Общие сведения об организации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общие сведения об организации



ОТЧЕТ

О производственной практике

 

Сроки прохождения практики:

                                              с 10 марта 2020 г. по 05 мая 2020 г

 

 

            

                                                                          

 

                                                                                     

 

Выполнила:

магистрантка 1 курса, 790м группы

Позднякова Анастасия Владимировна

Руководитель практики:

доцент, к.псх.н.

Голенищева Елена Леонидовна

 

 

                                                            

                                                            

                                                          

 

 

 

Санкт-Петербург

2020


 

Содержание

Введение. 3

1. Общие сведения об организации. 4

2. Организация и методы исследования. 5

2.1 Психологическое исследование. 5

2.2 Характеристика выборки исследования. 5

2.3 Методы и методики исследования. 6

3. Результаты эмпирического исследования. 14

3.1. Анализ распределения значений полученных данных.. 14

3.2. Результаты сравнительного анализа. 20

3.3 Результаты корреляционного анализа. 26

4. Индивидуальные психологические заключения по результатам исследования. 31

5. Программа консультативной работы.. 57

6. Просветительская деятельность. 59

6.1. Конспект доклада научно-просветительского мероприятия. 59

6.2. Анализ результатов проведения научно-просветительского мероприятия. 72

Выводы по практике. 73

Общие выводы по практике. 76

Список литературы.. 77

 


 

Введение

Цель практики: формирование умений и навыков научно-исследовательской, практической и педагогической деятельности психолога.

Место прохождения практики: ГАОУ ВО ЛО «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина».

Сроки прохождения практики: С 10 марта 2020 года по 5 мая 2020 года (8 недель).

Задачи производственной практики:

1. закрепить теоретические знания по изученным психологическим дисциплинам;

2. сформировать навыки формулирования цели и задач, объекта, предмета исследования, гипотезы, теоретической новизны и практической значимости исследования актуального для психологической науки;

3. сформировать и закрепить навыки организации психологического исследования: подбор репрезентативной выборки и психодиагностических методов, соответствующих стандартным требованиям и адекватных цели и задачами исследования;

4. сформировать умения и навыки организации и проведения психодиагностического обследования;

5. закрепить навыки применения адекватных статистических методов обработки данных, интерпретации полученных данных;

6. сформировать навыки грамотного описания результатов психологического исследования с применением разнообразного иллюстративного материала.


 

Общие сведения об организации

 

База практики: ГАОУ ВО ЛО «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина».

В структуре университета 11 факультетов, 31 кафедра, 4 научно-исследовательских института, 3 научно-исследовательских центра, 6 лабораторий.

В структуре университета 9 филиалов, 4 из которых находятся на территории Ленинградской области в городах Бокситогорск, Выборг, Кингисепп, Луга.

В Университете реализуются различные по срокам и формам обучения образовательные программы высшего образования: бакалавриат, специалитет, магистратура. Обучение проводится в соответствии с государственной лицензией на правоведения образовательной деятельности и свидетельством о государственной аккредитации.


 

Организация и методы исследования

    2.1 Психологическое исследование

Тема исследования: «Особенности самосознания студентов с различным отношением к будущему».

Цель исследования: изучить особенности самосознания студентов с различным отношением к будущему.

Задачи исследования:

1) Проанализировать распределения значений показателей отношения к будущему студентов 2 курса факультета психологии;

2) Провести сравнительный анализ значений показателей самосознания студентов 2 курса с различным отношением к будущему;

3) Провести корреляционный анализ значений показателей самосознания студентов 2 курса с различным отношением к будущему.

Объект исследования: студенты 2 курса факультета психологии.

Предмет исследования: самосознание студентов с различным отношением к будущему.

Гипотеза исследования: можно предположить, что существуют особенности самосознания студентов с различным отношением к будущему.

Заключение № 1

Было проведено психологическое обследование студентки 2 курса факультета психологии Ж1 (20 лет) с целью изучения субъективного восприятия времени и особенностей самосознания личности. Особенности самосознания личности студентки изучались в соответствии с тремя компонентами самосознания: эмоционального, когнитивного и поведенческого.

