Тема 2. 1. Общество как социальная система. Социальные изменения в обществе. Процессы глобализации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. 1. Общество как социальная система. Социальные изменения в обществе. Процессы глобализации



  1. Понятие общества и системы. Основные признаки общества, его струк­тура и функции. Общество как социокультурная система.
  2. Социальное изменение и социальное развитие. Концепции и факторы социальных изменений. Прогресс и регресс. Критерии общественного прогресса.
  3. Социальные революции и реформы. Закономерности модернизации общества. Осо­бенности развития стабильного общества и общества в условиях системной дезорганизации.
  4. Типология общественных систем в современной социологии. Традиционное и современное общества, их принципиальные отличия.
  5. Технический прогресс и постиндустриальное общество. Д. Белл, У.Ростоу о стадиях развития общества.
  6. Общественно-экономические формации в типологии К.Маркса.
  7. Социокультурные особенности и проблемы развития российского общества. Место России в мировом сообществе.
  8. Мировое сообщество. Формирование мировой системы. Процессы глобализации.

 

Основные социологические термины и понятия

Аграрно-ремесленное общество, Глобализация, Дезорганизация социальная, Детерминизм социально-исторический, Изменения социальные, Индустриальное общество, Интеграция социальная, Конвергенция, Кризис социальный, Общество, Переходный период, Постиндустриальное общество, Развитие социальное, Революция информационная, Революция социальная, Регресс социальный, Система социальная, Социальная технология, Социальная сфера общества, Теория модернизации, Трансформация социальная, Цикл социальный, Эволюция социальная, Экологическая политика, Экономическая сфера общества, Экосистема.

Контрольные вопросы

1. Что такое социальная система?

2. Каковы особенности общества как системы, его структура?

3. Какие факторы определяют специфику и тенденции раз, вития человеческого общества?

4. В чем сущность социологическое понятие «общества», его качественные характеристики: целостность, социальность, устойчивость, автоном­ность и самодостаточность, способность к саморегуляции?

5. Какие исторические типы общества вы знаете?

6. Каково содержание динамики социальных систем и проблема их стабильности?

7. Охарактеризуйте современную ситуацию в России в терминах системного анализа общества.

8. Каков, с точки зрения социолога, главный, системный признак современного российского общества?

9. Сформулируйте главные системные признаки и основание современного общества западного типа.

10. Каковы критерии социального прогресса?

11. Сформулируйте сущность цивилизационного подхода в анализе общества. В чем состоит его отличие от формационного?

12. Какова сущность информационного общества? Когда оно появляется?

13. Перечислите особенности систем современных обществ, тенденций и перспектив их развития?

 

Понятийно-терминологическая игра. Общество как целостная динамическая система

 

Цель игры: помочь студентам усвоить основные категории и понятия социологии, раскрывающие сущность общества.

Задачи:

1. Повысить познавательную активность и коммуникационные способности студентов в процессе обучения.

2. Привить навыки организации дискуссии на основе метода малых групп.

3. Научить студентов самостоятельно проводить анализ понятийного аппарата по учебному курсу.

4. Развить память и адекватно оценивать интеллектуальный потенциал студентов.

 

Организация игры:

1. Студенческая группа подразделяется на дискуссионные группы по пять-шесть человек в каждой.

2. Каждой группе предлагается дать определение (устно) следующих понятий по изучаемой теме: «общество», «социальная система», «социальный институт», «социальная структура», «социальный статус», «тип общества», «социальная закономерность». После того, как содержательные признаки данных понятий обсуждены внутри группы (10 минут), один из представителей группы озвучивает результаты работы, а представители других групп могут вносить свои дополнения, коррективы, выражать аргументированно свое несогласие. После этого преподаватель комментирует итоги работы каждой группы и дает им оценку.

3. На втором этапе каждая группа получает термино-карту, состоящую из 6-8 ключевых понятий, содержащихся в данном учебном пособии, например:

Общество - исторически развивающаяся система отношений и взаимодействий между людьми, их общностями и организациями, складывающаяся и изменяющаяся в процессе их совместной деятельности.

Социальная система — единое целостное образование, состоящее из множества социальных компонентов (отношений, взаимодействий людей, имеющихся в обществе структур, норм и т.п.), не сводимое к сумме качеств составляющих его элементов.

