Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Репрезентативные системы и техника расстановки якорей

Поиск

Другим важным положением нейро-лингвистического программирования является утверждение, что субъективный опыт состоит из зрительных, слуховых, кинестетических и обоня-тельно-вкусовых переживаний (сенсорная четверка). Это простые элементы опыта, на их основе формируются более сложные программы деятельности и поведения (Гриндер, Бендлер, 1993; Калина, 1997). В соответствии с органами чувств, с помощью которых человек воспринимает мир, выделяют так называемые системы представления — репрезентативные системы. Это системы получения информации и формирования образов:; зрительная, слуховая (аудиально-тональная), кинестетическая система, а также аудиально-дигитальная система (вербальный канал информации). Хотя каждый здоровый индивид использует все эти системы, какие-то из них могут быть предпочитаемыми, то есть доминировать, использоваться чаще, чем остальные.

Система представления, с помощью которой осуществля-ется доступ к информации, хранящейся в памяти, называется ведущей. Например, первое, что вспоминают люди с ведущей зрительной системой, — это образы, визуальные картинки прошлых событий, тогда как другим легче вспомнить ощу-щения или звуки. Часто ведущая и предпочитаемая системы различны, но иногда они совпадают.

Для того чтобы определить, в какой из репрезентативных систем происходит вспоминание, обдумывание, переработка информации, выделены специальные маркеры — предикаты.; К ним относятся, в частности, особенности речи. «Определить систему представлений можно, обращая внимание на слова, обозначающие процессы (глаголы, наречия и прилагательные), которые человек использует, чтобы описать свой внутренний опыт», — пишут Дж. Гриндер и Р. Бендлер (1997, с. 10). В своей книге «Из лягушек в принцы» они приводят в качестве иллюс­трации такой диалог (Гриндер, Бендлер, 1993, с. 11):

— Вы знаете, доктор Бендлер, мне очень тяжело. Знаете, 1 похоже, что не могу сам с этим справиться.

— Я вижу это, мистер Гриндер...

— Кажется, я сделал что-то не то со своими детьми, но не знаю, что же именно. Я думаю, может быть, вы сможете мне помочь понять это.

— Конечно, я вижу, о чем вы говорите. Сосредоточимся на одном из конкретных аспектов. Постарайтесь дать мне собственную точку зрения на происшедшее. Скажите, как вы видите ситуацию в данный момент.

— Но... знаете... я... я чувствую, что, кажется, не могу ничего ухватить.

— Я вижу это. Для меня важно — что стало ясным из вашего красочного описания — для меня важно, чтобы мы увидели дорогу, по которой мы пройдем вместе.

— Я пытаюсь рассказать вам о том, что моя жизнь была полна тяжелейших событий. И стараюсь найти способ...

— Я вижу, что все выглядит разрушенным... по крайней мере, это следует из вашего описания. Тона, в которые вы все раскашиваете, отнюдь не веселы».

Как видно из приведенного диалога, собеседники не могут понять друг друга, поскольку говорят «на разных языках». Кли­ент в описании своей проблемы использует кинестетическую систему представления, о чем свидетельствуют слова «тяжело», «ухватить». Терапевт же пользуется словами, характеризующими визуальную систему: «вижу», «точка зрения» и т. д.

Авторы отмечают, что для установления раппорта — хо­рошего контакта — с собеседником необходимо использовать лексику из той же самой системы представления, что и он. Если нужно установить дистанцию, можно намеренно упо­треблять слова из другой системы представления, как в опи­санном диалоге.

Надежным показателем репрезентативной системы чело­века, участвующей в акте коммуникации, являются движения глазных яблок в ситуациях, когда он вспоминает или обду­мывает что-либо.

Чаще всего направление взгляда у правши укладывается в следующую схему. Взгляд налево и вверх означает, что человек вспоминает какой-либо зрительный образ, направо и вверх — он придумывает, конструирует образ в своем воображении. Чтобы вспомнить звуки, человек уводит взгляд горизонтально влево, а при конструировании никогда не слышанных звуков, соответственно, горизонтально вправо. Взгляд вниз и налево означает, что собеседник ведет внутренний диалог с собой, и, наконец, человек смотрит вниз и направо, переживая эмоции, тактильные (прикосновения) или проприоцептивные (чувство движения мышц) ощущения.

Эта схема не всегда соответствует реальности. Поэтому часто бывает полезно задать несколько вопросов, направлен ных на актуализацию той или иной системы представления, для того чтобы иметь возможность опираться на полученную информацию.

