Тема 1. 1. Социология как наука об обществе. Предмет и функции социологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. 1. Социология как наука об обществе. Предмет и функции социологии



1. Понятие о социологии. Предмет социологии, ее язык и мето­ды исследования.

2. Специфика социологии как науки. Структура и уровни социологического знания.

3. Социология в системе социально-гуманитарного знания.Функции социологического знания.

4. Понятие соци­ального. Социологические законы и категории.

 

Основные социологические термины и понятия

Закон социальный, Макросоциология, Микросоциология, Общесоциологическая теория, Объект социологии, Предмет социологии, Прикладная социология, Проектирование социальное, Социология, Теоретическое социологическое знание, Эмпирическое социологическое знание.

Контрольные вопросы

1. Какое место среди наук об обществе занимает социология?

2. Что дает право называть социологию наукой?

3. В чем отличие объекта социологии от ее предмета?

4. Каковы особенности и задачи современной социологии? В чем сущность ее основных функций?

5. Какова структура социологии? Чем отличается теоретиче­ская социология от эмпирической социологии?

6. Перечислите известные вам специальные социологические теории. Какая из них ближе к вашей профессии?

7. Какие категории социологии вы знаете? Можете ли вы на­ звать главную категорию?

8. Что вам известно о социологических законах? Тождественны ли они социальным законам?

9. Какой метод или методы использует социология?

 

тесты, задания и упражнения

1. Что является предметом социологии?

1) Человек.

2) Социальная жизнь человека, группы, общества.

3) Общество.

2. Укажите (подчеркните) самый распространенный метод со­циологии


1) Анализ документов.

2) Наблюдение.

3) Опрос.


3. Какое из перечисленных ниже качеств не относится к научному знанию:


1) эмпиричность;

2) передаваемость;

3) нормативность;

4) обобщающий характер.


4. Социология — это наука о поведении:                 

1) групп, состоящих из небольшого числа людей;

2) личности в обществе;

3) больших социальных групп;

4) людей в своей семье.

5. Какое из приведенных ниже суждений в наибольшей степени применимо к тому, чем занимается общая (теоретическая) социология как научная дисциплина:

1) изучение и составление типологии общественного мнения по самым разнообразным поводам социальной жизни;

2) психология, приложенная к большим и малым группам людей;

3) изучение общества в целом и больших социальных групп без выделения индивидуальных особенностей входящих в них людей;

4) изучение особенностей поведения людей в составе больших и малых групп.

6. Предметом социологии как научной дисциплины выступают:

1) взаимоотношения и связи людей по поводу производства мате­риальных благ, их обмена и распределения;

2) явления взаимодействия людей и человеческих групп друг с другом;

3) события, когда-либо имевшие место, и роль конкретных людей в них;

4) механизмы мотивации и регуляции поведения людей.

7. Какое из перечисленных ниже понятий относится к сфере изуче­ния социологии:


1) симпатия;                     

2) капитал;

3) статус;

4) чувство.


8. С какими из приведенных ниже суждений вы согласны:

1) понятие «общество» применимо к любой исторической эпохе, к любой по численности группе или объединению людей;

2) общество — самая большая группа из всех объединений людей, проживающих на данной территории;

3) если какое-либо объединение пополняет свою численность пре­ имущественно за счет детей тех людей, которые уже являются 134признанными его представителями, то оно обязательно называ­ется обществом;

4) обществом называется такое объединение людей, которое явля­ется частью какой-либо более крупной системы.

9. С каким из приведенных ниже суждений вы согласны:

1) чтобы какое-либо объединение людей называлось обществом, у него обязательно должна существовать такая система ценно­стей, которую называют культурой;

2) современные державы, насчитывающие сотни миллионов граждан, не могут считаться обществом;

3) древние племена, размещавшиеся на территории, равной ны­нешнему городскому микрорайону, не являлись обществами;

4) общество возникает на определенной стадии развития государства.

10. Статистика отмечает неуклонное сокращение рождаемости с 70-х гт.XX в. — вначале в СССР, а затем в России. Особенно заметным оно стало в 90-е гг. Специалисты дали свои варианты объяснений. Они приведены ниже. Только один принадлежит социологу. Какой именно:

1) сокращение рождаемости — это следствие ухудшения экологи­ ческой обстановки в стране;

2) причину надо искать в повышении уровня образования населе­ния, а также в увеличении ценности досуга и в возрастающих трудностях заботы о ребенке;

3) сокращение рождаемости — следствие изменения физиологиче­ского строения женского организма, трудности вынашивания плода;

4) причину надо искать в неэффективности законодательства, ре­гулирующего социальную помощь семье и детству.

11. Ниже приведены различные суждения о внешней среде и внутрен­нем мире человека. Часть из них, несомненно, относится к социо­логии, часть — к психологии. Укажите, к какой именно дисциплине относится каждое суждение.

Суждения:

11.1 Элита — это высший слой, занимающий ключевые позиции в какой-либо сфере общества.

11.2 Как правило, мышление менеджера стереотипное, а предпринимате­ля — инновационное.

11.3 Рефлексы подразделяются на врожденные и приобретенные.

11.4 Кадровым рабочим человек становится обычно к 30 годам.

11.5 В экстремальной ситуации ускоряются процессы принятия решений.

11.6 Чем выше уровень образования человека, тем больше у него шансов на социальное продвижение.

12. Методологический подход к анализу общества, согласно которому уровень развития науки и техники определяет социальные процессы во всех сферах обществах, называется … детерминизмом:

1) экономическим

2) технологическим

3) психологическим

4) географическим

13. Методологический подход к анализу общества, придающий решающее значение для объяснения социальных процессов уровню развития производства и характеру отношений собственности называется... детерминизмом:

1) экономическим

2) культурным

3) психологическим

4) географическим

14. К собственно социологическим методам относятся...

