Терапевтические функции психодрамы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Терапевтические функции психодрамы



Во-первых, психодрама — метод, связанный с действиями (психодрама буквально может означать — «действие психики на жизнь»). В процессе воспроизведения клиентом на сцене, например, события из своей прошлой жизни, становится оче­видным, каким образом его психика определяет его поступки, а поступки оказывают решающее влияние на психику.

Совершенно аналогично поступают в психодраме с пато­логическим поведением. Ситуации проигрываются, изменяются и именно благодаря этому оказываются под контролем. По­скольку психодрамотерапия использует естественное поведение человека, Я. Морено называет ее также «психодраматическим методом естественного излечения». Исцеление приходит с действием и в действии, так как психодраматический метод интегрирует в себе средства когнитивного анализа с активным участием в драматическом действии и групповом процессе.

Я. Морено верил, что сама жизнь происходит из действия и взаимодействия, и ориентировался на них в созданном им методе. Действия, физические движения, на которых построена психодрама, повышают возможность использования такого важного источника познания себя, как сигналы невербально­го поведения. В процессе проигрывания снижается влияние привычных вербальных защитных реакций. Психодрама может существенно помочь клиентам, испытывающим трудности при вербализации чувств, так как действие в ней первичнее слов. Психодрама весьма эффективна в работе с клиентами, склонными к интеллектуализации переживаний или же к пассивности, которая выражается в сложностях при переходе от рассуждений к активным действиям.

Исцеление личности зависит от творческого отношения к действительности. Поэтому одной из основных функций психодрамы Морено считал развитие спонтанности человека. Блокированная спонтанность, как считает Морено, вызывает неврозы креативности, что приводит к пассивности. Такой че­ловек, несмотря на высокий интеллект и особые способности, которыми он может обладать, не способен ими пользоваться. Высвобождение и одновременная интеграция спонтанности являются предпосылками креативности (Лейтц, 1994).

Я. Морено верил в креативность человека и описал пять таких ее качеств: творческая одаренность; эмпатия; способ­ность к осознанию ограниченности своей жизни; юмор как способность встать над обстоятельствами жизни и занять по отношению к ним определенную позицию; мудрость, которая выходит за рамки когнитивной сферы и относится к более высоким процессам познания, к надиндивидуальному бытию (Лейтц, 1994).

Я. Морено создавал психодраму как терапевтическое средство для излечения неврозов креативности, то есть состо­яний, которые не позволяют человеку рационально-любовно и творчески относиться к окружающим. Поэтому с самого начала лечения психодраматический метод направлен на повышение активности пациента и нацелен на мобилизацию его спонтанности. Психодрама позволяет исполнителю роли постоянно расширять когнитивно-эмоциональное восприятие своих важных жизненных связей. В результате появляются но­вые знания и представления, к которым он может относиться творчески, сообразно со своим развитием.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОДРАМАТИЧЕСКОЙ СЕССИИ

ПРИНЦИПЫ ПСИХОДРАМЫ

Конкретизация ситуации. Во время психодраматического сеанса информация не рассказывается, а показывается. Ин­сценируются события, прошлые или будущие, вызывающие сильные переживания протагониста в настоящем. Сама драма­тизация предполагает некоторую условность: роли действующих в ситуации лиц исполняют другие люди, обстановка также может быть воссоздана только условно.

Однако важным оказывается то, что воссоздаваемая си­туация проявляет общие характерные установки протагониста, его стратегии поведения, его отношение к реальности и миру. Конкретизация ситуации предполагает усиление переживае­мого протагонистом и другими участниками, подразумевает их вовлечение в действие. Принцип конкретизации также относится к неодушевленной окружающей среде, то есть к ситуативному контексту, который не содержит человеческих существ и не может быть персонифицированным. Конкре­тизация неодушевленной части окружающей среды помогает одушевить переживания протагониста.

При изображении конкретных явлений возрастают вы­разительность, многозначность имеющихся данных. В психо­терапии выделяют три функции конкретизации: 1) гарантия приближенности собственных реакций терапевта к реакциям и переживаниям пациентов; 2) прояснение недоразумений и уточнение ситуации; 3) облегчение прямого обращения паци­ентов к своим проблемам.

Аутентичность исполнения. Разыгрываемое поведение должно быть аутентичным. Аутентичность обычно рассматри­вается как достоверность и подлинность, и имеет два значения в психодраме. Первое — отсутствие умышленного обмана. Следует убедиться, что описание не поддельно, ибо иначе оно не может представить действительных чувств и мыслей в момент действия. Второе — максимальное сходство с исходным случаем. Итак, аутентичность предполагает, что воссозданное пациентом описание достоверно отражает его психологическое состояние в момент развертывания ситуации.