Чаще всего это необходимо, чтобы понимать, соответству ют ли действия клиента инструкциям терапевта, а также для выявления стратегий переработки информации. Необходимо попросить клиента проделать шесть операций, спрашивая, клиента, каким образом он выполнил задание, и наблюдая движения глаз сразу после вопроса.

1. Визуальная память. Например: «Вспомните, как выглядела ваша первая учительница».

2. Визуальное конструирование. Например: «Представьте, как бы выглядела эта комната, если бы стены и потолок в ней были синими».

3. Аудиалъная память. Например: «Вспомните, как звучит голос вашей матери».. 4. Аудиальное конструирование. Например: «Послушайте, как звучит всплеск воды, переходящий в пение птицы».

5. Аудиалъно-дигиталъная система. Например: «Что вы гово­рите себе, когда довольны своей работой?»

6. Кинестетическая система. Например: «Что вы чувствуете, когда прикасаетесь к пушистому меху?» или «Вспомните, что вы чувствовали, когда сдавали экзамен?»

Следует обязательно спросить клиента, насколько точно он выполнил задание: увидел ли то, что вы его просили увидеть, и сразу ли он это увидел. Например, когда человека просят вспомнить образ, он может сначала вспомнить и испытать ощущения, а лишь потом представить мысленную картинку. И если произошло именно такое рассогласование, значит, первое движение глаз соответствует той системе, к которой обратился клиент (кинестетической), а не той, в которой был задан вопрос (визуальная память) (Виль-Вильямс, 1995).

Опытные НЛП-практики обычно пользуются этим способом лишь частично, как правило, просто внимательно слушая, о чем говорит клиент, описывает ли он сейчас свои

ощущения (глаза вниз), вспоминает ли он визуальные образы (глаза вверх) или вспоминает чьи-либо слова (движение глаз

по горизонтали).

Звуковые, слуховые, обонятельно-вкусовые и кинесте­тические составляющие каждого отдельного переживания представляют собой взаимосвязанное целое. Каждый раз, когда вызывается какая-нибудь составляющая переживания (сенсорной четверки), то при этом в некоторой степени вос­производятся и другие части этого переживания. Например, уловив запах духов любимого человека, мы вспоминаем его визуальный образ и т. д.

На этом основана используемая в НЛП техника установки якорей. Якорь— это любой стимул или сочетание стимулов, запускающий некоторое представление (сенсорную четверку) или стратегию представлений (серию четверок). Установление якорей во многом напоминает концепцию «стимул — реакция» в бихевиористских моделях. Однако между ними есть следующие важные различия (Гриндер, Бендлер, 1997):

1.Для установления якорей не требуется многократное предъявление стимулов — кондиционирование. Кон­диционирование способствует установлению якоря, но часто якорь прочно устанавливается уже первым пере­живанием.

2. Для возникновения ассоциации между якорем и реакцией не требуется прямое подкрепление каким-либо немедлен­ным результатом. Подкрепление может способствовать установлению якоря, но оно необязательно.

3. Для установления якорей внутреннее переживание (то есть когнитивное поведение) считается столь же значи­мым, как и легко наблюдаемые реакции. Иными словами, внутренний диалог, картина или ощущение являются реакциями ничуть не меньше, чем выделение слюны у собаки Павлова.

Установление якоря создает связь (или синестезию) между некоторым представлением или группой представлений. Сти­мул имеет смысл лишь как источник реакции, вызываемой им У определенного индивида.

Одной из самых обычных систем установления якорей является язык. Написанные слова «собака», «тепло» или «лю­бовь» — это зрительные якоря для внутренних представлений, происходящих из предшествующего опыта читателя. Чтобы осмыслить зрительный символ «собака», вы должны иметь доступ к прошлым переживаниям, связанными с определенным видом млекопитающих и представленными в виде четырех сенсорных образов. Это отношение можно продемонстрировать следующим образом:

«Собака»

Сенсорные переживания Слуховое Зрительное Кинестетиче­ское Обонятельно-вкусовое
Сенсорные образы Звук лая Вид собаки Прикосновение руки к шерсти Запах шерсти

 

Буквы «с», «о», «б», «а», «к», «а» служат якорем для определенного набора представлений. Изменяя форму или содержание стимула, мы можем изменить также представле­ния, вызываемые якорем. С выражениями «мокрая собака» или «пятнистая собака» посредством якорей можно связать различные представления. Необязательно, чтобы якоря вызы­вали представления сразу во всех сенсорных системах. Такие фразы, как «посмотрите на это», «это проберет вас до костей» или «его голос звучал так важно», в зависимости от состояния человека в каждом конкретном случае, обращаются к разным системам представления.

ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЗНАНИЯ И ТЕЛА

Одно из базовых положений НЛП говорит о том, что разум и тело — неделимые части одной системы. Деление на разум и тело условно и служит средством концентрации внимания. Этот постулат также не вызывает особых споров и принимается практически во всех психотерапевтических школах.

Взаимосвязь сознания и тела проявляется, в частности, втом, что каждое психологическое состояние, переживание сопровождается определенными физиологическими реакциями. Это позволяет эффективному коммуникатору понимать не

только словесное сообщение собеседника, но и невербальную информацию, или мета-сообщения, которые человек не может сознательно контролировать. Так, когда человек испытывает радость, его дыхание, выражение лица, мышечный тонус и другие физиологические характеристики отличаются от харак­теристик, сопровождающих состояние глубокой печали.

Обладая развитой сенсорной восприимчивостью и наблю­дательностью, НЛП-консультант может отмечать едва заметные физиологические проявления внутренних переживаний клиен­та, что позволит вовремя выявить неконгруэнтность поведения, то есть несоответствие между вербальными и невербальными его компонентами.

Необходимо помнить, что физиологические проявления индивидуальны, поэтому для того, чтобы не ошибиться, следует выяснить, каким образом у конкретного человека определенные реакции выражаются в поведении, то есть найти поведенческие «ключи». Этот процесс называется ка­либровкой. НЛП-консультант может, например, с помощью нескольких вопросов, ответы на которые он знает, отметить, какие поведенческие проявления соответствуют ответам «да» и «нет» клиента, или определить, когда клиент думает о приятном человеке или событии, а когда о неприятном. Это могут быть микродвижения мышц, изменение дыхания, изменение тембра голоса и т. д.

Для того чтобы заметить несоответствие между тем, что клиент говорит и что он переживает, Лесли Кэмерон-Бендлер советует обращать внимание на руки (сжаты они в кулаки или расслаблены, как они жестикулируют, каково положение кистей рук), дыхание (вздохи, задержки дыхания, углубление дыхание), ноги (как повернуты носки, одинаково ли стоят ноги на полу, есть ли покачивание ногой) и т. д. (Виль-Вильямс, 1995). Хотя у разных людей будут различные подсознательные поведенчес­кие реакции, они постоянны у одного человека. Поэтому если терапевт знает, как клиент ведет себя, когда дает положитель­ные и отрицательные ответы или переживает определенные состояния, он может использовать эту информацию в своей работе, например, с целью диагностики неконгруэнтности.

В методическом руководстве Е. И. Виль-Вильямс (1995) описываются определенные правила работы с неконгруэнтностью клиента. Терапевт должен всегда замечать неконгруэнт ность. Можно не обращать на нее внимание клиента, но надо обязательно должен запомнить, в какой момент она возникла, и в конце сессии вернуться к этой ситуации и проверить, стал ли клиент более конгруэнтен.

Существует несколько способов указать клиенту на его неконгруэнтность.

1. Техника «но».

Часто клиент говорит только первую часть предложения, как бы сигнализируя о существовании второй, противореча­щей этой.

Пример:

Клиент: Я действительно хочу изменить это...

Терапевт: Но...

Клиент: Но боюсь, что мне это не удастся.

2. Техника комментария.

Терапевт комментирует замеченную им несогласован-' ность.

Пример:

«Вы говорите, что хотите измениться, но поза и тон вашего голоса не согласуются с этим сообщением...»

3. Техника зеркального повторения.

Терапевт отзеркаливает клиента, пробует произнести фразу тем же тоном и в той же позе.

4. Техника прямого вопроса. Пример:

Клиент: Я действительно хочу это изменить. Терапевт: Возможно, есть какое-то внутреннее противоречие, которое не дает вам это сделать?

РАБОТА С ПОДСОЗНАНИЕМ

Другой основополагающий принцип НЛП — следующее положение: весь субъективный опыт закодирован в нервной системе. То есть все, что человек увидел, услышал или почув-ствовал с момента рождения, хранится в его памяти. Большая

часть этой информации не осознается. Однако, даже будучи вне сознания, прошлые события и переживания могут сильно влиять на поведение.

Представители НЛП рассматривают психику человека в единстве двух ее элементов: сознания и подсознания. Это объ­единяет данный подход с рядом других направлений, в первую очередь, с психоанализом. Однако у создателей НЛП существует свой взгляд как на функции этих подструктур психики, так и на природу внутриличностных конфликтов.

