Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы и методики исследования. В ходе исследования были использованы психодиагностические методы и методы

Поиск

В ходе исследования были использованы психодиагностические методы и методы математико-статистической обработки данных.

В связи с целью исследования (изучение особенностей самосознания студентов с различным отношением к будущему) было подобрано 6 психодиагностических методик, позволяющих:

а) разделить выборку на две группы («повышенный уровень отношения к будущему» и «пониженный уровень отношения к будущему»);

б) изучить особенности самосознания студентов.

Для реализации первого пункта (разделение выборки студентов на «повышенный уровень отношения к будущему» и «пониженный уровень отношения к будущему») была выбрана методика «семантический дифференциал времени» (СДВ) (Л.И. Вассерман).

Методика «Семантический дифференциал времени» (СДВ) предназначена для диагностики особенностей субъективного восприятия времени, которые отражают преобладающие, в том числе малоосознаваемые, тенденции в актуальном психическом состоянии и отношении личности к действительности. [1]

"Семантический дифференциал времени" (СДВ) содержит 25 полярных шкал, на основе которых выделено 5 факторов. На каждой шкале полярные точки представлены прилагательными - антонимами, метафорически характеризующими время. Оценка испытуемым значения понятия по шкалам СДВ  позволяет поместить время в точку семантического пространства, для выделения основных измерений которого применялся факторный анализ. СДВ позволяет определить координаты точки в семантическом пространстве, расстояния между значениями различных понятий, понятийные структуры испытуемых, например "прошлое", "настоящее" и "будущее". При использовании методики оценивается субъективное значение времени в зависимости от индивидуального опыта и эмоционального состояния испытуемого.                                           

Полярные шкалы объединяют следующие 5 факторов:                      

1. Активность времени (АВ) отражает преимущественно динамические характеристики психологического времени, которые определяются такими эпитетами как "активное - пассивное", "напряженное - расслабленное", "стремительное - застывшее", "плотное - пустое", "изменчивое - постоянное".;                                          

2. Эмоциональная окраска времени (ЭВ) отражает преимущественно аффективные характеристики психологического времени, которые определяются такими эпитетами как "радостное - печальное", "яркое - тусклое", "спокойное - тревожное", "цветное - серое", "светлое - темное";                           

3. Величина времени (ВВ) отражает сложные характеристики психологического времени, которые определяются такими эпитетами как "длительное - мгновенное", "большое - маленькое», «объемное - плоское», «широкое - узкое", "глубокое - мелкое";                                            

4. Структура времени (СВ) отражает характеристики психологического времени, которые определяются такими эпитетами как "понятное - непонятное", "неделимое - делимое», «непрерывное - прерывное», «обратимое - необратимое", "ритмичное - неритмичное";                                           

    5. Ощущаемость времени (ОВ) отражает сложные характеристики психологического времени, которые определяются такими эпитетами как "близкое - далекое", "реальное - кажущееся", "общее - частное", "ощущаемое - неощущаемое", "открытое - замкнутое".[1]

По принципу градации показателей семантического дифференциала времени в соотношении с показателями нормативной выборки были выделены студенты с различным отношением к будущему. В выборку студентов, имеющих «повышенный уровень отношения к будущему» вошло 13 человек (4 юноши и 9 девушек). В выборку студентов, имеющих «пониженый уровень отношения к будущему» вошло 13 человек (4 юноши и 9 девушек).

Особенности самосознания студентов изучались пятью методиками, направленными на изучение эмоционального, когнитивного и поведенческого компонента самосознания:

1. Эмоциональный компонент самосознания изучался с помощью опросника самоотношения (В.Столина и С.Пантелеева) и теста самоактуализации (САТ) (Эверетта Шострома). [6]

Тест опросник самоотношения (ОСО) (В.Столина и С.Пантелеева)  построен в соответствии с разработанной В. В. Столиным иерархической моделью структуры самоотношения. Данная версия опросника позволяет выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности: глобальное самоотношение; самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутсимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе; уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему «Я».

В качестве исходного принимается различие содержания «Я-образа» (знания или представления о себе, в том числе и в форме оценки выраженности тех или иных черт) и самоотношения.

Опросник включает следующее шкалы:

   Шкала S – измеряет интегральное чувство «за» или «против» собственно «Я» испытуемого.

   Шкала I – самоуважение.

   Шкала II – аутосимпатия.

   Шкала III – ожидаемое отношение от других.

   Шкала IV – самоинтерес.

Опросник содержит также семь шкал направленных на измерение выраженности установки на те или иные внутренние действия в адрес «Я» испытуемого.

   Шкала 1 – самоуверенность.

   Шкала 2 – отношение других.

   Шкала 3 – самопринятие.

   Шкала 4 – саморуководство, самопоследовательность.

   Шкала 5 – самообвинение.

   Шкала 6 – самоинтерес.

