Конституционализм: понятие и система. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституционализм: понятие и система.



Конституционализм - это политико-правовая категория, которая опосредует место и роль конституции в правовой системе, обществе и государстве, которые находят проявление в ее верховенстве и характере воздействия на общественные отношения.

По своей сути конституционализм опосредует место и роль конституции в правовой системе государства, то есть ее верховенство и статус как Основного Закона государства.

По содержанию конституционализм - это конституционное строительство, реализация конституции и ее охрана, обеспечение.

По форме конституционализм опосредует конституционный строй, то есть государственный и общественный строй, формы непосредственного народовластия, государства и тому подобное.

Систему украинского конституционализма образуют:

1) действующая Конституция Украины как нормативно-правовой акт;

2) теория, история, идеология Конституции Украины;

3) существующий конституционный строй.

В своей совокупности эти элементы формируют нормативно-правовые, научные, исторические, идеологические и организационные основы конституционализма.

Нормативно-правовые основы конституционализма прежде всего определяются конституцией как нормативным актом высшей юридической силы, Основной закон государства, регулирующий важнейшие общественные отношения и имеет собственную структуру, особый порядок принятия и внесения изменений.

Научные основы формирует теория конституционализма, который охватывает: достижения зарубежной научной мысли, учения отечественных мыслителей прошлого, современные идеи и концепции украинского конституционализма.

Исторические основы конституционализма образованные такими составляющими, как: предпосылки, истоки, основные этапы, тенденции, направления и формы, результаты и достижения становления и развития украинского конституционализма.

Идеологические основы конституционализма определяет система правовых идей, взглядов, понятий, теорий, основанных на определенных научных и политических знаниях и представлениях, которая имеет целью влияние на формирование и развитие правовой, политической и нравственной культуры.

Организационные основы опосредует конституционный строй (как система общественных отношений, установленных согласно конституции), основными составляющими которого являются государственный и общественный строй.

10.Юридические свойства конституции, их характеристика.

Юридические свойства Конституции - это признаки, позволяющие отличить ее от актов текущего законодательства.

К юридическим свойствам Конституции относятся: учредительный характер. легитимность, верховенство, стабильность, прямое действие, база текущего законодательства, реальность, программность.

1. Учредительный характер Конституции проявляется в том, что ее нормы закрепляют основы государственного и общественного устройства, учреждают важнейшие государственные институты, через которые реализуется государственная власть, принципы их создания и деятельности. Кроме того, конституционные нормы устанавливают порядок создания всех действующих в государстве правовых норм их иерархию в правовой системе.

2. Легитимность Конституции состоит в том, что она принимается народом (путем референдума) или от имени народа (представительным органом государства - парламентом или же органом, специально созданным для принятия конституции, - учредительным собранием), которому принадлежит вся полнота государственной власти.

Конституцию РФ, принятую всенародным голосование 12 декабря 1993 г. можно назвать легитимной «с определенной долей условности». Ее одобрили 58,4% избирателей, принявших участие в голосовании, что составляет 31% всех зарегистрированных избирателей.

3. Верховенство Конституции РФ означает ее приоритетное положение в системе нормативно-правовых актов, действующих на территории России. «Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации» - закрепляет ч. 1 ст. 15 Конституции РФ.

Верховенство Конституции РФ проявляется не только по отношению к законодательству, которое будет принято в будущем, но и к законодательству, принятому до вступления Конституции РФ в силу. Так, в п. 2 раздела II Конституции РФ говорится, что «законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации».

Верховенство Конституции РФ приобретает дополнительное значение в условиях федеративного государственного устройства России, когда субъекты Федерации имеют свою конституцию и свое законодательство. Республиканские конституции и принимаемые субъектами другие нормативно-правовые акты не должны противоречить федеральной Конституции (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ).

Верховенство Конституции РФ обеспечивается особым порядком ее принятия и изменения; приданием конституционным нормам высшей юридической силы; повышенной правовой защитой конституционных предписаний.

 

 

4. Стабильность Конституции - важнейшее условие режима законности, устойчивости всей правовой системы и организации государственной власти, определенности отношений между личностью и государством. * Стабильность Конституции зависит от многих факторов (например, от расклада социально-политических сил, действующих на политической арене страны, от уровня политической и правовой культуры граждан, от совершенства положений самой Конституции и др.). Гарантией стабильности Конституции РФ служит жесткий порядок ее пересмотра и внесения конституционных поправок.

 

5. Конституция РФ имеет прямое действие (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ). Это означает, что нормы Конституции РФ являются непосредственно действующими, то есть для их осуществления не требуется в качестве обязательного условия принятия дополнительных, конкретизирующих отраслевых правовых норм. Вместе с тем многие нормы Конституции РФ, в силу высокого уровня обобщенности правового регулирования, нуждаются в дополнительной регламентации путем принятия актов текущего законодательства.

Проблема обеспечения прямого действия Конституции РФ при осуществлении правосудия получила разрешение в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия», * где говорится о том, что суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию РФ, в частности:

а) когда закрепленные нормой Конституции РФ положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;

б) когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей;

в) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции РФ, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции РФ;

г) когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, противоречит Конституции РФ, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.

