Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3.2. личность в системе социальных отношений. социализация личностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Личность как объект изучения социологии. Личность и культура. Структура личности. 2. Схема взаимоотношений личности и общества. Социальный статус личности, статусные права и обязанности. Виды статусов. 3. Социальные роли личности. Социальный статус, роль, престиж, позиция. Ролевой конфликт и способы его разрешения. 4. Социализация личности: ее особенности и формы. Этапы социализации. Формы и факторы социализации. Агенты и институты социализации. Десоциализация и ресациализация. 5. Социальная типология личности (типы личности). 6. Новые тенденции взаимодействия личности, общества и природы в современных условиях, человеческое измерение общественного развития. 7. Личность и общество в переходный период: человек в системе рыночных отношений современной России.
Основные социологические термины и понятия Адаптация социальная, Активность социальная, Аккомодация, Аффилиация, Деятельность социальная, Диспозиция личности, Идентичность социальная, Изоляция социальная, Личность, Личность маргинальная, Личность модальная, Личность проактивная, Личность реактивная, Роль социальная, Самоактуализация, Самосознание, Самооценка, Социализация, Статус социальный, Статус личный, Статус предписанный, Статус достигаемый, Статусный набор, Установка социальная (аттитюд). Контрольные вопросы 1. В чем различие понятий «человек», «индивид», «личность»? 2. Какова структура личности? 3. Каковы основные социологические теории личности? 4. Что такое социальный тип личности? Какие социальные типы личности вам известны, по какому критерию они определяются? Какие типы личности связаны с особенностями разделения труда, социальной стратификацией? Какие варианты социальной типологии личности существуют в современной социологии? 5. Каковы функции личности? Что такое «социальный статуе» и «социальная роль» личности? Как эти понятия связаны между собой? 6. Что вы знаете о статусно-ролевой концепции личности. Какие противоречия видите в этой концепции? 7. В чем основные причины ролевого напряжения и ролевого конфликта? Чем отличаются эти понятия? В чем сущность ролевого конфликта? 8. Чем по 3. Фрейду определяется внутренний конфликт личности? Существуют ли способы его преодоления? 9. Каков механизм воздействия общества на личность и личности на общество? Дайте краткую характеристику взглядам М. Вебера, Э. Дюркгейма, К. Маркса на эту проблему. 10. Как специфика переходного периода развития обществ отражается на уровне индивидуального и группового сознания поведения? 11. Какие факторы оказывают влияние на социализацию личности? Что играет ведущую роль в процессе социализации? Какова роль образования и воспитания, школы и учителя в этом процессе? Как человек становится личностью? Что такое социальная зрелость? 12. Что изучает валеология? 13. Существуют ли резервные возможности и ресурсы в условиях экстремальной ситуации у социальной системы в целом и у личности? тесты, задания и упражнения 1. Что понимается в социологии под термином «личность»? а) Всякий человек с момента своего рождения. б) Каждый, живущий в обществе и соблюдающий его нормы. в) Выдающийся деятель. 2. Одна из характеристик человека как индивидуального феномена, отражающая его социальную сущность: а) Индивидуальность. б) Личность. в) Индивид. 3. Какие из определений характеризуют понятия: 1) «социальная роль», 2) «социальный статус», 3) «ролевая система»? а) Ранг или позиция индивида во взаимоотношениях с другими, связанная с определенными правами и обязанностями. б) Поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. в) Совокупность ролей, соответствующих данному статусу. 4. Социализация — это: а) Обучение человека правилам жизни, поведения и культурным нормам. б) Подготовка детей к взрослой жизни, усвоение элементарных правил общественной жизни. в) Процесс усвоения индивидом на протяжении всей его жизни социальных ролей и культурных норм и ценностей того общества, к которому он принадлежит. 5. Кто из названных лиц является агентом социализации? а) Продавец. б) Врач. в) Диктор телевидения. 6. Укажите самый важный критерий, соответствующий статусу взрослого человека: а) Самому себя обеспечивать средствами существования. б) Иметь свою семью. в) Распоряжаться деньгами независимо от других. 7. К какому понятию относится определение: «Устойчивая система социально значимых черт, определяющих биосоциальную природу человека и характеризующих индивида как члена той или иной общности»? а) личность; б) гражданин; в) человек. 8. Социальный статус показывает: а) какое поведение общество ждет от индивида; б) какое место занимает индивид в обществе или группе; в) в какой социальной среде формируется личность. 9. Достигаемый статус: а) достается через личные усилия и конкуренцию; б) достается при рождении; в) навязывается обществом вне зависимости от заслуг и усилий личности. 10. В современном обществе статус чаще всего является: а) достигаемым; б) приписываемым; в) прирожденным. 11. Ожидаемое поведение индивида называется: а) социальный статус; б) социальная роль; в) девиантное поведение.
