Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гигиеническая экспертиза школьных учебников и детских книг
С давних пор основным средством передачи информации является чтение. С детского возраста ребенок сталкивается с необходимостью усвоения значительного объема информации. Несмотря на появление новых путей и средств передачи и усвоения знаний, чтение остается одним из основных способов восприятия информации и в настоящее время. В школьном возрасте чтение является главным видом учебной деятельности как в школе, так и дома, дополняясь в свободное время чтением художественной литературы. Чтение влияет на величину общей умственной и статической нагрузки школьников, а следовательно, нуждается в регламентации по длительности, режиму, и по организации условий его проведения. Чтение должно проводиться в оптимальных условиях: соответствие размеров мебели воз-растно-ростовым показателям, использование пюпитра, поставленного под углом в 45 градусов к горизонтали, для размещения книги, освещение рабочей поверхности в 300 люксов от люминисцентных ламп. Гигиеническое нормирование многих факторов процесса чтения невозможно без знания возрастных особенностей физиологии чтения. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за изданием школьных учебников Книга, рассматриваемая со стороны внешнего оформления как сумма печатных знаков, букв, является зрительным раздражителем. Основным требованием к внешнему оформлению книги является обеспечение удобочитаемости, т.е. максимальной продуктивности при длительной1 работе органа зрения, при возможности минимального напряжения и утомления. Такие условия создаются доброкачественным внешним оформлением учебника, размером наборного знака (шрифта), его рисунком, и начертанием, интенсивностью и равномерностью печати, цветом бумаги и другими элементами оформления. Особенно важно качество издания для детей младшего школьного возраста в связи с возрастными особенностями зрительного восприятия и недостаточным развитием навыка чтения, что делает процесс чтения трудным и утомительным. Качество полиграфических материалов и бумаги определяет санитарное состояние учебника. Низкое качество переплета, использование шероховатой, рыхлой, непроклеенной бумаги (легко впитывающей влагу) способствует быстрому загрязнению и порче учебника, что затрудняет воспитание гигиенических навыков и может оказаться небезопасным в эпидемическом отношении.
Употребление больших форматов, утяжеленных переплетов, толстой бумаги, завышение объема учебника делают его неудобным в использовании, увеличивают вес ежедневно переносимого школьного груза. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за изданием школьных учебников осуществляется путем: - выборочной проверки соответствия производственной спецификации на каждое издание учебников до массового их выпуска, гигиеническим требованиям, изложенным в "Санитарных правилах по оформлению школьных учебников" N 1405-76. Определяется соответствие элементов - выборочного отбора изданных учебников и последующего проведения их гигиенической экспертизы. Гигиенические требования, предъявляемые к внешнему оформлению книги Гигиенические требования, предъявляемые к основным элементам оформления учебника (гарнитура, размер шрифта, длина строки и др. показатели) определяются возрастными особенностями развития зрительного анализатора. Величина зрительной нагрузки при чтении зависит от условий видимости и удобочитаемости. Видимость текста определяется: качеством бумаги (цвет, просвечиваемость, гладкость); качеством печати (контрастность наборного знака и фона, насыщенность и прочность краски). Удобочитаемость определяется: характером печатных знаков (размер шрифта-кегель), гарнитурой (рисунок шрифта) и цветом печатной краски; форматом полосы набора и характером расположения на странице (длина строки, межстрочные расстояния - интерлиньяж, размер полей). Гигиенические требования к бумаге Бумага, предназначенная для изготовления учебников, должна обеспечивать хорошую видимость печатного текста и способствовать удовлетворительному санитарному состоянию учебника - быть белой или слегка желтоватого цвета, с коэффициентом отражения от 70 до 80%, что обеспечивает достаточный контраст между печатными знаками и фоном.
