Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3.1. формирование социальных отношений: социальное действие и взаимодействие
1. Понятие действия в социологии. Социальные связи и отношения. Социальное поведение. Пирамида потребностей А.Маслоу, ее значение в социологии. 2. Теории межличностного взаимодействия. Контакт и взаимодействие как виды социальной связи. 3. Типология социального взаимодействия. Взаимодействие в социальной группе: типы, виды, характер. 4. Формы взаимодействия. Горизонтальные и вертикальные взаимодействия. Отношения влияния и власти. 5. Сотрудничество и соперничество - исторически сложившиеся формы социального взаимодействия. Конкуренция и конфликт. Причины и условия развития социальных конфликтов. 6. Субъекты конфликтных отношений. Механизм социального конфликта и стадии его развития. Стратегии конфликтного поведения и их эффективность. 7. Классификация и типология конфликта. Методика анализа конфликтной ситуации и управление конфликтом. Методы разрешения конфликтов. 8. Социальные конфликты и противоречия в современной России.
Основные социологические термины и понятия Аккомодация, Аккомодация, Деятельность социальная, Дискриминация, Инновация, Конкуренция, Контакт социальный, Образец культурный, Обратная связь, Общение, Поведение социальное, Проактивность, Разрешение конфликта, Соперничество, Сотрудничество (кооперация), Установка социальная (аттитюд). Контрольные вопросы 1. Почему феномен отношений привлекает к себе большое внимание психологов, социологов, писателей. Объясните различие между индивидуальными (межличностными) и социальными отношениями. Приведите развернутое определение социальных отношений. 2. Какие семь признаков М. Вебер считал характерными для осмысленности социальных отношений. Охарактеризуйте четыре основных отличия официальных отношений от неофициальных. 3. По каким основаниям проводят типологизацию социальных отношений? - Охарактеризуйте основные типы социальных отношений, дифференцируемые в зависимости от их субъекта. - Опишите основные типы социальных отношений, ранжируемых в зависимости от их объекта. - Дайте характеристику основных типов социальных отношений, выделяемых в зависимости от их модальности. 4. Охарактеризуйте сущность субординационных отношений и их основные типы.
5. Какие типы отношений выделяются в системе управленческой деятельности в зависимости от господства и подчинения. 6. Дайте описание служебных и иных отношений, складывающихся между сотрудниками организаций и учреждений в процессе функционирования в них системы управления. 7. Дайте развернутое определение социального взаимодействия. Какие основные признаки взаимодействия Вы знаете. Опишите две взаимозависимые стороны социального взаимодействия. 8. Охарактеризуйте основные компоненты социального механизма взаимодействия. 9. Чем определяется способ взаимодействия индивидов с другими индивидами и социальными группами. 10. Какие основные типы социальных взаимодействий можно выделить на основе различения субъектов и масштабов этих процессов. 11. Охарактеризуйте основные компоненты межличностных взаимодействий. 12. Какие элементы входят в структуру внутригрупповых взаимодействий. 13. Охарактеризуйте структурные компоненты внутрисистемных взаимодействий. Какие из этих компонентов являются в данном случае системообразующими, т.е. характерными именно для социальной системы? 14. Под влиянием каких процессов всемирного характера складываются межсистемные взаимодействия в современном мировом сообществе государств? 15. Каковы причины, условия, механизм социального конфликта и стадии его развития? 16. Охарактеризуйте методы разрешения конфликтов. Работа с текстом. М. Вебер. Понятие социологии и «смысла» социального действия
Социология (в том смысле этого весьма многозначного слова, который здесь имеется в виду) есть наука, стремящаяся, истолковывая, понять социальное действие и тем самым каузально объяснить его процесс и воздействие. «Действием» мы называем действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится ли к невмешательству или терпеливому приятию), если и поскольку действующий индивид или индивиды связывают с ним субъективный смысл. «Социальным» мы называем такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него.