12. Необходимость выполнять требования несовместимых ролей называется: а) ролевой конфликт; б) ролевое поведение; в) маргинальный статус. 13. К кому понятию относится определение: «Положение личности, занимаемое в обществе в соответствии с полом, возрастом, происхождением, профессией, семейным а) социальный престиж; б) социальная роль; в) социальный статус. 14. Как называется ситуация, при которой социальный и личный статус приходят в противоречие друг с другом и индивид вынужден предпочесть один другому? а) фрустрация; б) статусный конфликт; в) маргинальный статус. 15. К какому понятию относится определение: «Нормативно регулируемое на основе общепринятых норм поведение, компонент социальной структуры общества? а) социальный статус; б) маргинальный статус; в) социальная роль. 16. Социальным статусом называется: а) степень уважения к человеку со стороны окружающих; б) позиция человека в обществе с определенным набором прав и обязанностей; в) достигнутый уровень продвижения по служебной лестнице; г) характер чувств (симпатий или антипатий), испытываемых к человеку со стороны друзей, сослуживцев и родственников. 17. Социальная роль — это: а) понимание индивидом своего места среди окружающих людей; б) отношение, выказываемое нами к окружающим нас людям; в) характер поведения, ожидаемый от обладателя того или иного социального статуса; г) положение, занимаемое человеком в своей социальной группе и признаваемое окружающими как должное. 18. В таблице приведены определения некоторых экономических статусов. Укажите в правой графе номера тех родов занятий, которые, по вашему мнению, имеют отношение к ним.
19. Какой из приведенных ниже статусов является аскриптивным: а) студент; б) принц; в) кондуктор. разобраться в этом. Если вы считаете, что данное суждение правильное, то ответьте «да». Если вы считаете, что суждение неправильное, то ответьте «нет».
20. Оценка профессионального рейтинга отражает: а) личный статус; б) социальный статус; в) и то и другое; г) ни то ни другое. 21. Понятием «ролевая дистанция» обозначается: а) ситуация субъективного отделения от роли ее исполнителя, когда он не может сжиться с нею; б) различие между исполнением своих социальных ролей обладателями разных социальных статусов; в) ситуация противоречия между требованиями различных ролей, исполняемых одним и тем же актором; г) понятие, характеризующее степень близости, отдаленности или отчужденности различных социальных статусов. 22. Личный (личностный) статус — это позиция, занимаемая индивидом: а) в общественном транспорте; б) в производственном коллективе; в) в первичной малой группе; г) в большой социальной общности.
23. Социальный статус — это позиция, занимаемая индивидом: а) в семье; б) в школьном классе; в) в первичной малой группе; г) в большой социальной общности. 24. Статусной несовместимостью в социологии именуется: а) несовпадение статусных устремлений у обладателей двух и более соотносимых социальных статусов; б) противоречие социальных интересов представителей основных классов общества; в) несоответствие личных способностей и специальной подготовки индивида требованиям его социального статуса; г) ситуация обладания высоким статусом в одном из социальных подпространств или измерений при одновременном обладании низким статусным уровнем в другом подпространстве. 25. Ниже приведены некоторые утверждения, связанные с ролевой теорией. Укажите, кому из социологов могло бы принадлежать каждое из них: а) Ричард Линтон; б) Роберт Мертон; в) Джордж Герберт Мид; г) Толкотт Парсонс.
