих людей;

б) отношение, выказываемое нами к окружающим нас людям;

в) характер поведения, ожидаемый от обладателя того или иного социального статуса;

г) положение, занимаемое человеком в своей социальной группе и признаваемое окружающими как должное.

18. В таблице приведены определения некоторых экономических ста­тусов. Укажите в правой графе номера тех родов занятий, которые, по вашему мнению, имеют отношение к ним.

 

Статус Род занятий
Капиталист — владелец капитала, находящегося в оборо­те и приносящего прибыль  
Предприниматель — человек, затевающий новое, часто рискованное, дело и вкладывающий в него собственные либо позаимствованные средства  
Менеджер — должностное лицо, планирующее и осущест­вляющее управление предприятием, в подчинении кото­рого находится один и более человек  

Род занятий: 1. Брокер. 2. Рантье. 3. Банкир. 4. Заимодавец. 5. Кредитор. 6. Директор. 7. Дилер.

 8. Фермер. 9. Продюсер. 10. Министр

 

19. Какой из приведенных ниже статусов является аскриптивным:

а) студент;  б) принц;  в) кондуктор.

разобраться в этом. Если вы счи­таете, что данное суждение правильное, то ответьте «да». Если вы считаете, что суждение неправильное, то ответьте «нет».

Суждение

19.1 Общественное разделение труда — производное от статусов и ролей
19.2 Социальная структура — анатомический скелет общества
19.3 Статусы и роли — пустые ячейки социальной структуры
19.4 Слово «статус» пришло в социологию из греческого языка
19.5 Права и обязанности — элементы общественного разделения труда
19.6 Обязанности свидетельствуют о том, что исполнитель данной ро­ли или носитель данного статуса должен делать по отношению к другим исполнителям или носителям
19.7 Права говорят о том, что человек может позволить себе или до­пустить в отношении других людей
19.8 Статус рабовладельца в древнем мире предполагал только обя­занности и не содержал почти никаких прав
19.9 От того, как расположены права и обязанности в социальной структуре, зависит уровень развития общества
19.10 Статус учителя, как и любой другой статус, определен относи­тельно всего общества
19.11 Любой человек, в конечном счете, занимает только одну со­циальную позицию, хотя участвует во множестве групп и орга­низаций
19.12 Для женщин главным чаще всего оказывается статус домохозяй­ки, а для мужчин — статус, связанный с основным местом работы или занятием
19.13 Для научной интеллигенции главным часто оказывается не место работы или род занятия, а ученая степень, а для менеджеров — должность или иерархический ранг
19.14 Социальный статус играет главенствующую роль среди знако­мых, а личный — среди незнакомых людей
19.15 Король за определенные провинности мог лишить человека дво­рянского титула
19.16 Система родства включает только прирожденные статусы
19.17 Функцию статусных символов выполняют также жилье, язык, жесты, манеры поведения
19.18 Социальный и личный статусы могут совпадать, а могут и не сов­падать

20. Оценка профессионального рейтинга отражает:

а) личный статус;

б) социальный статус;

в) и то и другое;

г) ни то ни другое.

21. Понятием «ролевая дистанция» обозначается:

а) ситуация субъективного отделения от роли ее исполнителя, ко­гда он не может сжиться с нею;

б) различие между исполнением своих социальных ролей облада­телями разных социальных статусов;

в) ситуация противоречия между требованиями различных ролей, исполняемых одним и тем же актором;

г) понятие, характеризующее степень близости, отдаленности или отчужденности различных социальных статусов.

22. Личный (личностный) статус — это позиция, занимаемая индиви­дом:

а) в общественном транспорте;

б) в производственном коллективе;

в) в первичной малой группе;

г) в большой социальной общности.

 

23. Социальный статус — это позиция, занимаемая индивидом:

а) в семье;

б) в школьном классе;

в) в первичной малой группе;

г) в большой социальной общности.

