Сопротивление и его проявления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сопротивление и его проявления



Выше уже отмечалось, что под сопротивлением понимается любое проявление человека, противостоящего попыткам другого оказать на него воздействие. Сопротивление подключает все силы субъекта и мешает при анализе свободному выражению ас­социаций, воспоминаниям, достижению и принятию инсайтов. Оно действует против Эго пациента и его желания измениться. Сопротивление выражается в виде эмоций, отношений, идей, побуждений, мыслей, фантазий или действий (Гринсон, 1994). Сопротивление сопровождает лечение шаг за шагом. Каждая ассоциация, каждое действие личности при лечении влекут за собой сопротивление, каждое такое действие — компромисс между силами, которые стремятся к выздоровлению^ и силами, которые противодействуют этому.

Интерпретация сопротивлений остается одним из крае­угольных камней психоаналитической техники. Чтобы работать с сопротивлением, для начала его надо обнаружить. Ниже мы рассмотрим перечень типичных проявлений сопротивления, описанных Р. Гринсоном (Гринсон, 1994), из которого можно сделать вывод, что все виды поведения оказываются в той или иной мере формами сопротивления и не существует деятель­ности, которая не могла бы быть неправильно использована в целях сопротивления.

Проявления сопротивлений описаны ниже.

1. Молчание пациента— наиболее откровенная и частая форма сопротивления, которая означает, что пациент созна­тельно или бессознательно не расположен сообщить свои мысли и чувства. Его можно спросить: «Что заставляет вас бежать от анализа в данный момент?» Если он говорит, что ничего не приходит в голову, то можно спросить: «Что делает ничто в вашей голове?» Даже молча пациент невольно может раскрыть свой мотив выражением лица, позой, вегетативными реакциями и т. п.

2. Неспособность Пациента рассказывать. Это вариант пре­дыдущего проявления, но в этой ситуации человек осознает что ему нечего сказать.

3. Отсутствие чувств в ситуации, когда человек сообщает что-то, что должно было бы быть эмоционально нагруженным в то время как его замечания сухи, скучны, монотонны и мало­выразительны. О сопротивлении говорит и обратная ситуация когда эксцентричные высказывания не соответствуют идее и содержанию сообщения.

4. Ригидная, одеревенелая, скрученная поза, так же как чрезмерная подвижность. Противоречие между позой, словами и содержанием сообщения свидетельствует о сопротивлении поскольку поза и движения бессознательно пересказывают неозвученное содержание.

5. Фиксация на времени- признак сопротивления, по­скольку относительная свобода в разговоре проявляется в колебании между прошлым и настоящим. В это время на­блюдаются и ригидность, и фиксированность эмоционального тона и позы.

1 6. Фиксация на мелочах, подробное описание незначи­тельных событий - пример ухода от действительно важного для человека.

7. Избегание определенных тем разговора, связанных с бо­лезненными областями жизни человека. Оно может быть как осознанным, так и бессознательным.

8. Ригидность или полностью повторяющийся время от вре­мени порядок каких-либо действий следует рассматривать как сопротивление. Даже привычки, если они не служат защитной цели в какой-то мере в течение времени изменяются.

9. Язык избегания, т0 есть использование клише, техниче­ских терминов. Это наиболее частый признак сопротивления так как он не предполагает обращения к чувствам и уводит от эмоциональных затруднений.

10. Опоздания, пропуски сеансов, забывчивость при опла­те - показатели нежелания приходить и платить.

11. Отсутствие или забывание сновидений или слишком боль­шое количество анализируемых сновидений — все это проявления сопротивлений, потому что сновидение — одна из наиболее важных форм подхода к бессознательному.

12. Скука пациента означает, что он избегает осознания своих инстинктивных побуждений и фантазий. Скука всегда является защитой от фантазий.

13. Наличие осознанного секрета. Это нужно признать и поддерживать, а не подавлять или принуждать пациента по­делиться своей тайной.

14. Действие, направленное вовне, — очень частый и важ­ный момент во время психоанализа. Например, пациент го­ворит о себе в третьем лице, как если бы речь шла о другом человеке.

15. «Веселые» сеансы— большой энтузиазм, длительное приподнятое настроение. Это говорит о неприятии чего-то потому что, как правило, психоаналитические сеансы — серь­езная работа, хотя далеко не всегда мрачная, печальная или болезненная.

16. Отсутствие изменений при длительной работе, в то время как аналитик работает хорошо. Это означает, что надо искать скрытое сопротивление либо мы имеем дело с неявной формой действия вовне или с переносом.

Психоаналитик должен различать не только сам факт со­противления, но и то, как клиент сопротивляется и почему он это делает. Непосредственной причиной защиты всегда бывает избегание какого-то болезненного чувства, такого как тревога вина, стыд. Более глубоко лежащая причина — инстинктивный импульс, возбуждающий тревогу, стыд, вину. Самая отдаленная причина— травматическая ситуация, положение, в котором Эго сокрушено и беспомощно, потому что наполнено трево­гой, которую оно не может контролировать. Такого состояния паники человек стремится избежать и включает защиту.