В качестве психодиагностического инструмента использовались следующие методики: методика «Семантический дифференциал времени» (Л.И. Вассерман); опросник самоотношения (В.Столин, С.Пантелеев); тест самоактуализации (САТ) (Эверетт Шостром); методика личностного дифференциала (вариант, адаптированный в НИИ им. В.М.Бехтерева); опросник «Стиль саморегуляции поведения» (В.И. Моросанова); опросник «Самоорганизации деятельности» (Е.Ю. Мандрикова).

По результатам диагностики субъективного восприятия времени получены следующие результаты:

Настоящее воспринимается испытуемым как длительное, пассивное, напряжное, печальное, застывшее, пустое, тусклое, непонятное, маленькое, неделимое, тревожное, серое, плоское, узкое, далекое, прерывное, кажущееся, общее, постоянное, мелкое, неощущаемое, темное, замкнутое, необратимое, неритмичное.

Прошлое воспринимается испытуемым как мгновенное, активное, напряженное, печальное, стремительное, плотное, яркое, непонятное, большое, неделимое, тревожное, серое, объемное, широкое, далекое, прерывное, кажущееся, частное, постоянное, глубокое, ощущаемое, темное, замкнутое, необратимое, неритмичное.

Будущее воспринимается испытуемым как длительное, активное, напряженное, печальное, стремительное, плотное, яркое, непонятное, большое, неделимое, спокойное, цветное, объемное, узкое, близкое, прерывное, реальное, общее, изменчивое, глубокое, неощущаемое, темное, замкнутое, обратимое, неритмичное.

Испытуемый в целом негативно оценивает действительность. Был выявлен низкий показатель в настоящем психологическом времени по таким шкалам, как: «активность» (-9 баллов), «эмоциональная окраска» (-15 баллов), «величина» (-5 баллов), «структура» (-10 баллов), «ощущаемость» (-9 баллов). Полученные данные могут свидетельствовать о том, что у испытуемого проявляется склонность фиксировать внимание на отрицательных сторонах событий и межличностных отношений, а также на личных недостатках и неудачах. Рекомендуется более глубокое исследование актуального эмоционального состояния, структуры и системы отношений личности с целью выявления возможных внутри- и межличностных конфликтов.

Актуальное состояние испытуемого характеризуется низким уровнем психического напряжения и жизненного тонуса. Недостаток внутреннего напряжения может проявляться пассивностью, вялостью, чувством недостаточной наполненности жизни событиями, впечатлениями и делами, общим недостатком жизненных сил.

Испытуемый в целом не удовлетворен актуальной жизненной ситуацией, ощущает, что происходящее не отвечает его истинным потребностям и ценностям. Неудовлетворенность актуальной жизненной ситуацией может проявляться в чувстве подавленности, скуки, потребности в изменениях, снижении интереса к тому, что прежде вызывало интерес. Возможно чувство одиночества, душевного «вакуума». Свои обязанности и образ жизни испытуемый расценивает как источник неприятных переживаний, ощущает дискомфорт, остро переживает несоответствие между желаемым и реальным, что существенно снижает его мотивационный потенциал. По-видимому, испытуемый фрустрирован, не чувствует в себе сил для того, чтобы предпринять шаги для решения актуальных проблем.

Собственная деятельность и общий ход жизненных событий воспринимаются испытуемым как недостаточно структурированные, недостаточно прогнозируемые и недостаточно понятные. Испытуемый ощущает некоторую неупорядоченность, причем как вовне, так и в собственном внутреннем мире. Не всегда может объяснить свои поступки, желания, эмоции. Потеря тесной связи с действительностью может проявляться в позиции «наблюдателя за собственной жизнью», погруженности в фантазии. Нарушение осмысленности и личной значимости событий может отражать внутреннее сопротивление, защиту от осознаваемых или не осознаваемых психотравмирующих факторов.

