Парламентский контроль: понятие, типы их характеристика. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Парламентский контроль: понятие, типы их характеристика.



Парламентский контроль — контроль парламента как органа законодательной власти за деятельностью исполнительной власти, прежде всего, правительства.

                        Виды парламентского контроля.

1. Федеральное Собрание осуществляет контроль за соблюдением и исполнением федеральных законов в виде текущего контроля за соблюдением и исполнением федеральных законов и оперативного целевого контроля за исполнением конкретного федерального закона по специальному решению палат Федерального Собрания.

2. Текущий контроль за соблюдением и исполнением федеральных законов - деятельность палат Федерального Собрания, органов, образованных в соответствии с регламентами палат Федерального Собрания Российской Федерации, членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы по выявлению состояния соблюдения и исполнения федеральных законов во время их действия.
3. Оперативный целевой контроль за исполнением федерального закона - деятельность палат Федерального Собрания, его внутренних органов, членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, осуществляемая по специальному решению палат Федерального Собрания с целью установления результатов реализации отдельных положений конкретного федерального закона.

 


63. Формирование и функции руководящих органов парламента. Комитеты и депутатские образования.

По своей структуре парламенты бывают однопалатные и двухпалатные (бикамеральные). Нижние палаты двухпалатных парламентов и однопалатные парламенты формируются, как правило, посредством прямых выборов. Что касается верхних палат двухпалатных парламентов, то следует выделить следующие основные способы формирования:

                      1.По принципу наследования.

Наследственный принцип был заложен в основу формирования верхней палаты британского парламента. Основную группу членов палаты лордов составляли потомственные пэры Соединенного Королевства, приобретавшие данное право по наследству, по достижении 21 года. Их число — более 800 пэров и пэресс. В ноябре 1999 года лейбористское Правительство Тони Блэра провело через парламент билль о реформировании палаты лордов, лишивший наследственных пэров права заседать и голосовать в палате лордов.

Вторую группу составляют пожизненные пэры, которым Королева на основании Акта о пожизненных пэрах 1958 г. пожаловала дворянский титул (по рекомендации премьер-министра) за выдающиеся заслуги перед государством, не имеющие право передавать титул по наследству.

Третью группу составляют «ординарные лорды по аппеляции» или судебные лорды. Реформа 2005 г. изъяла судебные полномочия из компетенции палаты лордов.

И, наконец, духовные лорды (архиепископы Кентер- берийский и Йорка, а также 24 епископа англиканской церкви), право которых быть членами палаты связывается с пребыванием их в соответствующей должности.

                                2. Посредством назначения.

Полностью назначаемы верхние палаты парламентов в таких государствах, как Канада, Иордания, Гренада, Барбадос, Ямайка, и некоторых других.

Небольшое число лиц, назначаемых главой государства, имеется в составе верхней палаты парламента Италии. Согласно ст. 18 действующей Конституции Ирландии 1937 года (в редакции 1995 года) сенат состоит из 60 членов, 11 из которых назначаются премьер-министром.

           3. Посредством выборов.

В данном случае следует отдельно рассмотреть порядок формирования верхних палат путем: а) прямых выборов и б) непрямых выборов.

           4. Смешанным путем, при котором могут сочетаться элементы выборности, назначения (сенат парламента Итальянской Республики, Ирландии), а также иметь место наследственный принцип (Бельгия).

Внутренняя организация палат парламентов во всех странах в принципе одинакова и находит свое законодательное закрепление регламентом каждой палаты.

Ведущую роль в деятельности парламента играют его руководящие органы. Руководство парламентом (палатами, в каждой отдельно) осуществляется либо единолично председателем, либо коллегиальным органом. Председатель нижней палаты, главным образом в странах, воспринявших англосаксонскую правовую систему, именуется спикером (Великобритания, США, Индия, Нигерия и некоторые другие). В подавляющем большинстве случаев председатели нижних и единственных палат зарубежных парламентов избираются самой палатой на весь срок полномочий. По традиции им становится представитель наиболее крупной партийной фракции.

Пост председателя верхней палаты двухпалатного парламента замещается по-разному. Можно выделить следующие подходы, выработанные парламентской практикой:

1) председатель верхней палаты избирается сенаторами из своего состава, как и председатель нижней палаты. Данный подход закреплен п. 9.1 ст. 15 Конституции Ирландии 1937 г., ст. 32 Конституции Франции 1958 г., ст. 63 Конституции Италии 1947 г.;

2) председатель верхней палаты не избирается, а назначается правительством;

3) председатель верхней палаты может быть назначен главой государства;

4) в США, Индии и некоторых республиках председателем верхней палаты становится по должности вице-президент.

Руководство парламентом или палатами может осуществляться и коллегиальным органом (бюро (Испания), президиумом (Финляндия), комитетом).

В большинстве стран политический деятель, кандидатура которого предлагается на должность председателя, в случае избрания приостанавливает свое членство в партии на весь срок председательства.