24. Статусной несовместимостью в социологии именуется:

а) несовпадение статусных устремлений у обладателей двух и бо­лее соотносимых социальных статусов;

б) противоречие социальных интересов представителей основных классов общества;

в) несоответствие личных способностей и специальной подготов­ки индивида требованиям его социального статуса;

г) ситуация обладания высоким статусом в одном из социальных подпространств или измерений при одновременном обладании низким статусным уровнем в другом подпространстве.

25. Ниже приведены некоторые утверждения, связанные с ролевой теорией. Укажите, кому из социологов могло бы принадлежать ка­ждое из них:

а) Ричард Линтон;

б) Роберт Мертон;

в) Джордж Герберт Мид;

г) Толкотт Парсонс.

Теоретическое положение

Автор
225.1 Дети осваиваются в обществе и развивают свои социаль­ные сущности («самости»), как бы примеряя на себя роли наблюдаемых ими взрослых, т. е. путем принятия ролей  
225.2 Любую роль можно описать с помощью пяти основных параметров: (1) уровень эмоциональности; (2) способ по­лучения; (3) масштаб;  (4) степень формализации; (5) мо­тивация  
225.3 Ролевые предписания коренятся в культуре общества и находят свое выражение в социальных нормах, которые и вводят поведение индивидов в русло ролей  
225.4 Существует несколько наиболее распространенных спосо­бов разрешения ролевого конфликта: а) установление для себя иерархии важности ролей; б) четкое разделение раз­личных сфер жизнедеятельности; в) юмор...  

 

26. Ниже приведены суждения. Некоторые из них правильные, а дру­гие неправильные. Если вы считаете, что данное суждение пра­вильное, то ответьте «да», если считаете, что неправильное, то от­ветьте «нет».

Суждение:

26.1. Роль дает статическое изображение предмета социологии, а ста­тус — динамическое

26.2. У одного человека может быть только один статус

26.3. Каждой роли предписан круг прав и обязанностей, которые опре­делены социальными нормами

26.4. Совокупность всех статусов образует социальную структуру

26.5. В примитивных обществах много статусов, а в современных мало

26.6. Социальные статусы связаны межличностными отношениями, а личные — социальными

26.7. Статусы связаны между собой социальными функциями, которые проявляются через социальные отношения

26.8. Основные, или общие, институты, в свою очередь, состоят из мно­жества неосновных, или частных, институтов

26.9. В каждый момент любой институт может быть представлен опре­деленной совокупностью людей и социальных организаций

26.10. Институт семьи насчитывает примерно 5-6 тыс. лет, а институт государства — примерно 500 тыс. лет

27. К какому понятию относится определение: «Про­цесс усвоения индивидом на протяжении всей его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, которому он принадлежит»?

а) социальная адаптация;                        .

б) социализация;

в) интериоризация

28. Социализация личности разделяется на несколько этапов в зависимости от степени освоения социальных требований и функций (ролей) при активном включении ее в социальную общность. Какие это этапы?

а) адаптация, индивидуализация, интеграция;       

б) первичная (внешняя) и интериоризация (внутренняя);

в) адаптация, типизация и ассимиляция.

29. Результатом процесса социализации является:

а) формирование личности;

б) формирование темперамента;

в) получение образования.

30. Социализация должна начинаться:

а) в школе;

б) с рождения;

в) с началом трудовой деятельности.

31.         Вторичная социализация — это:

а) процесс «переучивания» социальных ролей, когда человек по­падает в среду с иными условиями жизни;

б) период социализации, совпадающий с получением формально­го образования;

в) процесс закрепления социальных навыков, получаемых в ходе первичной социализации;

г) социализация, протекающая за рамками классной комнаты.

32. Главным агентом первичной социализации является:

а) семья;

б) детский сад;

в) школа;

г) компания друзей.

