Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы и методики исследования. В ходе исследования были использованы психодиагностические методы и методыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В ходе исследования были использованы психодиагностические методы и методы математико-статистической обработки данных. В связи с целью исследования (изучение особенностей самосознания студентов с различным отношением к будущему) было подобрано 6 психодиагностических методик, позволяющих: а) разделить выборку на две группы («повышенный уровень отношения к будущему» и «пониженный уровень отношения к будущему»); б) изучить особенности самосознания студентов. Для реализации первого пункта (разделение выборки студентов на «повышенный уровень отношения к будущему» и «пониженный уровень отношения к будущему») была выбрана методика «семантический дифференциал времени» (СДВ) (Л.И. Вассерман). Методика «Семантический дифференциал времени» (СДВ) предназначена для диагностики особенностей субъективного восприятия времени, которые отражают преобладающие, в том числе малоосознаваемые, тенденции в актуальном психическом состоянии и отношении личности к действительности. [1] "Семантический дифференциал времени" (СДВ) содержит 25 полярных шкал, на основе которых выделено 5 факторов. На каждой шкале полярные точки представлены прилагательными - антонимами, метафорически характеризующими время. Оценка испытуемым значения понятия по шкалам СДВ позволяет поместить время в точку семантического пространства, для выделения основных измерений которого применялся факторный анализ. СДВ позволяет определить координаты точки в семантическом пространстве, расстояния между значениями различных понятий, понятийные структуры испытуемых, например "прошлое", "настоящее" и "будущее". При использовании методики оценивается субъективное значение времени в зависимости от индивидуального опыта и эмоционального состояния испытуемого. Полярные шкалы объединяют следующие 5 факторов: 1. Активность времени (АВ) отражает преимущественно динамические характеристики психологического времени, которые определяются такими эпитетами как "активное - пассивное", "напряженное - расслабленное", "стремительное - застывшее", "плотное - пустое", "изменчивое - постоянное".; 2. Эмоциональная окраска времени (ЭВ) отражает преимущественно аффективные характеристики психологического времени, которые определяются такими эпитетами как "радостное - печальное", "яркое - тусклое", "спокойное - тревожное", "цветное - серое", "светлое - темное"; 3. Величина времени (ВВ) отражает сложные характеристики психологического времени, которые определяются такими эпитетами как "длительное - мгновенное", "большое - маленькое», «объемное - плоское», «широкое - узкое", "глубокое - мелкое"; 4. Структура времени (СВ) отражает характеристики психологического времени, которые определяются такими эпитетами как "понятное - непонятное", "неделимое - делимое», «непрерывное - прерывное», «обратимое - необратимое", "ритмичное - неритмичное"; 5. Ощущаемость времени (ОВ) отражает сложные характеристики психологического времени, которые определяются такими эпитетами как "близкое - далекое", "реальное - кажущееся", "общее - частное", "ощущаемое - неощущаемое", "открытое - замкнутое".[1] По принципу градации показателей семантического дифференциала времени в соотношении с показателями нормативной выборки были выделены студенты с различным отношением к будущему. В выборку студентов, имеющих «повышенный уровень отношения к будущему» вошло 13 человек (4 юноши и 9 девушек). В выборку студентов, имеющих «пониженый уровень отношения к будущему» вошло 13 человек (4 юноши и 9 девушек). Особенности самосознания студентов изучались пятью методиками, направленными на изучение эмоционального, когнитивного и поведенческого компонента самосознания: 1. Эмоциональный компонент самосознания изучался с помощью опросника самоотношения (В.Столина и С.Пантелеева) и теста самоактуализации (САТ) (Эверетта Шострома). [6] Тест опросник самоотношения (ОСО) (В.Столина и С.Пантелеева) построен в соответствии с разработанной В. В. Столиным иерархической моделью структуры самоотношения. Данная версия опросника позволяет выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности: глобальное самоотношение; самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутсимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе; уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему «Я». В качестве исходного принимается различие содержания «Я-образа» (знания или представления о себе, в том числе и в форме оценки выраженности тех или иных черт) и самоотношения. Опросник включает следующее шкалы: Шкала S – измеряет интегральное чувство «за» или «против» собственно «Я» испытуемого. Шкала I – самоуважение. Шкала II – аутосимпатия. Шкала III – ожидаемое отношение от других. Шкала IV – самоинтерес. Опросник содержит также семь шкал направленных на измерение выраженности установки на те или иные внутренние действия в адрес «Я» испытуемого. Шкала 1 – самоуверенность. Шкала 2 – отношение других. Шкала 3 – самопринятие. Шкала 4 – саморуководство, самопоследовательность. Шкала 5 – самообвинение. Шкала 6 – самоинтерес. Шкала 7 – самопонимание. Показатель по каждому фактору подсчитывается путем суммирования утверждений, с которыми испытуемый согласен, если они входят в фактор с положительным знаком; и утверждений, с которыми испытуемый не согласен, если они входят в фактор с отрицательным знаком. Полученный «сырой балл» по каждому фактору переводится по таблицам перевода «сырого балла» в накопленные частоты (%).