Определение общей физической работоспособности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение общей физической работоспособности



Функциональные пробы дают возможность судить только о качестве ответной реакции сердечно-сосудистой или дыхательной систем на стан­дартную физическую нагрузку. Определение общей физической работо­способности PWC170 (physical working capacity) позволяет говорить о сте­пени приспособления организма к нагрузке, выраженной в количестве выполненной работы (в кг/мин или Вт).

Определение физической работоспособности (PWC170) можно прово­дить с использованием степ-теста. При этом испытуемый осуществляет на 4 счета или удара метронома подъем и спуск по ступеньке, число подъемов 30 в 1 минуту. Перед началом пробы ребенка взвешивают, в положении сидя определяют ЧСС. Сразу после проведения функциональной пробы измерения повторяют.


Высота ступеньки определяется индивидуально с помощью таблицы в зависимости от длины ноги испытуемого (таблица 8.2.2.).

 

Величину работы, выполняемой при подъеме на ступеньку, рассчи­тывают по формуле:

 

 

где N - величина работы в кгм/мин, выполненная при подъеме на ступеньку (N= P x n x h), а Р - масса испытуемого в кг, n - число подъемов в минуту, h - высота ступеньки в метрах.

Величина физической работоспособности зависит от степени трени­рованности организма.

Средние значения показателей физической работоспособности пред­ставлены в приложении 8.2.11.

Интегральным показателем функционального состояния организма является максимальное потребление кислорода (МПК). МПК характеризу­ет высшую границу доступного данному организму уровня окислительных процессов, предельно усиленных мышечной работой. Уровень МПК имеет высокие корреляционные связи с двигательными тестами, общей физи­ческой подготовленностью и выносливостью и расценивается как основ­ной показатель системы энергетического метаболизма и уровня здоровья индивида.

Для прямого определения МПК используется ступенчатый велоэргометрический тест с работой до отказа, но поскольку величины PWC170 и МПК взаимосвязаны, то существуют методики непрямого определения МПК с помощью номограмм и математических расчетов (Приложение 8.2.12).

Оценка уровня физической подготовленности детей

Уровень физической подготовленности детей может быть определен по специальным тестам:

- прыжок в длину с места (ребенок прыгает, отталкиваясь двумя но­гами с интенсивным взмахом руками от размеченной линии на макси­мальное для него расстояние и приземляется на обе ноги; при приземле­нии нельзя опираться сзади руками; засчитывается лучшая из 3-х попы­ток);

- бросок набивного (медицинского) мяча (1 кг) двумя руками из-за головы, из исходного положения стоя (ребенок встает у контрольной ли­нии разметки и бросает мяч из-за головы 2 руками вперед; при броске ступни должны касаться земли; делаются 3 попытки и засчитывается луч­ший результат);

- бег на 10 м с хода (тест проводится на беговой дорожке длиной не менее 30 м. На линии начала 10 м (т.е. старта) и линии финиша делаются 2 отметки; ребенок начинает разгоняться за 10 м так, чтобы он набрал мак­симальную скорость к линии старта; секундомером фиксируется время
забега);

- бег на 30 м со старта (тест проводится на беговой дорожке длиной не менее 40 м. На дорожке отмечается линия старта и линия финиша; по команде ребенок из позы стоя, т.н. "высокий старт", максимально быстро пробегает 30 м; секундомером фиксируется время забега). Средние пока­затели физической подготовленности детей представлены в приложении 8.2.13.

умственная работоспособность

Наиболее распространенным приемом оценки работоспособности де­тей применительно к учебной деятельности являются различные варианты дозированной работы по специальным корректурным тестам. Они позво­ляют получить количественные и качественные показатели общей ум­ственной работоспособности. Для этого применяются буквенные коррек­турные таблицы В.Я.Анфимова в модификации НИИГДиП (таблица 8.2.3.) и А.Г.Иванова-Смоленского (таблица 8.2.4.).

При использовании таблицы В.Я.Анфимова задание дается ученикам всего класса по схеме в зависимости от задач исследования. Результаты первого исследования принимаются за исходные.

Перед проведением исследования экспериментатор объясняет детям, для чего проводятся корректурные пробы (проверяется внимание), необ­ходимость внимательного и серьезного отношения к данной работе, как следует зачеркивать буквы (каждая строчка читается слева на право, а сами строки сверху вниз), проверяет наличие у каждого ребенка каранда­ша или ручки и дает указание об одновременном по команде эксперимен­татора ("начали") начале работы и одновременном при слове "закончили" прекращении ее с обязательной отметкой на том месте, где ребенок закон­чил читать корректуру. Для того, чтобы ученики не продолжали работу по истечении установленного времени, по окончании работы эксперимента­тору следует предложить немедленно передать таблицы вперед по рядам к первой парте, а не собирать их самому.

Исследование проводится в течение 2-х минут по секундомеру.


Ученикам предлагается зачеркнуть одну букву (например, "К") и подчеркнуть другую (например, "В"). Поскольку каждая буква повторяет­ся равное число раз на 100 печатных знаков, то сочетания букв не имеет значения.

Чтобы избежать повторения заданий в течение дня, рекомендуется давать их в следующем порядке:

Буквы, которые ученики должны зачеркивать или подчеркивать, сле­дует не только называть, но для младших школьников одновременно за­писывать на доске (некоторые дети могут не расслышать), стирая их при начале исследования.

 

 


 

 

 

При обработке корректурных таблиц подсчитывается количество всех прослеженных букв, для быстрого подсчета считается количество полных строк и умножается на 40 (количество букв в строчке).