Социальный институт — сравнительно высокоорганизованная система социальных отношений, взаимодействий, отличающаяся устойчивой социальной структурой, глубокой интегрированностью своих элементов, многообразием и динамичностью их функций, осуществляемых посредством рационально установленных и целесообразно ориентированных стандартов поведения, предопределенных содержанием решаемой социальной задачи.

Социальная структура общества — совокупность различных по численности, социальному положению в системе общественных отношений относительно устойчивых социальных групп, общностей, их социальных позиций и взаимодействий между ними.

Социальный статус — соотносительное положение (позиция), занимаемое личностью или группой в обществе в соответствии с социально-экономическим положением (доходом), профессией, политическими возможностями, полом, происхождением и др.

Тип общества — обобщенное абстрактное отражение наиболее важных, повторяющихся, существенных качеств, отличающих одно общество от другого.

 

Социальная закономерность — объективно существующая, повторяющаяся связь существенных свойств, социальных явлений и процессов, выражающая возникновение, функционирование и развитие общества как целостной социальной системы или его отдельных подсистем.

Задача каждой группы — за 10-15 минут усвоить эти новые понятия, выделив в них основные отличительные признаки. Для того чтобы активизировать такое усвоение, участники игры поочередно устраивают друг другу экзамен: воспроизводят своими словами определение того или иного понятия, отвечают на вопрос, касающийся основных признаков изучаемых понятий.

Каждая группа составляет в течение следующих 10 минут связный текст (социологическая информация, сообщение, рекламное сообщение, социальная характеристика личности и т.п.), который будет оцениваться по следующим критериям:

1. Количество использованных понятий, вошедших в термино- карту.

2. Точность в употреблении понятия, количество правильно использованных понятий.

3. Занимательность текста и исполнительское мастерство прочтения.

Оценка итогов игры производится по пятибалльной системе.

От каждой группы в экспертную комиссию приглашается один из участников. Экспертная комиссия оценивает в соответствии с вышеназванными критериями доклад каждой группы.

После проведения игры участникам, успешно справившимся с заданием, ставится оценка по теме занятий.

тесты, задания и упражнения

1. Согласно принятой в современной социологии классификации об­ществ, они подразделяются на:

1) примитивные;

2) традиционные;

3) индустриальные;

4) постиндустриальные

В приведенной ниже таблице даны некоторые характеристики, опре­деляющие различные сферы социальной жизнедеятельности в том или ином типе общества. Напишите в правой графе, к какому имен­но типу общества относится та или иная характеристика, или ука­жите его номер в соответствии с приведенной выше нумерацией.

Характеристика

Тип общества
1.1 Создание национальных государств, сплачивающихся вокруг общего языка и культуры  
1.2 Демократизация политической сферы. Предоставле­ние избирательных прав населению и институциона-лизация политической деятельности вокруг массовых партий  
1.3 Усиление влияния корпоративной собственности на капитал. Возрастание роли информации, знаний и обладание ими  
1.4 Разнообразие орудий труда с использованием глав­ным образом мускульной энергии человека и живот­ных. Преобладание экономики пропитания. Основ­ная хозяйственная единица — семья  
1.5 Элементарное половозрастное разделение труда; большинство членов общины занято одним и тем же промыслом — собирательством либо охотой, рыбо­ловством  
1.6 Тенденция к субурбанизации  
1.7 Рост массовой грамотности  
1.8 Наука и производство представляют собой автоном­ные, слабо связанные сферы деятельности общества  

 

2. Какое из приведенных ниже исторических преобразований может быть отнесено по своему характеру к социальной революции:

1) столыпинские реформы;

2) горбачевская перестройка;

3) коллективизация и индустриализация 1930-х гг.;

4) отмена крепостного права в России.

3. В индустриальном обществе главным объектом собственности является:

1) земля;

2) капитал;

3) люди;

4) знания.

4. Самой продолжительной по времени своего развития является:

1) аграрная революция;

2) индустриальная революция;

3) научно-техническая революция;

4) информационная революция.