Поверхность бумаги должна быть ровной, гладкой, чистой, без волосков и пятен, равномерно выделанной, без значительного глянца. Из существующих видов бумаги гигиеническим требованиям в большой степени удовлетворяют типографская 1 по ГОСТу 9095-89 и офсетная 1 и 2 по ГОСТу 9094-89. При отсутствии этих видов бумаги и до разработки и внедрения специальной бумаги, предназначенной для школьных учебников, допускается использование типографской бумаги 2 по ГОСТу 9095-89, при этом, качество бумаги должно соответствовать всем показателям, указанным в этих ГОСТах (обращая особое внимание на плотность и белизну). Запрещается для печатания учебников применять бумагу типографскую 3 и газетную. Для форзаца (два четырехстраничных листа, один из которых соединяет первый лист книжного блока с передней стороны переплета, а второй - последний лист блока с задней стороной) используется плотная бумага - офсетная 1 и форзацная. Бумага, отобранная или специально изготовленная для издания учебников, должна получать выборочную гигиеническую оценку как в чистом виде, так и с напечатанными на ней текстом или рисунками, выполненными в черно-белом и цветном вариантах, в количестве не менее одного печатного листа. Бумага оценивается по внешнему виду на соответствие вышеуказанным требованиям с помощью специальных приборов (таблица 6.4.1.). Печать школьных учебников должна быть четкой, интенсивно черного цвета и равномерной. Не допускается печать текста с нечетким, "рваным" и серым очком. Для заголовков, обозначения структурных элементов учебника, выводов и правил, выделения отдельных слов, элементов формул могут использоваться: - печать текста цветными красками - голубой и красной средней насыщенности - на белой бумаге (белом фоне); - черный текст (шрифт) на цветной плашке (желтой, оранжевой, светло-зеленой, светло-голубой); - выворотка (белый текст) на красной плашке. Гигиенические требования к шрифту При оценке шрифта определению подлежит рисунок шрифта (гарнитура) и основные его размеры (высота, толщина штрихов и т.д.) Основные требования к рисунку шрифта для издания учебников, особенно для детей младшего возраста, обеспечивающие удобочитаемость шрифта, состоят в: - простоте очертания букв, четкости, определяемой индивидуальной выразительностью букв и достаточной величиной внутрибуквенных просветов, создающих приближение формы буквы к квадрату (для детей старшего школьного возраста можно допустить отношение ширины буквы - умеренной контрастностью между основными (вертикальными) и Учебники должны набираться гарнитурами, отвечающими требованиям удобочитаемости и особенностям зрительного восприятия (таблица 6.4.2.). Гарнитура Букварная, Азбука, а также крупные кегли Журнальной рубленой (до 20-го включительно) наиболее соответствуют особенностям "опознания" букв для начинающих обучаться чтению. Буквари и другие учебники для 1 класса должны набираться Букварной, Азбукой или Журнальной рубленой гарнитурой прямого светлого начертания с небольшой разницей в толщине основных и соединительных штрихов, без засечек на концах букв.
При использовании настольно-издательских систем для набора учебников для 8-11 классов допускается применение гарнитур Таймс и Гельветика.
* - учебники иностранного языка для массовых школ (без углубленного изучения иностранного языка) кегель основного шрифта 12. ** - на шпонах (шпон - пробельный материал, установленный между строками для увеличения интерлиньяжа Основной текст должен набираться шрифтом прямым светлого начертания. В учебниках для 3-10 классов дополнительный текст (примечания, пояснения, указатели, словари, надписи, списки, и т.д.) допускается печатать шрифтом прямого и курсивного нормального, полужирного начертания, гарнитурой, указанной в таблице 6.4.3. Выделение слов и фраз в тексте рекомендуется набирать прямым полужирным или жирным шрифтом; допускается курсив светлый и полужирный. Разрядка допускается лишь для отдельных слов. * При использовании Журнальной рубленой гарнитуры При санитарной оценке шрифта имеют значения размеры букв и их элементов, влияющих на степень удобочитаемости шрифта: высота букв, толщина основных и соединительных штрихов, расстояние между основными штрихами, определяемых по строчной букве "Н". Гигиенические нормы размеров шрифта даны в таблице 6.4.4.
Петитом в учебниках для среднего и старшего школьного возраста допускается набирать все дополнительные тексты, причем сплошной текст не должен превышать 12 строк. Петит без ограничений может быть использован при наборе списков литературы, указателей, словарей. Стихотворный текст печатать петитом разрешается в учебниках 7-8 классов - до 4 строк, а в учебниках для 9-11 классов не более 16 строк на страницу. Стихотворный текст, набранный петитом может чередоваться с обычным текстом не чаще двух раз на страницу. Допускается набор петитом вопросов и заданий в учебниках только для учащихся 8-11 классов и при условии, что текст каждого вопроса не превышает 2-х строк, а сплошной текст петита не составляет более 16 строк на страницу. В оглавлении набирать петитом разрешается только подпараграф (8-11 класс). Во всех случаях заголовок должен начинаться с новой строки.