   Шкала 7 – самопонимание.

Показатель по каждому фактору подсчитывается путем суммирования утверждений, с которыми испытуемый согласен, если они входят в фактор с положительным знаком; и утверждений, с которыми испытуемый не согласен, если они входят в фактор с отрицательным знаком. Полученный «сырой балл» по каждому фактору переводится по таблицам перевода «сырого балла» в накопленные частоты (%).[6]

Тест самоактуализации (САТ) (Эверетта Шострома). Данная методика представляет адаптированный вариант опросника личностных ориентаций Э. Шострома (Personal Orientation Inventory – POI), измеряющий самоактуализацию как многомерную величину. Самоактуализационный тест состоит из 126 пунктов, каждый из которых включает два суждения ценностного или поведенческого характера. [7]

САТ измеряет самоактулизацию по 2 базовым и 12 дополнительным шкалам. Базовыми являются шкалы «Компетентности во времени» и «Поддержки». Они независимы друг от друга и, в отличие от дополнительных, не имеют общих пунктов.

12 дополнительных шкал: Ценностная ориентация; Гибкость поведения; Сензитивность; Спонтанность; Самоуважение; Самопринятие; Представление о природе человека; Синергия; Принятие агрессии; Контактность; Познавательные потребности; Креативность.

Данные шкалы составляют 6 блоков – по две в каждом. Каждый пункт теста входит в одну или более дополнительных шкал и, как правило, в одну базовую. Таким образом, дополнительные шкалы фактически включены в основные, они содержательно состоят из тех же пунктов. Подобная структура показателей позволяет диагностировать большое количество показателей, не увеличивая при этом в значительной степени объем теста. [7]

2. Когнитивный компонент самосознания изучался с помощью методики личностного дифференциала (вариант, адаптированный в НИИ им. В.М.Бехтерева). [7]

Методика личностного дифференциала (ЛД) разработана на базе современного русского языка и отражает сформировавшиеся в нашей культуре представления о структуре личности. Методика ЛД адаптирована сотрудниками психоневрологического института им. В.М.Бехтерева. Целью ее разработки являлось создание компактного и валидного инструмента изучения определенных свойств личности, ее самосознания, межличностных отношений, который мог бы быть применен в клинико-психологической и психодиагностической работе, а также в социально-психологической практике.

ЛД сформирован путем репрезентативной выборки слов современного русского языка, описывающих черты личности, с последующим изучением внутренней факторной структуры своеобразной «модели личности», существующей в культуре и развивающейся у каждого человека в результате усвоения социального и языкового опыта. Из толкового словаря русского языка Ожегова были отобраны 120 слов, обозначающих черты личности. Из этого исходного набора отобраны черты, в наибольшей степени характеризующие полюса 3-х классических факторов семантического дифференциала:

· Оценки

· Силы

· Активности.

При применении ЛД для исследования самооценок значения фактора Оценки (О) свидетельствуют об уровне самоуважения. «Высокие значения» этого фактора говорят о том, что испытуемый принимает себя как личность, склонен осознавать себя носителем позитивных, социально желательных характеристик, в определенном смысле удовлетворен собой. «Низкие значения» фактора (О) указывают на критическое отношение человека к самому себе, его неудовлетворенность собственным поведением, уровнем принятия самого себя.

Фактор Силы (С) в самооценках свидетельствует о развитии волевых сторон личности, как они осознаются самим испытуемым. Его «высокие значения» говорят об уверенности в себе, независимости, склонности рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях. «Низкие значения» свидетельствуют о недостаточном самоконтроле, неспособности держаться принятой линии поведения, зависимости от внешних обстоятельств и оценок.

Фактор Активности (А) в самооценках интерпретируется как свидетельство экстравертированности личности. «Положительные» значения указывают на высокую активность, общительность, импульсивность; «отрицательные» – на интровертированность, определенную пассивность, спокойные эмоциональные реакции. Во взаимных оценках отражается восприятие людьми личностных особенностей друг друга. [7]

3. Поведенческий компонент самосознания изучался с помощью опросника «Стиль саморегуляции поведения» (В.И. Моросанова) и опросника самоорганизации деятельности (Е.Ю. Мандриковой). [3]

Опросника самоорганизации деятельности (Е.Ю. Мандриковой). Данный опросник предназначен для диагностики сформированности навыков тактического планирования и стратегического целеполагания. Он содержит 25 вопросов, с помощью которых оцениваются 6 шкал:

1. Шкала «Планомерность»:

• При высоких показателях у человека сформирована потребность в постоянном осознанном планировании деятельности, планы в этом случае иерархичны, детализированы, действенны и устойчивы, а цели деятельности выдвигаются самостоятельно.

• У испытуемых с низким показателем навыки планирования развиты слабо, планы подвержены частой смене.

2. Шкала «Целеустремленность»:

• Высокие баллы характеризуют целеустремленного и целенаправленного человека, который знает, чего он хочет и к чему стремится, и идет по направлению к этим целям.