Среди опасных ситуаций, вызывающих психические трав­мы, могут быть такие, как страх быть нелюбимым, страх оказать­ся брошенным, страх потери уважения к себе, страх кастрации. Несмотря на то что механизм сопротивления бессознателен пациент может осознавать какое-либо вторичное проявление механизма защиты. Сначала в процессе анализа сопротивление возникает как форма противостояния процедурам и техникам. Пациент ощущает это как некоторое противодействие попыт­кам аналитика задавать вопросы. Затем он идентифицируется с рабочими отношениями аналитика, и сопротивление начинает осознаваться им как чуждое его Эго — защитная реакция «пе­реживающего» Эго пациента.

На каждом этапе анализа будет происходить борьба с сопро­тивлениями. Она может ощущаться внутри самого пациента или в отношениях с аналитиком. Эта борьба может быть сознатель­ной, предсознательной или бессознательной. Она может быть совсем незначительной или, наоборот, почти кровопролитной, так как сопротивление вездесуще (Гринсон, 1994).

3. Фрейд выделял пять видов сопротивлений, соотнося их с источниками их возникновения:

1) сопротивление как регрессия (образуется в Эго);

2) сопротивление как перенос (поскольку перенос заменяет воспоминания и базируется на смещении объектов про­шлого на объекты настоящего; образуется в Ид);

3) сопротивление как выгода (вторичная выгода) от болезни (образуется в Эго);

4) сопротивление как навязчивые повторения (образуется в Ид);

5) сопротивление как возникающее из бессознательного чувство вины и необходимости наказания (образуется в Супер-Эго).

Какими бы ни были источники сопротивлений, важно осознать, что все психические структуры участвуют во всех пси­хических событиях, но с разной степенью вовлеченности.

 

 

ЯВЛЕНИЕ ПЕРЕНОСА

Помимо работы с сопротивлениями наиболее важным в психоанализе 3. Фрейд (1989) признавал анализ переноса (трансфера).

Развитие техники психоанализа было результатом эволюции знаний о природе переноса, о его двойственности. 3. Фрейд считал, что реакции переноса предоставляют аналитику бес­ценную информацию и возможность исследовать неприемлемое прошлое и бессознательное, но помимо этого перенос возбуждает сопротивления, которые могут сильно мешать анализу.

Понятие «перенос» используется в ситуации, когда чувства, направленные на какого-либо человека, на самом деле обра­щены к другой личности. Как писал 3. Фрейд, перенос есть новое издание старых объектных отношений. Это анахронизм, временная погрешность. При переносе импульсы, чувства и защиты по отношению к личности из прошлого перемещаются на личность из настоящего.

Это в основном бессознательное явление, поэтому человек, использующий перенос, большей частью не осознает искажения. Он может осознавать, что реагирует чрезмерно или странно, но он не знает истинного значения своей реакции. Он даже мо­жет осознавать источник переноса, но не осознает некоторые важные эмоциональные или инстинктивные компоненты этой реакции или ее цели.

Перенос может переживаться как чувства, побуждения, страхи, фантазии, отношения, идеи или защиты от них. Главные характеристики реакции переноса — повторение, неуместность, интенсивность, амбивалентность, непостоянность, стойкость. Выделяющейся чертой, которая перевешивает все остальные, выступает неуместность, проявляющаяся и в интенсивности, и в противоречивости, и в непостоянстве, и в стойкости.

Первоначальные источники реакций переноса— чаще всего значимые люди из раннего детства. Но иногда реакции переноса могут происходить и от фигур более позднего периода и даже настоящего времени. В этом случае возможно, что эти фигуры более позднего периода вторичны и сами произошли от объектов из раннего детства. Наиболее часто реакции переноса направлены на людей, выполняющих функции, которые изна­чально выполняли родители. Особенно часто склонны вызывать реакции переноса возлюбленные, лидеры, авторитеты, тера­певты, учителя, актеры и знаменитости (Гринсон, 1994). Более того, реакции переноса могут быть направлены на животных, неодушевленные предметы и даже на нарицательные персонажи, но и в этом случае, как показывает анализ, причина кроется во взаимоотношениях с важными людьми раннего детства.

Реакции переноса обнаруживаются в анализе и вне анализа как у больных психическими заболеваниями, так и у здоровых людей. Перенос — та часть поведения, копирующего что-то из прошлого, которая делает его неуместным в настоящем. Как считает 3. Фрейд, все человеческие отношения содержат смесь реальных реакций и реакций переноса. Однако психоанализ не создает переносов, он лишь выносит их на свет, облегчая их развитие.

 

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.172 (0.008 с.)