Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Центр развития ребёнка д/с № 87↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА Д/С № 87 « Утверждаю» Заведующий МАДОУ ЦРР д/с № 87 __________________ Некрасова К.Е. «____» ______________ 20 ___ г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учителя – логопеда МАДОУ ЦРР д/с № 87 Чухиной М.А. в логопункте Г. Калининград Учебный год Содержание программы Раздел 1 |
||||
1.1. Пояснительная записка | |||||
1.2. Цели и задачи рабочей программы | |||||
1.3. Педагогические принципы построения рабочей программы | |||||
1.4 Методы освоения рабочей программы. | |||||
1.5. Здоровьесберегающие технологии | |||||
1.6. Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей с речевыми нарушениями | |||||
1.7. Планируемые результаты освоения программы детьми с речевыми нарушениями | |||||
Раздел 2 | |||||
2.1. Организация образовательной деятельности | |||||
2.2. Интеграция образовательных областей в логопедической работе | |||||
2.3. Основные направления коррекционно – развивающей работы | |||||
2.4. Разделы коррекционно - логопедической работы | |||||
2.5. Формирование произношения и фонематических процессов | |||||
2.6. Взаимодействие с участниками коррекционно – развивающего процесса | |||||
2.7. Особенности взаимодействия учителя – логопеда с семьей | |||||
2.8. Мониторинг достижений | |||||
Раздел 3 | |||||
3.1. Оборудование кабинетов | |||||
3.2. Методическое обеспечение программы. | |||||
3.3. Перечень литературы для проведения коррекционно – логопедической работы | |||||
Приложения | |||||
Приложение 1. Содержание работы по формированию фонетической стороны речи | |||||
Приложение 2. Примерное перспективное планирование работы по коррекции фонетических недостатков |
Раздел 1.
Пояснительная записка
В основу настоящей программы положен соответствующий раздел «Речевое развитие» варианта общеобразовательной программы «Детство» /Под ред. Т.И.Бабаева, А.Г. Гогоберидзе и др., приведенной в соответствие с Федеральными государственными образовательными стандартами к структуре основной общеобразовательной программы. Содержание данной программы способствует развитию коммуникативных способностей ребенка.
Настоящая программа носит коррекционно – развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 5 – 7 лет с нарушением речи.
Программа составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании» № 273 – ФЗ от 29.12.12., «Конвенцией о правах ребенка», приказом Минобрнауки РФ от 17.10.13 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», на основе программ и документов:
- ООП МАДОУ г. Калининграда ЦРР д/с № 87;
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. «Коррекция нарушений речи». Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением речи (2008);
- Каше Г.А., Филичева Т.Б. «Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи. Подготовительная к школе группа» (1978);
- методических разработок Ткаченко Т.А.;
- Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения (1989);
- Положения об организации работы учителя – логопеда в детском саду, не имеющем в своей структуре специализированных групп (утверждено на заседании актива дефектологов Москвы на основании решения коллегии Московского комитета образования 24 февраля 2000 г.);
- инструктивного письма от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения);
- положения о логопункте (по г. Калининграду).
Данная программа направлена на создание оптимальных условий для коррекционно-развивающей работы и всестороннего гармоничного развития детей с нарушениями речи. Она помогает сочетать коррекционную и общеразвивающую программу с целью построения комплексной коррекционно – развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач ООП детского сада. В содержании программы учтены общие и специфические особенности психического развития детей дошкольного возраста.
Цели и задачи программы
Цель программы:
- обеспечение системы средств и условий для устранения нарушения звукопроизношения и недостатков в формировании фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста и осуществления своевременного и полноценного личностного развития;
- обеспечение эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса.
Задачи:
1. Выявление, преодоление и своевременное предупреждение различных нарушений устной речи у детей дошкольного возраста.
2. Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно – речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами:
а) формирование и развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи;
б) коррекция нарушений звуковосприятия и звукопроизношения;
в) развитие первоначальных навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова);
г) уточнение, расширение и обогащение лексической стороны речи; формирование грамматического строя речи; развитие связной речи дошкольников на базеправильно произносимых ребенком звуков.
3. Оценка результатов помощи детям и определение степени их речевой готовности к школе.
4. Осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОО и специалистами медицинских учреждений.
