Абстрактная модель психики Р. Ассаджиоли 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Абстрактная модель психики Р. Ассаджиоли



Центральными понятиями предлагаемой Р. Ассаджиоли схемы являются «Я» (другие названия: «Самость», «Личное Эго» или «Личное Я») и «Трансперсональное Я» («Сверхсамость», «Духовное Я», «Надличное Я») (рис. 1).

Р. Ассаджиоли создал программу, согласно которой можно переходить с одной ступени формирования личности в инди­видуальном опыте на другую, параллельно раскрывая в себе и приобретая различные качества. Он описывает свою модель как «грубую, почти анатомическую репродукцию нашей внутренней конституции...» (Ассаджиоли, 1997, с. 32) и разделяет человече­ское бессознательное на три области: низшее бессознательное, среднее бессознательное, высшее бессознательное. Несмотря на то что эти пласты бессознательного имеют различные со­держания, они тесно взаимосвязаны друг с другом.

Рис. 1.

1. Низшее бессознательное. 2. Среднее бессознательное.

3. Высшее бессознательное. 4. Поле (область) сознания.

5. «Личное Я». 6. «Духовное (Надличное) Я».

7. Коллективное бессознательное

Следует обратить внимание на то, что все линии на рисунке изображены пунктиром. Это говорит о том, что происходит постоянный обмен энергиями и элементами как внутри психики отдельного человека, так и с коллективным бессознательным.

Низшее бессознательное содержит в себе информацию о простейших формах психической деятельности, примитив­ные животные побуждения, «комплексы», несущие сильный эмоциональный заряд, образы кошмарных сновидений, «фан-тазмы» (фантазии, которые в искаженной форме отражают действительные желания человека), низшие неконтролируемые парапсихические процессы, различные патологические фе­номены (фобии, мании, навязчивые идеи) и т. д. С низшими парапсихическими процессами обычно связывают необычные явления, с которыми может столкнуться человек при погру­жении в низшее бессознательное. Это видения различных пугающих, неприятных сущностей, привидений, встреча с «домовыми», полтергейст и т.д. Как правило, такие встречи имеют негативную или, в лучшем случае, нейтральную окраску. Можно сказать, что именно этой областью занимался в свое время 3. Фрейд.

Среднее бессознательное содержит психические элементы, сходные с элементами бодрствующего сознания и свободно в него проникающие. Здесь, прежде чем проявиться в сознании, зарождаются, развиваются и созревают плоды повседневной деятельности разума и воображения.

В высшем бессознательном проявляются высшие формы интуиции и вдохновения, здесь господствуют энергии, по­буждающие к духовному росту, к творчеству. Получая доступ к высшему бессознательному, человек знакомится с высшими парапсихическими явлениями, решает вопросы смысла жизни и отношения с Божественным. Под высшими парапсихическими явлениями подразумевается целый ряд феноменов: необыч­ные озарения, видения, чудесные «совпадения», откровения j и т. д. Люди с религиозным сознанием часто называют все это «чудеса Господа». При этом человек не испытывает стра­ха, его переполняют чувства благоговения, радости, восторга 1 от ощущения, что он прикоснулся к общему Живительному Источнику Света и Мудрости.

Поле сознания — это непосредственно осознаваемая нами часть информации о нашей личности в каждый данный мо­мент времени.

«Личное Я» является нашей сущностью. Его можно срав­нить с водоворотом, вокруг которого посредством притяжения располагаются различные части и черты личности. В области ]

сознания наши чувства, ощущения, мысли постоянно меня­ются. Между тем «Личное Я» как центр остается неизмен­ным наблюдателем, осознающим себя и свое бытие. Многие люди пассивно плывут по поверхности «потока сознания», отождествляя себя с каждой последующей мыслью, чувством и ощущением. В этом случае они не различают «Личное Я» и область сознания вокруг него (Ассаджиоли, 1997).

Р. Ассаджиоли усматривал в «Духовном Я» более глубо­кий и широкий источник идентичности, нечто такое, что распространяется за пределы психики индивида. «Духовное Я» пребывает над потоком мыслей и состояний тела и не под­вержено их влиянию. «Личное Я» следует рассматривать как отражение, как проекцию «Духовного Я» на поле личности. В дальнейшем многие последователи Р. Ассаджиоли признали, что, вероятно, правильнее было бы расположить «Духовное Я» не в верхней части модели психики, а как бы над ней, то есть выходящим за пределы плоскости. Тем самым подчеркивается его трансцендентное, независимое положение по отношению к сознанию индивида и вместе с тем указывается на то, что оно господствует над всеми областями его психики. Сохраняя индивидуальность, «Духовное Я» живет на уровне всеобщности, где личные взгляды и интересы перекрываются более широким целостным видением (Бадхен, Коган, 1998).

Существует общий массив информации, который отражает сознание всего человечества в целом. Это то, что К. Юнг в свое время назвал коллективным бессознательным. По Юнгу, коллективное бессознательное есть «предпосылка каждой инди­видуальной психики, подобно тому, как море есть предпосылка каждой отдельной волны... Оно (коллективное бессознательное) более похоже на атмосферу, в которой мы живем, чем на что-то, что находится внутри нас. Это просто неизвестное качество мира» (Роузен, 1997, с. 28).

