Психодинамическая теория личности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психодинамическая теория личности.



З.Фрейд главным источником развития личности являются врожденные биологические факторы (инстинкты), а точнее, общая биологическая энергия — либидо (от лат. libido — влечение, желание).

Эта энергия направлена, во-первых, на продолжение рода (сексуальное влечение) и, во-вторых, на разрушение (агрессивное влечение). Личность формируется в течение первых шести лет жизни.

Доминирует в структуре личности бессознательное. Сексуальные и агрессивные влечения, составляющие основную часть либидо, человеком не осознаются.

Фрейд утверждал, что личность не обладает никакой свободой воли. Поведение человека полностью детерминировано его сексуальными и агрессивными мотивами, которые он называл ид (оно). Что касается внутреннего мира личности, то в рамках данного подхода он полностью субъективен. Человек находится в плену собственного внутреннего мира, истинное содержание мотива скрыто за «фасадом» поведения. И только описки, обмолвки, сновидения, а также специальные методы могут дать более или менее точную информацию о личности человека. Основные психологические свойства отдельных «элементов» личности часто называют чертами характера. Эти свойства формируются у человека в раннем детстве.

В теории личности Фрейда структура личности представлена как состоящая из трех областей: бессознательного {Id), «Я», сознания или самосознания человека {Ego) и «Сверх Я» или сверхсознания человека {Super- Ego).

В состав бессознательного входят, по Фрейду, два основных инстинкта человека: инстинкт жизни и инстинкт смерти. Первый побуждает человека к сохранению и продолжению жизни, а второй — к ее прекращению (уничтожению). Эти два инстинкта не осознаются и не признаются человеком как реально управляющие его поведением, но они тем не менее существуют и действуют, побуждая человека постоянно искать способы их максимально полного удовлетворения. Реализуя эти инстинкты, человек действует, говоря словами Фрейда, исходя из «принципа удовольствия».

Однако, живя в современном обществе среди других людей, человек не имеет возможности открыто и полностью удовлетворять эти инстинкты, поскольку условия жизни в обществе, существующие в нем моральные и другие нормы накладывают ограничения не только на удовлетворение, но даже на открытое проявление этих инстинктов в поведении. Человека с детства воспитывают таким образом, чтобы он сдерживал эти инстинкты, и он в конечном счете, усвоив правила и нормы культурного поведения в обществе, научается это делать. Соответствующие нормы и связанные с ними формы социального поведения также входят в состав его личности, но занимают в ней лишь верхнюю часть — «Сверх Я». Данная структура личности управляет поведением человека исходя из «чувства долга и норм морали».

Между бессознательным и «Сверх Я», по Фрейду, существует неразрешимый конфликт, который порождает множество внутриличностных проблем и конфликтов. В какой-то степени человеку удается их, если не разрешить, то частично или временно уладить за счет выработки и использования психологических защитных механизмов. Они представляют собой способы разумного объяснения и оправдания человеком своих действий, побуждаемых инстинктами, а также способы избавления от чувства тревоги, которое у человека может возникнуть вследствие осознания того, что он своим поведением нарушает социальные нормы, ведет себя аморально.

Психологические защитные механизмы входят в третью подструктуру личности — «Я», сознание или самосознание. Далее перечислены некоторые из психологических защитных механизмов, которые Фрейд называет и определяет в своей теории.

1. Отрицание. Когда реальная действительность оказывается неприятной для человека, он как бы закрывает на нее глаза, старается не замечать, отрицает сам факт существования данной ситуации или приуменьшает исходящую из нее угрозу для его собственного «Я».

2. Подавление. В отличие от отрицания, которое в большинстве случаев относится к информации, поступающей к человеку извне, подавление касается блокирования со стороны «Я» внутренних импульсов, идущих от «Сверх Я» и указывающих человеку на что-либо, неприятное для него в нем самом.

3. Рационализация. Это способ разумного оправдания человеком любых своих поступков и действий, в том числе таких, которые нарушают принятые нормы морали или нравственности и способны вызвать у человека тревогу.

4. Формирование реакции. Иногда люди могут скрывать от самих себя безнравственные мотивы собственного поведения с помощью его подавления через открыто и явно выраженный мотив прямо противоположного характера.

5. Проекция. Все люди имеют нежелательные свойства и черты характера, которые они неохотно признают, а чаще всего не признают у самих себя.

6. Интеллектуализация. Это своеобразная попытка выйти из психологически угрожающей человеку ситуации за счет ее как бы отстраненного обсуждения — такого, как если бы в этой ситуации оказался другой человек.

7. Замещение (сублимация). Оно выражается в частичном, косвенном удовлетворении нравственно неприемлемого для человека мотива каким- либо другим, более или менее приемлемым с нравственной точки зрения способом. [2]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.38.125 (0.004 с.)