5. Профилактическая работа и пропаганда логопедических знаний среди педагогов и родителей детей, посещающих детский сад.
6. Организация работы педагогов образовательного учреждения, реализующего программы дошкольного образования, по формированию речевого развития детей.
Для достижения целей программы необходимо выполнение следующих условий:
- углубленное изучение речевых, когнитивных и эмоциональных особенностей детей;
- выполнение полного объема коррекционных мероприятий по формированию правильного звукопроизношения, развитию фонематического восприятия и первоначальных навыков звукового анализа и синтеза;
- мониторинг результативности коррекционного процесса;
- уточнение индивидуальных коррекционно – развивающих программ.
Общие сведения
Основными участниками реализации рабочей программы являются дети с речевым недоразвитием (5 – 7 лет) – 29 человек, родители (законные представители), педагоги (учитель – логопед, педагог – психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, воспитатели).
Достижения детей с недоразвитием речи могут быть разноуровневыми и зависят от речевого нарушения.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Организация образовательной деятельности
Учебный год в логопункте начинается 1 сентября, заканчивается 15 мая.
С 1 по 15 сентября проводится углубленное обследование детей, наблюдение за детьми в режимные моменты, заполнение речевых карт, составление индивидуальных планов работы.
В июне при переходе детского сада на летний режим для детей проводятся индивидуальная коррекционно – развивающая деятельность и игры по закреплению речевых навыков на свежем воздухе.
Основной формой реализации данной программы являются индивидуальные логопедические занятия, количество и продолжительность которых зависят от психофизических и возрастных особенностей ребенка, на которых осуществляется развитие всех компонентов речи и подготовка детей к школе.
Продолжительность одного индивидуального занятия составляет 15 - 20 минут 2 раза в неделю (формирование произносительных навыков и формирование фонематического слуха и звукового анализа проходят параллельно), 8 занятий в месяц.
Логопедические индивидуальные занятия проводятся с 16 сентября по 15 мая как в часы, свободные от образовательной деятельности, так и во время ее проведения. Учитель – логопед имеет право брать для коррекционной работы воспитанников с любых занятий (НОД), проводимых педагогами в группе.
Периодичность занятий в логопедическом пункте определяется сложностью речевого нарушения и составляет:
- для детей с фонетическим недоразвитием речи (ФНР) продолжительность индивидуальной логопедической работы – 6 месяцев (48 индивидуальных занятий);
- для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) продолжительность индивидуальной логопедической работы – 8 месяцев (64 индивидуальных занятия);
- для детей с ОНР (Ш уровня), ФФНР и ОНР (Ш уровня), осложненных стертой дизартрией, продолжительность индивидуальной логопедической работы - 16 месяцев – (128 индивидуальных занятий).
Порядок изучения звуков, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов.
Материал для закрепления правильного произношения звуков подбирается таким образом, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря, грамматически правильной речи, умению правильно строить предложения и связную речь.
Наиболее выигрышным видом сотрудничества с ребенком дошкольного возраста является игра. В связи с этим разнообразные игры являются основой логопедической работы на занятии.
Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. На освободившиеся места зачисляются новые дети.
2.2. Интеграция образовательных областей в логопедической работе
Содержание рабочей программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с нарушением речи с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально – личностному, познавательно – речевому и художественно – эстетическому.