Внешняя линия рисунка — не отделяющая, а скорее раз­граничивающая, как мембрана в живой клетке. Между нами и другими постоянно идет процесс «психического обмена» в общей «психической среде». Следует помнить, что «Духов­ное Я» располагается и над коллективным бессознательным, охватывая его и в то же время оставаясь трансцендентным по отношению к нему.

Опираясь на эту схему, можно примирить два фактора, которые на первый взгляд кажутся взаимоисключающими. С одной стороны, существует видимая двойственность, то есть кажущееся наличие у нас двух «Я», так как «Личное Я» обычно не осознает «Духовное Я» и даже отрицает его существование. «Духовное Я» при этом скрыто и не проявляет себя в нашем сознании непосредственно. С древних времен ту завесу, которой отгорожено «Духовное Я» от «Личного Я», называли майей, что означало «иллюзия», «ошибочное, искаженное представление о действительности».

С другой стороны, нет двух «Я», есть только «Духовное», которое проявляется с разной степенью искажения в зависи­мости от чистоты сознания и степени самопостижения (Бадхен, Коган, 1998).

Одна из задач как психосинтеза, так и психологии духов­ного измерения — обнаружить причины отсутствия у человека стремления к духовному совершенствованию и разработать ме­тоды, с помощью которых можно способствовать проявлению этого стремления. Кроме того, важно знать способы психо­логической помощи тем, кто решил встать на путь духовного роста и столкнулся с различными трудностями.

ЭТАПЫ ПСИХОСИНТЕЗА

Первоначально Р. Ассаджиоли рассматривал два этапа психосинтеза. Он выделял этап формирования полноценной личности (личностный психосинтез) и этап духовного совер­шенствования (духовный психосинтез). К области духовного психосинтеза он относил множество феноменов и психиче­ских состояний, с которыми встречается тот, кто окунается в глубины своего бессознательного.

В настоящее время многие последователи этого направле­ния склонны принимать трехуровневую модель психосинтеза, предложенную Т. Йомансом. Он делит процесс психосинтеза не на два, а на три этапа: личностный, трансперсональный и духовный (Бадхен, Коган, 1998).

Личностный этап соответствует этапу формирования лич­ности, выделяемому Р. Ассаджиоли. В этот период происходит интеграция личности вокруг «Личного Я». Задача этого этапа в том, чтобы структурировать и (или) согласовать все аспекты личности, дать ей возможность эффективно справляться с ок­ружающей действительностью. Эта работа должна предварять переход к другим этапам. Преждевременное открытие энергиям трансперсонального может привести к углублению расстройств личности, разрастанию Эго, регрессивному поведению.

На трансперсональном этапе происходит расширение со­знания за пределы обычных границ в любую другую область (в личное или коллективное бессознательное). Эта работа пред­полагает подробное исследование различных уровней психики или работу с «воспоминаниями о своем рождении». Сюда же может относиться работа с тем, что К. Юнг называл «тенью» или Анимой и Анимусом и их интеграцией. Это также может быть «переживание прошлых жизней», выражение экстрасен­сорных способностей, парапсихические явления и т. д.

Таким образом, трансперсональное — это область, которая дает возможность в буквальном смысле глубже и полнее по­знать себя, увидеть и прочувствовать, а иногда и услышать до сих пор недоступные сознанию стороны личности и энергии для более полного ощущения своего «Я».

Духовный этап, в отличие от трансперсонального, вни­мание которого направлено на содержание бессознательного, обращается непосредственно к энергиям синтеза, к воле «Ду­ховного Я». Задача этого этапа— приведение личной воли в соответствие с волей «Духовного Я», то есть фактическое растворение в Высшей воле.

На этапе духовного психосинтеза переживания не имеют содержания. Если психика имеет содержание, личность обла­дает динамической структурой, то «Духовное Я» есть чистое бытие. Это энергия, наполняющая всю жизненную систему, это ощущение полной гармонии, совершенная удовлетворенность существующим положением вещей, ощущение внутренней силы и уверенности. При этом уже нет необходимости позна­вать какие-либо области сознания, осмысливать их.

Работа с «Духовным Я» имеет свои проблемы. Здесь не предлагается расширение сознания для получения новых знаний. Если предположить, что «Духовное Я» есть условие существования психики, а психика — условие существования личности, то ясно, что чем прозрачнее «призмы» психики и личности, тем больше света от «Духовного Я» достигнет вне­шнего мира.

Таким образом, работа на личностном и трансперсональ­ном этапах психосинтеза сводится к тому, чтобы связать и на­строить внутренние системы «призм». «Духовное Я» помещено во главу работы психосинтеза, оно становится и условием, и результатом работы на других этапах.

Именно «Духовное Я» заключает в себе сознание Бога, потенциальную возможность постичь Его. Человек, которому удается пройти через все этапы психосинтеза, живет в Абсо­лютном Мире, где понятия «внутренний мир» и «внешний мир» идентичны, между ними не существует границ и, сле­довательно, отсутствуют противоречия. Живя в Абсолютном Мире, такой человек обретает абсолютные мысли и чувства, совершает абсолютные действия. Именно поэтому каждое его слово, действие и даже мысль содержат в себе огромную трансформирующую силу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.125 (0.006 с.)