Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методики изучения функционального состояния детей и подростков
сердечно-сосудистая система Исследование частоты сердечных сокращений и артериального давления широко распространены для оценки влияния различных нагрузок на организм детей и подростков. Частота сердечных сокращений (ЧСС) - лабильный и информативный показатель функционального состояния сердечно сосудистой системы, определяется пальпаторно за определенный отрезок времени (10-30 с). Средневозрастные показатели ЧСС детей и подростков приведены в приложении 8.2.1. Исследование артериального давления (АД) имеет большое значение для выявления влияния негативных факторов на организм детей, а также в объективной оценке состояния здоровья. Установлена значительная распространенность гипертонических состояний у учащихся школ с углубленным изучением математики, информатики и вычислительной техники, иностранных языков и других предметов. Артериальное давление измеряется аппаратом Рива-Роччи или тонометром (по методу Н.С.Короткова) на правой руке в положении сидя, после 10-минутного отдыха. Манжетку накладывают на середину обнаженного плеча на 1-2 см выше локтевого сгиба. Рука обследуемого ребенка должна буть удобно расположена на столе ладонью вверх. Измерения проводятся не менее 3-х раз, фиксируются повторящиеся параметры. Отсутствие в образовательных учреждений "возрастных" манжет может затруднить выполнение исследования АД. Однако специальные возрастные коррективы с учетом физического развития позволяют проводить оценку АД и у младших школьников при использовании стандартной манжеты в массовых осмотрах. Корректировке подлежат лишь показатели систолического давления (таблица 8.2.1.).
Для изучения функциональных возможностей энергообеспечивающих систем могут использоваться функциональные пробы сердечнососудистой системы. При этом должны быть выполнены следующие требования: - возможность количественного измерения физической нагрузки; - участие в работе не менее двух третей мышечной массы организма; - точная воспроизводимость при повторном применении теста;
- стандартность условий проведения исследований; - безопасность и доступность теста для детей. Проба Мартине-Кушелевского (20 приседаний за 30 секунд). Обследуемый школьник садится у края стола слева от врача. На левом плече его закрепляют манжетку тонометра, левую руку он кладет на стол ладонью кверху. После 5-10-минутного отдыха подсчитывают пульс по десятисекундным отрезкам времени до получения устойчивых данных. Затем измеряют артериальное давление. Затем учащийся, не снимая манжетки (тонометр отключается), встает и проделывает ритмично (лучше под метроном) 20 глубоких приседаний за 30с, вытягивая при каждом приседании обе руки вперед, после чего быстро садится на свое место. По окончании нагрузки подсчитывают пульс в течение первых 10 с, а затем измеряют артериальное давление, на что уходит 30-40 с. *У детей 3 - 6 лет (независимо от уровня физического развития) истинные цифры АД могут быть получены при использовании специальной детской манжетки Начиная с 50-й секунды вновь подсчитывают частоту пульса по десятисекундным отрезкам времени до возвращения его к исходным данным. После этого вновь измеряют артериальное давление. Результаты пробы записывают в карту медицинского обследования. Пример регистрации результатов функциональной пробы сердечно-сосудистой системы: Реакцию системы кровообращения на функциональную пробу у детей можно оценить путем использования различных формул, косвенно характеризующих интегральный показатель функции кровообращения -минутный объем кровообращения. Наиболее распространена формула Б.П.Кушелевского, названная им показателем качества реакции (ПКР): где РД - пульсовое давление до нагрузки, РД2 - пульсовое давление после нагрузки, Р - пульс до нагрузки, Р2 - пульс после нагрузки в мин. Принято считать, что ПКР в пределах от 0,5 до 1 является показателем хорошего функционального состояния системы кровообращения. Отклонения в ту или иную сторону свидетельствуют об ухудшении функционального состояния сердечно-сосудистой системы.
Дыхательная система Функциональное состояние системы дыхания может быть оценено по частоте дыхания, жизненной емкости легких в покое, после физических нагрузок, а также по функциональным пробам дыхательной системы. В практике контроля за физическим воспитанием школьников используются простые и доступные пробы, позволяющие в определенной степени оценить функциональное состояние системы дыхания. Проба Штанге. После обычного вдоха испытуемый задерживает дыхание, зажав нос пальцами. Величины показателей задержки дыхания приведены в приложении 8.2.3. Проба Генчи. Испытуемый задерживает дыхание на выдохе, зажав нос пальцами. Нервно-мышечный аппарат Функциональное состояние нервно-мышечного аппарата детей и подростков может определяться по показателям динамометрии. Измерение силы правой и левой руки производится детским или взрослым ручным динамометром в положении стоя с выпрямленной и поднятой в сторону рукой. Динамометр берется в руку стрелкой к ладони. Во время тестирования ни динамометр, ни кисть не должны касаться тела. Нельзя разрешать делать резких движений, сходить с места и опускать руку. Выполняется 2-3 попытки, сначала левой, затем правой рукой. Регистрируется лучший результат. Показателем мышечной выносливости является время удержания усилия, равного 3/4 от максимального. Исследование проводится с помощью динамометров, позволяющих визуально контролировать поддержание усилия на заданном уровне (динамометр Розенблата, электродинамометр). Определение точности воспроизведения мышечного усилия. Точность воспроизведения мышечного усилия оценивается по величине ошибки воспроизведения без контроля зрения мышечного усилия. Исследование проводится с помощью динамометров позволяющих визуально контролировать величину прикладываемого усилия. Испытуемому предлагается выжать усилие равное 0,5 от максимального, запомнить его и повторить без контроля зрения. Проводится 3 тренировочных замера (под контролем зрения) и 3 контрольных. Рассчитывается средняя ошибка без учета знака. Треморометрия (координаметрия). Показателем двигательной координации является число касаний щупа за 1 секунду, при проведении его по прорези. Исследование может проводиться с помощью координамометра АДКР-2, хронотремометра. Испытуемый, взяв правой рукой стержень и держа его на весу, проводит им по прорези, как можно быстрее и стараясь не касаться стенок. Проводится 3 исследования. Определяется число касаний щупа за 1 секунду путем деления общего числа касаний щупа на суммарное время исследования в 3 опытах. Теппинг-тест (определение способности к частым ритмичным движениям). Изучение способности производить частые ритмичные движения может проводиться на контактной площадке, телеграфном ключе, приборе ПФК, в графическом варианте (подсчитывается число точек на бумаге). Испытуемому предлагается в течение определенного времени производить ритмичные движения (постукивания) пальцем руки или датчиком. Вычисляется число движений в единицу времени, вариабельность промежутков времени между касаниями.