Образовательная область | Задачи | Вид деятельности |
Физическая культура | Развивать координированность и точность действий. Формировать правильную осанку при посадке за столом. Расширять знания о строении артикуляционного аппарата и его функционировании | - пальчиковая гимнастика; - биоэнергопластика; - речь с движениями; - физкультминутки; - беседа. |
Познавательное развитие | Учить сравнивать предметы, подбирать группу предметов по заданному признаку. Развивать слуховое внимание и память при восприятии неречевых звуков. Развивать мышление в упражнениях на группировку и классификацию предметов. Развивать зрительное внимание и память в работе с разрезными картинками и пазлами. Совершенствовать и развивать конструктивный праксис и мелкую моторику. | - составление описательных рассказов; - автоматизация поставленных звуков в словах; - дидактические игры на развитие слухового и зрительного восприятия; - игры с мозаикой, пазлами и мелкими предметами; - пальчиковая гимнастика. |
Социально – коммуникативное развитие | Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в своей и чужой речи. Совершенствовать умение оречевлять игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи. Прививать желание поддерживать порядок на своем рабочем месте. Учить соблюдать технику безопасности. Совершенствовать навыки игры в настольно – печатные дидактические игры, учить устанавливать и соблюдать правила в игре. Развивать умение декламировать стихотворения, разыгрывать сценки. | - игровые ситуации; - мини инсценировки; - беседа; - поручения; - игры с мелкими предметами; - автоматизация звуков в связной речи (пересказ или составление рассказов), стихах, рассказах, спонтанной речи; - настольно – печатные дидактические игры; - театрализованные игры. |
Художественно – эстетическое развитие | Развивать интерес к художественной литературе, навык слушания художественных произведений, формировать эмоциональное отношение к прочитанному, к поступкам героев; учить высказывать свое отношение к прочитанному. Учить выразительно читать стихотворения, участвовать в инсценировках. Развивать умение слышать ритмический рисунок. Развивать графомоторные навыки. | - автоматизация поставленных звуков в чистоговорках, стихотворных текстах, рассказах; - дидактические игры и упражнения. |
Речевое развитие | Обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, Развитие речевого творчества. Развитие звуковой и интонационной стороны речи, фонематического слуха. Знакомство с книжной культурой. Формирование аналитико – синтетической активности как предпосылке обучения грамоте. | - автоматизация поставленных звуков в стихотворных текстах, рассказах; - речевые игры и упражнения. |
В работе по образовательным областям «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» при ведущей роли других специалистов (воспитателей, музыкальных руководителей, инструкторов по физической культуре) учитель - логопед является консультантом и помощником. Он помогает педагогам выбирать адекватные методы и приемы работы с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка с нарушениями речи и этапа коррекционной работы.
I. Подготовительный этап.
Цель: подготовка слухового и речедвигательного анализаторов к постановке звуков.
1. Развитие ручной моторики
Цель: активизация моторных речевых зон головного мозга.
2. Развитие дыхания.
Цель: развитие длительного выдоха без участия речи; развитие речевого дыхания на длительном плавном выдохе; развитие высоты, силы, тембра голоса.
3. Развитие артикуляторной моторики
Цель: выработка точных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков.
4. Развитие слухового восприятия и внимания.
Цель: подготовка к различению на слух речевых единиц.
5. Развитие фонематического восприятия и элементарных форм фонематического анализа.
Цель: развитие умения выделять звук на фоне слога и слова.
II. Постановка звука
Цель: формирование правильного артикуляционного уклада изолированного звука.
Направления работы:
1) Развитие слухового восприятия.
Цель: уточнение слухового образа звука.
2) Развитие фонематического анализа.
Цель: выделение звука на фоне слова, уточнение слухопроизносительного образа звука.
3) Развитие речевой и артикуляторной моторики.
Цель: уточнение артикуляции конкретного звука с опорой на зрительное, тактильное восприятие, кинестетические ощущения; отработка каждого элемента артикуляторного уклада.
4) Работа по непосредственной постановке звука
Цель: объединение изолированных артикуляционных элементов в единый артикуляционный уклад.
III. Автоматизация звука
Цель: закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале, введение звука в слоги, слова, предложения, связную речь.
Направления работы:
5) Введение звука в слоги, слова, словосочетания, предложения, связную речь;
6) Развитие фонематических процессов (фонематического восприятия, элементарного фонематического анализа и синтеза);
7) Работа над просодической стороной (над ударением при автоматизации звука в словах и слогах, над логическим ударением в процессе автоматизации звуков в предложениях, над интонацией при закреплении произношения звука в предложении и связной речи).
IV. Дифференциация звуков речи (проводится, если ребёнок заменяет или смешивает звуки в речи).
Цель: развитие слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференциации, формирование элементарного фонематического анализа и синтеза.
Подэтапы работы:
1) Предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков
(автоматизация в слогах, словах, фразах).
Цель: уточнить произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков.
2) Этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков.
Цель: сравнение конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане.
V. Этап формирования коммуникативных умений и навыков (работа осуществляется воспитателем).
Цель: сформировать у ребёнка умения и навыки безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.
1) Развитие умения использовать автоматизированные и отдифференцированные на специально подобранном материале звуки в естественных речевых условиях.
2) Формирование способности контролировать своё умение правильно произносить звуки в спонтанной речи.