Мотивы социального действия. Социальное действие, подобно любому другому поведению, может быть: а) целерациональным, если в основе его лежит ожидание определенного поведения предметов внешнего мира и других людей и использование этот ожидания в качестве «условий» или «средств» для достижения своей рационально поставленной и продуманной цели; б) ценностно-рациональным, основанным на вере и безусловную — эстетическую, религиозную или любую другую — самодов- п’ющую ценность определенного поведения как такового, независимо от того, к чему оно приведет; в) аффективным, прежде всего эмоциональным, то есть обусловленным аффектами или эмоциональным состоянием индивида; г) традиционным, то есть основанным на длительной привычке. - Чисто традиционное действие, подобно чисто реактивному подражанию, находится на самой границе, а часто даже за пределом того, что может быть названо «осмысленно» ориентированным действием. Ведь часто это только автоматическая реакция на привычное раздражение в направлении некогда усвоенной установки. Большая часть привычного повседневного поведения людей близка данному типу, занимающему определенное место в систематизации поведения не только в качестве пограничного случая, но и потому, что верность привычке может быть здесь осознана различным образом и в различной степени. - Чисто аффективное действие также находится ни границе и часто за пределом того, что «осмысленно», осознанно ориентировано; оно может быть не знающим препятствий реагированием на совершенно необычное раздражение. Если действие, обусловленное аффектом, находит свое выражение в сознательной эмоциональной разрядке, мы говорим о сублимации. В таком случае этот тип уже почти всегда близок к «ценностной рационализации», или к целенаправленному поведению, или к тому и другому. - Ценностно-рациональная ориентация действия отличается от аффективного поведения осознанным определением своей направленности и последовательно планируемой ориентацией на нее. Общее их свойство заключается в том, что смысл для них состоит не в достижении какой-либо внешней цели, а в самом определенном по своему характеру поведении как таковом. Индивид действует под влиянием аффекта, если он стремится немедленно удовлетворить свою потребность в мести, наслаждении, преданности, блаженном созерцании или снять напряжение любых других аффектов, какими бы низменными или утонченными они ни были. - Чисто ценностно-рационально действует тот, кто, невзирая на возможные последствия, следует своим убеждениям о долге, достоинстве, красоте, религиозных предначертаниях, благочестии или важности «предмета» любого рода. Ценностно-рациональное действие (в рамках нашей терминологии) всегда подчинено «заповедям» или «требованиям», в повиновении которым видит свой долг данный индивид. Лишь в той мере, в какой человеческое действие ориентирова- но на них — что встречается достаточно редко и в очень различном, большей частью весьма незначительной степени, — можно говорить о ценностно-рациональном действии. Целерационально действует тот индивид, чье поведение ориентировано на цель, средства и побочные результаты его действий, кто рационально рассматривает отношение средств к цели и побочным результатам и, наконец, отношение различных возможных целей друг к другу, то есть действует, во всяком случае, не аффективно (прежде всего не эмоционально) и не традиционно.
Выбор между конкурирующими и сталкивающимися целями и следствиями может быть в свою очередь ориентирован ценностно-рационально — тогда поведение целерационально только по своим средствам. Индивид может также включить конкурирующие и сталкивающиеся цели — без ценностно-рациональной ориентации на «заповеди» и «требования» — просто как данные субъективные потребности в шкалу по степени их сознательно взвешенной необходимости, а затем ориентировать свое поведение таким образом, чтобы эти потребности по возможности удовлетворялись в установленном порядке («принцип предельной полезности»). Ценностно-рациональная ориентация действия может, следовательно, находиться в различных отношениях с целерациональной ориентацией. С целерациональной точки зрения ценностная рациональность всегда иррациональна, и тем иррациональнее, чем больше она абсолютизирует ценность, на которую ориентируется поведение, ибо она тем в меньшей степени принимает во внимание последствия совершаемых действий, тем безусловнее для нее самодовлеющая ценность поведения как такового (чистота убеждении, красота, абсолютное добро, абсолютное выполнение своего долга). Впрочем, абсолютная целерациональность действия тоже, в сущности, лишь пограничный случай. Действие, особенно социальное, очень редко ориентировано только на тот или иной тип рациональности, и самая эта классификация, конечно, не исчерпывает типы ориентаций действия; они являют собой созданные для социологического исследования понятийно чистые типы, к которым в большей или меньшей степени приближается реальное поведение или — что встречается значительно чаще — из которых оно состоит. Для нас доказательством их целесообразности может служить только результат исследования. Вопросы к тексту 1. Какое социальное явление М. Вебер называет «действием»? 2. Что характерно для целерационального действия? 3. Каковы особенности ценностно-рационального действия? 4. Чем характеризуется аффективное действие? 5. В чем состоят отличительные черты традиционного действия? 6. Какой тип социального действия М. Вебер считал наиболее рациональным?