Низкий показатель по шкале «структура времени» в прошедшем (-7 баллов) и будущем (-2 балла) психологическом времени испытуемого, свидетельствуют о субъективном восприятии внешнего и внутреннего мира в оцениваемый период времени как недостаточно упорядоченных, слабоструктурированных, неподконтрольных, труднопрогнозируемых. Отсутствие четких представлений о закономерностях происходящих событий, логических связях между ними, а также трудности в самоанализе, обусловливающие высокую вероятность интрапсихических конфликтов, могут проявляться непоследовательностью, импульсивностью в поведении, чувством смятения, растерянности, трудностями в объяснении личных поступков, желаний, побуждений.

Низкий показатель по шкале «ощущаемость» в прошлом (-10 баллов) и будущем (0 баллов) психологическом времени испытуемого, свидетельствуют о нарушении психологической связи обследуемого с действительностью, которое сопряжено с недостатком интеллектуальной и эмоциональной вовлеченности в актуальную ситуацию (события прошедшего, будущего), потерей ощущения личностной значимости происходящего. На когнитивном и эмоциональном уровнях снижение восприимчивости к реальности может проявляться в позиции «наблюдателя за собственной жизнью», в отстраненности, внутренней безучастности, недостаточной эмоциональной чуткости и иных феноменах, которые в некоторых случаях могут достигать степени выраженности дереализационно-деперсонализационных состояний.

По результатам диагностики эмоционального компонента самосознания личности были получены следующие данные:

В ходе проведения опросника самоотношения (В.Столина, С.Пантелеева) был выявлен низкий результат по шкалам: глобальное самоотношение (38,33 балла), самоуважение (16 баллов), аутосимпатия (9 баллов), самоуверенность (29,33 балла), самопринятие (7, 76 балла) и самопонимание (43, 33 балла). И высокий результат по шкалам самообвинение (81,76 балла) и самоинтерес (80 баллов).

В целом, исходя из результатов, можно прогнозировать наличие негативного самоотношения к самому себе, которое сопровождается стремлением человека поставить себе в вину свои промахи и неудачи, выраженной внутренней конфликтностью, неадекватной самооценкой, интенсивным использованием защитных механизмов. Это выражается в низкой способности уважать самого себя, то есть адекватно оценивать степень своей разумности, порядочности, зрелости, целостности и гармоничности и других качеств. Неблагосклонное отношение к самому себе, может проявляться в том, что человек не доволен своими внешними данными, выстраиваемой моделью поведения, своими качественными характеристиками и иными показателями. При этом, высокий показатель по шкале «самообвинение» может свидетельствовать о склонности предъявлять обвинения самому себе в совершённых ошибках, проступках, сказанных словах.

Боязнь, внутренние опасения, связанные с необъективной оценкой собственных возможностей и сил, выявленный в шкале «самопонимание», может проявляться в непринятии себя, нарушенном процессе саморефлексии. Однако, повышенный показатель шкалы «самоинтерес» может свидетельствовать о направленности человека на самопознание, получение информации о самом себе, склонности к постоянному изучению своего внутреннего мира, своих воспоминаний, а также к анализу собственных возможностей, личностного и субъектного потенциала.

В ходе проведения теста самоактуализации (САТ) (Эверетта Шострома) был выявлен низкий результат по шкалам: поддержка (45 баллов), ориентация во времени (30 баллов), ценностные ориентации (26 баллов), гибкость поведения (37 баллов), сензитивность (43 балла), самоуважение (35 баллов), самопринятие (41 балл), представление о природе человека (44 балла), принятие агрессии (34 балла), контактность (44 балла), познавательные потребности (23 балла), креативность (36 баллов).

В целом, исходя из полученных данных, можно прогнозировать наличие проблем, связанных с зависимостью, конформностью, несамостоятельностью субъекта. Испытуемый не всегда руководствуется своими собственными целями, убеждениями, установками и принципами, он более подвержен влиянию внешних обстоятельств, мнению других людей. При этом, испытуемый не соотносит прошлое и будущее с настоящим, то есть может ориентироваться только на определенный промежуток времени. Он не в полной мере осознает смысл и значимость совершаемых действий, совершает поступки не сознательно, а под давлением внешних обстоятельств.