Существует много моментов, указывающих на аутен­тичность реакций участника психодрамы: например, нали­чие непроизвольных реакций, связанных с эмоциональным подъемом, логическая последовательность, время реакции, вспоминание основной информации, «выпадение» из пере­живания. В то же время чрезвычайно трудно быть уверенным, что разыгрываемое качество идентично исходному поведению. Поэтому важен и другой аспект аутентичности — к ней необ­ходимо стремиться как протагонисту, так и психодраматисту и другим действующим лицам. Этого можно достигнуть, ис­пользуя принцип «здесь и сейчас». Предполагается, что про­тагонист представляет свои трудности, будто они происходят именно сейчас. Это воспринимается как правда, независимо от того, имел ли место такой случай в действительности или был выдуман. Идея описания «здесь и сейчас» зародилась в экзистенциальной философии и применима ко всем формам психотерапии, претендующим на работу с экзистенциальной проблематикой.

Эмоциональное вовлечение. Подлинность представлений также напрямую связана со степенью эмоционального вовлече­ния протагониста в действия. Необходимо, чтобы все участники психодрамы были готовы к реальному переживанию ситуации. Готовность предполагает как двигательную раскрепощенность, так и вовлеченность, а также веру участников психодрамы в возможность изменений.

Психодраматический сеанс состоит из последовательности стадий:

1) стадия разогрева и действия, на которой происходит интер­вьюирование протагониста. Оно происходит в круге — пси-ходраматист садится рядом с протагонистом либо ходит вместе с протагонистом внутри круга. Разогрев нередко занимает очень длительный промежуток времени, его не рекомендуется форсировать. Психодраматисту желатель­но следовать за темпом протагониста. Инсценирование направлено на постепенно углубляемое исследование (постепенное уточнение деталей обстановки переходит в уточнение переживаемых чувств и реакций);

2) стадия эксперимента, на которой происходит исследование возможностей изменения.

3) стадия завершения, выполняющая важную функцию — вы­ражение чувств, проявление сопричастности. Спонтанность проявляется на стадии эксперимента. При

обсуждении понятия «спонтанность» мы уже упоминали, что спонтанное реагирование — это вовсе не обязательно быстрое реагирование. Напротив, учитывая, что спонтанность требует соответствующих реакций на ситуацию (и временами изобретает их), следует предположить, что этим реакциям предшествуют познавательные процессы (такие как оценка, выбор и опреде­ление приоритетов).

Исследование происходящего. В психодраме очень важен аспект исследования. Посредством драматизации исследуется ситуация, переживаемая человеком. Важно помнить о том, что участники психодраматической группы чувствуют себя более защищенными, чем в реальных жизненных условиях, из-за того, что они полностью контролируют существенные аспекты драмы — время, пространство, действия и последствия. Иногда протагони­сту требуется заново прожить события, чтобы у него остались но­вые, положительные впечатления (как во сне, например). В жизни есть много непознанного и невидимого. Психодраматические техники (например техника обмена ролями) позволяют увидеть кое-что из невидимого в реальности, то, что Я. Морено называл «дополнительными реальностями» и «сверх-реальностями».

Максимальному самовыражению, активности и взаимо­действию способствует приспособление темпоритма процесса обучения к конкретному участнику. Но в то же время всем участ­никам позволяется быть неспонтанными и невыразительными столько, сколько это необходимо.

В процессе обучения не стоит акцентировать внимание на умении максимально самовыражаться, необходимо уметь сдер­живать себя в нужный момент. Максимальное самовыражение уместно лишь в случае получения «вознаграждения». «Возна­граждение» может выступать в виде внутреннего удовлетворения, чувства облегчения или радости и в виде ощущения, связанного с достижением цели. Полностью выразив свои чувства другому участнику группы, можно испытать внутреннее облегчение (вознаграждение), но и одновременно испортить отношения с этим участником. Приходится учиться умению спонтанно сдерживать себя.

Необходимо соблюдать последовательность психодрама­тических эпизодов. Я. Морено писал, что катарсис происходит с актером тогда, когда он начинает играть свою собственную драму сцена за сценой и достигает вершины в момент завер­шения этой драмы (Moreno, 1964).

ЛСИХОДРАМАТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

В психодраме человек инсценирует ситуацию, в которой он желает разобраться. В психодраматическом пространстве разворачивается не сама ситуация, а то, как человек ее пред­ставляет. Таким образом, в психодраме проявляется экзистен­циальная реальность человека. Когда протагонист инсценирует ситуацию, он не просто показывает, как она разворачивалась и как в ней действовал он сам и другие люди. У него есть воз­можность увидеть ситуацию со стороны. Полноту содержанию ситуации обеспечивают опыт и мироощущения исполнителей ролей значимых близких протагониста.

