Гигиеническая экспертиза школьных учебников и детских книг 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гигиеническая экспертиза школьных учебников и детских книг



С давних пор основным средством передачи информации является чтение. С детского возраста ребенок сталкивается с необходимостью усвоения значительного объема информации. Несмотря на появление новых путей и средств передачи и усвоения знаний, чтение остается одним из основных способов восприятия информации и в настоящее время. В школьном возрасте чтение является главным видом учебной деятельности как в школе, так и дома, дополняясь в свободное время чтением художе­ственной литературы.

Чтение влияет на величину общей умственной и статической нагруз­ки школьников, а следовательно, нуждается в регламентации по длитель­ности, режиму, и по организации условий его проведения. Чтение должно проводиться в оптимальных условиях: соответствие размеров мебели воз-растно-ростовым показателям, использование пюпитра, поставленного под углом в 45 градусов к горизонтали, для размещения книги, освещение рабочей поверхности в 300 люксов от люминисцентных ламп.

Гигиеническое нормирование многих факторов процесса чтения не­возможно без знания возрастных особенностей физиологии чтения.

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за изданием школьных учебников

Книга, рассматриваемая со стороны внешнего оформления как сумма печатных знаков, букв, является зрительным раздражителем.

Основным требованием к внешнему оформлению книги является обеспечение удобочитаемости, т.е. максимальной продуктивности при длительной1 работе органа зрения, при возможности минимального напря­жения и утомления. Такие условия создаются доброкачественным внеш­ним оформлением учебника, размером наборного знака (шрифта), его рисунком, и начертанием, интенсивностью и равномерностью печати, цветом бумаги и другими элементами оформления. Особенно важно каче­ство издания для детей младшего школьного возраста в связи с возраст­ными особенностями зрительного восприятия и недостаточным развитием навыка чтения, что делает процесс чтения трудным и утомительным.

Качество полиграфических материалов и бумаги определяет сани­тарное состояние учебника. Низкое качество переплета, использование шероховатой, рыхлой, непроклеенной бумаги (легко впитывающей влагу) способствует быстрому загрязнению и порче учебника, что затрудняет воспитание гигиенических навыков и может оказаться небезопасным в эпидемическом отношении.

Употребление больших форматов, утяжеленных переплетов, толстой бумаги, завышение объема учебника делают его неудобным в использова­нии, увеличивают вес ежедневно переносимого школьного груза.

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за изданием школьных учебников осуществляется путем:

- выборочной проверки соответствия производственной специфика­ции на каждое издание учебников до массового их выпуска, гигиениче­ским требованиям, изложенным в "Санитарных правилах по оформлению школьных учебников" N 1405-76. Определяется соответствие элементов
внешнего оформления учебника, переплета, способ комплектования и скрепления (брошюровки), наименование и номер бумаги, плотность на­бора, гарнитура, кегль основного шрифта,выделения в тексте и др.;

- выборочного отбора изданных учебников и последующего проведе­ния их гигиенической экспертизы.

Гигиенические требования, предъявляемые к внешнему оформлению книги

Гигиенические требования, предъявляемые к основным элементам оформления учебника (гарнитура, размер шрифта, длина строки и др. показатели) определяются возрастными особенностями развития зритель­ного анализатора.

Величина зрительной нагрузки при чтении зависит от условий види­мости и удобочитаемости.

Видимость текста определяется: качеством бумаги (цвет, просвечи­ваемость, гладкость); качеством печати (контрастность наборного знака и фона, насыщенность и прочность краски).

Удобочитаемость определяется: характером печатных знаков (размер шрифта-кегель), гарнитурой (рисунок шрифта) и цветом печатной краски; форматом полосы набора и характером расположения на странице (длина строки, межстрочные расстояния - интерлиньяж, размер полей).

Гигиенические требования к бумаге

Бумага, предназначенная для изготовления учебников, должна обес­печивать хорошую видимость печатного текста и способствовать удовлет­ворительному санитарному состоянию учебника - быть белой или слегка желтоватого цвета, с коэффициентом отражения от 70 до 80%, что обес­печивает достаточный контраст между печатными знаками и фоном.

Поверхность бумаги должна быть ровной, гладкой, чистой, без во­лосков и пятен, равномерно выделанной, без значительного глянца. Из существующих видов бумаги гигиеническим требованиям в большой сте­пени удовлетворяют типографская 1 по ГОСТу 9095-89 и офсетная 1 и 2 по ГОСТу 9094-89. При отсутствии этих видов бумаги и до разработки и внедрения специальной бумаги, предназначенной для школьных учебни­ков, допускается использование типографской бумаги 2 по ГОСТу 9095-89, при этом, качество бумаги должно соответствовать всем показателям, указанным в этих ГОСТах (обращая особое внимание на плотность и бе­лизну). Запрещается для печатания учебников применять бумагу типо­графскую 3 и газетную.