 

 

6. Реальность Конституции означает соответствие конституционных предписаний (юридической конституции) складывающимся в действительности общественным отношениям (конституции фактической). Другими словами, конституция должна отражать достигнутую ступень развития общественных отношений в политической, экономической, социальной сферах, в противном случае она будет фиктивной.

О реальности конституции свидетельствует исполнимость и гарантированность ее предписаний. Например, возможность граждан, руководствуясь Конституцией, ссылаясь на нее, обращаться за судебной защитой своих прав и свобод является показателем реальности конституционных норм, посвященных правовому статусу личности.

7. Конституция является юридической базой текущего законодательства. Данное свойство Конституции проявляется в том, что конституционные нормы служат отправной точкой для всех отраслей российского права. Так, на базе конституционных положений, закрепляющих свободу экономической деятельности, равенство всех форм собственности развивается гражданское право России.

8. Программность Конституции проявляется в том, что сформулированные в ней нормы-принципы, нормы-цели определяют основные направления, цели и задачи дальнейшего развития общества и государства. Так, характеристика Российского государства в качестве правового, содержащаяся в ч. 1 ст. 1 Конституции РФ, не может служить основанием для признания его таковым, но это идеал, к которому Российская Федерация должна стремиться.

11.Структура и содержание конституции.

Структура Конституции РФ включает: преамбулу; 9 глав, содер­жащих 137 статей первого, основного раздела конституции, а также второй раздел «Заключительные и переходные положения».

Кратко рассмотрим содержательную часть каждого структурного компонента Конституции РФ.
Преамбула – это вводная часть Конституции, которая не содержит правовых норм. однако она имеет существенное значение для понимания смысла как Конституции в целом, так и ее отдельных статей, так как именно в ней указаны основания и обстоятельства послужившие поводом к ее принятию.
Преамбула Конституции РФ построена по канонам оформления международно-правовых актов, что позволяет подчеркнуть историческое величие документа и торжественность акта его применения.
Конституция и особенно преамбула отличаются торжественностью текста.
Раздел I не имеет наименования и состоит из 9 глав.
Глава 1. Основы Конституционного строя.
Данная глава состоит из 16 статей, которые закрепляют исходящие принципы конституционного регулирования важнейших сторон жизни российского общества. Основы конституционного строя составляют первичную нормативную базу для всех остальных положений Конституции РФ, всей системы действующего законодательства.
Глава 2. Права и свободы человека и гражданина.
Глава содержит 48 статей (с 17 по 64) которые конкретизируют положения ст. 2 Конституции РФ О человеке, его правах и свободах как высшей ценности. В частности, глава 2 закрепляет:
принципы правового положения человека и гражданина в РФ.
принципы гражданства
систему и содержание гражданских (личных) политических, экономических, социальных, культурных прав и свобод человека и гражданина
гарантии основных прав
основные обязанности человека и гражданина.
Глава 3 Федеральное устройство РФ.
Данная глава содержит 15 статей (ст.65-79) в которых развиваются ряд важнейших положений, закрепленных в главе 1, в частности в ст. 1,4,5 Конституции РФ.
Она закрепляет:структуру государства, полный перечень наименований субъектов РФ;
конституционный статус РФ и ее субъектов;предметы ведения (полномочия) органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ и др.
Глава 4. Президент РФ. Эта глава состоит из 14 статей (ст. 80-93) которые закрепляют:
правовой статус Президента РФ как главы государства;порядок вступления его в должность;полномочия Президента РФ и основания их досрочного прекращения;
порядок отрешения его от должности.
Глава 5 Федеральное Собрание. Данная глава регулирует основы организации и деятельности парламента РФ и включает в себя 16 статей (ст. 94-109) закрепляющие:
статус Федерального Собрания - парламента как представительного и законодательного органа;порядок его формирования и структуры; компетенцию палат;законодательный процесс;основания и порядок роспуска Государственной Думы;
Глава 6 Правительство РФ. Она состоит из 8 статей (ст. 110-117) регулирующих деятельность Правительства РФ, которое осуществляет исполнительную власть.
В частности глава 6 закрепляет: порядок формирования и структуру Правительства РФ;
его компетенцию;основания и порядок отставки, выражения недоверия Правительству.
Глава 7 Судебная власть В главе содержится 12 статей (ст. 118-129)
В ней закрепляется: судебная система в России; статус судей и принципы судебной деятельности; порядок формирования и компетенции Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Судов РФ и Прокуратуры РФ.
Глава 8 Местное самоуправление. В этой главе 4 статьи (ст 130-133), которые конкретизируют положение ст. 12 Конституции РФ и закрепляют: формы местного самоуправления; функции местного самоуправления; гарантии местного самоуправления;
Глава 9 Конституционные поправки и пересмотр Конституции. Порядок внесения поправок и изменений в Конституцию закреплен в 4-х статьях (ст 134-137), где указываются субъекты обладающие правом вносить предложения о поправках, порядок их внесения и пересмотр самой Конституции.
Раздел второй. Заключительные и переходные положения.
Он не содержит статей, а включает в себя 9 пунктов закрепляющих переходные положения связанные с принятием новой Конституции. Основная цель переходных положений состояла в том, чтобы сделать этот процесс более мягким, позволить осуществить поэтичный процесс формирования системы органов государственной власти, привести текущее законодательство в соответствии с положением новой Конституции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.172.82 (0.012 с.)