Несмотря на то что саму сцену определяют описания протагониста, а исполнение ролей разыгрывается согласно его же инструкциям, эти роли исполняются живыми людьми. Следуя инструкциям, они выходят за обозначенные пределы схемы и насыщают ее внутренним личным опытом. Внутреннее осознание оформляет представление человека об окружающем мире. Это осознание формируется из наших знаний, опыта, переживаний, ожиданий, домыслов и фантазий. Переживае­мую человеком реальность можно назвать «экзистенциальной реальностью». На нее опирается человек, когда выбирает способ взаимодействия с окружающим его миром. Символика этой реальности скрыта от окружающих, а также часто и от сознания самого человека.

Наблюдая за развертываемой ситуацией, протагонист видит как свои ограничения, так и свои возможности. Этому способствуют определенные психодраматические процеду­ры — дублирование, зеркало, обмен ролями, — дающие воз­можность проявить все аспекты реальности человека. Еще один важный принцип психодрамы — психодрама не рассказывается, а показывается, так как в ней важно быть участником, быть вовлеченным в действие.

В ходе драмы воссоздается субъективная реальность слож­ного мира внутренних переживаний и отношений протагониста. В то же время психодрама — это групповой метод, где каждый участник группы является терапевтическим агентом другого. Поэтому, исследуя свой мир в действии, протагонист позволяет другим членам группы заглянуть в его глубины и увидеть там отражения их собственных чувств и переживаний. Это помогает им благодаря эмоциональной вовлеченности в драму протаго­ниста проживать, прорабатывать и свои проблемы.

Все эти аспекты психодраматического действия спо­собствуют достижению личностной идентичности, укрепляют надежду на изменения, поощряют и стимулируют ответствен­ность за свою жизнь и принимаемые решения. Можно сказать, что стратегическая цель психодрамотерапии — развитие той части психики, которая может быть названа выбирающим «Я». Выбирающее «Я» дирижирует всем множеством граней существования человека в интересах личностного роста.

В процессе психодрамы постоянно изменяются как сами ее участники, так и их взгляды на реальность. В ходе драмы про­тагонист показывает все типичные для него модели поведения и эмоциональные состояния. Содержанием драматического дей­ствия становятся не вполне осознаваемые и не переживаемые в полной мере аспекты его жизни. С помощью специальных техник в ходе психодрамы реконструируются и раскрываются непроявленные чувства и неосознанные установки, что уже само по себе несет в себе залог позитивного изменения. Будучи осознанными, они становятся и управляемыми. Восприятие клиентом своей внешней и внутренней реальности углубляется и расширяется, обеспечивая новое видение, новый взгляд на ситуацию и свои возможности.

Обычно клиентами психодрамы становятся люди, у ко­торых блокированы творческие процессы. Они испытывают необъяснимую тревогу, страх перемен, неспособность адекватно реагировать на предоставляемые новые возможности, а иногда и неспособность увидеть эти возможности. Такие клиенты жалуются на бессмысленность существования, усталость от жизни и страх перед ней, неспособность или нежелание кон­тактировать с другими, иными словами, на утраченное чувство полноты бытия — на неспособность осознавать и переживать свою жизнь во всей полноте.

Решение стать протагонистом требует от человека огром­ного мужества, которое заключается в преодолении страха раскрыться перед другими людьми. Но, преодолев этот страх, человек, как правило, неожиданно для себя обнаруживает общность и универсальность трудностей, переживаемых им уникально.

В качестве примера можно рассмотреть психодрамати­ческое упражнение «Монолог». Во время его исполнения участники группы располагаются" в кругу. Один из участников (протагонист) делится своим переживанием. Если оно захва­тывает других участников, то поддержку протагонисту можно оказать только в одной форме — сесть на его место и войти в его переживание. Затем от лица протагониста рассказать о проблеме. В данной ситуации каждый участник проецирует на себя переживания протагониста, присоединяется к его чувс­твам, опираясь на свой опыт подобных переживаний. Так все участники по очереди оказываются на месте протагониста и в его переживании и чувствах. Когда все участники побывают на месте протагониста, упражнение заканчивается.

Цели этого упражнения: развитие у участников группы способности к сопереживанию; снижение дистанции в фазе обсуждения; развитие «Я»-позиции в работе с катарсическим переживанием.

Это упражнение вызывает большой накал переживания у участников группы. Здесь присоединение к переживаниям про­тагониста — обязательное условие для каждого. Протагонист, на­блюдая за участниками, может осознать как универсальные, так и особенные аспекты своей проблемы. С одной стороны группа поддерживает его (он не один переживает это), с другой— не дает прямых советов. Опыт переживания других расширяет его горизонт восприятия своей трудности и своих чувств.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.125.171 (0.012 с.)