Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теоретические основы Конституции: понятие, сущность, функции.Содержание книги
Поиск на нашем сайте Конституция -это основной закон государства, который принимается в особом порядке, имеет высшую юридическую силу и регулирует наиболее важные общественные отношения, которые определяют принципы организации публичной власти, закрепляя при этом основы конституционного строя, гарантии прав и свобод человека и гражданина, систему, порядок организации и компетенцию органов государственной власти, территориальное устройство государства, государственные символы. В науке конституционного права понятие конституции имеет два значения. Обычно различают формальную и материальную конституцию. Различные авторы вкладывают неодинаковое содержание в эти понятия. В западноевропейской науке под конституцией в формальном смысле, как правило, понимается закон, принимаемый и изменяемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой по сравнению с иными нормативными актами. Под конституцией в материальном смысле понимается совокупность норм, предметом регулирования которых является главным образом организация государственной власти. При этом не имеет значения происхождение норм: содержатся ли они в одном особом правовом акте, нескольких актах или вообще являются нормами неписаного, судебного и обычного права. Главное – это их содержание, предмет регулирования. При таком широком понимании можно говорить о наличии конституции в любом государстве, например, в рабовладельческом и феодальном. Однако в современной зарубежной конституционной доктрине существует и другой подход, при котором проблема переносится в совершенно иную плоскость. Речь идет не о соотношении формы и содержания, а о соотношении формальной (юридической) и реальной (фактической) конституций. Подобный подход преобладает в российской науке конституционного права. При таком подходе под конституций в формальном смысле понимается юридическая конституция, то есть основной закон государства (обладающий высшей юридической силой по отношению ко всем остальным законам и иным нормативно-правовым актам), закрепляющий основы организации государственной власти и правовое положение личности. В материальном смысле это - фактическая конституция, то есть реальный порядок организации и осуществления государственной власти, фактические отношения между государством и обществом. Юридическая и фактическая конституции не всегда совпадают. Те положения юридической конституции, которые совпадают с существующими общественными отношениями, являются реальными, а те, которые не согласовываются – фиктивными. Расхождения между юридической и фактической конституцией, как правило, являются результатом изменения соотношения политических сил, существовавшего на момент ее принятия. В современной науке конституцию, сточки зрения ее сущности, рассматривают как юридический, политический и идеологический документ. Сущность конституции как юридического документа состоит в ее особом содержании, высшей юридической силе, роли конституции как юридической основы текущего законодательства и в повышенной стабильности. Как политический документ конституция закрепляет соотношение социальных сил в обществе, их борьбу и сотрудничество, достигнутый компромисс, либо господство определенных слоев населения, регулирует политический процесс в обществе. Как идеологический документ конституция в концентрированном виде отражает господствующую в обществе или принятую его руководящими силами социально-политическую доктрину, определенное мировоззрение. Содержание конституции определяется предметом регулирования. По общему правилу в конституциях регулируются общественные отношения, которые образуют основу всего устройства общества и государства и непосредственно связаны с осуществлением государственной власти. Это отношения между человеком, обществом и государством и основополагающие отношения, определяющие устройство государства и его функционирование. Помимо этого в конституциях, как правило, имеются отличительные особенности, характерные для конкретной страны. Основной закон имеет социальное и юридическое содержание. Социальное содержание конституции – это конкретизация ее социальной сущности, отражающая основы существующего строя (они зависят от того, какие конкретные социальные силы определяют пути развития государства) и национально-специфические особенности конкретной страны. Правовое, юридическое содержание конституции – это совокупность норм, институтов и принципов, закрепляющих основы общественного и государственного строя, основные права граждан. Структура конституции – это способ ее внутреннего построения, то есть порядок объединения конституционных норм в определенные комплексы - разделы и последовательность их размещения. Для современных конституций характерны следующие элементы внутренней струк туры: - преамбула – короткая вступительная часть конституции. В ней указываются цели конституции, исторические условия ее принятия. - основная часть – сам текст конституции. В нее включаются нормы о правах и свободах, основах общественного строя, о системе и статусе государственных органов, о государственной символике, о порядке внесения изменении в конституцию. - заключительные и переходные положения – нормы относительно введения в действие конституции, порядок внесения изменений в конституцию, определяются сроки введения в действие отдельных конституционных норм, которые не могут быть реализованы одновременно с принятием конституции, устанавливаются сроки принятия законов, на которые ссылается конституция. - дополнительные положения – содержат нормы толкования, отдельные исключения из правил, установленных конституцией и т.п. Функции конституции: юридическая, политическая, идеологическая. Юридическая функция конституции заключается в том, что это – основной закон, главный источник права страны, лежащий в основе всей системы правового регулирования общественных отношений. Политическая функция состоит в том, что конституция определяет устройство государства, его отношения с отдельными людьми и их группами, служит правовой основой политической системы. Идеологическая функция состоит в том, что конституция, как наиболее авторитетный закон, обращается к признанными в обществе ценностям и побуждает человека эти ценности соблюдать и защищать. Юридические свойства конституций – это признаки, которые отличают их от актов текущего законодательства, в том числе: 1. Верховенство в системе законодательных актов государства. 2. На нормах и принципах конституций базируется текущее законодательство. 3. Законы и иные нормативно-правовые акты должны приниматься на основе конституции и соответствовать ей. 4. Нормы конституции являются нормами прямого действия. 5. Действие на всей территории государства. 6. Особый порядок их изменений и дополнений. 7. Особая правовая защита. Относительно классификации конституций по различным критериям существуют следующие основные подходы. Согласно современным подходам по социальным признакам разграничивают полуфеодально-теократические конституции (Бруней, Катар, Саудовская Аравия), конституции капиталистического общества, конституции тоталитарного социализма и постсоциалистические конституции. Классификация конституций по юридическим признакам осуществляется по следующим критериям. 1. По структуре: а) консолидированные; б) неконсолидированные. 2. По форме: а) писаные; б) неписаные. 3. По порядку издания: а) октроированные (дарованные); б) принятые представительным органом (учредительным собранием; парламентом); в) одобренные на референдуме. 4. По способу изменения: а) гибкие; б) жесткие; в) смешанные. 5. По периоду действия: а) постоянные; б) временные. 6. С точки зрения целеполагания: а) программного характера; б) констатирующие. 7. С точки зрения государственного устройства: а) конституции федеративных государств; б) конституции унитарных государств; в) конституции субъектов федерации; г) конституции автономий политического характера.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.214 (0.007 с.) |