Затем учитываются ошибки. При этом за ошибку принимается:

1) пропущенная целая строка;

2) нужная буква не зачеркнута или не подчеркнута;

3) зачеркнута или подчеркнута буква, которую не требуется зачерки­вать или подчеркивать;

4) буква зачеркнута, в то время, когда ее следовало подчеркнуть, или
подчеркнута та, которую следовало зачеркнуть.

Затем расчет ошибок ведется на 500 знаков для возможности сопо­ставления полученных данных. Например, прочитано 250 букв и сделано 5 ошибок - следовательно, в расчете на 500 букв сделано 10 ошибок.

- Дальнейшая обработка полученных данных проводится двумя спосо­бами.

Во-первых, вычисляется среднее количество прослеженных знаков и сделанных на 500 знаков ошибок после каждого урока, за весь учебный день, за всю неделю (учебную четверть, год).

Во-вторых, проводится оценка индивидуальных сдвигов у каждого испытуемого.

Для оценки индивидуальных сдвигов необходимо пользоваться сле­дующей схемой оценки (таблица 8.2.5).

 

 

В схеме знаком "+" обозначается количественное увеличение пока­зателя, "-" уменьшение, "0" - отсутствие изменений. За отсутствие изме­нений принимается изменение количества прослеженных знаков в преде­лах ±5% от исходного и изменение количества ошибок ±0,5 на 500 знаков от исходного.

При оценке изменений, происходящих у испытуемого или в коллек­тиве, учитывается суммарное количество благоприятных сдвигов (№ 1, 2, 3, 4), сдвигов, отражающих начальные признаки утомления (№ 5, 6), яв­ное утомление (№ 7, 8) и выраженное утомление (№ 9). При более глубо­ком анализе возможен подсчет числа случаев улучшения (№ 3, 4, 6), или ухудшения (№ 5, 7, 9) скорости; улучшения (№ 2, 4, 5) или ухудшения (№ 6, 8, 9) точности выполнения проб.

Для дошкольников и учащихся 6-ти лет следует использовать фигур­ные таблицы (таблица 8.2.6).

 

При работе с фигурными таблицами детям дают указание просматри­вать внимательно все фигурки и отыскивать среди них три фигурки: тре­угольник, кружок, флажок. При этом в треугольнике дети должны поста­вить черточку (минус), в кружке - крестик (плюс), во флажке - точку. За­дание следует нарисовать на доске и спросить детей, как они его поняли. Далее нарисованное на доске стирается и дается команда приступить к выполнению задания.


Работа с фигурными таблицами выполняется детьми в течение 2-х минут. Оценку каждого выполненного задания проводят по объему рабо­ты - количеству просмотренных фигур (N) и качеству работы - количе­ство допущенных ошибок (O∑100), в пересчете на 100 просмотренных фи­гур. Каждую пропущенную строчку исключают из общего числа просмот­ренных строк, но считают за одну допущенную ошибку и прибавляют к общему числу ошибок.

Коэффициент продуктивности (Q) рассчитывается по формуле:

где S - количество просмотренных строк, ошибок

(ошибки при расчете не стандартизируются).

8.2.4. Методики изучения двигательной активности детей и подростков

В детском и подростковом возрасте суточная двигательная актив­ность (СДА) слагается из активности в процессе физического воспитания, трудовой и общественнополезной деятельности, спонтанной физической активности в свободное время. Существуют приемы количественного измерения СДА.

Методика анкетирования широко используется при массовых исследованияхс целью ретроспективной оценки двигательной активности детей и подростков. Она основана на воспроизведении деятельности по памяти и анкеты должны заполняться не позднее чем за прошедший день. Посколь­ку характер физической активности и интенсивности учебных нагрузок претерпевают существенные изменения на протяжении и учебного, и ка­лендарного года, желательно проводить обследования 4 раза в год - осенью (октябрь), зимой (январь), весной (апрель) и летом (июль). Это позво­лит выявить сезонные показатели двигательной активности, их динамику в течениегода, а также среднегодовые показатели. Обследование одного и того же контингента должно проводиться, как минимум, дважды в году -осеньюи весной.

Общая продолжительность двигательного компонента определяется суммированием времени, затраченного на все виды динамической работы в течение суток. Данный показатель приводится в часах за каждые сутки, в среднем за всю неделю, сезон, учебную четверть, год.

Методика шагометрии заключается в подсчете локомоций с по­мощью специальных приборов. Наиболее широкое применение находят простые шагомеры, конструкция которых основана на механическом принципе: при каждом шаге подвижная внутренняя часть (анкерное устройство) смещается и приводит в движение счетчик, соединенный с циферблатом. Во избежание нарушения привычной деятельности ребенка и существенных ошибок прибора важно правильно фиксировать шагоме­ры. Установлено, что при креплении шагомера на уровне пояса ошибка составляет 10-26%, на голени - около 10%, на груди (на уровне мечевид­ного отростка) при плотной фиксации лишь 1%. Рекомендуется плотно фиксировать шагомер на поясе (на уровне общего центра тяжести тела) что сводит до минимума ошибку прибора, не мешает детям в их привыч­ной деятельности и создает определенные удобства для контроля и снятия показаний прибора (Сухарев А.Г., 1991). Шагомеры используются только для индивидуального подсчета шагов при ходьбе, беге и прыжках.

Гигиеническая норма суточной двигательной активности представле­на в приложении 8.2.14.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.24.134 (0.013 с.)