Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сценарный анализ возникновение сценария
Сценарий — это жизненный план личности, драма, чаще всего неосознанная, но, как правило, имеющая четкие закономерности: завязку, действие, кульминацию и финал. Он может быть комичным или трагичным, восхитительным или скучным, вдохновляющим или ведущим к неудачам. Э. Берн считал, что план жизни составляется в детстве, подкрепляется родителями, оправдывается ходом событий и достигает пика при выборе пути (Берн, 1992). Этот психологический импульс с большой силой толкает человека вперед, навстречу судьбе, и очень часто независимо от его сопротивления и свободного выбора. По мнению Э. Берна, в основе сценариев обычно лежат непосредственные, как у детей, иллюзии, которые могут сохраняться на протяжении всей жизни. Создание сценариев приводит к тому, что у людей возникает иллюзия автономности своей личности, в то время как фактически они выполняют, причем, часто не задумываясь, предписания своих сценариев. Время от времени, однако, некоторые люди начинают сомневаться в правильности сценариев, что приводит к личностным кризисам. С точки зрения транзактного анализа человек начинает составлять свой сценарий с момента рождения, а к четырем годам уже определяет основные моменты его содержания. К семи годам вносятся все существенные детали, а от семи до двенадцати происходит его совершенствование. В юношеском возрасте сценарий начинает приобретать реальные очертания. Мысль о том, что детские впечатления оказывают сильное влияние на поведение взрослых людей, занимает центральное место не только в транзактном анализе, но и в других направлениях психологии (например, в психоанализе). Отличительная особенность теории сценария — идея о том, что ребенок составляет определенный жизненный план, а не просто формирует основные взгляды на жизнь. Другая отличительная черта состоит в том, что кульминация — это неотъемлемая часть сценария, а другие составляющие служат для того, чтобы привести сценарий к этой заключительной сцене. Эта сцена получила название расплаты за сценарий. Э. Берн говорит о том, что мы бессознательно выбираем поведение, которое приблизит нас к расплате за сценарий. Он считал, что существуют четыре главных типа расплаты: быть одиночкой, быть неудачником, сойти с ума или упасть замертво (Нельсон-Джоунс, 2000). Даже если сценарий деструктивный, обращаясь к нему, люди начинают чувствовать себя комфортно. Это происходит из-за того, что выполнение действий, соответствующих сценарию, связано с благополучием и комфортом, обусловленными родительской защитой. Алкоголик, даже мучаясь от похмелья, получает
одобрение «Я»-состояния Дитя-в-Родителе, призывающего: «Не думай! Пей». Кроме этого, важно отметить, что ребенок сам принимает решение о выборе сценария. Из этого следует, что даже тогда, когда дети воспитываются в одних и тех же условиях, они могут составить совершенно разные сценарные планы. Э. Берн приводит случай с двумя братьями, которым мать сказала следующее: «Вы оба попадете в психушку». Впоследствии один из братьев стал пациентом психиатрической больницы, а другой стал психиатром. Сценарные решения представляют собой наилучшую стратегию ребенка с целью выживания в мире, который часто кажется ему не просто враждебным, но даже угрожающим его жизни. Но эти решения принимаются без тщательного обдумывания, а в соответствии с эмоциями ребенка и его отношением к реальности. Хотя родители не могут заставить ребенка принять решение о выборе сценария, они тем не менее оказывают на него сильное влияние. С первых дней жизни ребенка родители передают ему различные послания, на основе которых тот формирует представления о себе, о других людях и о жизни. Сценарные послания могут быть как вербальными («ты глупый», «ты ничего не добьешься» и т. п.), так и невербальными.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.64.132 (0.004 с.) |