Для форзаца (два четырехстраничных листа, один из которых соеди­няет первый лист книжного блока с передней стороны переплета, а второй - последний лист блока с задней стороной) используется плотная бумага - офсетная 1 и форзацная.

Бумага, отобранная или специально изготовленная для издания учеб­ников, должна получать выборочную гигиеническую оценку как в чистом виде, так и с напечатанными на ней текстом или рисунками, выполненны­ми в черно-белом и цветном вариантах, в количестве не менее одного печатного листа.

Бумага оценивается по внешнему виду на соответствие вышеуказан­ным требованиям с помощью специальных приборов (таблица 6.4.1.).


Гигиенические требования к печати текста

Печать школьных учебников должна быть четкой, интенсивно черно­го цвета и равномерной. Не допускается печать текста с нечетким, "рваным" и серым очком.

Для заголовков, обозначения структурных элементов учебника, вы­водов и правил, выделения отдельных слов, элементов формул могут ис­пользоваться:

- печать текста цветными красками - голубой и красной средней на­сыщенности - на белой бумаге (белом фоне);

- черный текст (шрифт) на цветной плашке (желтой, оранжевой, светло-зеленой, светло-голубой);

- выворотка (белый текст) на красной плашке.

Гигиенические требования к шрифту

При оценке шрифта определению подлежит рисунок шрифта (гарнитура) и основные его размеры (высота, толщина штрихов и т.д.)

Основные требования к рисунку шрифта для издания учебников, осо­бенно для детей младшего возраста, обеспечивающие удобочитаемость шрифта, состоят в:

- простоте очертания букв, четкости, определяемой индивидуальной выразительностью букв и достаточной величиной внутрибуквенных про­светов, создающих приближение формы буквы к квадрату (для детей старшего школьного возраста можно допустить отношение ширины буквы
к высоте 1:1,5 и 1:1,75);

- умеренной контрастностью между основными (вертикальными) и
соединительными (горизонтальными наклонными) штрихами. Наилучшее
соотношение толщины основных и соединительных штрихов 2:1 или 3:1.

Учебники должны набираться гарнитурами, отвечающими требова­ниям удобочитаемости и особенностям зрительного восприятия (таблица 6.4.2.).

Гарнитура Букварная, Азбука, а также крупные кегли Журнальной рубленой (до 20-го включительно) наиболее соответствуют особенностям "опознания" букв для начинающих обучаться чтению.

Буквари и другие учебники для 1 класса должны набираться Бук­варной, Азбукой или Журнальной рубленой гарнитурой прямого светлого начертания с небольшой разницей в толщине основных и соединительных штрихов, без засечек на концах букв.


В младшем школьном возрасте (со 2 класса), наиболее удобочи­таемым становится шрифт с засечками на концах букв. Этим требованиям удовлетворяет Школьная гарнитура. В среднем и старшем школьном возрасте наряду со Школьной используется Литературная гарнитура.

При использовании настольно-издательских систем для набора учеб­ников для 8-11 классов допускается применение гарнитур Таймс и Гельветика.

 

* - учебники иностранного языка для массовых школ (без углубленного изучения иностранного языка) кегель основного шрифта 12.

** - на шпонах (шпон - пробельный материал, установленный между строками для увеличения интерлиньяжа

Основной текст должен набираться шрифтом прямым светлого на­чертания. В учебниках для 3-10 классов дополнительный текст (примечания, пояснения, указатели, словари, надписи, списки, и т.д.) до­пускается печатать шрифтом прямого и курсивного нормального, полу­жирного начертания, гарнитурой, указанной в таблице 6.4.3.

Выделение слов и фраз в тексте рекомендуется набирать прямым по­лужирным или жирным шрифтом; допускается курсив светлый и полу­жирный. Разрядка допускается лишь для отдельных слов.

 

* При использовании Журнальной рубленой гарнитуры

При санитарной оценке шрифта имеют значения размеры букв и их элементов, влияющих на степень удобочитаемости шрифта: высота букв, толщина основных и соединительных штрихов, расстояние между основ­ными штрихами, определяемых по строчной букве "Н".

Гигиенические нормы размеров шрифта даны в таблице 6.4.4.

 

 



* - 1 квадрат равен 48 типографским пунктам или 18,051 мм

Петитом в учебниках для среднего и старшего школьного возраста допускается набирать все дополнительные тексты, причем сплошной текст не должен превышать 12 строк. Петит без ограничений может быть ис­пользован при наборе списков литературы, указателей, словарей. Стихо­творный текст печатать петитом разрешается в учебниках 7-8 классов - до 4 строк, а в учебниках для 9-11 классов не более 16 строк на страницу. Стихотворный текст, набранный петитом может чередоваться с обычным текстом не чаще двух раз на страницу. Допускается набор петитом вопро­сов и заданий в учебниках только для учащихся 8-11 классов и при усло­вии, что текст каждого вопроса не превышает 2-х строк, а сплошной текст петита не составляет более 16 строк на страницу. В оглавлении набирать петитом разрешается только подпараграф (8-11 класс). Во всех случаях заголовок должен начинаться с новой строки.