Источник: Вебер М. Избранные произведения. М, 1990. С. 602- 603: 628-630.
тесты, задания и упражнения 1. Как называется направление в современной западной социологии, изучающее устойчивые формы организации и регулирования социальной жизни? а) структурный функционализм; б) институциональная социология; в) неомарксизм франкфуртской школы. 2. Представители какого направления в современной социологии рассматривают обмен различными типами деятельности как фундаментальную основу общественных отношений? а) неомарксизм; б) анализ социальных связей; в) теория социального обмена. 3. Назовите основные виды социальных взаимодействий, выделенные одним из основателей чикагской школы социальной экологии Э.Р. Парком? а) антагонистические и неантагонистические; б) борьба за власть, изменение статуса, перераспределение доходов, переоценка ценностей; в) соревнование, приспособление, ассимиляция, социальный конфликт. 4. Что является проявлением высших потребностей человека, согласно теории «иерархии потребностей» А. Маслоу? а) витальные потребности; б) культурные потребности; в) творчество. 5.«Общепризнанное влияние личности на окружающих, основанное на знаниях, опыте и нравственных достоинствах». К какому понятию относится данное определение? а) тирания; б) авторитет; в) культ. 6. С чем связывает стремление к лидерству последователь 3. Фрейда А. Адлер? а) с чувством превосходства; б) с состоянием фрустрации; в) с чувством неполноценности. 7. Как называется направление в современной социологии, которое объясняет социальное поведение и жизнь общества через свойственное человеку стремление воспроизводить воспринимаемое поведение других индивидов и групп? а) ролевая теория; б) теория социализации; в) теория подражания. 8. Чем, с точки зрения М. Вебера, обеспечивается власть авторитета? а) возможностью прямого применения силы (насилия); б) харизмой; в) личностными качествами. 9. Как называется господство, основанное на исключительных качествах, приписываемых лидеру? а) олигархическое; б) тоталитарное; в) харизматическое, 10. Суть каких теорий социального взаимодействия изложена ниже (укажите помер, под которым обозначена соответствующая теория): а) теория обмена; б) символический интеракционизм; в) этнометодология; г) управление впечатлениями Теория 10.1 Изучение правил, регулирующих контакты между людьми и обычно принимаемых на веру. 10.2 Главное внимание здесь уделяется воздействию затрат и вознаграждений на поведение людей. 10.3 Регулирование взаимодействий между людьми основывается на выражении выгодных для них символических значений. 10.4 Все действия людей есть проявления социального поведения, основанного на коммуникации; коммуникация становится возможной благодаря тому, что люди придают одинаковые значения данному символу.
