Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Модели общения в нлп базовая мета-модель
В основе НЛП лежит вербальное воздействие терапевта на клиента с целью изучения и изменения структуры субъективного опыта, создания новых возможностей выбора, более рациональных программ поведения. Создатели НЛП неоднократно отмечали, что основное значение в рамках данного подхода отводится особенностям речи, языковым процессам людей (Гриндер, Бендлер, 1993). Важнее форма, а не содержание сообщения. То, как человек говорит, дает НЛП-консультанту много информации о сути его проблемы, об ограничениях, имеющихся в его модели мира. Свои карты мы создаем в результате взаимодействия внутреннего опыта с внешним. Так как язык — отражение наших внутренних переживаний, убеждений, представлений, то описанные выше процессы искажения, обобщения и исключения, существующие во внутреннем опыте, не могут не проявиться в речи. Выявлять существующие ограничения в модели мира клиента, понимать их причину и закяадывать основу изменений НЛП-терапевту помогает набор лингвистических приемов, называемых мета-моделью. Мета-модель — это четко описанный набор приемов, предназначенных для сбора лингвистической информации. По сути, это набор вопросов, позволяющий выявить точное значение слов клиента, связать его речь с его внутренним опытом. В основе эффективного применения этого метода лежит идея о том, что язык — это представление опыта, подобно тому, как карта — это представление местности. Однако, если мы хотим добиться изменений, это становится преимуществом. Нам не нужно менять весь мир, достаточно изменить его карту, то есть его субъективное восприятие. Цель использования мета-модели — научить слушателя обращать внимание и реагировать на форму сообщения § 2. Модели общения в НЛП 199 собеседника. Содержание может меняться бесконечно, но в зависимости от формы воспринимаемой информации слушатель получает возможность реагировать так, чтобы извлечь из общения наибольший смысл. С помощью мета-модели можно быстро выявить разнообразие и ограничения как предлагаемой информации, так и самих процессов моделирования, используемых собеседником. Мета-модель может применяться для сбора информации о модели мира клиента, прояснения значений, которые он придает словам. Так, описывая проблему, клиент может использовать неконкретные имена или термины, излишне обобщать или упускать важную информацию. Например, фраза «Я хочу, чтобы меня ценили» не содержит никакой конкретной информации, поскольку мы не знаем, что вкладывает клиент в понятие «ценить». Автоматически перенося свой внутренний опыт на смысл этого высказывания, терапевт совершает большую ошибку, так как тогда он будет ориентирован на свою собственную модель мира, а не на модель клиента. Используя мета-модель, психолог конкретизирует смысл сообщения с помощью вопроса: «Как именно вас должны ценить?»
Также дополнительная информация о карте мира клиента необходима, когда он при описании проблемы использует так называемые номинализации, то есть абстрактные существительные, в которых процесс представлен как вещь, как нечто статическое, неизменное. То есть, по сути, в номинализациях происходит подмена слов, описывающих процессы (глаголов), существительными. Такой клиент лишается возможностей выбора и нуждается в воссоединении с непрерывными динамическими процессами жизни. По мнению Дж. Гриндера и Р. Бендлера (1997), преобразование номинализации помогает человеку понять, что то, что он считал законченным и не зависящим от него событием, — это продолжающийся процесс, который можно изменить. Номинализации можно отличить от обычных существительных несколькими способами. Можно воспользоваться «тестом «Тачка». Представьте себе, что вы кладете в тачку разные существительные: кошку, стул, автомобиль. А теперь положите в тачку неудачу, важность и растерянность. Как видите, хотя номинализации — это существительные, они не обозначают людей, места и вещи, которые можно положить в тачку. Другой способ выявить номинализации — проверить, можно ли поместить это слово вместо многоточия в синтаксическую конструкцию «текущий...». текущая проблема -> номинализация текущий слон текущий стул текущие отношения -> номинализация Чтобы преобразовать номинализацию обратно в слово, относящееся к процессу, используйте ее в своем ответе в качестве глагола. Например: Клиент: Я не получаю никакого признания.