5. Сущность социальной революции заключается в:

1) переходе к иному типу мировоззрения;

2) изменении способа политического устройства общества;

3) коренном перевороте в большинстве сфер общественной жиз­недеятельности и образе жизни населения;

4) усовершенствованиях, происходящих в какой-либо сфере общественной жизнедеятельности.

6. Понятием «социальная модернизация» обозначают:

1) переход общества от родоплеменного устройства к государственному;

2) возникновение письменности;

3) переход от традиционной цивилизации к индустриальной;

4) переход от индустриальной цивилизации к постиндустриальной.

7. На смену раннему периоду социальной эволюции (протообществу) приходит:

1) община собирателей и охотников;

2) общество скотоводов (пастухов) и земледельцев;

3) промышленная цивилизация;

4) теократическое общество.

8. Определяющим фактором развития индустриального общества является:

1) банковско-финансовая система;

2) информатика и сфера обслуживания;

3) политические институты;

4) промышленное производство.

9. Понятие социальной модернизации:

1) в переводе на русский язык означает «движение вперед»;

2) относится к революционному переходу от индустриального об­щества к постиндустриальному;

3) основано на социальных изменениях, происходящих прежде
всего в общественном сознании;

4) включает в себя растущую грамотность, урбанизацию и упадок традиционной авторитарности.

10. Социальная революция представляет собой:

1) основную причину групповой мобильности;

2) смену религиозного вероисповедания большинством членов общества;

3) изменение гражданства для большинства членов общества;

4) приход к государственной власти более компетентных людей.

11. Социальная мобильность в современномобществе чаще всего имеет место:

1) в демографической сфере;

2) в религиозной сфере;

3) в культурной сфере;                                                  

4) в экономической сфере.

12. Научно-технические изобретения и открытия оказывают наиболее сильное воздействие на социальные изменения:

1) в примитивном обществе;

2) в традиционном обществе;

3) в индустриальном обществе;

4) в информационном обществе.

13. По мере перехода от индустриального общества к постиндустриальному:

1) увеличивается число функционально грамотных людей;

2) возрастает доля работоспособного населения, занятого в сервисном секторе;

3) усиливается нравственный потенциал общества;

4) повышается уровень политического сознания.

14. Сторонники эндогенной теории социальной эволюции исходят из предположения, что:

1) ведущую роль в развитии социальных изменений играют внут­ренние факторы;

2) ведущую роль в развитии социальных изменений играет чело­веческий фактор;

3) ведущую роль в развитии социальных изменений играют внеш­ние факторы;

4) ведущую роль в развитии социальных изменений играет техно­логический фактор.

15. Прогрессивная сущность исторической смены общественно-эконо­мических формаций прежде всего проявляется:

1) в совершенствовании орудий труда и технологических процес­сов;

2) в накоплении общего объема знаний о природе и обществе;

3) в повышении степени свободы живого труда;

4) в гуманизации социальных отношений.

16. Понятие локальной цивилизации как особого культурно-исторического типа ввел в научный оборот: 

1) П. Сорокин;

2) О. Шпенглер;

3) Н. Данилевский;

4) А. Тойнби.

17. Господствующая система ценностей является основанием типологии обществ в теории циклических цивилизаций, разработанной:

1) Н. Данилевским;

2) П. Сорокиным;

3) А. Тойнби;

4) О. Шпенглером.

18. В марксистской теории социальной революции центральным явля­ется вопрос:

1) о борьбе основных антагонистических классов;

2) о распределении власти;

3) о характере распределения материальных благ;

4) о перехвате гегемонии прогрессивным классом.

19. Автором теории циркуляции элит, объясняющей причины социальных революций, является:

1) Тед Роберт Гарр;

2) Густав Лебон;

3) Вильфредо Парето;

4) Питирим Сорокин.

20. Ниже приведены суждения. Некоторые из них правильные, а дру­гие неправильные. Вам предстоит разобраться в этом и ответить по принципу согласия или несогласия («да/нет»).