11. Социальный характер является продуктом: а) уровня развития общества; б) национальной культуры; в) особенностей природно-географической среды; г) индивидуального воспитания. 12. Основателем теории символического интеракционизма принято считать: а) Дж. Г. Мида; б) Э. Гидденса; в) Т. Парсонса; г) Б. Малиновского. 13. К числу динамических процессов в малой группе относится: а) собрание группы; б) ссора между членами группы; в) структурирование; г) совместный отдых. 14. Важнейшим условием социального взаимодействия П. Сорокин считает: а) наличие соответствующей мотивации; б) наличие двух или более индивидов, обусловливающих поведение и психическое переживание друг друга; в) наличие взаимной заинтересованности; г) наличие взаимной выгоды. 15. Основателем теории групповой динамики считают: а) Курта Левина; б) Джорджа Герберта Мида; в) Эдварда Гарфинкеля; г) Элтона Мэйо. 16. Наиболее общей основой возникновения взаимодействия считается: а) наличие общих интересов у субъектов взаимодействия; б) регулярное совмещение в пространственно-временном континууме; в) единая лингвистическая база общения; г) принадлежность к одной и той же социальной группе. 17. Если вы считаете, что данное суждение правильное, то ответьте «да». Если вы считаете, что оно неправильное, ответьте «нет». Суждение 17.1 Социализация есть способ изменения и развития культуры 17.2 Социализация — это совокупность традиций, обычаев, социальных норм, правил, регулирующих поведение тех, кто живет сейчас, и передаваемых тем, кто будет жить завтра 17.3 Когда в обществе становятся неопределенными законы и нормы, устанавливается беспорядок, или аномия 17.4 Главная функция религии — социализация членов общества 17.5 Понятием «институционализация» обозначают закрепление складывающейся практики или общественных отношений в виде законов, социальных норм, правил поведения 17.6 Деловые отношения — это то же самое, что и формальные отношения 17.7 Кооперация подразумевает разделение труда 17.8 Если действие регулярно приводит к неудаче, то мотивация возрастает 17.9 Социальное взаимодействие как обмен строится на уравновешивании вознаграждений и затрат 17.10 Близкие родственники являются агентами первичной социализации, а дальние родственники — агентами вторичной 18. Тип социального характера, преобладающего в современных развитых обществах, называется: а) нерыночный; б) ориентированный на себя; в) ориентированный на традицию; г) ориентированный на других. 19. Ниже приведены суждения. Укажите ту из концепций социального взаимодействия, для которой они характерны: а) теория обмена; б) символический интеракционизм; в) этнометодология; г) управление впечатлениями. Суждение 19.1 Социальная жизнь зависит от нашей способности воображать себя в других социальных ролях, и это принятие роли другого зависит от нашей способности к внутреннему разговору с самим собой. 19.2 Люди проектируют собственные имиджи, причем обычно такими способами, которые наилучшим образом отвечают их собственным целям 19.3 Возникающее в ходе взаимодействия вознаграждение становится повторяющимся и регулярным, постепенно перерастая в отношения между людьми, базирующиеся на взаимных ожиданиях. 19.4 Понимание в разговоре зависит от того, насколько его участники способны заполнить ряд основополагающих предположений, уникальных для каждого процесса взаимодействия. 20. Социальный конфликт — это: а) Форма отношений между потенциальными и актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. б) Борьба между индивидами, цель которой — получение выгоды, прибыли, либо благоприятного доступа к дефицитным материальным и духовным ценностям. в) Борьба индивидов за признание личных достижений и творческих способностей со стороны общества, группы, коллектива. 21. Какое высказывание принадлежит: 1) К. Марксу, 2) Р. Дарендорфу, 3) Т. Парсонсу? а) Конфликт — лишь временное состояние общества, которое может быть преодолено рациональными средствами и, следовательно, возможно достижение такого уровня общественного развития, когда социальные конфликты исчезнут. б) Конфликты являются всепронизывающими, вездесущими компонентами общественной жизни; они — источник инноваций и социальных перемен. в) Конфликты в обществе случаются, но они являют собой либо отклонение от нормы, либо средство, упрочивающее систему. 22. Каковы функции социального конфликта? а) Конфликт вызывает ослабление внутригрупповой солидарности. б) Конфликт усиливает внутригрупповую солидарность. в) Конфликтные отношения способствуют изменению социальных норм и ориентации. 