26. Ниже приведены суждения. Некоторые из них правильные, а другие неправильные. Если вы считаете, что данное суждение правильное, то ответьте «да», если считаете, что неправильное, то ответьте «нет». Суждение: 26.1. Роль дает статическое изображение предмета социологии, а статус — динамическое 26.2. У одного человека может быть только один статус 26.3. Каждой роли предписан круг прав и обязанностей, которые определены социальными нормами 26.4. Совокупность всех статусов образует социальную структуру 26.5. В примитивных обществах много статусов, а в современных мало 26.6. Социальные статусы связаны межличностными отношениями, а личные — социальными 26.7. Статусы связаны между собой социальными функциями, которые проявляются через социальные отношения 26.8. Основные, или общие, институты, в свою очередь, состоят из множества неосновных, или частных, институтов 26.9. В каждый момент любой институт может быть представлен определенной совокупностью людей и социальных организаций 26.10. Институт семьи насчитывает примерно 5-6 тыс. лет, а институт государства — примерно 500 тыс. лет 27. К какому понятию относится определение: «Процесс усвоения индивидом на протяжении всей его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, которому он принадлежит»? а) социальная адаптация; . б) социализация; в) интериоризация 28. Социализация личности разделяется на несколько этапов в зависимости от степени освоения социальных требований и функций (ролей) при активном включении ее в социальную общность. Какие это этапы? а) адаптация, индивидуализация, интеграция; б) первичная (внешняя) и интериоризация (внутренняя); в) адаптация, типизация и ассимиляция. 29. Результатом процесса социализации является: а) формирование личности; б) формирование темперамента; в) получение образования. 30. Социализация должна начинаться: а) в школе; б) с рождения; в) с началом трудовой деятельности. 31. Вторичная социализация — это: а) процесс «переучивания» социальных ролей, когда человек попадает в среду с иными условиями жизни; б) период социализации, совпадающий с получением формального образования; в) процесс закрепления социальных навыков, получаемых в ходе первичной социализации; г) социализация, протекающая за рамками классной комнаты. 32. Главным агентом первичной социализации является: а) семья; б) детский сад; в) школа; г) компания друзей. 33. Какое из приведенных ниже высказываний применимо к социализации: а) она присуща не только человеку, но и животным; б) это кумулятивный процесс накопления социальных навыков; в) это теоретическое овладение правами и обязанностями своего статуса; г) это психофизиологический процесс укрепления организма. 34. Ресоциализация представляет собой: а) период социализации, совпадающий с получением формально го образования; б) процесс закрепления социальных навыков, получаемых в ходе первичной социализации; в) отучение от старых норм, ценностей и ролей; г) процесс «переучивания» социальных ролей, когда человек попадает в среду с иными условиями жизни.
Темы докладов и рефератов 1. Социологическое понятие личности, его структура, основные элементы. 2. Понятие личности в социологии и психологии. 3. Социокультурная типология и социально-исторические типы личности. 4. Социальный статус и социальные роли личности: компоненты структуры социальной роли. 5. Ролевые конфликты: внутриролевые, межролевые, личностно-ролевые. Личность и социальные роли. 6. Социализация личности, ее формы. Агенты социализации. 7. Формирование личности в семье. 8. Самореализация личности. 9. «Отчуждение» личности, формы отчуждения, проблемы ее преодоления. 10. Культура самосознания. 11. Проблемы социализации личности в современном обществе. 12. Гражданские права и свободы, механизм их реализации в демократическом обществе. 13. Проблемы взаимоотношения личности и общества. 14. Ценностные ориентации и социальные установки: опыт социальных исследований. 15. Валеология — наука о социальном поведении человека в экстремальных ситуациях. 16. Внутренние и внешние регуляторы социального поведения человека. 17. Пути и средства гармонизации интересов личности и общества. 18. Новые тенденции взаимодействия личности, общества и природы в современных условиях, человеческое измерение общественного развития. 19. Личность и общество в переходный период: человек в системе рыночных отношений современной России.
Список учебно-методической и дополнительной литературы Основная литература
1. Волков, Ю. Г. Социология: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению "Социология" / Ю. Г. Волков - М.: Альфа-М, 2013. 2. Глазырин, В.А.Социология. Учебник для прикладного бакалавриата. - М.: Юрайт, 2018. 3. Добреньков, В.И. Социология: Учебник. Серия - Высшее образование, - М.: Инфра-М, 2018. 4. Добреньков, В.И. Методы социологического исследования. Учебник. - М.: Инфра-М. Серия - Высшее образование, 2018. 5. Кондауров, В.И., Страданченков А.С., Коханов Е.Ф., Куртиков Н.А., Захаров М.Ю., Симоненко С.И., Ионцева М.В., Багдасарова Н. Социология. Общий курс: Учебник. - (Высшее образование: Бакалавриат)., (Гриф) - М.:, 2017. 6. Кравченко, А.И. Социология. Учебник, - М.: Проспект, 2018. 7. Кравченко, А.И. Социология: учебник для академического бакалавриата. - М., Издательство Юрайт, 2017. 8. Лавриненко, В. Н. - Социология: учебник: – М.: Проспект, 2014. 9. Общая социология: Учебник. - М.: Альфа-М, 2017.
Дополнительная литература 1. Бабосов, Е.М. Практикум по социологии: учеб. пособ. для студентов вузов / Е.М. Бабосов. – Минск: ТетраСистемс, 2003. – 416 с. 2. Кравченко, А.И.Социология: Хрестоматия для вузов – М.: Академический проект, 2010. 3. Кумпен, А.А., Росенко С.И. Курлов А.Б. Методология социального познания. Монография, – М.: Проспект, 2016. 4. Немировский, В.Г. Общая социология: учебное пособие / В. Г. Немировский. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 320 с. 5. Социология: учеб. пособие для студентов вузов / А. Н. Елсуков [и др.]; под общ. ред. А. Н. Елсукова. – 5–е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2004. – 544 с.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.117.107 (0.009 с.) |