Размеры шрифта оцениваются с помощью микрометрической лупы с делениями 0.1 мм или микроскопа с микрометрическими делениями (рисунок 6.4.1.). Лупу или микроскоп накладывают на текст. Измерения проводят не менее чем на трех страницах, в начале, середине и конце книги, на различных печатных листах. По строчной букве "н" определяют высоту и толщину основных (вертикальных) штрихов, толщину соединительных (горизонтальных, наклонных) штрихов, расстояния между основными штрихами. Размеры элементов буквы выражают в миллиметрах. В типографской практике для определения размера шрифта пользуются понятием "кегль", который представляет (рисунок 6.4.2.) собой высоту площадки литеры, выраженной в типографских пунктах (один пункт равен 0.376 мм). Полученные данные сравнивают с нормативными. Гигиенические требования к набору Оптимальное гигиеническое сочетание основных элементов набора (размеров шрифта, длины строки и интерлиньяжа) отражены в таблице 6.4.3. Для младших школьников при 20, 16, 14 кеглей определенное преимущество имеет длина строки 126-130 мм. С возрастом, при уменьшении кеглей до 12-10 рекомендуется использовать строки 98-112 мм. При оформлении учебника для младшего и среднего школьного возраста недопустимо применение двухколонного набора. В учебниках для 8-11 классов допускается двухколонный набор кеглем 10 при длине строки в колонке не менее 63 мм и расстоянии между колонками не менее 8-10 мм, в дополнительных текстах расстояние между колонками не менее 4,5 мм. Допускается во всех учебниках двухколонный набор словарей и указателей. Двумя и более колонками могут быть размещены математические столбики примеров, задач, а также списки слов и словосочетаний в лингвистических текстах. Поля должны иметь размеры в соответствии с ОСТ 29.62. Корешковые (внутренние) поля на развороте не менее 26 мм, ширина внутреннего поля в пределах 13±2 мм. Для обеспечения четкого восприятия текста между ним и иллюстрациями должны быть белые пробелы. Предельный минимум пробела должен быть для тоновых и штриховых иллюстраций 12, для цветных - 18 пунктов. Для оценки набора в целом используют такой показатель как "плотность набора". Плотность набора измеряют пластинкой Кона, представляющей собой поверхность с пятью вырезанными отверстиями, каждое в 1 см2. При определении плотности набора верхний край верхнего квадрата пластинки накладывают на верхний край строки и подсчитывают число печатных знаков, попавших в квадрат. Подсчет производят в пяти квадратах и берут средние показатели. Длину строки, апрош, интерлиньяж измеряют обычной линейкой с миллиметровыми делениями или прозрачной пластинкой с нанесенными делениями на ней через 2 и 3 мм линиями.
Плотность набора должна соответствовать: при кегле 14 и выше - не более 10 знаков, 9-12 - не более 15 знаков. Число переносов на страницу для 1-4 классов - не более 8, 5-11 классов - не более 12. В учебниках, особенно для детей младшего школьного возраста, рекомендуются цветные иллюстрации. Гигиенические требования к формату, переплету и весу Гигиенические требования к формату изложены в таблице 6.4.3. Переплет учебников должен быть прочен, сделан из материала, минимально подвергающегося загрязнению. Для учебников используются переплеты: - № 5 - твердый, составной с кантом, тканевым корешком и со сторонками, крытыми бумажной обложкой (лакирование или припрессовка пленки); -№ 4 - твердый, цельнобумажный с кантом, крытый бумажной обложкой с лакировкой или переплетным материалом на бумажной основе с синтетическим покрытием (с пигментированным полимерным покрытием); - № 3 - мягкий обрезной из переплетного материала на бумажной или нетканой основе с синтетическим покрытием; - № 7 - твердый цельнотканый с кантом из материала на тканевой основе типа "модерн". Для переплета допускаются синтетические материалы, рекомендованные СанПиН по производству и реализации игр и игрушек 2.4.7.007-93. Вес учебников из расчета на один учебный день (без веса ранца или портфеля и письменных принадлежностей не должен превышать допустимых норм переноса тяжестей на растоянии до трех км учащимся: 1-3 классов от 1,5 до 2 кг, 4-5 классов от 2 до 2,5 кг, 6-7 классов от 3 до 3,5 кг, 8-11 классов от 4 до 4,5 кг.
|
|||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 1722; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.216.36 (0.027 с.) |