 

Суждение

 

20.1 Л. Г. Морган утверждал, что там, где нет письменности, невозмож­но говорить о цивилизации
20.2 Модернизация подразумевает переход общества от индустриально­го к традиционному типу развития
20.3 Чем выше производительность сельскохозяйственного труда, тем большее количество населения можно прокормить с одной и той же площади
20.4 Революция — это частичное усовершенствование в какой-либо сфе­ре жизни, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих ко­ренных основ социального строя
20.5 Аграрная революция продолжительнее индустриальной по времени да
20.6 Письменная цивилизация существует дольше дописьменных об­ществ  
20.7 Социальное неравенство, возникшее когда-то стихийно, постепенно закрепляется юридически, экономически, религиозно и политически   
20.8 Дымящие заводские трубы, загазованные городские кварталы, ги­гантские угольные разрезы — это типичные признаки пейзажа постиндустриального общества  
20.9 Общество и культура возникли позже, чем цивилизация   
20.10 Теории модернизации опираются на понятие социального неравен­ства

 

21.Аграрный сектор занимает наибольший удельный вес в структуре занятости:

1) примитивного общества;

2) традиционного общества;

3) индустриального общества;

4) постиндустриального общества.

22.Одной из характерных черт постиндустриального общества можно считать:

1) коммерциализацию производства и исчезновение экономики пропитания;

2) рост массовой грамотности;

3) появление электронных денег;

4) господство частной собственности на средства производства.

23. К характерным признакам постиндустриального общества относится…

1) преобладание в экономике тяжелой промышленности

2) преобладание в экономике сельского хозяйства

3) преобладание сферы услуг в экономике

4) преобладание в экономике легкой промышленности

24. К характерным признакам индустриального общества не относится…

1) рыночная экономика

2) синкретизм

3) урбанизация

4) индивидуализм

25. К признакам общества, согласно концепции Э. Шилза, не относится…

1) культура

2) территория

3) демократическая форма правления

4) язык

26. Глобальными революциями, которые привели к коренному изменению технологий, являются …

1) коммунистические революции в России и Восточной Европе

2) аграрная, индустриальная, информационная

3) научно-технические революции в США и Европе

4) буржуазные революции во Франции, Англии, Германии

27. Глобализация охватывает …

1) определенные сферы жизни общества

2) все сферы жизни общества

3) общие проблемы всех народов

4) проблемы отдельных народов

28.В теории конвергенции утверждается, что происходит сближение двух типов общества

1) рабовладельческого и постиндустриального

2) капиталистического и социалистического

3) феодального и постиндустриального

4) рабовладельческого и феодального

29. Приоритетное развитие сферы услуг и е превалирование над промышленным и сельскохозяйственным производством характерны для … общества

1) информационного

2) традиционного

3) постиндустриального

4) индустриального

30. Анализ процессов глобализации являлся предметом обсуждения участников

1) Московского клуба

2) Римского клуба

3) Давосского форума

4) Греческого клуба

31. На информационной основе базируется... общество

1) традиционное

2) промышленное

3) постиндустриальное

32. В определении "Общество - это поток самовоспроизводящихся информационных сообщений" реализован... подход

1) деятельный                             4) информационный

2) культурологический              5) системный

3) институциональный              6) формационный

33. Наибольшее признание сегодня получила типология обществ, предложенная

1) Д.Беллом и Растоу

2) К.Поппером

3) К.Марксом и Ф. Энгельсом

34. Какие процессы относятся к категории глобальных проблем современности

1) истощение плодородного слоя почвы

2) вырубка экваториальных лесов

3) установление аномально жаркой погоды на территории Краснодарского края

4) рост цен на нефть на мировых рынках

35. Общество - это...

1) совокупность действующих личностей

2) совокупность различных пересекающихся групп людей

3) большая совокупность людей, осуществляющих совместно социальную жизнь в пределах социальных институтов и организаций

36. Процесс перехода от аграрного общества к индустриальному принял форму «догоняющее модернизации» в …

1) Англии

2) США

3) России

4) Швеции

37. Переход от одной формационной системы к другой, который переживает современная Россия, называется …

1. модернизация

2. вестернизация

3. глобализация

4. постиндустриализация

38. Процессы глобализации связаны с следующими процессами:

1) развитие национальных систем безопасности

2) усиление влияния традиционных семейных ценностей

3) формированием наднациональных экономических организаций

4) широким распространением стандартизированных культурных образцов

39. Глобализация сопровождается формированием социально и культурно..."больших пространств"

1) однородных

2) гетерогенных

40. Основными типами общества, по Дж. и Г. Ленски, являются...