• Низкие баллы по этой шкале характеризуют человека, который не видит перед собой целей и считает, что ему не к чему стремиться.

3. Шкала «Настойчивость»:

• Высокие баллы характеризуют волевого и организованного человека, способного усилием воли структурировать поведенческую активность и завершить начатое дело, несмотря на возникающие трудности, в том числе неожиданные.

• Низкие баллы по этой шкале характеризуют человека, не способного применить волевые усилия для доведения начатого дела до конца, отвлекающегося на посторонние дела.

4. Шкала «Фиксация»:

• Высокие баллы характеризуют исполнительного человека, негибкого в планировании, стремящегося всеми возможными способами завершить начатое дело, трудно перестраивающегося на новую структуру и новые отношения.

• Низкие баллы по этой шкале характеризуют человека не столь обязательного и зацикленного на завершении начатого, которому в определенных ситуациях, при обнаружении более выгодных перспектив, легче перестроиться на новую структуру деятельности.

5. Шкала «Самоорганизация»:

• Высокие баллы характеризуют человека, склонного при самоорганизации и планировании прибегать к вспомогательным средствам (ежедневникам, планнингам, бюджетированию времени) и успешно их использующего.

• Низкие баллы по этой шкале характеризуют человека, не прибегающего при самоорганизации к помощи внешних средств или не добивающегося при их использовании успешности в деятельности.

6. Шкала «Ориентация на настоящее»:

• Высокие баллы описывают человека, сконцентрированного на происходящем с ним в настоящий момент.

• Низкие баллы по этой шкале описывают человека, не имеющего четко выраженной концентрации на настоящем, принимающего во внимание и другие аспекты человеческого бытия во времени.

Высокий общий суммарный балл по ОСД (индекс самоорганизации) характеризует человека следующим образом: ему свойственно видеть и ставить цели, планировать свою деятельность, в том числе с помощью внешних средств, и, проявляя волевые качества и настойчивость, идти к ее достижению, что иногда может приводить к негибкости и «зацикленности» на структурированности и организованности.

Низкий общий суммарный балл по ОСД характеризует человека следующим образом: его будущее для него самого достаточно туманно, ему не свойственно планировать свою ежедневную активность и прилагать волевые усилия для завершения начатых дел. [3]

Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ). Утверждения опросника построены на типичных жизненных ситуациях и не имеют непосредственной связи со спецификой какой-либо профессиональной или учебной деятельности. Цель методики - это диагностика развития индивидуальной саморегуляции и ее индивидуального профиля, включающего показатели планирования, моделирования, программирования, оценки результатов, а также показатели развития регуляторно-личностных свойств - гибкости и самостоятельности.[4]

Утверждения опросника входят в состав шести шкал (по 9 утверждений в каждой):

Шкала «Планирование» (Пл) характеризует индивидуальные особенности выдвижения и удержания целей, сформированность у человека осознанного планирования деятельности.

Шкала «Моделирование» (М) позволяет диагностировать индивидуальную развитость представлений о внешних и внутренних значимых условиях, степень их осознанности, детализированности и адекватности.

Шкала «Программирование» (Пр) диагностирует индивидуальную развитость осознанного программирования человеком своих действий.

Шкала «Оценивание результатов» (Ор) характеризует индивидуальную развитость и адекватность оценки испытуемым себя и результатов своей деятельности и поведения.

Шкала «Гибкость» (Г) диагностирует уровень сформированности регуляторной гибкости, то есть способности перестраивать, вносить коррекции в систему саморегуляции при изменении внешних и внутренних условий.

Шкала «Самостоятельность» (С) характеризует развитость регуляторной автономности.

Опросник в целом работает как единая шкала «Общий уровень саморегуляции» (ОУ), которая оценивает общий уровень сформированности индивидуальной системы осознанной саморегуляции произвольной активности человека.[4]

Таким образом, в исследовании было использовано 6 психодиагностических методик:

1. Методика «Семантический дифференциал времени» (СДВ) (Л.И. Вассерман).

2. Опросник самоотношения (В.Столин, С.Пантелеев).

3. Тест самоактуализации (САТ) (Эверетт Шостром).

4. Методика личностного дифференциала (вариант, адаптированный в НИИ им. В.М.Бехтерева).

5. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (В.И. Моросанова).

6. Опросник «Самоорганизации деятельности» (Е.Ю. Мандрикова).

С учетом малой величины выборок (13 и 13 человек) и ненормального распределения для сравнительного анализа данных был выбран непараметрический U критерий Манна-Уитни для независимых выборок. А также непараметрический коэффициент корреляции Спирмена для проведения корреляционного анализа.

Все статистические расчеты осуществлялись с использованием программ, входящих в MS Office, а также в программе SPSS Statistics Base.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.83.149 (0.008 с.)