Испытуемый не всегда руководствуется ценностями, присущими самоактуализирующейся личности. Выявленный низкий уровень гибкости в реализации своих ценностей в поведении, взаимодействии с окружающими людьми, говорит о том, что испытуемый не всегда способен быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию. Жизненные противоречия воспринимаются данным человеком как антагонистические, что может выражаться в выявленной низкой степени стремления к приобретению знаний об окружающем мире.

Испытуемый не всегда отдает себе отчет в своих потребностях и чувствах. Не способен принимать свое раздражение, гнев и агрессивность как естественное проявление человеческой природы. Возможно, испытуемый обычно старается скрыть это качество, отказаться от, агрессии, подавить ее в себе. Диагностированная низкая способность ценить свои достоинства, положительные качества характера, уважать себя за них, говорит о том, что данной личности сложно принимать себя такой, какая она есть, со всеми своими недостатками и слабостями. Ему свойственны трудности в общении, что выражается в слабой способности устанавливать глубокие и тесные контакты с окружающими.

По результатам диагностики когнитивного компонента самосознания личности были получены следующие результаты:

В ходе проведения методики личностного дифференциала был выявлен низкий показатель по шкале «активность» (-2 балла). Это указывает на интровертированность личности испытуемого, определенную пассивность, спокойные эмоциональные реакции. Интровертированность, в данном случае, характеризуется внутренней направленностью переживаний, склонностью к погружению в мир собственных чувств и мыслей, малой зависимостью содержания психики от контактов с окружающими, пассивностью в общении.

По результатам диагностики поведенческого компонента самосознания личности были получены следующие результаты:

В ходе проведения методики «Стиль саморегуляции поведения» (Морсанова) был выявлен высокий показатель в шкале «планирование» (8 баллов) и низкие показатели по шкалам «моделирование» (2 балла) и «гибкость» (3 балла).

Исходя из результатов, можно прогнозировать, что у испытуемого достаточно сформированы потребности в осознанном планировании деятельности, планы в этом случае реалистичны, детализированы, иерархичны и устойчивы, цели деятельности выдвигаются самостоятельно. Однако, слабая сформированность процессов моделирования приводит к неадекватной оценке значимых внутренних условий и внешних обстоятельств, что проявляется в фантазировании, которое может сопровождаться резкими перепадами отношения к развитию ситуации, последствиям своих действий. У таких испытуемых часто возникают трудности в определении цели и программы действий, адекватных текущей ситуации, они не всегда замечают изменение ситуации, что также часто приводит к неудачам.

Выявленный низкий показатель по шкале «гибкость» свидетельствует о том, что у испытуемого могут возникать проблемы в динамичной, быстро меняющейся обстановке. Он может чувствовать себя неуверенно, с трудом привыкать к переменам в жизни, к смене обстановки и образа жизни. Возможно, он не способен адекватно реагировать на ситуацию, быстро и своевременно планировать деятельность и поведение. В результате у испытуемого могут возникать регуляторные сбои и, как следствие, неудачи в выполнении деятельности.

В ходе проведения методики опросник «Самоорганизации деятельности» (Е.Ю. Мандрикова) был выявлен низкий уровень в шкалах: «планомерность» (14 баллов), «целеустремленность» (19 баллов), «настойчивость» (13 баллов), «фиксация» (15 баллов), «ориентация на настоящее» (5 баллов).

В целом, исходя из полученных данных, можно предположить, что испытуемому может сложно даваться планирование деятельности и планомерное следование разработанному плану. Он не всегда четко видит свои цели или не склонен ставить перед собой конкретные цели. Ему может быть не свойственно к чему-либо целенаправленно стремиться и прилагать усилия для достижения поставленных целей.

Испытуемого можно охарактеризовать как человека предпочитающего жить спонтанно, не привязывать свою деятельность к жесткой структуре и целям. Его будущее для самого себя достаточно туманно. Испытуемому не свойственно четко планировать свою ежедневную активность и прилагать волевые усилия для завершения начатых дел, однако это позволяет ему достаточно быстро и гибко переключаться на новые виды активности, не «застревая» на структурировании своей деятельности.