Терапевт: Как бы вы хотели, чтобы вас признали? Или Клиент: Я жалею о своем решении. Терапевт: Что-нибудь мешает вам решить по-другому? Мета-модель бывает также полезна при выявлении ограничений, существующих в модели мира клиента. Один из примеров внутреннего ограничения — использование так называемых кванторов общности, то есть таких обобщающих слов, как' «все», «каждый», «всегда», «никогда», «вечно», «никто». Один из способов справиться с ними состоит в том, чтобы преувеличить обобщающее утверждение — как тоном голоса, так и использованием дополнительных кванторов общности. Этим можно помочь человеку найти исключение из его Обобщения и тем самым дать ему большее число выборов. Другой способ — спросить, не было ли у этого человека опыта, противоречащего его собственному обобщению. Например: Клиент: Я всегда делаю все неправильно. Терапевт: Вы никогда ничего не сделали правильно? Или: Вы когда-нибудь сделали что-нибудь правильно? Кроме того, мета-модель используется для выявления и изменения семантических нарушений в модели мира клиента. «Узнавать предложения с семантическими нарушениями необходимо для того, чтобы помочь человеку найти части его § 2. Модели общения в НЛП _ модели, искаженные настолько, что это обедняет доступный ему опыт» (Гриндер, Бендлер, 1997, с. 60). В качестве примера семантического нарушения можно привести убежденность клиента в том, что мысли и чувства других людей можно понять без прямого сообщения к этим людям. Мета-модель показывает, что клиент действует не на основе объективной информации, а на основе собственных иллюзий. Очевидно, что «чтение мыслей» может значительно уменьшить адекватность модели мира. Терапевт реагирует на «чтение мыслей» вопросом: «Откуда вы знаете о...?» Это дает говорящему возможность осознать и поставить под сомнение положения, казавшиеся ему ранее очевидными. Например: Клиент: Все думают, что я все делаю слишком медленно. Терапевт: Откуда вы знаете, о чем все думают? Мета-модель можно использовать в тех случаях, когда результаты процессов моделирования ограничивают, а не расширяют диапазон выборов в поведении человека. Терапевт собирает конкретную информацию о том, чего хочет клиент и что ему мешает. Он использует мета-модель, чтобы лучше понять сказанное клиентом и, главное, он очень внимателен, потому что обычно в поведении клиента содержится больше полезной информации, чем в его словах. Часто бывает так, что клиент не может объяснить терапевту, в чем состоит его проблема, но бессознательно он это демонстрирует через физиологические проявления. МОДЕЛЬ S. C. O. RE. Модель S.C.O.R.E. отражает схему проведения психотерапии в НЛП. Это аббревиатура английских слов: Симптомы, Причины, Результаты (Цели), Ресурсы, Эффекты. Модель S.C.O.R.E. - это минимальное число элементов, о которых НЛП-консультант собирает информацию для получения устойчивых изменений клиента; это траектория движения НЛП-консультанта при работе. Особенно важен в этой траектории порядок, в котором происходит сбор информации. Первое, с чего начинает работу НЛП-консультант, - сбор информации о симптомах клиента. Во-первых, они обычно и так хорошо видны, потому что клиент приходит на консультацию уже в актуальном состоянии. Во-вторых, имея описание актуального состояния, консультант может оценить эффективность своей работы, сравнив его с результатом изменений. У опытного консультанта этот шаг занимает всего несколько минут.
