Разделы коррекционно - логопедической работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разделы коррекционно - логопедической работы



1. Логопедическое обследование:

- стартовое (1-ая и 2-ая недели сентября);

- итоговое – оценка результатов коррекционно-речевой работы за учебный год (3-я и 4-ая недели мая)

2. Развитие общих речевых навыков:

- формирование сильного длительного выдоха;

- работа по воспитанию умения пользоваться тихим и громким голосом;

- работа над темпом, ритмом и интонацией.

3. Коррекция звукопроизношения:

- выработка четких координированных движений органов артикуляционного аппарата, подготовка органов артикуляции к постановке тех или иных звуков;

- уточнение произношения и постановка звуков в последовательности, обусловленной отсутствием или наличием патологической симптоматики в артикуляционной области и от степени ее выраженности, не придерживаясь традиционного порядка, рекомендующего постановку со свистящих звуков. То есть уточнение или постановка в первую очередь тех звуков, артикуляционный уклад которых «созрел» прежде всего. Это могут быть шипящие звуки или звуки [Л], [Р], артикуляционные же уклады свистящих звуков для детей с дизартрией часто являются более сложными;

- автоматизация поставленных звуков в традиционной для логопедии последовательности: слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, стихах, связной речи. Вначале автоматизация проходит с опорой на слуховой образец (повторение за учителем - логопедом), затем с опорой только на наглядность (картинки, схемы, символы и т. д.);

- дифференциация поставленных звуков в случаях дефектов звукопроизношения в виде замен или смешения звуков.

4. Коррекция звуко-слоговой структуры слов (на материале правильно произносимых звуков):

- работа над односложными словами со стечением согласных в начале или в конце слов (стол, мост);

- работа над двусложными и трехсложными словами без стечения согласных (мука, домик, малина, василек);

- работа над двусложными словами со стечением согласных в начале слов (книга, цветок), в середине слов (окно, палка, капкан), в конце слов (радость);

- работа над трехсложными словами со стечением согласных в начале слов (сметана), в середине (пылинка), в конце слов (машинист);

- работа над двух-, трех-, четырех-, пятисложными словами со сложной звуко-слоговой структурой (квадрат, мотоцикл, квартира, отвертка, троллейбус, водопровод, сковорода, электричество и т. д.).

5. Развитие фонематических процессов (фонематического восприятия, фонематических представлений, первоначальных навыков звукового анализа и синтеза). На индивидуальных занятиях и через консультативно-методическую работу с воспитателями согласно принципа природосообразности, то есть следования естественным закономерностям овладения языком и речью, и, в отличие от групп компенсирующей направленности, с разными сроками прохождения отдельных этапов с разными детьми. В отличие от групп компенсирующей направленности, в которых развитие фонематических процессов осуществляется через изучение в определенной последовательности всех звуков русского языка, в условиях дошкольного логопедического пункта целесообразнее проводить эту работу только с частью звуков. Прежде всего, это все гласные звуки, нескольких же согласных (от 5 до 10) достаточно, чтобы у ребенка сформировался навык звукового анализа и синтеза. Знакомство же со всеми звуками проводят воспитатели, согласно требованиям общеобразовательной программы.

Примерный порядок работы учителя-логопеда по развитию фонематических процессов в условиях логопедического пункта:

* работа над понятием ряда (первый, в начале, последний, в конце, в середине; порядковые числительные: второй, третий,...);

* развитие слухового восприятия на материале неречевых звуков (звуки окружающего мира, звучащие игрушки, музыкальные инструменты и т. п.) и звукоподражаний;

* развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, звукового анализа и синтеза:

- запоминание и воспроизведение серий из двух, а затем из трех слогов;

- выделение речевых звуков из ряда других изолированных звуков;

- определение наличия звука в слове;

- введение понятия «гласные звуки», выделение гласных звуков из начала слов;

- подбор слов на гласные звуки;

- звуковой анализ и синтез звукосочетаний типа АУ, ИА, АИУ;

- выделение гласных звуков из конца слов (пальто, кенгуру, стихи, столы, пчела);

- выделение гласных звуков в трехзвуковых словах (мак, сок, мышь, кот, кит);

- введение понятия «согласный звук», «согласный твердый звук», «согласный мягкий звук»;

- звуковой анализ и синтез обратных слогов (ам, ум, им);

- выделение согласных твердых и согласных мягких звуков из конца слов (угол, уголь);

- звуковой анализ и синтез прямых слогов (ма, му, мы, ми, мо);

- выделение согласных твердых и согласных мягких звуков из начала слов (мак, миска);

- определение позиции согласных твердых и согласных мягких звуков в словах;

- подбор картинок и слов с заданным звуком;

- полный звуковой анализ и синтез трехзвуковых слов с гласными: А, У, О, И, Ы, составление схем слов типа «ивы, осы, мак, мир»;

- полный звуковой анализ и синтез слов типа «стол, шкаф, волк»;

- полный звуковой анализ и синтез двусложных слов без стечения согласных (мука, мухи, киты, паук).

- деление слов на слоги;

- введение понятия «предложение», составление предложений по схемам, подбор схем к предложениям.

6. Грамматический строй речи (на индивидуальных занятиях в процессе нормализации звуковой стороны речи и через выполнение заданий с воспитателями и родителями):

- преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число именительного падежа (стол — столы, лев - львы);

- преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число родительного падежа (стол — столов, лев — львов);

- согласование числительных с существительными по родам (один петух, одна книга, одно яблоко, два петуха, две книги, два яблока);

- согласование прилагательных с существительными по родам и числам (синий мяч, синяя ваза, синее ведро, синие носки);

- образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (кукла — куколка);

-образование названий детенышей животных и птиц в единственном числе (лиса — лисенок, гусь - гусенок);

- образование названий детенышей животных и птиц во множественном числе (лиса — лисята, гусь — гусята);

- согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа (мальчик идет, мальчики идут);

- образование относительных прилагательных от существительных (сок из апельсина — апельсиновый, стул из дерева — деревянный, шапка из меха — меховая).

- уточнение значений простых и сложных предлогов;

- подбор синонимов (слов-братьев);

- подбор антонимов (скажи наоборот);

- образование новых слов путем сложения (снегопад, листопад, водопровод, пылесос);

- образование притяжательных прилагательных от существительных (очки бабушки - бабушкины, уши зайца — заячьи, хвост лисы — лисий).

Каждая грамматическая категория планируется в зависимости от сроков усвоения детьми на период от 1 до 3 недель. Воспитатели группы включают игры по ее усвоению в различные занятия и режимные моменты. Родителям детей всей группы даются рекомендации по закреплению данной категории в играх со своим ребенком. Таким образом, каждый родитель может проверить, правильно ли его ребенок пользуется этой категорией и помочь ему в случае ошибок. Планирование грамматических категорий по лексическим темам, как это делается в группах компенсирующей направленности, в условиях дошкольного логопедического пункта менее эффективно.

7. Развитие связной речи (в процессе нормализации звуковой стороны речи).

Выполнение упражнений и заданий на:

* составление предложений;

* распространение предложений;

* составление рассказов по картине, серии картин; пересказ.

Коррекция фонетического и фонематического развития проходит параллельно.

  Индивидуальные перспективные планы (индивидуальные программы) коррекционно-речевой работы составляются и заносятся в речевые карты детей при их зачислении в логопедический пункт. Каждый ребенок, зачисленный на занятия, должен получить коррекционную помощь не менее 2 раз в неделю.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.144.197 (0.01 с.)