Таким образом, исходя из полученных данных, можно прогнозировать наличие проблем у испытуемого, связанных с эмоциональным, когнитивным и поведенческим компонентом самосознания, а также выраженных негативных установок настоящего, прошлого и будущего психологического времени. Данные сферы, требуют особого внимания и дальнейшей работы по развитию таких качеств, как: самоуважение, аутосимпатия, уверенность в себе, самопринятие, самопонимание, гибкость поведения, сензитивность, принятие агрессии, контактность, интровертированность, моделирование, гибкость, планомерность, целеустремленность, настойчивость, фиксация. Рекомендуется обратиться к психологу-консультанту для получения программы развития данных сфер личности.

Заключение № 2

Было проведено психологическое обследование студентки 2 курса факультета психологии Ж2 (20 лет) с целью изучения субъективного восприятия времени и особенностей самосознания личности. Особенности самосознания личности студентки изучались в соответствии с тремя компонентами самосознания: эмоционального, когнитивного и поведенческого.

В качестве психодиагностического инструмента использовались следующие методики: методика «Семантический дифференциал времени» (Л.И. Вассерман); опросник самоотношения (В.Столин, С.Пантелеев); тест самоактуализации (САТ) (Эверетт Шостром); методика личностного дифференциала (вариант, адаптированный в НИИ им. В.М.Бехтерева); опросник «Стиль саморегуляции поведения» (В.И. Моросанова); опросник «Самоорганизации деятельности» (Е.Ю. Мандрикова).

По результатам диагностики субъективного восприятия времени получены следующие результаты:

Настоящее воспринимается испытуемым как мгновенное, активное, напряженное, радостное, стремительное, плотное, яркое, непонятное, большое, неделимое, тревожное, цветное, объемное, широкое, близкое, прерывное, реальное, общее, изменчивое, глубокое, ощущаемое, светлое, открытое, необратимое, ритмичное.

Прошлое воспринимается испытуемым как длительное, активное, напряженное, радостное, стремительное, плотное, яркое, понятное, большое, неделимое, тревожное, цветное, объемное, широкое, близкое, непрерывное, реальное, общее, изменчивое, глубокое, ощущаемое, светлое, открытое, необратимое, ритмичное.

Будущее воспринимается испытуемым как длительное, активное, расслабленное, радостное, стремительное, плотное, яркое, непонятное, большое, неделимое, тревожное, цветное, объемное, широкое, близкое, непрерывное, реальное, общее, постоянное, глубокое, ощущаемое, светлое, открытое, необратимое, ритмичное.

В целом, испытуемый положительно оценивает свое настоящее. Однако, низкий показатель по шкале «эмоциональная окраска времени» (1 балл) свидетельствуют о преобладании в структуре переживаний испытуемого негативных эмоций и чувств, актуализации в сознании негативных аспектов действительности, фрустрированности, неудовлетворенности жизненными обстоятельствами, пессимистичности. Мрачное видение настоящего может соответствовать широкому спектру негативных эмоциональных состояний (беспокойству, раздражению, тревоге, подавленности, печали, гневу и др.), а также относительно стабильных эмоционально-личностных характеристик (тревожности, депрессивности, ипохондричности, раздражительности, дисфоричности и др.).

Низкий показатель по шкале «структура времени» (-2 балла) свидетельствует о субъективном восприятии внешнего и внутреннего мира в настоящем времени как недостаточно упорядоченном, слабоструктурированном, неподконтрольном, труднопрогнозируемом. Отсутствие четких представлений о закономерностях происходящих событий, логических связях между ними, а также трудности в самоанализе, обусловливающие высокую вероятность интрапсихических конфликтов, могут проявляться непоследовательностью, импульсивностью в поведении, чувством смятения, растерянности, трудностями в объяснении личных поступков, желаний, побуждений.

Впечатления, касающиеся прошлого, носят умеренно положительный характер. Однако, расхождения в оценке эмоциональной окраски прошлого (5 баллов) и настоящего (0 баллов) психологического времени может отражать эмоциональный дискомфорт испытуемого в связи с утратой значимых источников удовольствия и радости либо способности получать удовольствие от того, что раньше его приносило.