Учитель – логопед
- индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения и развитию фонематического восприятия;
- наблюдение за детьми с целью профилактики речевых нарушений.
Консультативно-методическая работа с педагогическим персоналом ДОУ и родителями планируется учителем-логопедом в начале каждого учебного года.
Воспитатель
- фронтальные, подгрупповые занятия по развитию речи, подготовке к обучению грамоте с применением дидактических игр и упражнений на развитие всех компонентов речи;
- экскурсии, наблюдения, экспериментальная деятельность;
- беседы, ознакомление с произведениями художественной литературы;
- игры и упражнения на восприятие цвета и формы;
- упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти;
- комментирование своей деятельности (проговаривание вслух последующего действия);
- обсуждение характерных признаков и пропорций предметов, явлений.
Содержание коррекционно – развивающей работы воспитателя с детьми
В ходе режимных моментов
Формы коррекционной работы | Содержание коррекционной работы |
Утренняя коррекционная гимнастика | Коррекция дыхания. Развитие слухового внимания, мелкой моторики рук, двигательной активности, ориентировки в пространстве. |
Коррекционная бодрящая гимнастика | Развитие общей и мелкой моторики. Коррекция дыхания. Формирование умения ориентироваться в пространстве. |
Дидактическая игра | Закрепление навыков и умений детей, полученных на коррекционных занятиях. |
Сюжетно – ролевая игра | Формирование умения поддерживать игровую деятельность. Формирование умения организовывать игровую деятельность. Обогащение лексики. Формирование связной речи. Развитие коммуникативной стороны речи. |
Индивидуальная коррекционная работа по заданиям учителя - логопеда | Развитие познавательной деятельности. Артикуляционная гимнастика. Развитие мелкой моторики. Формирование фонематического восприятия. Выполнение упражнений по преодолению фонетических нарушений. Совершенствование грамматического строя речи. Развитие связной речи. Коррекция и развитие психических процессов. Коррекция и развитие эмоционально – волевой сферы. |
Досуги, праздники, театрализованная деятельность | Формирование адекватных эмоционально – волевых реакций. Выравнивание эмоционально – волевой сферы. Работа над интонационной выразительностью речи. Развитие мелкой и общей моторики. |
Прогулка (подвижные игры) | Коррекция психических процессов. Развитие познавательной и двигательной активности, коммуникативной стороны речи. Ориентировка в пространстве. Коррекция эмоционально – волевой сферы |
Культурно – гигиенические навыки | Развитие мелкой моторики. Развитие навыков самообслуживания. Развитие внимания, мышления. |
Трудовая деятельность | Развитие мелкой моторики, коммуникативной стороны речи. Обогащение и активизация словарного запаса. Выравнивание психических процессов: анализа, синтеза, внимания, мышления, памяти. |
Воспитатели групп контролируют речь детей во время своих занятий по развитию речи и подготовке к обучению грамоте и во время режимных моментов, способствуют автоматизации поставленных или исправленных учителем-логопедом звуков, развивают мелкую и артикуляционную моторику, фонематическое восприятие, формируют первоначальные навыки звукового анализа и синтеза, расширяют словарный запас, совершенствуют грамматический строй и связную речь. Выполняя эти должностные обязанности в процессе реализации общеобразовательной программы, они ориентируются на рекомендации, индивидуальные и групповые консультации и задания учителя-логопеда, «экраны звукопроизношения» и т. д.
Музыкальный руководитель
- музыкально – ритмические игры;
- упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти;
- этюды на развитие выразительности мимики, жеста;
- игры – драматизации.
Музыкальный руководительразвивает чувство ритма и темпа, акустические и тембральные свойства голоса, речевое дыхание, слуховое внимание, способствует автоматизации звуков при разучивании и исполнении песен.
Инструктор по физкультуре
- игры и упражнения на развитие общей и мелкой моторики;
- упражнения на формирование правильного физиологического дыхания и фонационного выдоха;
- подвижные спортивные игры с речевым сопровождением на закрепление правильного произношения звуков;
- игры на развитие пространственной ориентировки.
Инструктор по физкультуре развивает общую моторику и координацию движений, развивает умения по мышечной релаксации, диафрагмально-реберному и речевому дыханию.
Педагог – психолог
- игры и упражнения на развитие всех психических и речевых процессов.