Следующий шаг один из самых объемных — всесторонний сбор информации о желаемом состоянии (цели клиента). После определения цели следующим шагом терапевта является выяснение препятствий — причин, по которым клиент не мог достигнуть желаемого раньше. Если препятствия существуют, их можно воспринимать как возможности для клиента (и, возможно, для терапевта) научиться чему-то новому. Терапевту полезно будет выяснить, какого рода препятствия мешают клиенту, чтобы определить, какие возможности выбора ему нужны. Далее консультант намечает конкретный план достижения цели клиента: определяет необходимые для этого ресурсы и использует одну или несколько техник для изменения. Необходимым элементом терапии является, как отмечалось, проверка экологии. Когда для достижения желаемого результата важно знать, что было с клиентом в прошлом, сначала собирается информация о причинах, а уже затем о ресурсах. Работа с причинами по возможности сводится к минимуму, поскольку НЛП — это терапия, ориентированная на будущее, а не на прошлое. Во время работы с причинами консультант максимум внимания уделяет сохранению ресурсного (позитивного) состояния клиента. Вклад клиента в терапевтическое взаимодействие, имеющий первостепенное значение, — это его мотивация. Она является основой изменений. Как бы там ни было, это клиент будет выбирать цель, он будет учиться, делать открытия и исцелять сам себя. Задача терапевта состоит в том, чтобы создать такую атмосферу, в которой клиент будет чувствовать себя защищенным, побудить клиента мыслить по-новому, помочь ему найти доступ к его внутренним ресурсам и показать ему разные способы достижения цели. Терапевт особо подчеркивает то, в чем они схожи с клиентом, выражает уважение и желание понять его. Он входит в модель реальности клиента, в то же время сохраняя прочную связь со своим жизненным опытом. Чтобы помочь клиенту достичь цели, можно использовать почти любую реакцию (включая сопротивление). При установлении раппорта, контакта с клиентом, НЛП-практик использует множество способов подстройки. Установив раппорт, он может собрать информацию быстро и изящно. При успешном раппорте консультант не просто выражает симпатию или согласие с клиентом, а дает ему ощущение того, что его уважают и ценят. В НЛП существуют отточенные приемы подстройки к клиенту, многие из которых заимствованы у непревзойденного мастера в этой области Милтона Эриксона. Терапевт подстраивается к представлениям клиента, чтобы повести его к выбранной им цели.
Особое значение в НЛП придается формулировке цели. Представление клиента о цели может облегчить ее достижение или сделает это достижение почти невозможным. Достижимой является цель, которая отвечает следующим требованиям: 1. Цель должна быть положительно (без отрицания) сформулирована. Другими словами, задачей терапевта является помочь клиенту точно определить, чего он хочет, вместо того, чтобы выяснять, чего он не хочет. Например, если клиент говорит: «Я устал от этой депрессии», — то внимание все еще сосредоточено на том, чего он не хочет. Когда люди думают о том, чего они не хотят, или о том, чего они хотят избежать, тем самым они часто программируют себя на это негативное событие. Это связано с тем, что родной язык подсознания — это не слова, а скорее образы, звуки и ощущения. На уровне первичного опыта отрицания не существует. Так, если человеку сказать: «Не думай о лимоне, не вспоминай, как ты нюхал и лизал большой, свежий, кислый, желтый лимон», — то, несмотря на отрицание «не», он начнет вспоминать образ, запах и вкус лимона. Если человек думает о том, что он не хочет быть больным, и часто представляет себе болезнь, то это может иметь нежелательные последствия. То же самое относится, кстати, и к положительным ожиданиям (например, здоровье). Вследствие этого НЛП-практик должен переключить внимание клиента на позитивное последствие вопросом: «Что бы вы хотели чувствовать вместо депрессии?» Для человека гораздо легче достичь того, чего он хочет достичь, чем избежать того, чего он не хочет. Другими словами, легче быть оптимистом, чем не быть пессимистом. 2. Цель должна быть конкретно и точно определена. Терапевт пользуется мета-моделью, помогая клиенту точно определить цель. Для психотерапевта важно понять клиента. Однако когда человек старается передать свой опыт, неизбежно происходяят исключение, искажение и обобщение. Например, в словах клиента: «Я хочу быть более оптимистичным», — исключено то, к чему он хочет относиться более оптимистично. Использование мета-модели дает терапевту возможность собрать более точную информацию и, следовательно, лучше понять клиента. Важно определить контекст цели, то есть «где», «когда» и «с кем» клиенту необходимо желаемое состояние, потому что цель может подходить не ко всем ситуациям. Если клиент формулирует свою цель как абсолютную или глобальную, он может ограничить себя. Например, цель «быть уверенным», несмотря на свою заманчивость, не всегда уместна. Например, излишняя самоуверенность при отсутствии необходимых знаний и навыков может привести к нежелательным последствиям. Пользуясь мета-моделью, терапевт помогает клиенту прояснить цель и тем самым сделать ее реальной.