1) наблюдение

2) метод сравнения

3) контент-анализ

15. Совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных - это

1) объект социологии

2) метод социологии

3) предмет социологии

16. К общенаучным методам социологии относится...

1) структурно-функциональный метод

2) метод социометрии Я.Морено

3) социологический опрос

17. К уровням социологического знания относятся...

1) общесоциологические теории

2) общенаучные теории

3) теории среднего уровня

4) прикладная социология

18. Социальные закономерности развития общества и его элементов - это...

1) объект социологии                    3) предмет социологии

2) метод социологии

19. Уровень социологического знания, связанный с крупными элементами социальных структур и их взаимодействия, называется...

1) Микросоциология                       3) макросоциология

2) теория среднего уровня

20. Социология - это...

1) совокупность теорий макро- и микроуровня

2) только совокупность теории среднего уровня

3) многоуровневая, полиотраслевая наука

4) совокупность эмпирических исследований социальных процессов

21. Влияние математики на социологию заключается в том, что...

1) математика является методологической основой развития социологии

2) для социологии прежде всего важны математические методы, используемые в социологических исследованиях

3) математика является информационной базой существования социологии как науки

22. Предметом социологии, по Г.Спенсеру, является...

1) общество, развивающееся в сторону целостности через конфликты и противоречия

2) общество как социальный организм, в котором дифференциация считается интеграцией благодаря естественной эволюции его социальных институтов

3) общество, основу которого составляют взаимодействия людей, движимых волей

23. Основные социологические парадигмы в изучении общества

1. макросоциологическая

2. микросоциологическая

3. каузальная

24. Предмет социологии П.Сорокин понимал как...

1. систематическое изучение общества, в котором особое внимание уделяется современным индустриальным системам

2. изучение общества как реальной совокупности взаимодействующих индивидов, в которой положение (статус) социального субъекта зависит от его действий в институтах

25. К функциям социологии не относятся...

1) теоретико-познавательная

2) диагностическая

3) эвристическая

4) прогностическая

5) организационно-технологическая

6) социального проектирования и конструирования

7) инструментальная

26. Какое из следующих утверждений истинно

1) социология изучает все социальные явления

2) социология изучает большое число объектов

3) социология изучает различные формы жизнедеятельности одного и того же объекта

27. Теоретические построения, находящиеся между теоретической и эмпирической социологией - это теории...

1. макросоциологические

2. среднего уровня

3. социального обмена

28. К основным социологическим парадигмам относятся...

1. антропоценрическая

2. социоцентрическая

3. этноцентрическая

29. Социологические парадигмы можно разделить на следующие группы:

1. структурно-функциональные

2. целевые

3. интерпретативные

4. интегральные

5. гипотетические

 

Темы докладов и рефератов

1. Предмет социологического знания.

2. Социология как научное знание.

3. Фундаментальные вопросы социологии.

4. Социальные и социологические законы.

5. Особенности микро- и макросоциологии.

6. Проблема социального в научных дискуссиях.

7. Специфика социологического знания.

8. Основные функции социологии, главные сферы ее при­менения.

9. Социология и реальность.

10.Общественное мнение о социологии.

11.Социология и здравый смысл.

12.Социология как полипарадигмальная наука.

13.Роль социологии в преобразовании России.

14.Социология на пороге XXI в.: новые направления иссле­дований.

Список учебно-методической и дополнительной литературы

Основная литература

1. Багдасарьян, Н.Г., Козлова М.А., Шушунян Н.Р. Социология: учебник для вузов. Высшая школа экономики; общ. ред. Багдасарьян Н.Г. М.: Юрайт, 2015. - 447 с.

2. Волков, Ю. Е. Социология: Учебное пособие для бакалавров / Ю. Е. Волков. - М.: «Дашков и К°», 2014. - 400 с.

3. Ежов, С.П. Семинарские занятия по социологии. Практикум / С.П. Ежов, О.В. Халисте. – СПб.: 2015. - 121 с.

4. Немировский, В.Г. Социология. - М.: Проспект, 2013. - 544 с.

5. Оганян, К.М. Общая социология: Учебное пособие / К.М. Оганян. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 236 c.

6. Паниотова, Т.С. Общая социология: Учебное пособие / Т.С. Паниотова. — М.: КноРус, 2013. - 288 c.

7. Социология: Учебник для вузов / Под ред. В.К.Батурина. – 4-е изд., переаб.и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 487 с. - (Серия «Золотой фонд Российских учебников»).

8. Социология: Учебник для вузов / Под ред.проф.В.Н. Лавриненко. – 3-е изд., переаб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 448 с. - (Серия «Золотой фонд Российских учебников»).

 

Дополнительная литература

1. Бабосов, Е.М. Практикум по социологии: учеб. пособ. для студентов вузов / Е.М. Бабосов. - Минск: ТетраСистемс, 2003. - 416 с.

2. Багдасарьян, Н.Г. Социология: учебник [Текст] / Н.Г. Багдасарьян. – М.: Юрайт; М.: ИД Юрайт, 2010. - 590 с.

3.Волков, Ю.Г., Добреньков В.И. Социология: Учебник / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. - Изд.2-е, испр. и доп. – М.: Гардарики, 2003. - 512 с.

4. Исаев, Б.А. «Социология. Краткий курс.»: ООО «Питер Пресс»; Санкт-Петербург; 2010. - 320 с.

5. Осипов, Г.В. Социология. - М.: ЛКИ, 2012. - 384 с.

6. Социология: Краткий тематический словарь/Ю.А. Агафонов, Е.М. Бабаосов, А.Н. Данилов и др./ Под ред. А.Н. Елсукова.- Р/нД: Феникс, 2007.-317 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.247.196 (0.033 с.)