Регламенты палат предоставляют председателям широкие полномочия по руководству работой парламента, его палат:

1) председатель открывает и закрывает заседания палаты парламента;

2) определяет повестку дня заседания, председательствует на них;

3) обеспечивает первоочередное рассмотрение вопросов, внесенных правительством;

4) руководит прениями, предоставляет слово депутатам и членам правительства;

5) вместе с вице-председателями устанавливает на основе регламента процедуру обсуждения и порядок голосования, объявляет результаты голосования;

6) координирует работу внутрипарламентских органов, руководит работой, связанной с организационно-техническим обслуживанием парламента (в частности, он обязан обеспечить стенографическое обслуживание и всевозможные иные формы (магнитофонно- и видео-) записи обсуждений); руководит штатом сотрудников;

7) распоряжается финансовыми средствами, выделенными парламенту согласно статьям закона, а также в его ведении находится внутренняя полиция.

Парламентские фракции — это объединения депутатов в парламенте или в палате, принадлежащих к одной политической партии.

Вопросы создания и деятельности парламентских фракций регулируются регламентами палат парламентов, а также парламентскими обычаями. Во многих регламентах установлено минимальное число депутатов, которые вправе образовывать фракцию. Во Франции в Национальном собрании фракция должна состоять из 20 членов, в Сенате —15.

В каждой фракции есть руководящий орган (бюро, ко- кус), включающий председателя фракции (это одновременно и лидер партии), заместителей председателя фракции, парламентских организаторов (так называемые «кнуты»), секретарей. Председатель фракции или ее лидер призван обеспечивать единство фракции, предлагает кандидатуры в органы палат, поддерживает связь с главой государства, правительством, различными должностными лицами.

В странах англосаксонского права (в Великобритании, США, Канаде, Индии) фракции избирают или их лидер назначает парламентских организаторов, получивших название «главный кнут» и «кнуты». Это специальные парламентские функционеры, следящие за соблюдением партийной дисциплины, за голосованием всех членов от своей партийной фракции, за явку парламентариев на голосование.

Комиссии (комитеты) палат — это структурные подразделения, создаваемые парламентами (в каждой палате или совместно обеими палатами — объединенные комиссии), которые состоят из депутатов и содействуют палатам в осуществлении их полномочий.

В зависимости от срока полномочий, предметов ведения и объема компетенции комиссии (комитеты) подразделяют на постоянные и временные.

Постоянные комиссии создаются на весь срок полномочий парламента или на период проведения сессии. Временные комиссии создаются для решения какой-то конкретной задачи и по достижении указанной цели распускаются.

Комиссии могут быть специализированными (или отраслевыми) и неспециализированными (или универсальными). Специализированные комиссии занимаются рассмотрением определенного круга дел в соответствии с их компетенцией, и система их соответствует системе министерств, подконтрольных комиссиями. Их основная задача — контроль над деятельностью основных министерств. Обычно это комиссии по вопросам иностранных дел, обороны, промышленности, есть комиссии по вопросам атомной энергии и т. д.

Неспециализированные комиссии не имеют определенного профиля и принимают к рассмотрению любые дела по решению соответствующего органа палаты.

Порядок формирования комиссий различен, но всегда соблюдается принцип пропорционального представительства парламентских фракций в них (т. е. партии, располагающие большинством в палате, получают большинство мест в каждой комиссии).

Работой каждой комиссии руководит ее председатель или бюро, возглавляемое председателем. Председатели комиссий:

а) либо избираются палатой (Франция, Италия, ФРГ);
б) избираются самой комиссией (Австрия, Ирландия);
в) назначаются председателем палаты (Великобритания, Индия, Нигерия).

В ряде стран наряду с комиссиями отдельных палат образуются также объединенные комиссии обеих палат, создаваемые на паритетных началах обеими палатами.

Временными объединенными комиссиями являются согласительные комиссии или посреднические комитеты. Создаются при необходимости согласования текстов законопроектов, для совместного обсуждения и выработки компромиссного решения.

Для осуществления своих функций комиссии обладают рядом прав:

1) предварительно рассматривают внесенные в парламент законопроекты и, выполняя эту функцию, могут
существенно влиять на их содержание и судьбу;

2) можно требовать информацию, в которой им не должно быть отказано;

3) вызывать на свои заседания и заслушивать должностных и иных лиц;

4) устраивать парламентские слушания по важным проблемам;

5) приглашать на заседания комиссий экспертов, специалистов в различных областях.