[6] Тест самоактуализации (САТ) (Эверетта Шострома). Данная методика представляет адаптированный вариант опросника личностных ориентаций Э. Шострома (Personal Orientation Inventory – POI), измеряющий самоактуализацию как многомерную величину. Самоактуализационный тест состоит из 126 пунктов, каждый из которых включает два суждения ценностного или поведенческого характера. [7] САТ измеряет самоактулизацию по 2 базовым и 12 дополнительным шкалам. Базовыми являются шкалы «Компетентности во времени» и «Поддержки». Они независимы друг от друга и, в отличие от дополнительных, не имеют общих пунктов. 12 дополнительных шкал: Ценностная ориентация; Гибкость поведения; Сензитивность; Спонтанность; Самоуважение; Самопринятие; Представление о природе человека; Синергия; Принятие агрессии; Контактность; Познавательные потребности; Креативность. Данные шкалы составляют 6 блоков – по две в каждом. Каждый пункт теста входит в одну или более дополнительных шкал и, как правило, в одну базовую. Таким образом, дополнительные шкалы фактически включены в основные, они содержательно состоят из тех же пунктов. Подобная структура показателей позволяет диагностировать большое количество показателей, не увеличивая при этом в значительной степени объем теста. [7] 2. Когнитивный компонент самосознания изучался с помощью методики личностного дифференциала (вариант, адаптированный в НИИ им. В.М.Бехтерева). [7] Методика личностного дифференциала (ЛД) разработана на базе современного русского языка и отражает сформировавшиеся в нашей культуре представления о структуре личности. Методика ЛД адаптирована сотрудниками психоневрологического института им. В.М.Бехтерева. Целью ее разработки являлось создание компактного и валидного инструмента изучения определенных свойств личности, ее самосознания, межличностных отношений, который мог бы быть применен в клинико-психологической и психодиагностической работе, а также в социально-психологической практике. ЛД сформирован путем репрезентативной выборки слов современного русского языка, описывающих черты личности, с последующим изучением внутренней факторной структуры своеобразной «модели личности», существующей в культуре и развивающейся у каждого человека в результате усвоения социального и языкового опыта. Из толкового словаря русского языка Ожегова были отобраны 120 слов, обозначающих черты личности. Из этого исходного набора отобраны черты, в наибольшей степени характеризующие полюса 3-х классических факторов семантического дифференциала: · Оценки · Силы · Активности. При применении ЛД для исследования самооценок значения фактора Оценки (О) свидетельствуют об уровне самоуважения. «Высокие значения» этого фактора говорят о том, что испытуемый принимает себя как личность, склонен осознавать себя носителем позитивных, социально желательных характеристик, в определенном смысле удовлетворен собой. «Низкие значения» фактора (О) указывают на критическое отношение человека к самому себе, его неудовлетворенность собственным поведением, уровнем принятия самого себя. Фактор Силы (С) в самооценках свидетельствует о развитии волевых сторон личности, как они осознаются самим испытуемым. Его «высокие значения» говорят об уверенности в себе, независимости, склонности рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях. «Низкие значения» свидетельствуют о недостаточном самоконтроле, неспособности держаться принятой линии поведения, зависимости от внешних обстоятельств и оценок. Фактор Активности (А) в самооценках интерпретируется как свидетельство экстравертированности личности. «Положительные» значения указывают на высокую активность, общительность, импульсивность; «отрицательные» – на интровертированность, определенную пассивность, спокойные эмоциональные реакции. Во взаимных оценках отражается восприятие людьми личностных особенностей друг друга. [7] 3. Поведенческий компонент самосознания изучался с помощью опросника «Стиль саморегуляции поведения» (В.И. Моросанова) и опросника самоорганизации деятельности (Е.Ю. Мандриковой). [3] Опросника самоорганизации деятельности (Е.Ю. Мандриковой). Данный опросник предназначен для диагностики сформированности навыков тактического планирования и стратегического целеполагания. Он содержит 25 вопросов, с помощью которых оцениваются 6 шкал: 1. Шкала «Планомерность»: • При высоких показателях у человека сформирована потребность в постоянном осознанном планировании деятельности, планы в этом случае иерархичны, детализированы, действенны и устойчивы, а цели деятельности выдвигаются самостоятельно. • У испытуемых с низким показателем навыки планирования развиты слабо, планы подвержены частой смене. 