Кроме того, разные ситуации требуют разных реакций. Если клиент говорит:«Я хочу быть спокойным», не уточняя контекста, то он ограничивает себя. В самом деле, разве он хочет быть спокойным, когда кто-нибудь вытаскивает у него кошелек? Когда он уточняет контекст, он добавляет подходящие способы поведения и сохраняет при этом все старые варианты поведения. Чем больше у него разных способов поведения и реакций, тем эффективнее он сможет достигать своих целей. 3. Цель может быть достигнута самостоятельно. Цель клиента должна быть сформулирована таким образом, чтобы он мог достичь ее сам. Если клиент считает, что достижение цели зависит от других людей, то он может почувствовать себя беспомощным. Хотя все мы хотим определенных вещей от других § 2. Модели общения в НЛП 205 людей, важно, чтобы человек мог достигнуть своих первичных целей независимо от кого бы то ни было. Даже когда работа идет с супружеской парой, важны самостоятельность и целостность мужа и жены по отдельности. Терапевт должен убедиться, что достижение цели находится в руках того человека, который хочет достичь цели. Например, если клиент говорит: «Я хочу, чтобы моя жена обращала на меня больше внимания», — то достижение этой цели зависит от поведения жены. 4. Цель должна быть реалистична. Если клиент хочет чего-то нереалистичного, полезно подняться на более высокий логический уровень и выяснить, какова цель данной цели, то есть для чего это нужно клиенту. Например, если клиент хочет стать выше на 10 сантиметров, логично спросить у него, что было бы по-другому, если бы он был выше. Узнав цель данной цели, терапевт может предложить клиенту другие способы ее достижения. МОДЕЛЬ МИЛТОНА ЭРИКСОНА Во время работы много внимания уделяется речи терапевта, поскольку язык в НЛП — это не только способ диагностики проблем клиента, но и инструмент, помогающий в достижении цели. На основе изучения наследия М. Эриксона, создатели НЛП стали применять в своей работе так называемую модель Милтона, то есть речевые обороты, повышающие эффективность процесса терапии. Эти речевые обороты помогают направлять клиента в процессе терапевтической сессии, действуя недирективно, мягко внушая ему уверенность в успехе терапии и помогая получить доступ к ресурсам, необходимым для достижения поставленной цели. Широко используются высказывания, в которых важная для процесса терапии информация подразумевается, но не говорится открытым текстом. Например, с помощью слов и выражений «когда»; «пока»; «в то время как»; «по мере того как» психолог может соединить текущее состояние или действие клиента с состоянием, необходимым для успешной терапии: «Пока вы устраиваетесь поудобнее в этом кресле, вы можете начать расслабляться...», или: «В то время как вы раскачиваетесь вперед и назад, вы можете войти в транс...» Безусловно, важной является вторая часть высказывания, однако сама фраза построена таким образом, что расслабление и транс рассматриваются как нечто само собой разумеющееся, не требующее усилий со стороны клиента. Если бы клиенту сказали «постарайтесь расслабиться», то предпосылкой было бы сомнение терапевта в том, что это возможно, а также то, что для этого потребуются усилия. Скорее всего, чем больше клиент старался бы почувствовать себя комфортнее, тем меньше ему бы это удавалось, поскольку вряд ли возможно и расслабляться, и стараться одновременно. В первом высказывании терапевт помогает клиенту, одновременно давая ему понять, что все произойдет легко и естественно. Кроме того, используя слово «можете» («можете начать расслабляться», «можете войти в транс»), называемого в НЛП модальным оператором возможности, психолог не допускает сопротивления и не прерывает раппорта с клиентом. Если бы вместо этого слова был использован модальный оператор долженствования («вы должны расслабиться» и т. п.), то, как несложно заметить, фраза не только получилась бы более директивной, но и, возможно, пробудила бы в клиенте излишнюю тревогу и неуверенность. Оператор возможности подразумевает, во-первых, разрешение расслабиться, во-вторых, уверенность в способности клиента это сделать и, в-третьих, если клиент не сможет расслабиться после этого высказывания, он не воспримет это как неуспех, и у терапевта будет возможность попробовать другой способ. Таким образом, модель Милтона помогает поддерживать раппорт, что дает возможность часто использовать ее в сеансах гипноза или транса.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.200.143 (0.027 с.) |