Центральная нервная система Для оценки функционального состояния центральной нервной системы широко применяется хронорефлексометрия, позволяющая определить скрытое (латентное) время двигательной реакции обследуемого на зрительный или слуховой раздражитель. Этот метод позволяет судить о быстроте протекания нервных процессов и уровнях функционального состояния центров соответствующих рефлекторных дуг. Для проведения исследований рефлекторных реакций используются различные варианты хронорефлексометров, в том числе многоканальных. Обследуемый садится перед выносным блоком, на который подается сигнал (свет, звук) и на котором имеется кнопка, останавливающая электронный счетчик времени, который запускается в момент подачи сигнала. Испытуемый должен как можно быстрее нажать на кнопку после подачи сигнала. В качестве раздражителя используются источники света различного цвета в виде вспышек импульсной лампы длительностью 0,001 с. При определении латентного периода простой зрительно-моторной реакции (ЛППЗМР) подается 15 сигналов белого цвета с интервалами 3-5 секунд и вычисляется среднее время реакции. Для изучения способности нервных клеток выдерживать длительное возбуждение проводится исследование силы нервной системы. При этом подается 10 серий по 10 сигналов белого цвета (интервал между ними - 5 секунд) и рассчитывается критерий силы-слабости (А) по формуле: T А= •100% T2 где Т - среднее время реакции с 11 по 30 повторение, а Т2 - среднее время реакции с 70 по 100 повторение. Исследование латентного периода сложной зрительно-моторной реакции (ЛПСЗМР) проводится путем изучения условного реагирования испытуемого на комплекс положительных и тормозных световых сигналов. В качестве положительных световых сигналов используется белая и красная лампы, тормозного - зеленая. Интервал между раздражителями составляет 5 секунд. Применяется следующая схема (стереотип): белый -красный - зеленый - красный. Испытуемому подается 5 серий стереотипов. Перед началом исследований необходимо провести тренировочный замер. При оценке может учитываться латентный период сложной зрительно-моторной реакции - как средний показатель времени реакции на сигналы во всей серии, а также определяться разность времени реакций на красный дотормозный и послетормозный сигнал. Среднее значение различий на красный сигнал со знаком "+" (когда реакции на послетормозные сигналы выше, чем на дотормозные) указывает на низкую подвижность нервной системы и наоборот. Подвижность нервной системы оценивается также и по числу нарушений дифференцировки в процентах - по числу ошибочных реакций на зеленый сигнал.
Значительная учебная нагрузка ведет к постепенному удлинению скрытого времени рефлекторных реакций и снижению скорости переключения нервных процессов с афферентных путей на эфферентные, что свидетельствует об отсутствии быстрой концентрации торможения и возникновении вследствие этого "последовательного торможения" (отражает развитие охранительного торможения в соответствующих центрах и выступает как признак утомления). ЛПСЗМР может уменьшаться, что свидетельствует о хорошей концентрации тормозного процесса и возникновении явления "положительной индукции". Лабильность нервной системы (коркового отдела зрительного анализатора) определяется по величине критической частоты слияния световых мельканий. Исследование проводится с помощью прибора для определения частоты слияния световых мельканий. Частота подачи световых раздражителей варьирует от 60 Гц (в начале исследования) до минимальной для испытуемого. Проводится 5 замеров границ разделения без тренировочных проб. Показателем уровня лабильности считается средняя величина частот переходов от сплошного к мелькающему свету. Уравновешенность нервной системы определяется по соотношению числа отсроченных и опережающих реакций на движущийся объект. Исследование проводится с помощью электросекундомера. Испытуемый должен остановить стрелку секундомера на делении указанном экспериментатором, предварительно дав стрелке описать 1 круг. Исследование проводится не менее 60 раз. Рассчитывается отношение числа опережающих реакций (остановка перед указанным делением) к числу отсроченных реакций (остановка после указанного деления), выраженное в процентах. Тест "реакция на движущийся объект", как и многие из других, может выполняться и с помощью современных электронных устройств (на базе ПЭВМ). При выполнении теста задача испытуемого заключается в совершении двигательного акта, максимально точно приближенного во времени к моменту пересечения курсора (метки) с периодически изменяющей свое положение точкой на экране монитора. В результате, после 20 пересечений прибор автоматически подсчитывает суммарное время реакции опережения момента пересечения, суммарное время реакции запаздывания, количество точных попаданий и пропусков. Удлинение времени реакции запаздывания свидетельствует о преобладании в ЦНС тормозных процессов, а совместно с удлинением времени реакции опережения, о развивающемся утомлении зрительного анализатора, а также о снижении лабильности нервной системы.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.125.2 (0.019 с.) |