2. Шкала «Целеустремленность»: • Высокие баллы характеризуют целеустремленного и целенаправленного человека, который знает, чего он хочет и к чему стремится, и идет по направлению к этим целям. • Низкие баллы по этой шкале характеризуют человека, который не видит перед собой целей и считает, что ему не к чему стремиться. 3. Шкала «Настойчивость»: • Высокие баллы характеризуют волевого и организованного человека, способного усилием воли структурировать поведенческую активность и завершить начатое дело, несмотря на возникающие трудности, в том числе неожиданные. • Низкие баллы по этой шкале характеризуют человека, не способного применить волевые усилия для доведения начатого дела до конца, отвлекающегося на посторонние дела. 4. Шкала «Фиксация»: • Высокие баллы характеризуют исполнительного человека, негибкого в планировании, стремящегося всеми возможными способами завершить начатое дело, трудно перестраивающегося на новую структуру и новые отношения. • Низкие баллы по этой шкале характеризуют человека не столь обязательного и зацикленного на завершении начатого, которому в определенных ситуациях, при обнаружении более выгодных перспектив, легче перестроиться на новую структуру деятельности. 5. Шкала «Самоорганизация»: • Высокие баллы характеризуют человека, склонного при самоорганизации и планировании прибегать к вспомогательным средствам (ежедневникам, планнингам, бюджетированию времени) и успешно их использующего. • Низкие баллы по этой шкале характеризуют человека, не прибегающего при самоорганизации к помощи внешних средств или не добивающегося при их использовании успешности в деятельности. 6. Шкала «Ориентация на настоящее»: • Высокие баллы описывают человека, сконцентрированного на происходящем с ним в настоящий момент. • Низкие баллы по этой шкале описывают человека, не имеющего четко выраженной концентрации на настоящем, принимающего во внимание и другие аспекты человеческого бытия во времени. Высокий общий суммарный балл по ОСД (индекс самоорганизации) характеризует человека следующим образом: ему свойственно видеть и ставить цели, планировать свою деятельность, в том числе с помощью внешних средств, и, проявляя волевые качества и настойчивость, идти к ее достижению, что иногда может приводить к негибкости и «зацикленности» на структурированности и организованности. Низкий общий суммарный балл по ОСД характеризует человека следующим образом: его будущее для него самого достаточно туманно, ему не свойственно планировать свою ежедневную активность и прилагать волевые усилия для завершения начатых дел. [3] Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ). Утверждения опросника построены на типичных жизненных ситуациях и не имеют непосредственной связи со спецификой какой-либо профессиональной или учебной деятельности. Цель методики - это диагностика развития индивидуальной саморегуляции и ее индивидуального профиля, включающего показатели планирования, моделирования, программирования, оценки результатов, а также показатели развития регуляторно-личностных свойств - гибкости и самостоятельности.[4] Утверждения опросника входят в состав шести шкал (по 9 утверждений в каждой): Шкала «Планирование» (Пл) характеризует индивидуальные особенности выдвижения и удержания целей, сформированность у человека осознанного планирования деятельности. Шкала «Моделирование» (М) позволяет диагностировать индивидуальную развитость представлений о внешних и внутренних значимых условиях, степень их осознанности, детализированности и адекватности. Шкала «Программирование» (Пр) диагностирует индивидуальную развитость осознанного программирования человеком своих действий. Шкала «Оценивание результатов» (Ор) характеризует индивидуальную развитость и адекватность оценки испытуемым себя и результатов своей деятельности и поведения. Шкала «Гибкость» (Г) диагностирует уровень сформированности регуляторной гибкости, то есть способности перестраивать, вносить коррекции в систему саморегуляции при изменении внешних и внутренних условий. Шкала «Самостоятельность» (С) характеризует развитость регуляторной автономности. Опросник в целом работает как единая шкала «Общий уровень саморегуляции» (ОУ), которая оценивает общий уровень сформированности индивидуальной системы осознанной саморегуляции произвольной активности человека.[4] Таким образом, в исследовании было использовано 6 психодиагностических методик: 1. Методика «Семантический дифференциал времени» (СДВ) (Л.И. Вассерман). 2. Опросник самоотношения (В.Столин, С.Пантелеев). 3. Тест самоактуализации (САТ) (Эверетт Шостром). 4. Методика личностного дифференциала (вариант, адаптированный в НИИ им. В.М.Бехтерева). 5. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (В.И. Моросанова). 6. Опросник «Самоорганизации деятельности» (Е.Ю. Мандрикова). С учетом малой величины выборок (13 и 13 человек) и ненормального распределения для сравнительного анализа данных был выбран непараметрический U критерий Манна-Уитни для независимых выборок. А также непараметрический коэффициент корреляции Спирмена для проведения корреляционного анализа. Все статистические расчеты осуществлялись с использованием программ, входящих в MS Office, а также в программе SPSS Statistics Base.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.83.149 (0.008 с.) |