Педагог-психолог корректирует основные психические функции, развивает произвольность и навыки самоконтроля, снимает тревожность детей при негативном настрое на логопедические занятия, активизирует отработанную лексику, развивает зрительно-моторную координацию, создает среду психологической поддержки детям с нарушениями речи.
Родители
- игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка;
- контроль за выполнением заданий и произношением поставленных звуков в самостоятельной речи ребенка;
- выполнение рекомендаций учителя – логопеда.
Основные цели и задачи
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка с речевыми нарушениями является развитие конструктивного развития с семьей.
Работе с родителями детей с речевыми нарушениями уделяется достаточно большое внимание. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с речевыми нарушениями как активных членов общества.
Учитывая проблемы, возникающие в семьях, где воспитываются дети с речевыми нарушениями, в программе определена цель психолого-педагогической работы с родителями таких детей: повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с речевыми нарушениями в общество.
Для решения данной цели в программе поставлен ряд задач:
1. Научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком.
2. Вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития.
3. Сформировать адекватную самооценку.
Проблемы, которые волнуют родителей, могут включать вопросы обучения и воспитания детей, формирования у них нормативных правил поведения, а также многие личностные проблемы, в которые погружен родитель ребенка с речевыми нарушениями.
Параметры уровня готовности родителей к сотрудничеству:
1. Адекватность оценки родителями и другими взрослыми членами семьи состояния развития ребенка в данный период.
2. Степень инициативы родителей в плане сотрудничества.
3. Признание ведущей роли специалистов и продуктивное использование как психолого – педагогических, так и медицинских рекомендаций.
День открытых дверей”.
Проводится администрацией ДОУ.
Задача:
- знакомство с ДОУ, направлениями и условиями его работы.
1.4. Тематические доклады, плановые консультации, семинары.
Задачи:
- знакомство и обучение родителей формам оказания психолого-педагогической помощи со стороны семьи детям с речевыми нарушениями;
- ознакомление с задачами и формами подготовки детей к школе.
Анкетирование и опросы.
Проводятся по планам администрации, учителя – логопеда и по мере необходимости.
Задачи:
- сбор необходимой информации о ребенке и его семье;
- определение запросов родителей о дополнительном образовании детей;
- определение оценки родителями эффективности работы специалистов и воспитателей;
- определение оценки родителями работы ДОУ.
Задача: оперативное реагирование администрации ДОУ на различные ситуации и предложения.
3. Формы наглядного информационного обеспечения.
3.1. Информационные стенды и тематические выставки. Стационарные и передвижные стенды и выставки размещаются в удобных для родителей местах (например, “Готовимся к школе”, Развиваем руку, а значит и речь”, “Игра в развитии ребенка”, “Как выбрать игрушку”)
Задача: информирование родителей об организации коррекционно-образовательной работы в ДОУ.
Выставки детских работ.
Проводятся по плану воспитательно - образовательной работы.
Задачи:
- ознакомление родителей с формами продуктивной деятельности детей;
- привлечение и активизация интереса родителей к продуктивной деятельности своего ребенка.
Ожидаемый результат
- появление интереса родителей к работе ДОУ;
- повышение компетентности родителей в психолого-педагогических и правовых вопросах;
- увеличение количества обращений с вопросами к педагогам, на индивидуальные консультации к специалистам;
- возрастание интереса к мероприятиям, проводимым в ДОУ;
- рост удовлетворенности родителей работой педагогов и ДОУ в целом.
Мониторинг достижений
Система получения точных данных о состоянии деятельности учителя – логопеда ДОУ может быть обеспечена посредством мониторинга, представляющего собой систему сбора, обработки, хранения и распространения информации. Данная информация анализируется учителем – логопедом, и на ее основе оценивается состояние качества логопедической работы, выявляются проблемы и разрабатываются своевременные пути их решения.
Мониторинг проводится с целью:
- выявление степени соответствия результатов деятельности учителя – логопеда в логопункте ДОУ Федеральным государственным образовательным стандарта (ФГОС) в структуре образовательной программы дошкольного образования и условиям реализации;
- определения уровня удовлетворения потребностей и ожиданий субъектов коррекционно – образовательного процесса;
- качественной оценки условий, созданных учителем – логопедом для осуществления полноценной коррекции недостатков речи у детей в условиях логопункта;
- развития логопедической помощи. Своевременного предотвращения неблагоприятных и критических ситуаций.
