Характеристика речи детей с дизартрией 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика речи детей с дизартрией



Стертая дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата вследствие органического поражения головного мозга.

Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи. У детей – дизартриков отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка характеризуется нечетким, смазанным звукопроизношением; голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным.


Указанные отклонения в развитии детей, страдающих речевыми аномалиями, спонтанно не преодолеваются. Они требуют специально организованной работы по их коррекции.

 

 

1.7. Планируемые результаты освоения детьми с речевыми нарушениями основной образовательной программы учреждения по образовательной области «Речевое развитие»

Основная цель – обеспечение своевременного и эффективного развития речи как средства общения, познания, самовыражения ребенка, становления разных видов детской деятельности на основе овладения языком своего народа. В результате освоения этой образовательной области планируется максимально возможное:

- формирование структурных компонентов системы языка – фонетического, лексического, грамматического;

- формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции – развитие связной речи, двух форм речевого общения – диалога и монолога;

- формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Организация образовательной деятельности

Учебный год в логопункте начинается 1 сентября, заканчивается 15 мая.

С 1 по 15 сентября проводится углубленное обследование детей, наблюдение за детьми в режимные моменты, заполнение речевых карт, составление индивидуальных планов работы.

В июне при переходе детского сада на летний режим для детей проводятся индивидуальная коррекционно – развивающая деятельность и игры по закреплению речевых навыков на свежем воздухе.

 

Основной формой реализации данной программы являются индивидуальные логопедические занятия, количество и продолжительность которых зависят от психофизических и возрастных особенностей ребенка, на которых осуществляется развитие всех компонентов речи и подготовка детей к школе.

Продолжительность одного индивидуального занятия составляет 15 - 20 минут  2 раза в неделю (формирование произносительных навыков и формирование фонематического слуха и звукового анализа проходят параллельно), 8 занятий в месяц.

 

Логопедические индивидуальные занятия проводятся с 16 сентября по 15 мая как в часы, свободные от образовательной деятельности, так и во время ее проведения. Учитель – логопед имеет право брать для коррекционной работы воспитанников с любых занятий (НОД), проводимых педагогами в группе.

 

Периодичность занятий в логопедическом пункте определяется сложностью речевого нарушения и составляет:

 

- для детей с фонетическим недоразвитием речи (ФНР) продолжительность индивидуальной логопедической работы – 6 месяцев (48 индивидуальных занятий);

 

- для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) продолжительность индивидуальной логопедической работы – 8 месяцев (64 индивидуальных занятия);

 

- для детей с ОНР (Ш уровня), ФФНР и ОНР (Ш уровня), осложненных стертой дизартрией,  продолжительность индивидуальной логопедической работы - 16 месяцев – (128 индивидуальных занятий).

Порядок изучения звуков, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов.

Материал для закрепления правильного произношения звуков подбирается таким образом, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря, граммати­чески правильной речи, умению правильно строить предло­жения и связную речь.

Наиболее выигрышным видом сотрудничества с ребенком дошкольного возраста является игра. В связи с этим  разнообразные игры являются основой логопедической работы на занятии.

  Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. На освободившиеся места зачисляются новые дети.

2.2. Интеграция образовательных областей в логопедической работе

Содержание рабочей программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с нарушением речи с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально – личностному, познавательно – речевому и художественно – эстетическому.

Образовательная область Задачи Вид деятельности
Физическая культура Развивать координированность и точность действий. Формировать правильную осанку при посадке за столом. Расширять знания о строении артикуляционного аппарата и его функционировании - пальчиковая гимнастика; - биоэнергопластика; - речь с движениями; - физкультминутки; - беседа.
Познавательное развитие Учить сравнивать предметы, подбирать группу предметов по заданному признаку. Развивать слуховое внимание и память при восприятии неречевых звуков. Развивать мышление в упражнениях на группировку и классификацию предметов. Развивать зрительное внимание и память в работе с разрезными картинками и пазлами. Совершенствовать и развивать конструктивный праксис и мелкую моторику. - составление описательных рассказов; - автоматизация поставленных звуков в словах; - дидактические игры на развитие слухового и зрительного восприятия; - игры с мозаикой, пазлами и мелкими предметами; - пальчиковая гимнастика.
Социально – коммуникативное развитие Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в своей и чужой речи. Совершенствовать умение оречевлять игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи. Прививать желание поддерживать порядок на своем рабочем месте. Учить соблюдать технику безопасности. Совершенствовать навыки игры в настольно – печатные дидактические игры, учить устанавливать и соблюдать правила в игре. Развивать умение декламировать стихотворения, разыгрывать сценки. - игровые ситуации; - мини инсценировки; - беседа; - поручения; - игры с мелкими предметами; - автоматизация звуков в связной речи (пересказ или составление рассказов), стихах, рассказах, спонтанной речи; - настольно – печатные дидактические игры; - театрализованные игры.
Художественно – эстетическое развитие Развивать интерес к художественной литературе, навык слушания художественных произведений, формировать эмоциональное отношение к прочитанному, к поступкам героев; учить высказывать свое отношение к прочитанному. Учить выразительно читать стихотворения, участвовать в инсценировках. Развивать умение слышать ритмический рисунок. Развивать графомоторные навыки. - автоматизация поставленных звуков в чистоговорках, стихотворных текстах, рассказах; - дидактические игры и упражнения.
Речевое развитие Обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, Развитие речевого творчества. Развитие звуковой и интонационной стороны речи, фонематического слуха. Знакомство с книжной культурой. Формирование аналитико – синтетической активности как предпосылке обучения грамоте. - автоматизация поставленных звуков в стихотворных текстах, рассказах; - речевые игры и упражнения.

В работе по образовательным областям «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» при ведущей роли других специалистов (воспитателей, музыкальных руководителей, инструкторов по физической культуре) учитель - логопед является консультантом и помощником. Он помогает педагогам выбирать адекватные методы и приемы работы с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка с нарушениями речи  и этапа коррекционной работы.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.219.217 (0.008 с.)