1. общества, живущие охотой и собирательством

2. садоводческие общества

3. развитые общества

4. аграрные общества

5. индустриальные (промышленные) общества

41.Синтетическую модель типологии общества предложил...

1. У.Томас

2. Р.Парк

3. Д.Белл

42. Понятие открытого и закрытого общества в социологию ввел...

1. Дж. Мид

2. П. Бергер

3. З.Бжезинский

4. К.Поппер

43. Общество - это...

1. стабильная, саморегулирующаяся, самовоспроизводящая система

2. сложная системная организация социального взаимодействия и социальных связей

3. объединение взаимодействующих субъектов

44. Функциями общества как системы, по Т. Парсонсу, являются...

1. адаптация

2. регуляция

3. целедостижения

4. поддержание образа (интеграция)

5. воспроизводства

45. Методом объяснения системной целостности общества является...

1. детерминизм

2. функционализм

 

Темы докладов и рефератов

1. Общество как социокультурная система.

2. Подход К. Маркса к анализу общественных явлений.

3. Социальная система и ее подсистемы.

4. Сравнительный анализ теоретических моделей со­циальных систем Т. Парсонса и Н. Лумана.

5. Стратегия системного анализа Р. Мертона.

6. «Стадии экономического роста» В. В. Ростоу: достоинства и недостатки.

7. Условия стабильности и самосохранения соци­альных систем.

8. Интеграция и дифференциация в социальных систе­мах.

9. Социальные структуры и социальное развитие: воз­можности теоретического синтеза.

10. Явные и латентные функции социальных структур.

11. Коммуникационные процессы социальных систем.

12. Социальный прогресс и регресс.

13. Волновые процессы в социальном развитии.

14. Революции как форма изменений.

15. Типология социальных изменений.

16. Социальные изменения: механизмы, причины, движущие силы.

17. Динамическая социология как одно из направлений со­временной социологии.

18. Циклы российской истории.

19. Кризисы в науке, экономике, искусстве, политике: сход­ство и различие.

20. Синергетика как основа анализа динамики социальных систем.

.

Список учебно-методической и дополнительной литературы

Основная литература

1.Волков, Ю. Г. Социология: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению "Социология" / Ю. Г. Волков - М.: Альфа-М, 2013.

2. Глазырин, В.А.Социология. Учебник для прикладного бакалавриата. - М.: Юрайт, 2018.

3. Добреньков, В.И. Социология: Учебник. Серия - Высшее образование, - М.: Инфра-М, 2018.

4. Добреньков, В.И. Методы социологического исследования. Учебник. - М.:  Инфра-М. Серия - Высшее образование, 2018.

5. Кондауров, В.И., Страданченков А.С., Коханов Е.Ф., Куртиков Н.А., Захаров М.Ю., Симоненко С.И., Ионцева М.В., Багдасарова Н. Социология. Общий курс: Учебник. - (Высшее образование: Бакалавриат)., (Гриф) - М.:, 2017.

6. Кравченко, А.И. Социология. Учебник, - М.: Проспект, 2018.

7. Кравченко, А.И. Социология: учебник для академического бакалавриата. - М., Издательство Юрайт, 2017.

 

Дополнительная литература

1. Бабосов, Е.М. Практикум по социологии: учеб. пособ. для студентов вузов / Е.М. Бабосов. – Минск: ТетраСистемс, 2003. – 416 с.

2. Кравченко, А.И.Социология: Хрестоматия для вузов – М.: Академический проект, 2010.

3. Кумпен, А.А., Росенко С.И. Курлов А.Б. Методология социального познания. Монография, – М.: Проспект, 2016.

4. Немировский, В.Г. Общая социология: учебное пособие / В. Г. Немировский. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 320 с.

5. Социология: учеб. пособие для студентов вузов / А. Н. Елсуков [и др.]; под общ. ред. А. Н. Елсукова. – 5–е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2004. – 544 с.

6. Тощенко, Ж.Т. Социология: Общий курс: учеб. пособие / Ж.Т. Тощенко. – 2–е изд., доп. и перераб. – М.: Юрайт–Издат, 2003. – 527 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.143.181 (0.152 с.)