Из числа депутатов в представительном органе создаются постоянные или временные комитеты (комиссии). На местном уровне, как правило, отсутствует разница между терминами «комитет» или «комиссия». Соответствующее наименование устанавливается с учетом исторических и иных местных традиций регламентом представительного органа. Постоянные комитеты (комиссии) в рамках своих направлений обычно: осуществляют подготовку заключений по проектам правовых актов представительного органа; разрабатывают проекты решений и иных правовых актов; организуют проведение депутатских слушаний; готовят предложения и рекомендации, вносят их на рассмотрение представительного органа; содействуют депутатам, помощникам депутатов в их деятельности. Как правило, в представительном органе создаются комитеты (комиссии) по следующим направлениям: по бюджету; по муниципальной собственности; по муниципальному хозяйству; по социальной защите и здравоохранению; по развитию образования, науки; по местному самоуправлению. Численный состав комитета (комиссии), как правило, не может быть менее трех депутатов. Депутат не может быть членом более чем двух постоянных комитетов (комиссий). Депутат может быть председателем только одного постоянного комитета (комиссии). Для подготовки рассматриваемых вопросов и организации депутатских слушаний комитет (комиссия) может создавать рабочие группы с привлечением депутатов, представителей государственных и общественных органов и организаций, научных учреждений, а также специалистов и ученых. Комитеты (комиссии) вправе запрашивать у органов государственной власти и местного самоуправления, иных организаций, должностных лиц материалы и документы, необходимые для их деятельности, если это не противоречит законодательству. Деятельность временного комитета (комиссии) ограничивается конкретным сроком или выполнением определенной задачи. С целью правового, организационного, информационного, материально-технического и финансового обеспечения деятельности представительного

органа, его должностных лиц, рабочих органов и депутатов представительный орган образует аппарат. Руководитель аппарата представительного органа назначается председателем представительного органа. Руководители структурных

подразделений, специалисты и служащие аппарата принимаются на работу председателем представительного органа по представлению руководителя аппарата. Аппарат, как правило, включает в себя юридический отдел, пресс-службу, отдел по взаимодействию с органами государственной власти и органами местного самоуправления, бухгалтерию и другие подразделения. Сотрудники аппарата являются муниципальными служащими.

Статья 38. Контрольный орган муниципального образования

1. Контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и другие) образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

2. Контрольный орган муниципального образования формируется на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.

3. Результаты проверок, осуществляемых контрольным органом муниципального образования, подлежат опубликованию (обнародованию).

4. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны представлять в контрольный орган муниципального образования по его требованию необходимую информацию и документы по вопросам, относящимся к их компетенции.

Формы работы парламента.

Основные формы деятельности. Деятельность парламента и его палат проходит в многообразных формах: совместные и раздельные заседания палат, заседания их постоянных комитетов и комиссий, дея­тельность депутатов на местах и др. В подавляющем большинстве стран деятельность парламента носит сессионный характер. Сессия — это тот период времени, в течение которого парламент и его палаты проводят пленарные заседания, работают постоянные комитеты и ко­миссии и принимаются соответствующие решения. Сессии могут быть очередными (ординарными), сроки которых могут определяться в кон­ституции или ином законе (например, весенняя и осенняя сессии), и специальными, внеочередными (экстраординарными), созываемыми по необходимости. Заседания палат парламента обычно проходят раз­дельно, а совместные их заседания проводятся редко (например, при выборах президента, заслушивании ежегодных посланий главы госу­дарства и некоторых иных случаях). Пленарные заседания парламента (палат) подразделяются также на организационные (учредительные) и обычные. Первые, в отличие от вторых, проводятся сразу после парла­ментских выборов и имеют своей главной задачей конституцирование парламента (палаты), т.е. организовать его работу, прежде всего из­брать свое руководство, а иногда и рабочие и иные органы. Созывать сессии могут и главы государств, и руководство парламента или его палат. Внеочередные сессии могут созываться и по предложению пра­вительства и определенных групп депутатов. Промежутки времени между сессиями используются для парламентских каникул и для про­ведения работы депутатов в их избирательных округах, для изучения законопроектов и других документов, подготовки к парламентским слушаниям, заседаниям комитетов и комиссий и др. В отдельных стра­нах (например, в Словакии, Македонии) парламент работает не на сессионной, а на постоянной основе. В ФРГ, Австрии парламенты (па­латы) созываются его руководством или руководством палат по мере необходимости.

Очень важной формой парламентской деятельности являются ор­ганизация и функционирование комитетов и комиссий парламента или его палат, положения о которых разрабатываются и утверждаются пар­ламентами или их палатами. Это могут быть объединенные комитеты палат в двухпалатном парламенте, комитеты однопалатного парламен­та, комиссии или комитеты палат. Важнейшее значение имеет работа постоянных комитетов и комиссий, в которой обычно принимают учас­тие почти все или большинство парламентариев. Число их различно в парламентах разных стран, но чаще всего они создаются по основным направлениям законодательной деятельности (например, по обороне, иностранным делам, бюджету, промышленности, сельскому хозяйству, здравоохранению, образованию, науке, труду и социальным проблемам и т.д.). На заседаниях этих комитетов и комиссий обсуждаются соот­ветствующие предложенные законопроекты, разрабатываются собст­венные предложения по ним, внесенные поправки и замечания, заслу­шиваются и обсуждаются сообщения министров по положению в дан­ной отрасли и т.д. В некоторых странах (Италии, Испании, Греции) они при определенных условиях могут даже принимать отдельные законы меньшей значимости вместо палат. Наряду с постоянными, создаются по надобности и временные комитеты или комиссии (специальные, следственные, ревизионные, согласительные, редакционные и др.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.104.173 (0.026 с.)