23. Какие из перечисленных позиций ориентированы на выработку альтернативных стратегий разрешения конфликтов? а) Игнорирование. б) Силовое решение. в) Продуктивный компромисс. 24. Что относится к факторам трудового конфликта? а) Норма прибыли предприятия. б) Многонациональный состав трудового коллектива. в) Экономическое положение отрасли. 25. Современная социология выработала две формы описания конфликтов: а) процессуальную и структурную; б) динамическую и статическую; в) визуальную и латентную. 26.Обычно в социальном конфликте выделяют: а) 4 стадии: предконфликтную, конфликтную, разрешение конфликта, послеконфликтную; б) 2 стадии: предконфликтную и послеконфликтную; в) 3 стадии: социальной напряженности, конфликтную и послеконфликтную. 27. Конфликтное поведение — это: а) действия, направленные на блокирование достижения б) действия, основанные на применении силы противоположной стороной; в) поиск компромисса с действиями противоположной стороны. 28. Кто понимал социальное напряжение как тенденцию к нарушению равновесия в балансе обмена между двумя или более элементами системы? а) Т. Парсонс; б) М.Вебер; в) Р. Дарендорф. 29.Компромисс в социальном конфликте представляет собой: а) реализацию конфликтующими сторонами своих интересов путем взаимных уступок; б) уступки одной стороны другой; в) признание одной стороны правоты другой. Темы докладов и рефератов 1. Сущность субординационных отношений и их основные типы. 2. Типы отношений в системе управленческой деятельности в зависимости от господства и подчинения. 3. П. Сорокин о видах обменов в процессе социального взаимодействия. 4. Дж. Хоманс и Т. Парсонс об основных принципах социального взаимодействия: сравнительный анализ. 5. Символический интеракционизм Дж. Г. Мида и Г. Блумера об интерпретации социальных взаимодействий. 6. Компоненты межгруппового взаимодействия. Структурные компоненты внутрисистемных взаимодействий. 7. Межсистемные взаимодействия в современном мировом сообществе государств. 8. У истоков конфликтологии: теории К. Маркса и Г.Зиммеля. 9. Савнительный анализ теоретических моделей конфликта Р. Дарендорфа и Л. Козера. 10. Истоки и причины и типология социальных конфликтов. 11. Основные этапы развития конфликтного взаимодействия. 12. Математические методы моделирования конфликта. 13. Конфликтное взаимодействие в ракурсе теории игр. 14. Стратегии конфликтного поведения. 15. Стратегии переговоров и выхода из конфликта. 16. Социальный консенсус и способы его достижения Список учебно-методической и дополнительной литературы Основная литература 1. Багдасарьян, Н.Г., Козлова М.А., Шушунян Н.Р. Социология: учебник для вузов. Высшая школа экономики; общ. ред. Багдасарьян Н.Г. М.: Юрайт, 2015. - 447 с. 2. Волков, Ю. Е. Социология: Учебное пособие для бакалавров / Ю. Е. Волков. - М.: «Дашков и К°», 2014. - 400 с. 3. Ежов, С.П. Семинарские занятия по социологии. Практикум / С.П. Ежов, О.В. Халисте. – СПб.: 2015. - 121 с. 4. Немировский, В.Г. Социология. - М.: Проспект, 2013. - 544 с. 5. Оганян, К.М. Общая социология: Учебное пособие / К.М. Оганян. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 236 c. 6. Паниотова, Т.С. Общая социология: Учебное пособие / Т.С. Паниотова. — М.: КноРус, 2013. - 288 c. 7. Социология: Учебник для вузов / Под ред. В.К.Батурина. – 4-е изд., переаб.и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 487 с. - (Серия «Золотой фонд Российских учебников»). 8. Социология: Учебник для вузов / Под ред.проф.В.Н. Лавриненко. – 3-е изд., переаб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 448 с. - (Серия «Золотой фонд Российских учебников»).
Дополнительная литература 1. Бабосов, Е.М. Практикум по социологии: учеб. пособ. для студентов вузов / Е.М. Бабосов. - Минск: ТетраСистемс, 2003. - 416 с. 2. Багдасарьян, Н.Г. Социология: учебник [Текст] / Н.Г. Багдасарьян. – М.: Юрайт; М.: ИД Юрайт, 2010. - 590 с. 3.Волков, Ю.Г., Добреньков В.И. Социология: Учебник / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. - Изд.2-е, испр. и доп. – М.: Гардарики, 2003. - 512 с. 4. Исаев, Б.А. «Социология. Краткий курс.»: ООО «Питер Пресс»; Санкт-Петербург; 2010. - 320 с. 5. Осипов, Г.В. Социология. - М.: ЛКИ, 2012. - 384 с. 6. Социология: Краткий тематический словарь/Ю.А. Агафонов, Е.М. Бабаосов, А.Н. Данилов и др./ Под ред. А.Н. Елсукова.- Р/нД: Феникс, 2007.-317 с. 7. Социология: Основы общей теории: Учебное пособие / Под общ. ред. А.Ю. Мягкова. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2004. - 256 с.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.95.38 (0.141 с.) |