Испытуемый в целом положительно оценивает свое будущее. Однако, низкий показатель по шкале «структура времени» (0 баллов) свидетельствует о субъективном восприятии внешнего и внутреннего мира в будущем как недостаточно упорядоченных, слабоструктурированных, неподконтрольных, труднопрогнозируемых. Отсутствие четких представлений о закономерностях происходящих событий, логических связях между ними, а также трудности в самоанализе, обусловливающие высокую вероятность интрапсихических конфликтов, могут проявляться непоследовательностью, импульсивностью в поведении, чувством смятения, растерянности, трудностями в объяснении личных поступков, желаний, побуждений.

Возможно, испытуемый переживает тревогу перед будущим, воспринимает будущее как угрозу благополучию. Следует, однако, отметить, что ожидания испытуемого неопределенны. Его тревога перед будущим малосодержательна, имеет характер общего беспокойства.

По результатам диагностики эмоционального компонента самосознания личности были получены следующие результаты:

В ходе проведения опросника самоотношения (В.Столина, С.Пантелеева) был выявлен низкий уровень в шкалах: «ожидаемое отношение от других» (27,33 балла), «саморуководство» (38,33 балла), «самообвинение» (4,67 балла), «самоинтерес» (20 баллов). И высокий уровень в шкалах: «самоуважение» (91,33 балла), «аутосимпатия» (96,67 балла), «самоуверенность» (92,33 балла), «самопринятие» (100 баллов), «самопонимание» (99,33 балла).

В целом, исходя из результатов, можно прогнозировать, что испытуемый ожидает негативное отношение к себе окружающих. Он не всегда способен внутреннее управлять своим поведением, действуя скорее на основе социальных норм или группового давления, чем на основе собственных убеждений и ценностей.

Пониженный показатель шкалы «самоинтерес», может говорить о низкой направленность человека на получение информации о самом себе. Однако высокий показатель шкалы «самопонимание», может свидетельствовать о способности личности воспринимать, постигать и осознавать мотивы своего поведения.

Испытуемый адекватно оценивает степень своей разумности, порядочности, зрелости, целостности, гармоничности и других качеств. В большей степени доволен своими внешними данными, выстраиваемой им моделью поведения, своими качественными характеристиками и иными показателями. Низкий показатель шкалы «самообвинения» свидетельствует о том, что респондент не склонен предъявлять обвинения самому себе. В общем, можно сказать, что испытуемый принимает себя и относится уважительно к своей личности.

В ходе проведения теста самоактуализации (САТ) (Эверетта Шострома) был выявлен низкий результат по шкале «синергия» (42 балла) и высокий результат по шкалам: «поддержка» (55 баллов), «ориентация во времени» (72 балла), «ценностная ориентация» (68 баллов), «сензитивность» (66 баллов), «спонтанность» (67 баллов), «самоуважение» (66 баллов), «самопринятие» (78 баллов), «принятие агрессии» (79 баллов), «контактность» (65 баллов), «креативность» (68 баллов).

В целом, исходя из результатов, можно предположить, что испытуемый относительно независим в своих поступках, стремится руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами, что не означает враждебности к окружающим и конфронтации с групповыми нормами. Он свободен в выборе, не подвержен внешнему влиянию. При этом, испытуемый способен жить настоящим (переживать текущий момент своей жизни во всей его полноте, а не просто как фатальное следствие прошлого или подготовку к будущей «настоящей» жизни) и ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего (видеть свою жизнь целостной). Однако, низкий показатель по шкале «синергия» указывает на то, что жизненные противоречия воспринимаются данным человеком как антагонистические.

Испытуемый придерживается тех идеалов, ценностей, по которым живут самоактуализирующиеся личности. Он обладает высокой чувствительностью к собственным переживаниям и потребностям, не боится вести себя естественно и раскованно, демонстрировать окружающим свои эмоции. Высоко ценит себя, нравится себе при условии, что для этого есть объективные основания, принимает себя такой, какая она есть, со всеми своими недостатками и слабостями. При этом, способен принимать свое раздражение, гнев и агрессивность как естественное проявление человеческой природы.