Мониторинг деятельности учителя – логопеда в условиях логопункта ДОУ реализуется по двум направлениям:
1. Работа со всеми воспитанниками в рамках службы сопровождения ДОУ.
2. Работа с детьми логопункта.
1 направление. Обследование по заявкам. Обследуются дети по мере возникновения потребности или по запросу участников педагогического процесса (воспитатели, родители и т.п.).
2 направление. С целью выявления динамики речевого развития обследуются дети, посещающие логопункт. По результатам обследования составляется отчет о логопедической работе и речевом развитии дошкольников, занимающихся в логопункте.
Мониторинг речевого развития детей, зачисленных в логопункт, проводится учителем – логопедом с 1 по 15 сентября и с 16 по 31 мая.
Цели обследования
1. Выявить детей, имеющих нарушения речи.
2. Зачислить детей в логопункт с учетом выявленных нарушений.
3. Провести качественный анализ особенностей развития речи и коммуникативной деятельности.
В ходе обследования изучаются следующие составляющие речевую систему компоненты.
1. Фонематическое восприятие.
2. Артикуляционная моторика.
3. Звукопроизношение.
4. Сформированность звукослоговой структуры.
5. Навыки языкового анализа.
6. Словарный запас.
7. Грамматический строй.
9. Связная речь.
Используемая методика: иллюстрированный материал для обследования устной речи детей старшего дошкольного возраста О.Б. Иншаковой, элементы методики Т.А. Фотековой.
Для качественного анализа особенностей развития речи и коммуникативной деятельности детей логопункта заполняются речевые карты воспитанников и применяется следующая система мониторинга.
Приемы диагностического изучения:
- сбор анамнестических данных;
- беседы с родителями;
- наблюдение за детьми во время занятий, режимных моментов, в игре;
- беседа с детьми;
- беседа с воспитателями.
Результаты логопедического мониторинга заносятся в диагностическую карту.
РАЗДЕЛ 3.
Оборудование кабинетов
В ДОУ функционируют 2 логопедических кабинета (в 1 и во 2 корпусах). Кабинет учителя – логопеда – это подразделение в коррекционной работе в детском саду. Основными задачами кабинета являются: консультативно – диагностическая работа, проведение индивидуальных и подгрупповых занятий. Кабинеты имеют необходимое для коррекционно – развивающей работы оборудование.
Оформление постоянное
Оформление сменное | ||
№№ п / п | Наименование | Количество |
1. | Папки для родителей в группе | 12 |
Наглядный материал
Дидактический материал | |||
№№ п / п | Наименование | Количество | |
1. Для обследования и развития слуха | |||
1. | Набор звучащих предметов (погремушки. Бубен, дудочки, барабан, металлофон, свисток, колокольчики) | ||
2. Для обследования и развития интеллекта | |||
2. | Почтовый ящик | 1 | |
3. | Разрезные предметные картинки | 10 | |
4. | Игра «Четвертый лишний» | 2 | |
5. | Пирамидки | 4 | |
6. | Набор матрешек | 1 | |
7. | Счетный материал в пределах 20 | 6 комплектов | |
8. | Игра «Домик поросенка и мышки» | 1 | |
9. | Игра «Город мастеров» | 1 | |
10. | Набор счетного и игрового материала | 1 | |
11. | Набор объемных фигур | 1 | |
12. | Игра «Собери» | 1 | |
13. | Игра «Сложи квадрат» | 1 | |
14. | Игра «Логическая доска» | 1 | |
15. | Игра «Назови цвет» | 1 | |
3. Для обследования и развития фонематических процессов | |||
16. | «Семафоры» | 10 | |
17. | Схемы слова | 16 | |
18. | «Светофоры» | 10 | |
19. | «Найди, что звучит так же» | ||
20. | «Домики» | 1 | |
4. Для развития словаря | |||
21. | Игра «Кто где живет?» | 1 | |
22. | Игра «Противоположности» | 2 | |
23. | Игра «Мамы и малышки» | 1 | |
24. | Игра «Малыш и цифры» | 1 | |
25. | Игра «Дружные части» | 1 | |
26. | Набор «Ко
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.82.144 (0.014 с.) |