Размеры шрифта оцениваются с помощью микрометрической лупы с делениями 0.1 мм или микроскопа с микрометрическими делениями (рисунок 6.4.1.).

 

Лупу или микроскоп накладывают на текст. Измерения проводят не менее чем на трех страницах, в начале, середине и конце книги, на раз­личных печатных листах. По строчной букве "н" определяют высоту и толщину основных (вертикальных) штрихов, толщину соединительных (горизонтальных, наклонных) штрихов, расстояния между основными штрихами. Размеры элементов буквы выражают в миллиметрах. В типо­графской практике для определения размера шрифта пользуются поня­тием "кегль", который представляет (рисунок 6.4.2.) собой высоту пло­щадки литеры, выраженной в типографских пунктах (один пункт равен 0.376 мм). Полученные данные сравнивают с нормативными.

Гигиенические требования к набору

Оптимальное гигиеническое сочетание основных элементов набора (размеров шрифта, длины строки и интерлиньяжа) отражены в таблице 6.4.3.

Для младших школьников при 20, 16, 14 кеглей определенное пре­имущество имеет длина строки 126-130 мм.

С возрастом, при уменьшении кеглей до 12-10 рекомендуется ис­пользовать строки 98-112 мм.

При оформлении учебника для младшего и среднего школьного возраста недопустимо применение двухколонного набора.

В учебниках для 8-11 классов допускается двухколонный набор кег­лем 10 при длине строки в колонке не менее 63 мм и расстоянии между колонками не менее 8-10 мм, в дополнительных текстах расстояние между колонками не менее 4,5 мм.

Допускается во всех учебниках двухколонный набор словарей и ука­зателей.

Двумя и более колонками могут быть размещены математические столбики примеров, задач, а также списки слов и словосочетаний в линг­вистических текстах.

Поля должны иметь размеры в соответствии с ОСТ 29.62. Корешко­вые (внутренние) поля на развороте не менее 26 мм, ширина внутреннего поля в пределах 13±2 мм.

Для обеспечения четкого восприятия текста между ним и иллюстра­циями должны быть белые пробелы. Предельный минимум пробела дол­жен быть для тоновых и штриховых иллюстраций 12, для цветных - 18 пунктов.

Для оценки набора в целом используют такой показатель как "плотность набора". Плотность набора измеряют пластинкой Кона, пред­ставляющей собой поверхность с пятью вырезанными отверстиями, каж­дое в 1 см2. При определении плотности набора верхний край верхнего квадрата пластинки накладывают на верхний край строки и подсчитывают число печатных знаков, попавших в квадрат. Подсчет производят в пяти квадратах и берут средние показатели.

Длину строки, апрош, интерлиньяж измеряют обычной линейкой с миллиметровыми делениями или прозрачной пластинкой с нанесенными делениями на ней через 2 и 3 мм линиями.

Плотность набора должна соответствовать: при кегле 14 и выше - не более 10 знаков, 9-12 - не более 15 знаков.

Число переносов на страницу для 1-4 классов - не более 8, 5-11 клас­сов - не более 12.

В учебниках, особенно для детей младшего школьного возраста, ре­комендуются цветные иллюстрации.

Гигиенические требования к формату, переплету и весу

Гигиенические требования к формату изложены в таблице 6.4.3.

Переплет учебников должен быть прочен, сделан из материала, ми­нимально подвергающегося загрязнению.

Для учебников используются переплеты:

- № 5 - твердый, составной с кантом, тканевым корешком и со сто­ронками, крытыми бумажной обложкой (лакирование или припрессовка пленки);

-№ 4 - твердый, цельнобумажный с кантом, крытый бумажной об­ложкой с лакировкой или переплетным материалом на бумажной основе с синтетическим покрытием (с пигментированным полимерным покры­тием);

- № 3 - мягкий обрезной из переплетного материала на бумажной или нетканой основе с синтетическим покрытием;

- № 7 - твердый цельнотканый с кантом из материала на тканевой основе типа "модерн".

Для переплета допускаются синтетические материалы, рекомендо­ванные СанПиН по производству и реализации игр и игрушек 2.4.7.007-93.

Вес учебников из расчета на один учебный день (без веса ранца или портфеля и письменных принадлежностей не должен превышать допусти­мых норм переноса тяжестей на растоянии до трех км учащимся: 1-3 клас­сов от 1,5 до 2 кг, 4-5 классов от 2 до 2,5 кг, 6-7 классов от 3 до 3,5 кг, 8-11 классов от 4 до 4,5 кг.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 1722; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.216.36 (0.027 с.)