Согласно идеям НЛП, подсознание — это не скопление антисоциальных агрессивных или сексуальных импульсов, а «внутренняя мудрость» человека, нацеленная на оптими­зацию его жизни. Будучи кладовой всего жизненного опыта личности, подсознание отвечает за ее безопасность и комфорт. Там находятся все ресурсы, необходимые человеку для до­стижения своих жизненных целей. Сознание же зачастую не имеет доступа к этим ресурсам, более того, рационализируя поведение человека, сознание может мешать ему использовать свою психику в полном объеме.

Когда сознание не блокирует подсознание, например, в экстремальных ситуациях, человек может внезапно вспом­нить что-то давно забытое или сделать то, что ранее казалось ему невозможным. В состоянии транса, когда активизируется подсознание, человек может вспомнить такие факты своей био­графии, о которых он даже не подозревал. Автоматически мы можем сделать то, что ранее, казалось, было нам не свойственно, причем действие будет совершено наилучшим образом.

Люди выбирают лучшие из доступных им возможностей, при этом намерения их действий положительны, даже если поведение само по себе бесполезно или имеет отрицательные последствия. Это касается также поведения, которое сам человек считает глупым, неправильным, от которого он тщетно пыта­ется избавиться. Но он не может заставить себя измениться, поскольку у этого «неправильного» поведения (например куре­ния, робости, неуверенности и т. п.) есть позитивное намерение или не всегда сознаваемая вторичная выгода (положительное преимущество, не входившее в первоначальное намерение).

Поэтому чем больше человек пытается избавиться от этих чувств или способов поведения, чем больше критикует себя за «слабоволие», усугубляя тем самым внутренний конфликт, тем несчастнее он себя чувствует. Чтобы понять поведение, его,) источники и потенциальные последствия, надо понять также I контекст, в котором реализуется данное поведение.

Такое предположение предоставляет массу возможностей для внутреннего исцеления. Основываясь на нем, терапевт не будет пытаться избавить своего клиента, например, от курения Он выяснит положительное намерение данного поведения а затем поможет расширить модель мира клиента, добавить новые способы удовлетворения этого намерения. Тогда старый неэффективный способ просто будет не нужен, так как подсознательно человек всегда выберет наилучший из имеющихся вариантов. На этом основана одна из базовых техник | НЛП — рефрейминг.

Поскольку у любого поведения всегда есть положительное намерение, то есть поведение в конечном счете нацелено на благо человека; выявление таких намерений помогает в разрешении внутренних конфликтов. Даже если кажется, что внутри человека существуют непримиримые части (независи мые программы поведения, вследствие которых человек посту-пает так, а не иначе), у них всегда есть что-то общее, хотя бы стремление к выживанию. Поднимаясь с уровня позиций на уровень намерений, мы можем снять противоречие и решить реальную проблему.               

Часто положительное намерение или вторичная выгода нежелательного поведения заложены не в самом человеке, а в его окружении. В биологии изучение взаимоотношений между организмом и окружающей его средой называется эко-логией. В НЛП слово «экология» используется для описания взаимоотношений человека и окружающей его среды. Таким образом, экология изучает взаимоотношения, исследует стимулы поведения и возможные реакции на это поведение.

Когда анализируется вся система, включающая личность человека, всю его семью или все его сообщество, это позволяет избежать потенциальных проблем (парадоксов поведения,

внутренних противоречий, непредвиденных последствий и т.д.) которые могут возникнуть, если определенное поведение оторвано от контекста, где оно происходит. В этой связи логично предположить, что человек не может достигнуть же­лаемого, потому что у него есть основательные причины не достигать этого.

Если при терапии не будет учтена экология конкретного клиента, то изменение либо не произойдет, либо будет не­долговременным. Для того чтобы проверить экологические возражения против терапевтического воздействия, психолог, практикующий НЛП, может задать клиенту вопросы такого рода:

1. Что мешало вам достигнуть изменения в прошлом?

2. Что мешает вам достигнуть этого сейчас?

3. Какие трудности может вызвать предлагаемое изменение?

4. Принесет ли оно только желаемый результат?

5. Что может быть потеряно, если результат будет достигнут? (Почти во всех случаях что-то будет потеряно, хотя потеря

может быть несущественной или даже желательной.)

Поскольку возражения против изменений, возникающие в процессе терапии, преследуют позитивную для клиента цель, специалисты в области НЛП рассматривают их не как сопротивление, а как факторы, повышающие эффективность терапии, помогающие более глубокому и надежному решению проблемы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 310; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.157.203 (0.009 с.)