Испытуемый может легко и быстро вступать в контакт, при этом ее отношения с людьми не являются поверхностными. Она играет значимую роль в жизни своих друзей и близких, ее отношения с людьми полны смысла и доброжелательности. Высокий показатель по шкале «креативность» свидетельствует о развитой творческой направленности личности.

По результатам диагностики когнитивного компонента самосознания личности были получены следующие результаты:

В ходе проведения методики личностного дифференциала был выявлен низкий показатель по шкале «активность» (2 балла). Это указывает на интровертированность личности испытуемого, определенную пассивность, спокойные эмоциональные реакции. Интровертированность, в данном случае, характеризуется внутренней направленностью переживаний, склонностью к погружению в мир собственных чувств и мыслей, малой зависимостью содержания психики от контактов с окружающими, пассивностью в общении.

По результатам диагностики поведенческого компонента самосознания личности были получены следующие результаты:

В ходе проведения методики «Стиль саморегуляции поведения» (Морсанова) был выявлен высокий показатель по шкалам: «моделирование» (7 баллов), «гибкость» (8 баллов), «самостоятельность» (7 баллов).

В целом, исходя из результатов, можно прогнозировать, что испытуемый способен выделять значимые условия достижения целей как в текущей ситуации, так и в перспективном будущем, что проявляется в соответствии программ действий планам деятельности, соответствии получаемых результатов принятым целям.

Полученные данные демонстрируют пластичность всех регуляторных процессов. При возникновении непредвиденных обстоятельств такие испытуемые легко перестраивают планы и программы исполнительских действий и поведения, способны быстро оценить изменение значимых условий и перестроить программу действий. При возникновении рассогласования полученных результатов с принятой целью своевременно оценивают сам факт рассогласования и вносят соответствующую коррекцию. Гибкость регуляторики позволяет адекватно реагировать на быстрое изменение событий и успешно решать поставленную задачу в ситуации риска.

Наличие высоких показателей по шкале «самостоятельность» свидетельствует об автономности в организации активности человека, его способности самостоятельно планировать деятельность и поведение, организовывать работу по достижению выдвинутой цели, контролировать ход ее выполнения, анализировать и оценивать как промежуточные, так и конечные результаты деятельности.

В ходе проведения методики опросник «Самоорганизации деятельности» (Е.Ю. Мандрикова) был выявлен высокий показатель по шкалам: «целеустремленность» (33 балла), «фиксация» (23 балла), «самоорганизация» (20 баллов). И средний уровень по шкалам: «планомерность» (23 балла), «настойчивость» (21 балл), «ориентация на настоящее» (9 баллов).

В целом, исходя из результатов, можно прогнозировать, что испытуемому свойственно видеть и ставить цели, планировать свою деятельность, в том числе с помощью внешних средств, и, проявляя волевые качества и настойчивость, идти к ее достижению. Возможно, в отдельных видах деятельности он можете быть чрезмерно структурирован, организован и недостаточно гибок. Тем не менее, испытуемый достаточно эффективно может структурировать свою деятельность.

Таким образом, исходя из полученных данных, можно прогнозировать наличие проблем у испытуемого, связанных с эмоциональным и когнитивным компонентом самосознания, а также выраженных негативных установок настоящего, прошлого и будущего психологического времени. Данные сферы, требуют особого внимания и дальнейшей работы по развитию таких качеств, как: ожидаемое отношение от других, саморуководство, самообвинение, самоинтерес, синергия, интровертированность. Рекомендуется обратиться к психологу-консультанту для получения программы развития данных сфер личности.

Заключение № 3

Было проведено психологическое обследование студентки 2 курса факультета психологии Ж3 (20 лет) с целью изучения субъективного восприятия времени и особенностей самосознания личности. Особенности самосознания личности студентки изучались в соответствии с тремя компонентами самосознания: эмоционального, когнитивного и поведенческого.

В качестве психодиагностического инструмента использовались следующие методики: методика «Семантический дифференциал времени» (Л.И. Вассерман); опросник самоотношения (В.Столин, С.Пантелеев); тест самоактуализации (САТ) (Эверетт Шостром); методика личностного дифференциала (вариант, адаптированный в НИИ им. В.М.Бехтерева); опросник «Стиль саморегуляции поведения» (В.И. Моросанова); опросник «Самоорганизации деятельности» (Е.Ю. Мандрикова).