33. Какое из приведенных ниже высказываний применимо к социали­зации:

а) она присуща не только человеку, но и животным;

б) это кумулятивный процесс накопления социальных навыков;

в) это теоретическое овладение правами и обязанностями своего статуса;

г) это психофизиологический процесс укрепления организма.

34. Ресоциализация представляет собой:

а) период социализации, совпадающий с получением формально­ го образования;

б) процесс закрепления социальных навыков, получаемых в ходе первичной социализации;

в) отучение от старых норм, ценностей и ролей;

г) процесс «переучивания» социальных ролей, когда человек по­падает в среду с иными условиями жизни.

 

Темы докладов и рефератов

1. Социологическое понятие личности, его структура, основные элементы.

2. Понятие личности в социологии и психологии.

3. Социокультурная типология и социально-исторические типы личности.

4. Социальный статус и социальные роли личности: компоненты структуры социальной роли.

5. Ролевые конфликты: внутриролевые, межролевые, личностно-ролевые. Личность и социальные роли.

6. Социализация личности, ее формы. Агенты социализации.

7. Формирование личности в семье.

8. Самореализация личности.

9.  «Отчуждение» личности, формы отчуждения, проблемы ее преодоления.

10. Культура самосознания.

11.  Проблемы социализации личности в современном обществе.

12. Гражданские права и свободы, механизм их реализации в демократическом обществе.

13. Проблемы взаимоотношения личности и общества.

14. Ценностные ориентации и социальные установки: опыт социальных исследований.

15. Валеология — наука о социальном поведении человека в экстремальных ситуациях.

16. Внутренние и внешние регуляторы социального поведения человека.

17. Пути и средства гармонизации интересов личности и об­щества.

18. Новые тенденции взаимодействия личности, общества и природы в современных условиях, человеческое измерение об­щественного развития. 

19. Личность и общество в переходный период: человек в системе рыночных отношений современной России.

 

Список учебно-методической и дополнительной литературы

Основная литература

 

1. Волков, Ю. Г. Социология: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению "Социология" / Ю. Г. Волков - М.: Альфа-М, 2013.

2. Глазырин, В.А.Социология. Учебник для прикладного бакалавриата. - М.: Юрайт, 2018.

3. Добреньков, В.И. Социология: Учебник. Серия - Высшее образование, - М.: Инфра-М, 2018.

4. Добреньков, В.И. Методы социологического исследования. Учебник. - М.:  Инфра-М. Серия - Высшее образование, 2018.

5. Кондауров, В.И., Страданченков А.С., Коханов Е.Ф., Куртиков Н.А., Захаров М.Ю., Симоненко С.И., Ионцева М.В., Багдасарова Н. Социология. Общий курс: Учебник. - (Высшее образование: Бакалавриат)., (Гриф) - М.:, 2017.

6. Кравченко, А.И. Социология. Учебник, - М.: Проспект, 2018.

7. Кравченко, А.И. Социология: учебник для академического бакалавриата. - М., Издательство Юрайт, 2017.

8. Лавриненко, В. Н. - Социология: учебник: – М.: Проспект, 2014.

9. Общая социология: Учебник. - М.: Альфа-М, 2017.

 

Дополнительная литература

1. Бабосов, Е.М. Практикум по социологии: учеб. пособ. для студентов вузов / Е.М. Бабосов. – Минск: ТетраСистемс, 2003. – 416 с.

2. Кравченко, А.И.Социология: Хрестоматия для вузов – М.: Академический проект, 2010.

3. Кумпен, А.А., Росенко С.И. Курлов А.Б. Методология социального познания. Монография, – М.: Проспект, 2016.

4. Немировский, В.Г. Общая социология: учебное пособие / В. Г. Немировский. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 320 с.

5. Социология: учеб. пособие для студентов вузов / А. Н. Елсуков [и др.]; под общ. ред. А. Н. Елсукова. – 5–е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2004. – 544 с.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.117.107 (0.009 с.)