По результатам диагностики субъективного восприятия времени получены следующие результаты:

Настоящее воспринимается испытуемым как длительное, активное, расслабленное, радостное, стремительное, пустое, яркое, непонятное, большое, делимое, спокойное, цветное, объемное, широкое, близкое, непрерывное, реальное, частное, изменчивое, глубокое, ощущаемое, светлое, открытое, обратимое, ритмичное.

Прошлое воспринимается испытуемым как мгновенное, активное, расслабленное, радостное, стремительное, плотное, яркое, понятное, большое, неделимое, спокойное, цветное, объемное, широкое, близкое, непрерывное, реальное, частное, постоянное, глубокое, ощущаемое, светлое, открытое, необратимое, ритмичное.

Будущее воспринимается испытуемым как мгновенное, активное, напряженное, радостное, стремительное, плотное, яркое, понятное, большое, неделимое, тревожное, цветное, объемное, широкое, далекое, непрерывное, реальное, частное, постоянное, глубокое, ощущаемое, светлое, открытое, обратимое, ритмичное.

Низкий уровень по шкале «активность» в прошлом (3 балла), будущем (5 баллов) и настоящем (2 балла) психологического времени, может рассматриваться как косвенное свидетельство недостаточной активности психической деятельности обследуемого. Недостаточность тонуса, характерная для лиц с низкими показателями активности времени, может проявляться ощущением недостатка сил и энергии, признаками утомления, пассивностью, созерцательностью, инертностью, некоторой статичностью внутренней жизни, чувством недостаточной наполненности жизни событиями, впечатлениями, деятельностью.

Низкий показатель по шкале «структура» в настоящем психологическом времени (1 балл) испытуемого, свидетельствует о субъективном восприятии внешнего и внутреннего мира, как недостаточно упорядоченного, слабоструктурированного, неподконтрольного и труднопрогнозируемого. Отсутствие четких представлений о закономерностях происходящих событий, логических связях между ними, а также трудности в самоанализе, обусловливающие высокую вероятность интрапсихических конфликтов, могут проявляться непоследовательностью, импульсивностью в поведении, чувством смятения, растерянности, трудностями в объяснении личных поступков, желаний, побуждений.

Прошлое воспринимается испытуемым как период, насыщенный событиями и впечатлениями. Оно предстает в сознании испытуемого как период значительно более наполненный событиями и яркими впечатлениями. Расхождения в оценке шкалы «эмоциональная окраска» в прошлом (10 баллов) и настоящем (5 баллов) психологическом времени может отражать эмоциональный дискомфорт испытуемого в связи с утратой значимых источников удовольствия и радости либо способности получать удовольствие от того, что раньше его приносило.

Низкий показатель по шкале «ощущаемость» (3 балла) в будущем психологическом времени испытуемого, свидетельствуют о нарушении психологической связи обследуемого с будущей действительностью, которое сопряжено с недостатком интеллектуальной и эмоциональной вовлеченности в актуальную ситуацию, потерей ощущения личностной значимости происходящего. На когнитивном и эмоциональном уровнях снижение восприимчивости к реальности может проявляться в позиции «наблюдателя за собственной жизнью», в отстраненности, внутренней безучастности, недостаточной эмоциональной чуткости и иных феноменах, которые в некоторых случаях могут достигать степени выраженности дереализационно-деперсонализационных состояний.

По результатам диагностики эмоционального компонента самосознания личности были получены следующие результаты:

В ходе проведения опросника самоотношения (В.Столина, С.Пантелеева) был выявлен низкий показатель по шкалам: «самоуважение» (44,67 балла), «ожидаемое отношение от других» (39,67 балла), «саморуководство» (38,33 балла), «самопонимание» (21,33 балла). И высокий показатель по шкалам: «глобальное самоотношение» (80 баллов), «аутосимпатия» (96,67 балла), «самопринятие» (89,67), «самообвинение» (81,67 балла), «самоинтерес» (80 баллов).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.195 (0.07 с.)